педагогические науки
Васильева Виктория Сергеевна, Селенкова Алёна Александровна К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО ...
УДК 376.37
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0037
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© 2020
AuthorlD: 750501
SPIN: 6341-2462
ORCID: 0000-0003-4224-5930
Васильева Виктория Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета Инклюзивного и коррекционного образования
AuthorlD: 779219
SPIN: 2353-8367
ORCID: 0000-0001-6075-0960
Селенкова Алёна Александровна, преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: abramovskih.alena@mail.ru) Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в качестве одного из наиболее эффективных средств коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) мы понимаем совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей. ИКТ, используемые в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений, обладают уникальными дидактическими возможностями, и оказывают полисенсорное воздействие, сочетая динамику, звук и изображение, что даёт возможность наиболее долго удерживать внимание, мотивировать деятельность ребёнка дошкольного возраста (путём моделирования коррекцион-но-развивающей компьютерной среды), в тех случаях, когда другими средствами это сделать не представляется возможным. Эти факторы создают ситуацию успеха, и способствует повышению познавательного интереса у дошкольников с общим недоразвитием речи, что отражает возрастной и мотивационный аспекты коррекционно-раз-вивающей работы с данной категорией детей. В целом, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в логопедическую практику дошкольных образовательных учреждений позволяет сочетать кор-рекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, оптимизировать учебно-познавательный процесс и повышать эффективность коррекционной работы.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; общее недоразвитие речи; логопедическая коррекция; старшие дошкольники; лексико-грамматический строй речи, связная речь, дидактические возможности, содержание коррекционной работы.
ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY PRACTICE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2020
Vasilyeva Victoria Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, Dean of the Faculty of Inclusive and Remedial Education Selenkova Alena Alexandrovna, teacher of the Department of special pedagogy, psychology and subject methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue 69, e-mail: abramovskih.alena@mail.ru) Abstract. The article discusses the use of information and communication technologies as one of the most effective means of correcting violations of lexical and grammatical structure and coherent speech in children of preschool age with General speech underdevelopment (ONR). By information and communication technologies (ICT), we mean a set of methods, production processes, and software and hardware tools integrated for the purpose of collecting, processing, storing, distributing, displaying, and using information for the benefit of its users. ICT used in speech therapy practice of preschool educational institutions have unique didactic capabilities, and have a polysensory effect, combining dynamics, sound and image, which makes it possible to hold attention for the longest time, motivate the activity of a preschool child (by modeling a correctional and developing computer environment), in cases when it is not possible to do this by other means. These factors create a situation of success, and contributes to the increase of cognitive interest in preschoolers with General speech underdevelopment, which reflects the age and motivational aspects of correctional and developmental work with this category of children. In General, the introduction of modern information and communication technologies in speech therapy practice of preschool educational institutions allows combining correctional and educational and developmental tasks of speech therapy, optimizing the educational and cognitive process and improving the effectiveness of correctional work.
Keywords: information and communication technologies; General speech underdevelopment; speech therapy correction; senior preschool children; lexical and grammatical structure of speech, coherent speech, didactic opportunities, content of correctional work.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время одной из актуальных задач системы коррекционного образования в общем, и логопедии в частности, является поиск наиболее эффективных средств коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, обусловленный неуклонным ростом числа детей с речевой патологией. Одним из таких средств являются информационно-коммуникационные технологии, под Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)
которым в широком смысле понимается систематизированная совокупность методов, средств и операций по работе с информацией.
В исследованиях многих учёных в области общей и коррекционной педагогики и психологии (А.В. Аграновский, В.В. Рубцов, Н.Н. Глазкова, В.И. Голод, Е.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, А.П. Ершов, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Л.Р. Лизунова, Т.М. Лифанова, Н.А. Лукина, Н.Н. Малофеев, И.А. Никольская, С.Л. Новоселова, Т.В. Пелымская, Г.П. Петку,
Vasilyeva Victoria Sergeevna, Selenkova Alena Alexandrovna ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION .
pedagogical sciences
И.В. Роберт, Е.Г. Речицкая, В.Д. Труш и др.) отмечается, что использование ИКТ в процессе коррекционно-обра-зовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к категории которых относятся и дети с нарушениями речи, способствует значительному повышению её эффективности [1].
Статистические данные свидетельствуют о том, что наиболее часто встречающимся речевым расстройством у старших дошкольников является общее недоразвитие речи, характеризующиеся нарушением формирования звуковой и смысловой сторон речи при сохранном слухе, зрении и интеллекте [2, с. 34; 3, с. 221].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В 50-60-х г.г. ХХ столетия группа учёных сектора логопедии научно-исследовательского института дефектологии академии педагогических наук РСФСР (Г.И. Жаренкова [4], Г.А. Каше [5], Н.А. Никашина [6], Л.Ф. Спирова [7], Г.В. Чиркина и др.), под руководством профессора Р.Е. Левиной [8], определили три уровня, характеризующих состояние речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Четвёртый уровень был выделен Т.Б. Филичевой на основе длительного изучения состояния речевого развития старших дошкольников [9].
Для детей данной категории характерным является нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза, скудный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя и связной речи, негативно влияющих не только на речевое, но и на психическом развитие ребёнка-дошкольника.
Специфика развития лексико-грамматического строя речи при ОНР рассмотрена в работах многих исследователей (М.Е. Хватцев (1959), Р.Е. Левина (1951, 1958), В.К. Орфинская (1959, 1968), Н.Н. Трауготт (1940), Н.А. Никашина (1968), Г.А. Каше (1985), О.В. Правдина (1973), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1986, 1991), С.Н. Шаховская (1971), Б.М. Гриншпун (1988) и др.) [10].
Также у данной категории детей отмечается своеобразие развития психических функций, сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, что отражено в исследованиях Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши, О.Н. Усановой, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Л.С. Волковой, Е.А. Екжа-новой, Г.И. Колесниковой, Л.В. Кузнецовой, Р.И. Ла-лаевой, Е.М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой и др.
Нарушение формирования вышеназванных речевых компонентов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи создаёт определённые трудности при подготовке к обучению в школе, а также препятствует речевому общению, что в свою очередь, может привести к социальной дезадаптации [11].
В связи с этим на современном этапе развития отечественной логопедии одной из наиболее важных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей данной категории. А сложная структура дефекта при общем недоразвитии речи, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения системной коррекционно-развивающей работы с опорой на сохранные анализаторные системы [12].
Одним из средств, способствующих наиболее оптимальному решению данной задачи, является использование в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений специализированных информационно-коммуникационных технологий.
Применение ИКТ в процессе образования детей с речевыми нарушениями, основывается на исследованиях отечественных и зарубежных учёных в области общей педагогики (Е.И. Машбиц, А.П. Ершов, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, Р. Вильямс, КЫтап 6.М. и др.), а также базируется на результатах исследований отечественных и зарубежных учёных в области специальной
педагогики и психологии (Б.И. Айзенберг, В.И. Голод,
0.П. Белоножко, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ж. Саго, Moores D., Strong Levitt Н., Papert S. И др.) [13].
Впервые компьютер в качестве средства обучения детей дошкольного возраста был применён в Массачусетском технологическом институте США (1971 г.) Сеймур Пейперт с коллективом научных сотрудников создал для дошкольников специальный язык программирования «ЛОГО» [14].
В нашей стране внедрение компьютера в практику дошкольных учреждений было осуществлено в 80-х г.г. XX в. В результате чего было установлено следующее: использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста способствует закреплению и уточнению знаний, повышает познавательную активность, развивает психические функции (внимание, память, мышление, воображение), ориентировку в пространстве, а также повышает мотивацию к занятиям, эффективность обучения, и всесторонне развивает ребёнка-дошкольника [14].
В процессе логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, используются различные средства ИКТ, такие, как специализированные обучающие программы, развивающие игры и учебно-игровые средства [15], а также мультимедийные презентации, которые обеспечивают восприятие информации одновременно несколькими органами чувств в форме аудио-, видеоинформации анимации [16]. Данные средства информационно-коммуникационных технологий способствуют повышению эффективности коррекционной работы: формированию и развитию лексико-грамматического строя и связной речи, фонети-ко-фонематической стороны речи, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Специализированные ИКТ, используемые в процессе логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, обладают уникальными дидактическими возможностями, представленными на рисунке
1.
Рисунок 1 - Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых в логопедической практике (составлено автором)
Другим словами, современные ИКТ, используемые в коррекционно-образовательном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, выполняют следующие функции: являются средством общения, создания проблемных ситуаций, инструментом, источником информации, контролируют действия ребёнка и предоставляют ему новые познавательные возможности [17]. Также использование компьютера в процессе обучения детей с речевыми нарушениями является эффективным средством коррекции вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся [18].
В логопедической практике ДОУ выделяются следу-
педагогические науки
Васильева Виктория Сергеевна, Селенкова Алёна Александровна К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО ...
ющие уровни использования мультимедийных средств:
- Фронтальная работа на уровне «компьютер-проектор-проекционный экран» (мультимедийная презентация). Последовательность показа и логика построения слайдов зависят от цели и задач занятия, поставленных учителем-логопедом, содержания изучаемого материала, планируемых способов работы на занятии [19].
- Индивидуальная работа на уровне мультимедийных дидактических игр, которые характеризуется высокой степенью мотивации. Термин «игра» означает, что деятельность ребёнка за компьютером подчинена определённой цели, для достижения которой он должен выполнять некоторые действия, соответствующие условиям, устанавливаемым компьютерной обучающей программой [20], предусматривающей тщательно выверенную поэтапность, невозможность перехода к новому материалу без прочного усвоения предыдущего, занимательность, различные комбинации упражнений [21].
Таким образом, внедрение специализированных ИКТ в логопедическую практику дошкольных образовательных учреждений значительно расширяет возможности предоставления демонстрационного материала, способствует созданию проблемных ситуаций, организации поисково-исследовательской деятельности, индивидуализации и дифференциации коррекционно-образо-вательного процесса, а также стимулирует мотивацию к обучению.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью статьи является обоснование авторской концепции эффективной организации логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством ИКТ.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвящённой проблеме коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР, использования информационно-коммуникационных технологий в системе специального (коррекционного образования); а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.
Методики обследования речевого развития у детей старшего дошкольного возраста представлены в работах многих исследователей (Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, О.Е. Грибовой, Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломахи, Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, Т.А. Ткаченко, Н.М. Трубниковой, О.С. Ушаковой, Г.В. Чиркиной и др.).
В качестве диагностической мы использовали методику обследования ребёнка с общим недоразвитием речи, составителями которой являются Н.В. Серебрякова и Л.С. Соломаха [22].
Поскольку в данной методике предусмотрена только качественная оценка полученных результатов и не определена количественная, в качестве диагностических критериев последней мы использовали балльную систему оценки, предложенную Е.Ф. Архиповой [23]. Из методов статистической обработки данных использовался ^критерий Стьюдента.
Обследование состояния лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР экспериментальной и контрольной групп было проведено по следующим направлениям: изучение состояния словарного состава, грамматический строй речи и связная речи.
Контингент исследования составили 48 детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование, проведённое на констатирующем этапе эксперимента выявило недостаточный уровень сформированности всех исследуемых компонентов ре-
чевой системы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (таблица 1).
Таблица 1 - Состояние словарного состава, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР на констатирующем этапе эксперимента (в баллах) *
Группа Среднее значение на контрольном этапе эксперимента (Mean) t - критерий Стьюдента (t-value) Значимость различий (р)
Словарный состав {номинативный, предикативный, атрибутивный)
Экспериментальная 15,5 -0,15 <0,87
Контрольная 15,83 Не значимы
Грамматический строй речи {словообразование, словоизменение)
Экспериментальная 18,5 -0,11 <0,9
Контрольная 18,83 Не значимы
Связная речь
Экспериментальная 2,5 -0,17 <0,86
Контрольная 2,58 Не значимы
* составлено авторами
Основываясь на результатах, представленных в таблице 1, мы разработали содержание логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматиче-ского строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством ИКТ, с учётом «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [24].
Организацию логопедической коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством информационно-коммуникационных технологий можно отобразить в виде схемы, представленной на рисунке 2.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В итоге реализации предложенного нами содержания коррекционно-развивающей работы в процессе контрольного сравнительного эксперимента мы получили данные, свидетельствующие о том, что уровень развития словарного состава, грамматического строя и связной речи у детей экспериментальной группы стал значительно выше, по сравнению с контрольной группой (таблица 2).
Таблица 2 - Состояние словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи у старших дошкольников с ОНР на контрольном этапе эксперимента (в баллах) *
Группа Среднее значение на контрольном эксперимента {Mean) t — критерии Стьюдента it-value) Значимость различий (р)
Словарный состав {номинативный, предикативный, атрибутивный)
Экспериментальная 25,58 <0,01
Контрольная 20,5 2,81 Значимы
Грамматич еский строй речи {словообр зование, словоизменение)
Экспериментальная 30,75 2,23 <0,03
Контрольная 24,0 Значимы
Связная речь
Экспериментальная 5.66 2,64 <0,01
* составлено авторами
Организация логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР
Ж
Форма работы I 6 , ..... , ^
Фронтальная (3 раза в неделю)
] [
Индивидуальная (2 раза в неделю)
Используемые компьютерные средства обучения: мультимедийные презентации в соответствии с лексическими темами
Используемые компьютерные средства обучения: игровые обучающие программы
ZZ"
IZ
Подготовительный Основной
этап этап
V I >
s V
Заключительный этап
&s £ 18
И
Рисунок 2 - Организация логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ (составлено авторами)
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)
151
Vasilyeva Victoria Sergeevna, Selenkova Alena Alexandrovna
ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION .
pedagogical sciences
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Итак, вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о том, что применение специализированных информационно-коммуникационных технологий, учитывающих особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в значительной степени увеличивает эффективность процесса логопедической коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи, способствует повышению познавательной активности, а также формированию учебной мотивации и развитию психических процессов, по сравнению с традиционной формой логопедической работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Пути создания и применения мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида //Коррекционная педагогика. 2010. № 4 (40). С. 36-41.
2. ВолковаЛ.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 704 с.
3. Селеверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селеверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.
4. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Школа для детей с ТНР /Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1961. 256 с.
5. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: «Просвещение», 1971. 192 с. с илл. (Науч.-исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР).
6. Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР // Тезисы докладов IV научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1962. С. 164-166.
7. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи (обучение грамоте). Москва, 1962.
8. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. 367с.
9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. М., 2000. 314 с.
10. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звуко-произношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.
11. Васильева В.С., Селенкова А.А. Психологические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при нарушении лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 6. С. 249-267. DOI: 10.25588/ CSPU.2020.15.42.016
12. Васильева В.С., Абрамовских А.А. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 18-26.
13. Трифонова Э.П. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих школьников: дис. канд. пед. наук. М., 2008. 286с.
14. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. 128 с.
15. Солоневичева М.Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. 88 с.
16. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. Изд. 4-е, перераб и доп. Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. 333 с.
17. НазароваН.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. — 10-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 400 с.
18. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2001. 256с.
19. Грибан И.В., Junghanns D. Применение мультимедиа-технологий в образовательном пространстве вуза //Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернет-конференции (25-30 ноября 2011 г., Екатеринбург) / Открытый каталог «Учебные презентации» — Екатеринбург, 2011. С. 5-12.
20. Аствацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). М.: Сентябрь, 2012. 176 с.
21. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. 112 с.
22. Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС (РГПУ им. А.
И. Герцена), 2001. 240 с.
23. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с. (высшая школа)
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М.: Просвещение, 2010. 272 с. (Коррекционное образование).
Статья поступила в редакцию 02.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020