Научная статья на тему 'ЛЕГО-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛЕГО-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГО-терапия / логопедия / дети дошкольного возраста / речевая активность / общее недоразвитие речи / LEGO-based therapy / speech therapy / preschool children / speech activity / general speech underdevelopment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова М. Г.

В статье раскрыты возможности применения ЛЕГО-терапии для активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор раскрывает суть логопедического подхода на основе применения ЛЕГО-конструктора для решения проблем связной и грамматически правильной речи дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGO-THERAPY AS MEANS OF SPEECH ACTIVITY FORMATION IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article discloses possibilities of using Lego-therapy to activate speech activity in preschool children with general speech underdevelopment. The author reveals the essence of a speech-therapy approach based on the use of Lego-designer to solve problems of coherent and grammatically correct speech of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ЛЕГО-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

LEGO-THERAPY AS MEANS OF SPEECH ACTIVITY FORMATION IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Vlasova M.

master's student, department "Pedagogy and teaching methods,

Togliatti State University, Togliatti

ЛЕГО-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Власова М. Г.

магистрант, кафедра «Педагогика и методики преподавания, Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Abstract

The article discloses possibilities of using Lego-therapy to activate speech activity in preschool children with general speech underdevelopment. The author reveals the essence of a speech-therapy approach based on the use of Lego-designer to solve problems of coherent and grammatically correct speech of preschoolers.

Аннотация

В статье раскрыты возможности применения ЛЕГО-терапии для активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор раскрывает суть логопедического подхода на основе применения ЛЕГО-конструктора для решения проблем связной и грамматически правильной речи дошкольников.

Keywords: LEGO-based therapy, speech therapy, preschool children, speech activity, general speech under-development.

Ключевые слова: ЛЕГО-терапия, логопедия, дети дошкольного возраста, речевая активность, общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи, проявляющееся в недостаточной степени развитости всех компонентов речевой системы ребенка, затрагивающее и смысловую, и произносительную составляющие вербальной деятельности, затрудняющее самостоятельное формирование речевых умений, является одной из значимых проблем и самого ребенка, и всего современного общества. На практике это проявляется и как дефицит общеупотребляемых словесных средств, которыми оперирует ребенок, и, в наиболее сложных случаях, как абсолютное их отсутствие в период, когда у детей с норма-развитием уже в достаточной степени сформированы фоне-тико-фонематический и лексико-грамматический компоненты речи [3].

Логопедическое воздействие при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста включает в себя целенаправленную интенсивную работу, целью которой является как развитие понимания воспитанником смысла речи и различных форм слова, так и практическое освоение правил произношения звуков, ритмико-слоговой структуры слова, элементарных форм устной речи в процессе уточнения и расширения словарного запаса. Результатом работы становится не только правильное различение и произношение звуков, но и умение ребенка связно, грамматически и фонетически правильно излагать логику мыслей, к примеру, в ходе рассказа о событиях окружающей жизни и др.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, современный образовательный процесс должен включать в себя новые педагогические методы и технологии, способствующие повышению результативности образования. Прежде всего, речь идет о системно-деятельностном подходе, поскольку именно деятельность выступает в роли эффективного внешнего условия в процессе развития познавательных процессов ребенка. Следовательно, важно организовать содержательную деятельность в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации, применяя, наряду с общепринятыми средствами коррекционно-развива-ющего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи, современные методы и технологии. Одно из средств реализации такого подхода - конструкторы ЛЕГО, дающие ребенку возможность не только участвовать в интересной игре, но и обучаться играя, думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

Лего-терапия как метод преодоления социальных проблем общения первоначально была предложена американским детским нейропсихологом Дэниелем Б. ЛеГоффом, «пионером» в области использования естественного любопытства и мотивации для изменения поведения ребенка с нарушениями развития нервной системы в процессе игры с конструктором ЛЕГО. Созданная ученым модель

совместной игры участников коррекционной деятельности с использованием элементов конструктора Лего предполагает реализацию таких ключевых игровых ролей, как «Инженер» «Строитель» и «Поставщик», дающих возможность играющему осуществлять разнообразные функции указанных персонажей и, следовательно, влекущих за собой создание разных речевых ситуаций.

Отметим, что терапевтический эффект применения ЛЕГО отмечен многими зарубежными учеными. Так, Л.Кегель, клинический директор Центра аутизма Калифорнийского университета, считает ЛЕГО-терапию лучшим видом терапевтической работы, поскольку ребенку весело, для него это игра, а не лечение, он не чувствует «внешнего вмешательства». У.Фрит, профессор Лондонского института когнитивной нейро-биологии, называет методику Д.Б. ЛеГоффа практическим руководством по объединению игроков и совместного творчества с помощью «чистой магии» ЛЕГО [4].

Цель данной статьи - определить, каким образом применение конструкторов ЛЕГО влияет на эффективность логопедической работы с детьми общим недоразвитием речи.

Структура игры включает в себя такие этапы, как: знакомство; взаимодействие; рефлексия. Рассмотрим содержание логопедической работы на каждом из указанных этапов.

(-У

Новые

слова

v_А

В процессе игры роль «Инженер» предполагает описание плана строительства (что строим?) и характеристик деталей (форма, цвет, количество). «Поставщик» находит детали по описанию, организует работу «транспорта» и «доставляет» материалы к месту игры, просит разъяснений, если не понимают, какие детали нужны. «Строитель» использует словесные инструкции в ходе «постройки». Таким образом, ЛЕГО-конструирование выступает в роли средства планирования высказывания, используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ; рассказ по изображению или серии изображений; описательный рассказ, творческий рассказ). Способность заинтересовывать слушателей своим рассказом помогает детям стать общительнее, увереннее в себе, преодолеть застенчивость.

На этапе «Знакомство» педагог предлагает детям выбрать для дальнейшей игры того или иного героя, сконструировав его из элементов ЛЕГО, и «озвучить» его (рассказать о нем от его имени). Задача педагога - мотивировать детей на использование выразительной, четкой, грамотной речи, поощрять за применение разнообразных выразительных средств для передачи характера своего героя.

Постепенно, от занятия к занятию, текст, знакомый по структуре, но произносимый от лица разных персонажей, приобретает большую смысловую наполненность и логичность. Через некоторое время ребенок начинает импровизировать, раскрывать творческий потенциал, включая своих «героев» в содержание знакомых сказок. Такие упражнения стимулируют потребность участников игры в творческом взаимодействии.

На этапе «Взаимодействие» работа ведется уже с несколькими персонажами. В это время совершенствуются навыки общения у детей. Используются методы «пересказ», «рассказ», «диалог». Работа над связностью речи ведется в порядке возрастающей сложности, от освоения новых слов до способности к составлению сложного рассказа (Рис.1)

Сложный рассказ

На этапе «Рефлексия» проводится свободная игра или свободное строительство, когда педагог помогает детям играть вместе, а не поодиночке, проводит наблюдение, делает выводы о успешности проделанной работы, планирует внесение необходимых корректив в последующие коррекцион-ные и игровые мероприятия.

В процессе проведения игры особенно важен уровень сформированности профессиональных компетенций самого педагога, в первую очередь, его мотивированность на педагогическую деятельность с особенными детьми и знание потребностей, специфики развития каждого ребенка [1], межкультурная компетенция, позволяющая работать с детьми, принадлежащими к разным культурным и социальным группам [2].

Таким образом, ЛЕГО-терапия - это программа групповой терапии, применяемая для детей

Рисунок 1 - Процесс возрастания сложности связной речи

с общим недоразвитием речи и с трудностями в общении. Эта терапевтическая работа наиболее подходит для детей, чья основная потребность - социальное общение. Ее также можно адаптировать для тех, кто «неохотно» говорит, выборочно игнорирует звук. Работа наиболее эффективна в группах детей от 5 лет и старше, и помогает в развитии опыта общения и взаимодействия, внимания, умения слушать, рецептивных и выразительных языковых навыков и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Емельянова Т.В. Компетентностный «портрет» будущего педагога инклюзивного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 1 (15). С. 13-16.

2. Емельянова Т.В. Формирование этического компонента межкультурной компетенции у

студентов-историков / Т.В.Емельянова, И.С.Самсо-нова // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 227-230.

3. Основы логопедии: Теоретико-методологические основы логопедии : курс лекций / сост.: Е.А. Харитонова, С.П. Хабарова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. - 51 с. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/323971968.pdf

4. Krauss RAUSS G.W. (2014) Praise for LEGO®-Based Therapy: How to build social competence through LEGO®-based clubs for children with autism and related conditions // LEGO Therapy: Online hub for research, resources, training, and conversation for LEGO therapy and autism URL: http://www.lego-therapy.com/uncategorized/praise-lego-based-therapy-build-social-competence-lego-based-clubs-children-autism-related-conditions/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.