Научная статья на тему 'Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка'

Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8988
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГО-КОНСТРУКТОРЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Церковная Ирина Анатольевна

Рассматривается проблема использования Лего-конструкторов в образовательной деятельности детского сада. Обосновываются возможности продукции LegoEducation в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка. Определена практическая ценность Лего-конструкторов в дошкольном образовании, возможности их использования в совместной и самостоятельной деятельности. Раскрываются три направления использования Лего-конструкторов: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. В обучение детей техническим понятиям используются конструкторы «Первые конструкции» и «Первые механизмы», в речевом развитии -«Моя первая история», «Построй свою историю», в коррекционной работе «Креативный строитель». В системе дошкольного образования происходят значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как первый уровень общего образования, обеспечивающий конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. (ст.10 п.4 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ") ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). В соответствии с нормативными документами перед детским садом стоят задачи: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей и социальной ситуации развития; обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования. Реализация ФГОС дошкольного образования предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности. В результате поиска мы пришли к использованию продукции LEGO-Еducation. Практически во всех группах, в любом детском саду есть конструкторы по типу Лего, они стоят дешевле, а построить можно любую конструкцию. И еще один вопрос возник из жизненных наблюдений, почему ЛЕГО вызывает настоящий восторг у детей. Мы познакомились с продукцией LEGO-Еducation, которая позволяет детям дошкольного возраста осваивать научные, технические знания. Лего позволяет учиться, играя, и обучаться в игре. Лего индивидуализирует процесс, ребенок сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка он становится субъектом, а не объектом образования. [1] Перспективность применения продукции Лего обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. Лего-конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших и каждый ребенок может с ней справиться. [2] Практическая ценность Лего-конструкторов дошкольном образовании выражается в умении детей работать в паре; овладении Лего-терминологией; желание открывать новое в мире науки и техники; нестандартности и неоднозначности в решении поставленных задач; желание детей помочь друг другу развитии коммуникативных умений; выявлении детей с конструкторскими способностями; способность логически мыслить. ЛЕГО-конструкторы в детском саду используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности. Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской деятельности [3]. Работу по использованию Лего-конструкторов в нашем детском саду можно условно разделить на три направления: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. Первое направление: развитие технических навыков, усвоение научных понятий. Педагоги, работая с данным конструктором, отметили качество деталей, прочность крепления, но самое главное с какой легкостью, используя методические рекомендации LEGO-Еducation, можно научить детей научным понятиям. Сегодня мы осваиваем технику работы с Лего-конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми 6-7 лет. Ведется разработка краткосрочных образовательных практик для детей 5-6 лет. Итогом нашей деятельности предполагаем проведение в детском саду Лего-фестиваля, с участием родителей и детей старших и подготовительных групп. Планируем проведение мастер-классов для воспитателей города и края по работе с разными видами ЛЕГОконструкторов. Использование Лего-конструкторов в соответствии с методическими рекомендациями позволяет расшить содержание образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников образовательных отношений, создать образовательную среду, ориентированную на удовлетворение интересов ребенка и повысить качество дошкольного образования. Развивая второе направление речевое развитие, мы используем методические рекомендации и конструкторы Лего-Дупло «Моя первая история» и «Построй свою историю». Использование данных конструкторов в образовательной среде группы более всего соответствует принципу индивидуализации. Ребенок придумывает и рассказывает истории интересные, важные для него, обсуждает события из жизни общества, фильмы, книги, телевидение. Мы соединили технику работы на трех платформах (настоящее, прошлое, будущее) и классическую методику обучению детей дошкольного возраста рассказыванию. Конструкторы из серии «Построй свою историю» это образовательное решение, опирающееся на инновационный подход к обучению целому набору важных навыков. Развиваются языковые навыки: чтение, письмо, речь. Формируются коммуникационные навыки: умение строить вербальные модели, способность эффективно воспринимать и излагать информацию. Навыки взаимодействия: развитие навыков командной работы, поиска и воплощения совместных 968 решений. Навыки творческого и критического мышления: умение придумывать новые истории или анализировать уже существующие, решая определенные задачи. Формируются ИКТ компетенции: развитие навыков работы с ПК и цифровых методов обработки информации. Вместе с детьми мы научились не только строить, рассказывать истории, но и составлять комиксы, используя специальное программное обеспечение. Занимаясь вопросами инклюзивного образования, педагогический коллектив столкнулся с проблемой, создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка с задержкой психического развития. Так в нашей деятельности возникло третье направление коррекционное. Дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального развития значительно отстают по срокам от сверстников. У таких детей низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, их мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, они постоянно двигаются. Дефектологи отмечают, что «бесцельное хождение», это «будильник», «аккумулятор» их головного мозга. Учитывая все особенности, в коррекционной работе мы решили использовать Лего-конструктор «Креативный строитель» для детей 25 лет. Основную цель мы поставили: развитие зрительной координации и пространственного восприятия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Конструктор имеет крупные, яркие детали, понятные, четкие схемы. Постройки получаются прочные и реалистичные, позволяют точно обследовать предмет, выделять нужные свойства, обозначать эти свойства словом. Мы соединили деятельность с конструктором с компьютерной игрой лего -дупло «Мороженое», что позволило повысить уровень мотивации, и систематизировать коррекционную работу. Система работы по использованию Лего-конструкторов в образовательной среде детского сада, в первую очередь изменила отношение педагогов к конструированию, его значению в психическом и личностном развитии ребенка. Лего-конструирование вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью, возможно, учить детей дошкольного возраста объединяться в пары, микро-группы, успешно развивать их творческие способности, воображение, интеллектуальную активность, формировать коммуникативные навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Церковная Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка»

Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной

на интересы ребенка

Церковная Ирина Анатольевна

СГПИ (филиал) ФБГОУ ВПО "ПГНИУ", МАДОУ"Детский сад № 17", г.Соликамск

Ключевые слова:

Лего-конструкторы, индивидуализация, образовательная среда, инклюзивное образование, познавательное развитие

Аннотация:

Рассматривается проблема использования Лего-конструкторов в образовательной деятельности детского сада. Обосновываются возможности продукции Lego- Education в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка. Определена практическая ценность Лего-конструкторов в дошкольном образовании, возможности их использования в совместной и самостоятельной деятельности. Раскрываются три направления использования Лего-конструкторов: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. В обучение детей техническим понятиям используются конструкторы «Первые конструкции» и «Первые механизмы», в речевом развитии -«Моя первая история», «Построй свою историю», в коррекционной работе - «Креативный строитель».

В системе дошкольного образования происходят значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как первый уровень общего образования, обеспечивающий конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. (ст.10 п.4 Закон 273-Ф3 "Об образовании в РФ")

ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

В соответствии с нормативными документами перед детским садом стоят задачи: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей и социальной ситуации развития; обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Реализация ФГОС дошкольного образования предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности. В результате поиска мы пришли к использованию продукции LEGO-Education.

Практически во всех группах, в любом детском саду есть конструкторы по типу Лего, они стоят дешевле, а построить можно любую конструкцию. И еще один вопрос возник из жизненных наблюдений, почему ЛЕГО вызывает настоящий восторг у детей.

Мы познакомились с продукцией LEGO-Education, которая позволяет детям дошкольного возраста осваивать научные, технические знания.

Лего позволяет учиться, играя, и обучаться в игре. Лего индивидуализирует процесс, ребенок

сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка - он становится субъектом, а не объектом образования. [1]

Перспективность применения продукции Лего обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.

Лего-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших и каждый ребенок может с ней справиться. [2]

Практическая ценность Лего-конструкторов дошкольном образовании выражается в умении детей работать в паре; овладении Лего-терминологией; желание открывать новое в мире науки и техники; нестандартности и неоднозначности в решении поставленных задач; желание детей помочь друг другу - развитии коммуникативных умений; выявлении детей с конструкторскими способностями; способность логически мыслить.

ЛЕГО-конструкторы в детском саду используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности. Основой образовательной деятельности является игра - как ведущий вид детской деятельности [3].

Работу по использованию Лего-конструкторов в нашем детском саду можно условно разделить на три направления: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность.

Первое направление: развитие технических навыков, усвоение научных понятий.

Педагоги, работая с данным конструктором, отметили качество деталей, прочность крепления, но самое главное с какой легкостью, используя методические рекомендации LEGO-Еducation, можно научить детей научным понятиям.

Сегодня мы осваиваем технику работы с Лего-конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми 6-7 лет. Ведется разработка краткосрочных образовательных практик для детей 5-6 лет. Итогом нашей деятельности предполагаем проведение в детском саду Лего-фестиваля, с участием родителей и детей старших и подготовительных групп. Планируем проведение мастер-классов для воспитателей города и края по работе с разными видами ЛЕГО-конструкторов.

Использование Лего-конструкторов в соответствии с методическими рекомендациями позволяет расшить содержание образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников образовательных отношений, создать образовательную среду, ориентированную на удовлетворение интересов ребенка и повысить качество дошкольного образования.

Развивая второе направление - речевое развитие, мы используем методические рекомендации и конструкторы Лего-Дупло «Моя первая история» и «Построй свою историю».

Использование данных конструкторов в образовательной среде группы более всего соответствует принципу индивидуализации. Ребенок придумывает и рассказывает истории интересные, важные для него, обсуждает события из жизни общества, фильмы, книги, телевидение. Мы соединили технику работы на трех платформах (настоящее, прошлое, будущее) и классическую методику обучению детей дошкольного возраста рассказыванию.

Конструкторы из серии «Построй свою историю» - это образовательное решение, опирающееся на инновационный подход к обучению целому набору важных навыков. Развиваются языковые навыки: чтение, письмо, речь. Формируются коммуникационные навыки: умение строить вербальные модели, способность эффективно воспринимать и излагать информацию. Навыки взаимодействия: развитие навыков командной работы, поиска и воплощения совместных

решений. Навыки творческого и критического мышления: умение придумывать новые истории или анализировать уже существующие, решая определенные задачи. Формируются ИКТ компетенции: развитие навыков работы с ПК и цифровых методов обработки информации.

Вместе с детьми мы научились не только строить, рассказывать истории, но и составлять комиксы, используя специальное программное обеспечение.

Занимаясь вопросами инклюзивного образования, педагогический коллектив столкнулся с проблемой, создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка с задержкой психического развития.

Так в нашей деятельности возникло третье направление - коррекционное.

Дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального развития значительно отстают по срокам от сверстников. У таких детей низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, их мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, они постоянно двигаются. Дефектологи отмечают, что «бесцельное хождение», это «будильник», «аккумулятор» их головного мозга. Учитывая все особенности, в коррекционной работе мы решили использовать Лего-конструктор «Креативный строитель» для детей 2- 5 лет. Основную цель мы поставили: развитие зрительной координации и пространственного восприятия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Конструктор имеет крупные, яркие детали, понятные, четкие схемы. Постройки получаются прочные и реалистичные, позволяют точно обследовать предмет, выделять нужные свойства, обозначать эти свойства словом. Мы соединили деятельность с конструктором с компьютерной игрой лего -дупло «Мороженое», что позволило повысить уровень мотивации, и систематизировать коррекционную работу.

Система работы по использованию Лего-конструкторов в образовательной среде детского сада, в первую очередь изменила отношение педагогов к конструированию, его значению в психическом и личностном развитии ребенка.

Лего-конструирование - вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью, возможно, учить детей дошкольного возраста объединяться в пары, микро-группы, успешно развивать их творческие способности, воображение, интеллектуальную активность, формировать коммуникативные навыки.

Список литературы:

1. Ветошкина, Ю.А. ЛЕГО-конструирование - что это, модная игра или серьёзное занятие?/ URL:http://lego.ucoz.ru/publ/lego_konstruirovanie_chto_ehto_modnaja_igra_ili_serjoznoe_zanjatie, 15.10.2014

2. Роль конструктора лего в развитии ребенка./ URL: ourworldgame.ru/konstruktor-lego-i-razvitie-rebenka, 15.10.2014

3. Фешина, Е.В. Лего конструирование в детском сад. Пособие для педагогов/Е.В. Фешина. - М.: Сфера. - 2011. - 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.