Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна, Азизова Людмила Хамбертовна, Арслангереева Джамиля Ильмутдиновна

В статье рассматриваются наиболее существенные черты компетентносного портрета педагога высшей школы в условиях её глубокого реформирования. Целью работы является рассмотрение изменений в структуре компетентности преподавателя как необходимого условия дальнейшего совершенствования системы высшего образования в нашей стране. На страницах данной работы даются описания сущности и структуры его компетентности. Авторы уделяют внимание и такой характеристике педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность в современном вузе, как профессиональная направленность. Далее анализируются его универсальные компетенции, а затем - профессиональные. Причём рассмотрение последних осуществляется в связи с основными видами деятельности, реализуемыми современным преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна, Азизова Людмила Хамбертовна, Арслангереева Джамиля Ильмутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MODERN HIGH SCHOOL TEACHER

The article examines the most significant features of the higher school teacher competence profile in the higher education deep reform context. Work’s purpose is to consider changes in the teacher competence structure as a necessary condition for further Russian higher education system improvement. On the pages of this article his/her competence essence and structure descriptions are given. The authors also pay attention to such modern higher school pedagogical employer characteristic as a professional orientation. Then his/her universal competencies are analyzed, and then his/her professional ones. Moreover, consideration of the latter is carried out in connection with the main activities implemented by a modern teacher.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

2. Бабич, А.В. К вопросу о профессиональной компетентности учителя ОБЖ как психолого-педагогической проблеме / А.В. Бабич // Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс". - 2012. - № 43. - С. 12-30

3. Богатырева, Ю.И. К вопросу о компетентности будущих педагогов в области информационной безопасности / Ю.И. Богатырева // Информационная среда образования и науки. - 2012. - № 11. - С. 12-15

4. Исаева, Е.В. Проблемы безопасности жизнедеятельности / Е.В. Исаева, Г.И. Сметанкина, О.В. Дорохова. -Экономика и социум. - 2018. - № 10 (53). - С. 293-296

5. Кисляков, П.А. Направления профессиональной подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности / П.А. Кисляков. - Образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 20.

6. Львова, Е.Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности / Е.Л. Львова. - Образование и наука. - 2009. - № 11. - С. 60-67

7. Малков, С.П. Историко-правовые аспекты организации обучения основам безопасности жизнедеятельности в Российской школе / С.П. Малков. - Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 3. - С. 63-72

8. Михайлов, А.А. Модель методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности / А.А. Михайлов. - Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 114-125

9. Павленкович, С.С. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности в системе вузовской подготовки / С.С. Павленкович // Сборник научных статей ИЦ "Наука". - 2010. -№ 180. - С. 25-28

10. Ребко, Э.М. Формирование профессиональной компетентности у будущих бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» / Э.М. Ребко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2016. - № 180. - С. 12-17

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Луиза Исламудиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии Азизова Людмила Хамбертовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного

и дополнительного образования Арслангереева Джамиля Ильмутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее существенные черты компетентносного портрета педагога высшей школы в условиях её глубокого реформирования. Целью работы является рассмотрение изменений в структуре компетентности преподавателя как необходимого условия дальнейшего совершенствования системы высшего образования в нашей стране. На страницах данной работы даются описания сущности и структуры его компетентности. Авторы уделяют внимание и такой характеристике педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность в современном вузе, как профессиональная направленность. Далее анализируются его универсальные компетенции, а затем -профессиональные. Причём рассмотрение последних осуществляется в связи с основными видами деятельности, реализуемыми современным преподавателем.

Ключевые слова: высшее образование, педагог высшей школы, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога высшей школы, профессиональная направленность педагога высшей школы.

Annotation. The article examines the most significant features of the higher school teacher competence profile in the higher education deep reform context. Work's purpose is to consider changes in the teacher competence structure as a necessary condition for further Russian higher education system improvement. On the pages of this article his/her competence essence and structure descriptions are given. The authors also pay attention to such modern higher school pedagogical employer characteristic as a professional orientation. Then his/her universal competencies are analyzed, and then his/her professional ones. Moreover, consideration of the latter is carried out in connection with the main activities implemented by a modern teacher.

Key words: higher education, higher school teacher, professional competence, professional competence of a higher school teacher, professional orientation of a higher school teacher.

Введение. Последние годы ознаменовались рядом глобальных вызовов для нашей страны (Г.С. Альтшуллер, Т.Е. Климова, Ж.А. Корнеева, Л.Д. Столяренко, М.В. Фоминых). Симметричный ответ на них требует внесения определённых изменений в целый ряд отраслей российской экономики [6, С. 67-68]. В свою очередь, их трансформация влечёт за собой необходимость преобразований в сфере подготовки будущих высококвалифицированных кадров, которые уже завтра займут места в соответствующих секторах [8, С. 36-37]. Метаморфозы же в этой области обуславливают изменение места преподавателя высшей школы в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях его роль как носителя суммы готовых знаний, редуцируется. Но возрастает - как тьютора и консультанта, указывающего студентам оптимальные пути к их получению и, по мере необходимости, вносящего коррективы в соответствующий процесс (Э.Г. Азимов, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Т.Е. Климова, Ж.А. Корнеева, И.П. Твердохлебова, А.Н. Щукин).

Естественно, что такой педагог высшей школы должен характеризоваться несколько иным набором компетенций, чем предшественники, осуществлявшие профессионально-педагогическую деятельность на более ранних этапах развития системы отечественного ВО [1, С. 11]. Сущностной и структурной характеристике его профессионального портрета посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная компетенция является, по существу, базовой качественной характеристикой современного педагога, осуществляющего образовательную деятельность по программам вуза. В качестве основного показателя её сформированности выступает чёткое видение преподавателем ориентиров обучения, таких, как эталон будущего профессионала и последовательность действий, направленных на его формирование [2, С. 36].

Соответственно, структура профессиональной компетентности современного преподавателя высшей школы представляет собой систему, куда входят:

- личностные качества, формирующие его направленность;

- система психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности в пространстве современного вуза;

- комплекс профессиональных и универсальных компетенций [12, С. 361-362].

Как видим, в структуре компетентности современного педагога высшей школы непоследнюю роль играет его профессиональная направленность. Она включает:

- осознанное стремление к непрерывному совершенствованию собственных компетенций на протяжении всей карьеры (Э.Ф. Зеер, И.Н. Ким, Ю.А. Кузьмин, Ф.В. Шарипов);

- интерес к реализуемой деятельности;

- положительное отношение к профессии преподавателя высшей школы в целом [4, С. 118].

Таким образом, профессиональная направленность современного преподавателя оказывает влияние на его мотивацию, а, значит, и на эффективность реализации профессиональных обязанностей [10, С. 290]. Современными педагогами, как правило, выделяются четыре стадии развития профессиональной направленности:

- появление интереса к профессии, формирование осознанной потребности к овладению ей;

- развитие устойчивого интереса к осуществлению различных форм профессиональной деятельности;

- складывание целеустремлённости в овладении основами педагогического мастерства;

- становление системы качеств, значимых с точки зрения успешной реализации преподавателем его профессиональных обязанностей (Т.В. Голубинская, В.С. Горбунова, Ю.А. Кузьмин, Л.А. Найниш, В.О. Тищенко).

Далее следует рассказать об универсальных компетенциях преподавателя высшей школы. Они носят надпредметный характер и часто также обозначаются терминами «универсальные навыки», «гибкие навыки» или «мягкие навыки» [11, С. 318]. На современной стадии развития педагогики высшей школы можно выделить двенадцать основных кластеров таких компетенций [12, С. 330] (Табл. 1).

Таблица 1

Универсальные компетенции современного педагога высшей школы

№ п/п Компетенции

1 Компетенция непрерывного самосовершенствования на протяжении всей профессиональной жизни.

2 Компетенция здоровьесбережения.

3 Компетенция эффективного устного и письменного профессионального общения на государственном языке РФ.

4 Компетенция эффективного устного и письменного профессионального общения на иностранном языке [1, С. 10].

5 Социальная ответственность педагога высшей школы.

6 Компетенция эффективной когнитивной деятельности.

7 Компетенция продуктивного социального взаимодействия, в т.ч. с другими субъектами образовательных отношений [2, С. 19].

8 ИКТ-компетентность преподавателя.

9 Компетентность преподавателя в вопросах, связанных с реализацией конкретных форм его профессиональной деятельности.

10 Компетенция предотвращения риска возникновения производственных аварий и катастроф, а также защиты от их последствий [8, С. 65].

11 Правовая компетентность преподавателя.

12 Компетенция ценностно-смысловой ориентации в окружающей действительности.

Внутри перечисленных кластеров практически перманентно происходит конкретизация и обновление формулировок, обозначающих те или иные универсальные компетенции [11, С. 319-320].

В отличие от универсальных профессиональные компетенции, как это следует из их названия, определяются с учётом основных видов профессиональной деятельности [12, С. 386]. Современный преподаватель высшей школы реализует следующие виды деятельности:

- учебно-методическая;

- организационно-методическая;

- научно-исследовательская;

- воспитательная [5, С. 266].

Конечно, содержание компетенций, которые мы можем отнести к этой группе, определённым образом варьируется. В первую очередь особенности конкретного их набора зависят от профиля преподаваемых педагогом дисциплин [7, С. 70]. На страницах данной статьи в качестве примеров компетенций, необходимых для реализации им различных видов деятельности, взяты черты профессионального портрета педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность по программам психолого-педагогических дисциплин.

Далее, в целях раскрытия темы настоящей статьи следует рассмотреть систему профессиональных компетенций, необходимых педагогу ВШ для успешного осуществления учебно-методической работы в современных условиях (Табл. 2).

Учебно-методические компетенции современного преподавателя высшей школы

№ п/п Компетенции

1 Демонстрирует уверенное знание основ психологии и социальной психологии [9, С. 30].

2 Характеризуется наличием комплекса умений и навыков, позволяющих эффективно применять знания из области преподаваемых дисциплин в ходе осуществления различных форм учебно-методической деятельности (А.П. Истомина, Г.Т. Клитнков, А.С. Самойлова).

3 Уверенно владеет основными методами формирования навыков самостоятельной работы обучающихся [7, С. 146-147].

4 Умеет транслировать учебный материал во взаимосвязи с прочими дисциплинами, представленными в учебных планах, осваиваемых студентами.

5 Владеет комплексом умений и навыков, необходимых для способен разработки электронных учебно-методических пособий.

6 Готов к широкому применению инновационных образовательных технологий (И.С. Батракова, Е.Н. Глубокова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына).

7 Знаком с основными психологическими особенностями юношеского возраста, а равно и ключевыми чертами возможного влияния индивидуальных характеристик обучающихся на ход образовательного процесса [12, С. 254].

8 Обладает умениями и навыками, позволяющими эффективно разрабатывать учебно-методические материалы для проведения деловых игр и реализации метода кейс-стади [5, С. 267-268].

9 Владеет методикой поиска, обработки, структурирования и преобразования актуальных научных данных в учебный материал, методами и приёмами, необходимыми для составления тестов, задач и упражнений по преподаваемой академической дисциплине.

10 Знаком с биологическими и психологическими пределами человеческого восприятия и усвоения.

11 Может использовать владеет основные приёмы и методы устного и письменного изложения предметного материала.

12 Характеризуется развитой системой умений и навыков, необходимых для составления УМК по преподаваемым дисциплинам [6, С. 69].

Продолжая разговор о компетентности современного педагога высшей школы, отметим, что сегодня подготовка будущих профессионалов на ступени высшего образования предусматривает активизацию формирования у них системы надпредметных компетенций [3, С. 43]. Следовательно, в структуре их обучения возрастает значение внеучебной деятельности, а также учебной и производственной практик (Е.Н. Глубокова, Г.Т. Клитнков, Е.П. Позднякова, А.В. Федотова, А.В. Хуторской, Ф.Г. Ялалов). Сказанное влечёт за собой рост значения организационно-методических компетенций педагогических работников (Табл. 3).

Таблица 3

Oргaнизaциoннo-мeтoдичecкиe компетенции современного преподавателя высшей школы

№ п/п Компетенции

1 Демонстрирует наличие развитой системы умений и навыков, связанных с подготовкой и проведением научно-практических конференций, в т.ч. с использованием ИКТ.

2 Обладает комплексом способностей, необходимых для успешной организации и проведения педагогической практики студентов.

3 Готов к продуктивному взаимодействию с образовательным комплексом региона в целях решения общих задач обучения и воспитания представителей молодёжной среды [10, С. 289].

Неотъемлемой частью профессиональных обязанностей современного преподавателя является также научно-исследовательская деятельность [2, С. 36-37]. Её успешная реализация позволяет актуализировать набор приёмов и методов, используемых при осуществлении учебной и внеучебной деятельности со студентами. Осуществление этого вида деятельности также предполагает достаточный уровень развития соответствующих компетенций (Табл. 4).

Научно-исследовательские компетенции современного преподавателя высшей школы

№ п/п Компетенции

1 Готов к организации и участию в продуктивной деятельности исследовательских групп, функционирующих на постоянной или временной основе [9, С. 31].

2 Характеризуется достаточным уровнем развития системы знаний, умений и навыков, позволяющих представлять результаты научно-исследовательской деятельности в различных формах.

3 Умеет планировать и транслировать учащимся содержательную сторону преподаваемых дисциплин с учётом новейших тенденций в соответствующей области.

4 Готов к проведению исследовательской работы, в т.ч. с применением современных информационных систем [12, С. 154-155].

5 Уверенно владеет теорией и методологией научного исследования.

6 Демонстрирует наличие умений и навыков, необходимых для рецензирования и анализа результатов научных исследований, затрагивающих проблемы высшей школы и своей научной области (П.Я. Гальперин, Е.П. Позднякова, А.В. Хуторской).

7 Умеет разрабатывать актуальные научные проблемы, обладающие определённой значимостью с точки зрения развития теории и практики отечественного ВО.

В условиях современной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и/или магистратуры, сохраняет свою важность воспитательная работа. Она позволяет интенсифицировать процесс формирования у будущих профессионалов системы упоминавшихся выше надпрадметных компетенций, подготовить их к существованию в условиях общества ближайшего будущего [8, С. 99]. Соответственно, должны быть рассмотрены компетенции педагога, необходимые для её успешного осуществления (Табл. 5).

Таблица 5

Воспитательные компетенции современного преподавателя высшей школы

№ п/п Компетенции

1 Владеет навыками применения достижений науки, культуры и искусства как средств эффективного воспитательного воздействия на студентов.

2 Способен выполнять функционал куратора академической группы [7, С. 146].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Умеет использовать знания, умения и навыки, относящиеся к его профессиональной области, в качестве средства воспитания учащихся.

4 Владеет методикой организации и проведения воспитательных мероприятий.

5 Готов участвовать в реализации социально-значимых проектов в среде учащейся молодёжи [2, С. 87-88].

Выводы. Таким образом, мы можем заключить, что профессиональная компетенция представляет собой базовую качественную характеристику современного педагога, осуществляющего образовательную деятельность по программам вуза.

Её структура представляет собой систему, в которую входят: личностные качества, формирующие направленность преподавателя; система психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности в пространстве современного вуза; комплекс профессиональных и универсальных компетенций.

Входящие в неё универсальные компетенции носят надпредметный характер. На современной стадии развития педагогики высшей школы можно выделить двенадцать кластеров таких компетенций. Внутри них постоянно идёт конкретизация и обновление формулировок, обозначающих те или иные универсальные компетенции.

В отличие от универсальных профессиональные компетенции определяются с учётом основных видов профессиональной деятельности. Современный преподаватель высшей школы реализует следующие её виды: учебно-методическая; организационно-методическая; научно-исследовательская; воспитательная. Соответствуующим образом подразделяются и категории компетенций.

Их содержание может варьироваться. Особенности конкретного их набора в основном зависят от профиля преподаваемых педагогом дисциплин.

Литература:

1. Ачкасова, Н.Н. Формирование навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по английскому языку как средство включения их в непрерывное самообразование / Н.Н. Ачкасова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 6(97). - С. 10-12

2. Гринкруг, Л.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития / Л.С. Гринкруг. - Москва: Академия Естествознания, 2012 - 150 с.

3. Гуторова, Г.Д. Сущность и содержание метапредметного подхода в педагогической науке и ФГОС / Г.Д. Гуторова // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 5(33). - С. 41-50

4. Дронова, С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда / С.Ю. Дронова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 6. - С. 115-121

5. Ерина, И.А. Кейс-метод как ведущая технология формирования коммуникативной компетентности / И.А. Ерина, С.П. Черкашина, В.А. Лапшин // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2 (93). - С. 266-268

6. Иванова, Н.Н. Развитие профессиональной компетентности преподавателей среднего профессионального образования в современных образовательных условиях / Н.Н. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 4(95). - С. 67-69

7. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.В. Исаев. - Москва: Академия, 2004.- 208 с.

8. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва: РосНОУ, 2022 - 177 с.

9. Осадченко, И.И. Психодидактический контекст деятельности современного учителя: от Я.А. Коменского - к настоящему / И.И. Осадченко, М.М. Ткачук // Гуманитарные балканские исследования. - 2019. - Т. 3. - № 1(3). - С. 29-32

10. Петрук, Г.В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета / Г.В. Петрук // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 2(27). - С. 289-291

11. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 318-320

12. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 540 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения актуальной для логопедии проблемы. Ее актуальность связана с увеличением числа детей, имеющих проблемы развития речи в дошкольном возрасте. В кратком литературном обзоре определен характер нарушений фонематической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Зарегистрирована степень влияния фонематических перцептивных способностей на речевое развитие ребенка. Рассмотрена зависимость между возможностями овладения ребенком навыками звукового анализа и уровнем фонематического недоразвития. Причины его возникновения позиционируются с различными научными подходами к пониманию проблемы в целом. Представлена сравнительная характеристика фонематических перцептивных способностей детей с речевой патологией и детей с нормативным речевым развитием. Результаты сравнительного экспериментального исследования свидетельствуют о трудностях формирования у детей с нарушениями речевого развития восприятия фонем. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что любая степень нарушения фонематических перцептивных способностей является препятствием для приобретения способности к спонтанному овладению навыками звукового анализа и синтеза. Нарушенное фонематическое восприятие также препятствует освоению чтения и письма.

Ключевые слова: фонематический слух, фонематические перцептивные способности, фонематические нарушения, фонематический анализ и синтез, общее недоразвитие речи, дошкольники с тяжелыми нарушения речи.

Annоtation. The article presents the results of theoretical and experimental study of the problem relevant to speech therapy. Its relevance is associated with an increase in the number of children with speech development problems in preschool age. In a brief literary review, the nature of violations of the phonemic side of speech of preschoolers with general speech underdevelopment is determined. The degree of influence of phonemic perceptual abilities on the speech development of the child is recorded. The dependence between the child's ability to master the skills of sound analysis and the level of phonemic underdevelopment is considered. The causes of its occurrence are positioned with various scientific approaches to understanding the problem as a whole. Comparative characteristics of phonemic perceptual abilities of children with speech pathology and children with normative speech development are presented. The results of a comparative experimental study indicate difficulties in the formation of phoneme perception in children with speech development disorders. The conducted research allowed us to conclude that any degree of violation of phonemic perceptual abilities is an obstacle to acquiring the ability to spontaneously master the skills of sound analysis and synthesis. Impaired phonemic perception also hinders the development of reading and writing.

Key words: phonemic hearing, phonemic perceptual abilities, phonemic disorders, phonemic analysis and synthesis, general speech underdevelopment, preschoolers with severe speech disorders.

Введение. В настоящее время вопросы изучения процессов восприятия фонем у детей дошкольников являются актуальными в связи с их особой значимостью для становления всей речевой системы. Старший дошкольный возраст обусловлен подготовкой ребенка к его дальнейшему обучению в школе. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь дошкольника, зависит его дальнейшее познавательное и личностное развитие.

Недостаточность фонематических перцептивных способностей обуславливает трудности овладения звукопроизносительной стороной речи, формирования навыков письма и чтения, что является предрасполагающим фактором развития дислексии и дисграфии уже на начальной ступени школьного обучения и сказывается на успешности освоения ими учебной программы. Вышесказанное определяет значимость изучения особенностей состояния фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, для выявления наиболее страдающих компонентов, с целью дальнейшего построения максимально эффективной коррекционной работы [2, 8, 9].

Дословесное развитие ребенка определяет возможности для развития фонематических кодов языка. Вербальная грамматика начинается с произношения. Интонационный контур появляется уже во время лепета, а затем переходит в речь. У ребенка формируется раннее развитие чувствительности к мелодичным формам речи, при этом сами слова воспринимаются как единая звуковая система. Ранние ритмические, интонационные и мелодические вокализации постепенно начинают различаться как акустические и артикуляционные. В 10-11 месяцев дети начинают различать интонационные и фонематические аспекты речи взрослых. Сначала они различают звуки акустически, затем вовлекаются артикуляторно-моторные различия, и, наконец, на первый план выходит различение акустических различий. Таким образом, ведущую роль в развитии процессов восприятия фонем играет взаимодействие акустического и артикуляторного компонентов [4, 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.