Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунгиева Нина Зурабовна, Магомедова Разият Магомедовна, Шихамирова Бата Абдулгамидовна

На страницах настоящей статьи подвергается рассмотрению феномен креативной компетентности современного педагогического работника, осуществляющего профессиональную деятельность в образовательном пространстве высшей школы. В статье рассмотрена взаимосвязь экономических и культурных процессов с одной стороны и глубокой трансформации требований современного социума к системе высшего образования - с другой. Авторы делают вывод о том, что на настоящем этапе развития отечественной высшей школы одно из ведущих мест в структуре компетентности современного преподавателя занимает креативная компетентность. В статье проведён анализ дефиниции «креативная компетентность» и её отдельных составляющим. Авторами исследуется значение креативной компетентности современного преподавателя высшей школы в различных сферах его деятельности. Особое внимание при этом уделено научно-исследовательской работе как требующей наиболее творческого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мунгиева Нина Зурабовна, Магомедова Разият Магомедовна, Шихамирова Бата Абдулгамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE COMPETENCE OF HIGHER EDUCATION TEACHER

On this article’s pages, the modern teacher’s, who carries out professional activities in the higher education, creative competence is considered. The publication’s first part will examine the relationship between political, economic and cultural processes on the one hand and the deep transformation of the modern society’s requirements to the higher education on the other. It will be proved that at the present stage of the national higher school development, one of the leading places in the modern teacher’s competence structure is occupied by creative competence. The next part of the article is devoted to the analysis of the «creative competence» definition and its individual components. Further, the significance of the modern higher school teacher’s creative competence a in various spheres of his activity is investigated. Special attention is paid to research work as requiring the most creative approach.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

8. Маркова И.И., Красненкова С.А. Социализация подростков и риски асоциального поведения. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. - 368 с.

Психология

УДК 159

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Мунгиева Нина Зурабовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Разият Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Шихамирова Бата Абдулгамидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. На страницах настоящей статьи подвергается рассмотрению феномен креативной компетентности современного педагогического работника, осуществляющего профессиональную деятельность в образовательном пространстве высшей школы. В статье рассмотрена взаимосвязь экономических и культурных процессов с одной стороны и глубокой трансформации требований современного социума к системе высшего образования - с другой. Авторы делают вывод о том, что на настоящем этапе развития отечественной высшей школы одно из ведущих мест в структуре компетентности современного преподавателя занимает креативная компетентность. В статье проведён анализ дефиниции «креативная компетентность» и её отдельных составляющим. Авторами исследуется значение креативной компетентности современного преподавателя высшей школы в различных сферах его деятельности. Особое внимание при этом уделено научно-исследовательской работе как требующей наиболее творческого подхода.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, преподаватель высшей школы, профессиональные компетенции преподавателя высшей школы, надпрофессиональные компетенции преподавателя высшей школы, научное творчество.

Annotation. On this article's pages, the modern teacher's, who carries out professional activities in the higher education, creative competence is considered. The publication's first part will examine the relationship between political, economic and cultural processes on the one hand and the deep transformation of the modern society's requirements to the higher education on the other. It will be proved that at the present stage of the national higher school development, one of the leading places in the modern teacher's competence structure is occupied by creative competence. The next part of the article is devoted to the analysis of the «creative competence» definition and its individual components. Further, the significance of the modern higher school teacher's creative competence a in various spheres of his activity is investigated. Special attention is paid to research work as requiring the most creative approach.

Keywords: higher professional education, higher school teacher, professional competencies of a higher school teacher, supra-professional competencies of a higher school teacher, scientific creativity.

Введение. Процессы, фиксирующиеся в политике, экономике и культуре на протяжении последних тридцати лет, сказались также на системе профессионального образования. В настоящий момент последнее перестаёт быть одним из наиболее консервативных социальных институтов, становясь при этом элементом мирового сообщества, подсистемой мировой социальной- экономической и культурной системы [2; 6; 9; 11; 14-15]. Фиксируется, кроме того, переосмысление места и роли системы высшего профессионального образования в современном динамично меняющемся социуме [12, с. 12].

Изложение основного материала статьи. В условиях подобных глубоких трансформаций на первый план выходит уровень профессиональной подготовки современного преподавателя высшей школы и его личностные качества. Если учесть, что педагогическим работникам учреждений системы высшего профессионального образования зачастую приходится осуществлять педагогическую деятельность в условиях постоянной неопределённости и инновационности, то станет практически очевидным значимость их креативной компетентности. Под дефиницией «креативность» большинство современных авторов понимают способности индивида к творчеству, уровень его творческой одаренности, составляющий устойчивую характеристику личности [2; 4; 10; 13].

Под креативной компетентностью преподавателя высшей школы мы будем понимать систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств педагогического работника вуза, необходимых ему для творчества. И хотя креативность может присутствовать во всех видах деятельности преподавателя, в рамках настоящей статьи мы сосредоточимся в основном на том, как креативная компетентность реализуется в процессе реализации исследовательской деятельности.

На настоящем этапе разработки данной проблемы в структуре креативной компетентности современного преподавателя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках образовательных программ высшего профессионального образования, можно выделить ряд качеств (табл. 1):

Таблица 1

Структура креативной компетентности современного преподавателя

Креативная компетентность преподавателя Эмоционально-образные качества: эмпатийность, эмоциональный подьем в творческих ситуациях, ассоциативность, развитое воображение, чуткость к противоречиям, чувство новизны.

Ассертивность (уверенность в себе) [7, с. 138], критичность и гибкость ума, интуиция.

Способность к прогнозированию, конструированию версий и их доказательств, формулировке гипотез.

Способность к решению проблемных задач.

Умение видеть знакомое в незнакомом, мыслить за рамками устойчивых мыслительных стереотипов, проницательность.

Склонность к оправданному риску.

Способность к постановке и решению нестандартных задач, переносу опыта, анализу, синтезу и комбинированию.

Далее, немаловажными для формирования креативной компетенции педагогического работника высшей школы являются умения, лежащие в основе собственной познавательной деятельности (табл. 2):

Таблица 2

Умения познавательной деятельности преподавателя, влияющие на формирование креативной

компетентности

Умения познавательной деятельности Ясно видеть несколько различных путей решения той или иной профессиональной проблемы, способность выбрать наиболее эффективный путь.

Ставить проблемы с целью дальнейшего их решения.

При постановке и решении проблем профессиональной деятельности видеть дальше непосредственно данного и очевидного.

Выйти за рамки обычных стандартов и методов решения профессиональных проблем.

Охватывать суть основных взаимосвязей, присущих той или иной профессиональной проблеме.

Важной составляющей профессиональной деятельности современного преподавателя, напрямую связанной с уровнем его креативной компетентности, является научно-исследовательская работа. Анализируя креативные способности, присущие в т.ч. педагогическим работникам вузов, исследователи отмечают значительную роль интуиции в научном творчестве [1; 3; 8]. Интуиция помогает рождению новых гипотез, постановке проблем, определению их связей с другими проблемами, поиску критериев измерения изучаемых явлений, синтезу и анализу научных фактов, проверке их на соответствие разрабатываемой теории.

Анализ креативной компетентности современного преподавателя высшей школы позволяет выделить ряд свойств, присущих творческой личности (табл. 3):

Таблица 3

Свойства творческой личности преподавателя высшей школы

Наименование Краткая характеристика

Склонность задаваться вопросами Является одним из необходимых условий творческого отношения, побуждает индивида к поиску запутанных проблем, пробелов в собственных знаниях [14-15].

Чувство ответственности за развитие науки Способность позиционировать в качестве неотъемлемого участника процесса производства знаний.

Способность заниматься решением одной и той же проблемы в течение длительного времени Способность к поиску возможных решений профессиональных проблем путём решение может быть найдено лишь путем продолжительного труда [4-5; 10].

Спонтанная любознательность Один из ведущих стимулов, необходимых для усвоения специальных знаний и плодотворной научно-исследовательской работы.

Интерес к сложному и неясному Выражается в стремлении познать неизвестное [5, с. 38].

Высокая степень научной одаренности современного преподавателя высшей школы предполагает развитие у него ряда способностей:

• способность ктворческому мышлению, выражающейся, во-первых, в быстроте разрешения индивидом различных проблем, во-вторых, в степени трудности мыслительных задач, поддающихся его решению;

• способность быстро и легко замечать все то, что нужно или что может оказаться полезным в ходе изучения тех или иных явлений и процессов;

• способность к запоминанию и воспроизведению больших объемов информации;

• способность к фантазированию как наглядному представлению себе что-нибудь нового, раннее не встречавшегося в опыте, важнее всего таких фазах научного исследования, как построение и проверка гипотезы, а равно мысленный эксперимент [5; 10].

Выводы. Таким образом, мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что в условиях перехода к постиндустриальному обществу и, следовательно, формирования принципиально новых требований к системе высшего профессионального образования в ряду качеств современного преподавателя высшей школы одно из важнейших мест занимает креативная компетентность.

Креативная компетентность педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшей школы, имеет достаточно сложную структуру.

Она включает в себя следующие качества, способности, умения:

• эмоционально-образные качества,

• уверенность в себе или ассертивность,

• способность к прогнозированию, конструированию версий и их доказательств,

• способность к решению проблемных задач,

• умение видеть знакомое в незнакомом,

• мыслить за рамками устойчивых мыслительных стереотипов,

• проницательность,

• склонность к оправданному риску,

• способность к постановке и решению нестандартных задач и др.

В ряду креативных способностей современного преподавателя вуза следует отметить значительную роль интуиции. Последняя помогает рождению новых гипотез, постановке проблем профессиональной деятельности, определению их связей с другими проблемами, поиску критериев измерения изучаемых явлений, синтезу и анализу научных фактов, проверке их на соответствие разрабатываемым теориям.

Креативная компетентность обеспечивает современному преподавателю следующие возможности: проведения эффективной научно-исследовательской работы, систематического совершенствования содержания и методов обучения, накопления плодотворной научной и учебной информации, систематического изучение, анализа и оценки учебно-познавательной деятельности.

Литература:

1. Алиева Г.Ф. Интуиция в философии и правовой практике: к истории вопроса // Вектор науки ТГУ. -2012. - № 3(10). - С. 9-13.

2. Бугайчук Т.В., Янбых С.Л. Характеристика креативной компетентности преподавателя высшей школы // Электрон. дан. Режим доступа Ш: https://docplayer.ru/28232481-Harakteristika-kreativnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly.html (Дата обращения: 08.05.2021)

3. Данакари Л.Р. Интуитивное познание и научное предвидение как методы эпистемологического исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2015. - № 2(28). - С. 123-127.

4. Дронова С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 6. - С. 115-121.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

6. Ким И.Н. О ключевых проблемах высшего образования в России: формирование профессионализма ППС // Рыбное хозяйство. - 2017. - № 3. - С. 14-20.

7. Коробкова Т.А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации // Высокие технологии в педагогическом процессе: сборник научных трудов конференции. - Н. Новгород: Изд. ВИПИ, 2000. -С. 138-139.

8. Кузьмин Ю.А. О методах и приемах научного познания // Novainfo.Ru. - 2017. - № 59. - С. 3-5.

9. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н., Артемьев И А. Международное измерение развития профессионального образования и обучения в контексте обучения взрослых // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 89-103.

10. Петухова Е.А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2-1 (78). - С. 68-70.

11. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода / Под общ. ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 296 с.

12. Резник С.Д., Вдовина О.А.. Профессиональные компетенции преподавателя высшего учебного заведения: система формирования и развития. - Пенза: ПГУАС, 2015. - 140 с.

13. Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы // Электрон. дан. Режим доступа Ш: http://ppip.idnk.ru (Ьйб" j,hfotybzл 10/05/2021)

14. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 187-189

15. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

Федеральное ГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная психолого-педагогическая проблема влияния родительского отношения на степень адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе Муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения «Детский сад№ 144» г. Оренбурга.

Ключевые слова: родительское отношение, адаптация к условиям дошкольной образовательной организации, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article deals with the actual psychological and pedagogical problem of the influence of parental attitudes on the degree of adaptation of children with disabilities to the inclusive environment of preschool educational organizations. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of the Municipal Preschool Autonomous Educational Institution "Kindergarten No. 144" in Orenburg.

Keywords: parental attitude, adaptation to the conditions of a preschool educational organization, children with disabilities

Введение. В Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования отмечается, что одним из принципов данного вида образования является сотрудничество дошкольных организаций с семьей. В связи с этим при поступлении ребенка вдошкольное учреждение необходимым условием позитивной и адекватной адаптации является согласованность действий семьи и педагогов, сближение подходов к оценке индивидуальных особенностей ребенка и выработка общих стратегий воспитания, обучения и развития.

Дошкольная образовательная организация (ДОО) - это первый внесемейный институт социализации ребенка. Поступая в дошкольное учреждение, ребенок вынужден адаптироваться к его условиям и требованиям. Как отмечает С.В. Паршукова [101, успешность адаптации к детскому саду, механизмы социально-психологической адаптации, выработанные ребенком в детском саду, будут использоваться им в дальнейшей жизни.

Как показывает анализ педагогической практики и исследований (Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Н.Д. Ватутина и другие ученые [3; 5; 6]), наиболее успешно адаптируются те дети, родители которых тесно взаимодействуют с педагогическим персоналом и сотрудниками, стремятся к более плавному переходу ребенка от одной социальной ситуации к другой.

Родительское отношение в дошкольном возрасте оказывает доминирующее влияние на эмоционально-личностное благополучие дошкольника, формирование у него отношения к миру, к самому себе, показывают способы реагирования на ситуацию. Семья как социальный институт формирует у ребенка социальные нормы, санкции и образцы поведения, регламентирует отношения между детьми и родителями, создает взаимную моральную ответственность и взаимопомощь. Вместе с этим, иногда поведение, установки самих родителей становятся фактором, затрудняющим успешную адаптацию детей к дошкольной образовательной организации (С.В. Паршукова [101).

Особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ, количество которых постоянно возрастает [7; 9].

Теоретический анализ научной литературы показывает, что имеются противоречивые мнения относительно значимости родительского отношения для адаптации детей, в том числе к условиям ДОО. В исследованиях Н.М. Аксариной, В.А. Алямовской [3; 5] отмечается, что трудности в процессе адаптации испытывают дети из семей с гиперопекой. Данный тип родительского отношения характеризуется повышенным вниманием взрослых к ребенку, что в условиях адаптациик ДОО становится причиной возникновения психоэмоционального напряжения и частых длительных заболеваний.

Другие ученые, такие, как H.H. Авдеева, Н.Д. Ватутина [1; 6] указывают на то, что наиболее неблагоприятный прогноз адаптации к ДОО отмечается у детей из семей с гипоопекой, нетребовательностью. Данный тип родительского отношения характеризуется наличием эмоционального отвержения, непринятия ребенка, а также отсутствием заботы и контроля (Э.Г. Эйдемиллер и др. [12]). Такое отношение также негативно сказывается на процессе адаптации дошкольников с ОВЗ к условиям ДОО.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность проблемы влияния родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ заявленной проблемы позволяет отметить высокую значимость и влияние родительского отношения к дошкольнику как имеющего, так и не имеющего ограниченные возможности здоровья на успешность адаптации к ДОО.

В контексте нашего исследования мы рассматривали влияние родительского отношения на адаптацию дошкольников с ОВЗ к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.

Теоретический анализ научной литературы (С.В. Алехина, С.Н. Сорокоумова [4; 11]) показал, что инклюзивная образовательная среда ДОО - это пространство социализации детей с различными возможностями и особенностями, отличается системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого дошкольника, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации дошкольного образования. В основе такой среды - «приоритет социализации как процесса и результата инклюзии» [11].

На базе Муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения «Детский сад№ 144» г. Оренбурга нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между родительским отношением и адаптацией дошкольников с ОВЗ к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.

Выборка была представлена 10 матерями, воспитывающими дошкольников от 3 до 5 лет с ОВЗ. Статус подтвержден наличием справки из ПМПК. Из них 7 женщин находится в браке, 3 - в разводе.

В исследовании использовались следующие методики: опросник «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARI, E. Шефер и К. Белл), тест «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин) и лист адаптации (Н.В. Кирюхина) для анализа адаптации дошкольников с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению.

Обобщенные данные по результатам изучения степени адаптации дошкольников с ОВЗ к ДОО представлены на рисунке 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.