Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ МЕТАКАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ВЕДУЩИЕ МЕТАКАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / НАПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова Марина Асадуллаевна, Валиева Патимат Валиевна, Муталимова Аминат Махмудовна

В статье исследуются наиболее значимые, на взгляд авторов, метакачества современного педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования. В статье рассмотрены требования, которые в эпоху перехода к постиндустриальному обществу предъявляются к системе ВО (высшего образования). На этом основании делается вывод о необходимости развития у преподавателей высшей школы не только профессиональных характеристик, но и надпрофессиональных или метакачеств. Статья посвящена изучению конкретных метакачеств и их роли в оптимизации профессиональной деятельности члена педколлектива современного российского вуза. Исследуются их роль и место в смысле эффективного профессионально-личностного развития преподавателя, а также в сфере социально-профессионального взаимодействия и коммуникации в образовательном пространстве высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахманова Марина Асадуллаевна, Валиева Патимат Валиевна, Муталимова Аминат Махмудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING METACACHICS OF MODERN TEACHER OF HIGHER EDUCATION

The article examines the most significant, in the authors opinion, meta-qualities of a modern teacher who carries out educational activities in the programs of higher professional education. The article’s first part examines the requirements that are imposed on the higher professional education system in the era of transition to a post-industrial society. On this basis, it is concluded that it is necessary to develop not only professional characteristics, but also supra-professional or meta-qualities in higher school teachers. The next part is devoted to the study of specific meta-qualities and their role in optimizing the professional activity of the pedagogical collective member in modern Russian university. Their role and place in the sense of effective professional and personal development of the teacher, as well as in the sphere of social and professional interaction and communication in the modern organization of higher professional education educational space are investigated.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ МЕТАКАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Психология

УДК 159

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования Абдурахманова Марина Асадуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Валиева Патимат Валиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Муталимова Аминат Махмудовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ВЕДУЩИЕ МЕТАКАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье исследуются наиболее значимые, на взгляд авторов, метакачества современного педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования. В статье рассмотрены требования, которые в эпоху перехода к постиндустриальному обществу предъявляются к системе ВО (высшего образования). На этом основании делается вывод о необходимости развития у преподавателей высшей школы не только профессиональных характеристик, но и надпрофессиональных или метакачеств. Статья посвящена изучению конкретных метакачеств и их роли в оптимизации профессиональной деятельности члена педколлектива современного российского вуза. Исследуются их роль и место в смысле эффективного профессионально-личностного развития преподавателя, а также в сфере социально-профессионального взаимодействия и коммуникации в образовательном пространстве высшего образования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции педагога, напрофессиональные компетенции педагога, личностные качества педагога, вуз, студент, преподаватель.

Annotation. The article examines the most significant, in the authors opinion, meta-qualities of a modern teacher who carries out educational activities in the programs of higher professional education. The article's first part examines the requirements that are imposed on the higher professional education system in the era of transition to a post-industrial society. On this basis, it is concluded that it is necessary to develop not only professional characteristics, but also supra-professional or meta-qualities in higher school teachers. The next part is devoted to the study of specific meta-qualities and their role in optimizing the professional activity of the pedagogical collective member in modern Russian university. Their role and place in the sense of effective professional and personal development of the teacher, as well as in the sphere of social and professional interaction and communication in the modern organization of higher professional education educational space are investigated.

Keywords: professional competencies of a teacher, non-professional competencies of a teacher, personal qualities of a teacher, university, student, teacher.

Введение. Исследователи фиксируют ряд существенных изменений, произошедших в области философии образования на протяжении трёх последних десятилетий [7; 11; 13-14]. Если в предшествующий период первостепенное внимание уделялось предметной подготовке будущих специалистов, то теперь на первый план выходит проблемная подготовка. Успешный выпускник современной организации высшего профессионального образования должен не только уметь решать профессиональные задачи, но и предвидеть их. Необходимым условием подготовки таких специалистов является наличие преподавателей, ориентированных на компетентностный подход в высшем образовании. Они, кроме того, должны обладать выраженной гуманистической позицией [3; 5; 8; 11].

Ведущими в структуре компетентности такого преподавателя являются метапрофессиональные качества или метакачества. Э.Ф. Зеер определяет их как комплекс психологических качеств и способностей, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме конкретных, частных видов деятельностей, готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности, стремление к творческому самовоплощению [4, с. 26-27].

Изложение основного материала статьи. В ряду метакачеств, необходимых современному преподавателю, осуществляющему профессиональную деятельность в организациях системы отечественного высшего образования, следует выделить ассертивность (от англ. - to assert - утверждать).

Педагог высшей школы, которому присуща ассертивность, осуществляет педагогическое общение, опирающееся на истинно гуманистические начала. Недопустимы при этом жестокость, агрессия или манипуляция по отношению к другим участникам образовательного процесса [5, с. 32-33].

Ассертивное поведение даёт преподавателю высшей школы следующие возможности:

• адекватно оценивать сложившуюся обстановку;

• избегать манипулирования окружающими;

• заниматься эффективным саморазвитием;

• действовать убедительно;

• разбираться в себе и в других;

• высказываться чётко и однозначно, поступать порядочно [5; 9].

Ассертивность, таким образом, представляет собой одно из важнейших компонентов профессионализма современного преподавателя, осуществляющего образовательную деятельность по программам ВО [9, с. 139].

Фасилитация (от англ. - to facility - облегчать) представляет собой способность преподавателя создавать благоприятную среду для максимального интеллектуального, духовного развития каждого обучающегося [3, с. 12]. Возникновение данного феномена представляется возможным в тех случаях, когда деятельность преподавателя соответствует ряду условий:

• преподаватель демонстрирует толерантность к противоположным мнениям;

• преподаватель уверенно владеет техниками и приемами аттракции, эмпатийного слушания, конгруэнтного (адекватного и искреннего) самовыражения своего отношения к обучаемым;

• является для студентов авторитетным, референтным и признанным [3; 6].

Педагогическая фасилитация создает наилучшие условия для реализации развивающих технологий профессионального образования. Эта форма взаимодействия между участниками образовательного процесса позволяет обеспечить личностно ориентированное благоприятное общение между ними. Она также предполагает изменение позиции педагога в образовательном процессе. Организуя деятельность, он фасилитирует, другими словами, управляет постижением обучающимися нового опыта, осуществляет поиск инновационных педагогических технологий, предполагающих активизацию познавательной деятельности студентов.

В противном же случае педагог выступает в роли ингибитора (от лат. - inhibere, inhibitum - сдерживать, останавливать), в определённой степени сдерживающего, ингибитирующего познавательную активность обучающихся. И если учесть, что в современном информационно-насыщенном образовательном пространстве главной фигурой выступает именно учащийся - субъект собственного образования, профессионального становления, то становится практически очевидным, что преподаватель должен, главным образом, направляет его деятельность, способствуя тем самым дальнейшему развитию обучающегося [13, с. 38].

Флексибельность (от англ. - flexible - гибкий) означает не только умение преподавателя быстро приспосабливаться к новым условиям, но также его способность к постоянному саморазвитию. Эта, последняя, как известно, является необходимым условием для совершенствования мастерства современного преподавателя, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования [1-2].

Данное качество приобретает особую актуальность в связи с процессами модернизации системы отечественного ВО и его интеграции в мировое образовательное пространство. Указанные процессы требуют от членов педагогических коллективов российских вузов пересмотра содержания реализуемых ими образовательных программ, формирования новых профессиональных позиций и компетенций [10, с. 100].

Феликсологичность (от лат. - felix - приносящий счастье, счастливый) подразумевает, что в условиях гуманизации системы высшего образования преподаватель должен стать олицетворением гармонии души и тела. Его деятельность должна быть направлена на создание «ситуаций успеха» для студентов в процессе их профессиональной подготовки.

В контексте реализации идей модернизации дальнейшей развитие системы отечественного высшего профессионального образования с большой вероятностью будет сопровождаться следующими тенденциями:

• сокращение взаимодействия между участниками образовательного процесса;

• сосредоточение основного внимания на организации самостоятельной работы лиц, обучающихся в организациях системы высшего образования.

При этом каждая встреча с преподавателем должна приносить студентам радость общения и радость познания от вновь открывшихся перспектив личностного и профессионального роста [4; 7-8; 12; 15].

Далее отметим, что в условиях роста важности профессионально-личностного развития современного преподавателя высшей школы представляется возможным с определённой долей уверенности говорить о ряде немаловажных метакачеств в данной области (табл. 1):

Таблица 1

Метакачества преподавателя, способствующие эффективному профессионально-личностному

развитию

е о = н Стремление к постоянному профессиональному самосовершенствованию

CJ о = 6Г Развитый эмоциональный интеллект

= ле Ь н 3 s Способность к восприятию принципиально новых знаний, умений и навыков

11 Владение навыками эффективного здоровьесбережения

и а и Умение концентрировать усилия на приоритетах, работать в условиях многозадачности

с ■е Навыки построения профессиональной карьеры

р С Способность признавать ошибки и необходимость конструктивных личностных изменений [11, с. 31]

Ряд метакачеств преподавателя высшей школы также можно выделить в сфере социально-профессионального взаимодействия и коммуникации (табл. 2):

Таблица 2

Метакачества преподавателя, необходимые в сфере социально-профессионального взаимодействия и коммуникации в образовательном пространстве современного вуза

Социально-профессиональное взаимодействие, коммуникация Сформированность имиджа честного человека, заслуживающего доверия со стороны других участников образовательных отношений

Способность создавать благоприятный психологический климат в студенческом и преподавательском коллективах [11, с. 35]

Навыки командной работы

Мобильность, быстрая адаптируемость к динамично меняющимся условиям образовательной среды [12, с. 188]

Метакачества, перечисленные выше, с высокой вероятностью позволят преподавателю, осуществляющему профессиональную деятельность в образовательной среде современного вуза, реализовывать инновационные педагогические технологии. Такого рода качества лежат в основе ключевых компетенций современного педагогического работника системы ВО (высшего образования) и предполагают умение организовывать образовательный процесс, основанный на способности осуществлять эффективное взаимодействие между его участниками [8, с. 71].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что выбор метакачеств современного преподавателя, охарактеризованных в настоящей статье, основан на авторской позиции, возможно, спорной в отдельных вопросах.

В то же время, системообразуюящая структура метакачеств характеризуется открытостью и не исключает дополнения и доработки в связи со вновь возникающими тенденциями в развитии системы отечественного ВО (высшего образования) или отдельными мнениями ведущих педагогов-исследователей и практиков.

Литература:

1. Абраменко Н.Ю., Фишбейн М.Х. Харизма - основание для доверия педагогическому сознанию и воздействия // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 103-105.

2. Абраменко Н.Ю. Моделирование процесса личностнопрофессиональной самореализации педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 7-8.

3. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Изучение психолого-педагогической компетентности педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 26-29.

4. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации // Образование и наука. - 1999. - №2. - С. 9-19.

5. Кадыров К.Б. Влияние ассертивности на педагогическую компетентность // Современное образование. - 2018. - № 9. - С. 31-38.

6. Кейнер С. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения. - М: Издательство Дмитрия Лазарева, 2016. - 344 с.

7. Ким И.Н. О ключевых проблемах высшего образования в России: формирование профессионализма ППС // Рыбное хозяйство. - 2017. - № 3. - С. 14-20.

8. Кириллова Е.П., Бушкова-Шиклина Э.В. Особенности жизненных стратегий у преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. - 2016. - №1. - С. 70-72.

9. Коробкова Т.А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации // Высокие технологии в педагогическом процессе: сборник научных трудов конференции. - Н. Новгород: Изд. ВИПИ, 2000. -С. 138-139.

10. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н., Артемьев И.А. Международное измерение развития профессионального образования и обучения в контексте обучения взрослых // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С.89-103.

11. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода: монография / ФГБНУ «ИПО ОВ РАО». Под общ. Ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та СПб, 2014. - 296 с.

12. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 187-189.

13. Тарханова, И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. Ярославль, 2012. - 67 с.

14. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

15. Фокина Н.Н. Компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодежью // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 110-112.

Психология

УДК 159.923

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Зеленкова Татьяна Владимировна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРОБЛЕМА ДЕЗАДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ШКОЛУ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по выявлению степени риска дезадаптации детей дошкольного возраста при переходе к школьному обучению. Авторы подчеркивают, что своевременная помощь со стороны воспитателей, педагогов, психолога и родителей может помочь избежать возникновения дезадаптации на начальном периоде обучения.

Ключевые слова: дезадаптация, помощь, детский сад, школа, воспитатель, педагог, психолог, родитель, обучение.

Annotation. The article presents the results of the research to identify the risk of disadaptation of children of preschool age during the transition to schooling. The authors emphasize, that timely assistance from the side of educators, teachers, psychologists and parents can help to avoid occurrence of disadaptation at the initial period of education.

Keywords: disadaptation, help, kindergarden, school, educator, teacher, psychologist, parent, education.

Введение. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии образования России. Исследования Е.А. Абульхановой-Славской, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и многих других показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью». Педагоги и психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок способен принимать участие в школьном обучении [3].

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. У него постепенно формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению [1].

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Изложение основного материала статьи. Переход ребенка в школу - это достаточно сильный эмоциональный стресс, часто связанный с возникновением различных проблем относительно здоровья и психологического состояния ребенка, вызывающих в данный период процесс общей дезадаптации. Прежде всего, к дезадаптации приводит возрастание нагрузки на нервную систему, в результате которой наступает истощение психических ресурсов организма ребенка.

Симптоматика дезадаптации наиболее часто проявляется в возрастании чувствительности ребенка к неблагоприятным воздействиям среды и росте заболеваемости, увеличении болезненных реакций (жалобы на головную боль или боли в животе), быстрой утомляемости, пониженном настроении.

В психологическом состоянии дезадаптированного ребенка отмечаются изменения на когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом и личностном уровнях. Индивидуальные проявления этих изменений проявляются либо в доминировании одного из уровней, либо в их различных сочетаниях.

Как правило, чаще всего доминирует эмоционально-волевой компонент дезадаптации, который проявляется в различных фобиях по поводу необходимости отвечать у доски, взаимодействовать с новым значимым взрослым - учителем, а также в эмоциональном подчинении ребенка собственным желаниям, несовместимым с требованиями ситуации обучения. В поведенческом плане такие дети склонны идти в противовес требованиям школьной дисциплины.

Когнитивный уровень дезадаптации тесно связан с содержанием образовательного процесса, когда ребенок выражает свое несогласие с самим предметом обучения и необходимостью его изучать. Личностный компонент дезадаптации выражается во внутреннем непринятии ребенком самого процесса обучения, отсутствии мотивации, нежелании идти в школу.

Все это создает большие проблемы для начального этапа обучения в школе, которые по своей сути имеют психолого-педагогическую основу, выходящую в поле психосоматики, о чем свидетельствует рост числа родителей первоклассников, обращающихся за психологической помощью ребенку. Именно поэтому от взрослых - родителей, учителей, школьного психолога и социального педагога - потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в школе.

Основной задачей современной системы образования является формирование социально компетентной личности, способной к успешной интеграции и самореализации в обществе. Ребенок формируется как социальный организм уже с первых дней своей жизни, и результат его адаптации к окружающему миру зависит от слаженности и эффективности педагогических воздействий на каждом возрастном этапе развития [3].

Базовый компонент дошкольного образования определяет главный приоритет этого звена как формирование социально зрелой личности с высоким потенциалом адаптивности в динамическо-социальной среде, а принципами его реализации - компетентностный подход к развитию личности и сбалансированность приобретенных знаний, умений, навыков, сформированных желаний, интересов, намерений и личностных качеств ребенка [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.