Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая профилактика / подростки / асоциальное поведение / социальная педагогика / деструктивное поведение / pedagogical prevention / adolescents / antisocial behavior / social pedagogy / destructive behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурсакова Марина Сергеевна

Статья посвящена актуальной для современной педагогической науки и образовательной практики проблеме предотвращения, профилактики и минимизации асоциального поведения подростков в условиях образовательной среды школы. Автор статьи проводит междисциплинарный анализ подходов к определению педагогической сущности понятия «асоциальное поведение». В статье выделены возрастные особенности и предпосылки развития асоциального поведения подростков. Уточнены виды асоциального поведения подростка: агрессия, изоляция, нарушение правил, хулиганство, школьный буллинг, участие в противоправных действиях, отрицание авторитета, отсутствие эмпатии, отказ от общественной ответственности, отказ от учебы. Определены факторы, влияющие на активизацию асоциального поведения в подростковом возрасте и раскрыта их характеристика. Описаны функции и возможности школы в педагогической профилактике асоциального поведения подростков. Представлен опыт разработки авторской программы по педагогической профилактике асоциального поведения подростков. Раскрыты этапы программы, реализованные в практике школьного образования и результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента. Выработаны перспективные направления дальнейшей работы, развития программно-технологического обеспечение решения педагогических проблем асоциального поведения подростков. Сделаны выводы по проведенному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of prevention, prevention and minimization of asocial behavior of adolescents in the conditions of the educational environment of the school, which is relevant for modern pedagogical science and educational practice. The author of the article conducts an interdisciplinary analysis of approaches to the definition of the pedagogical essence of the concept of "asocial behavior". The article highlights the age characteristics and prerequisites for the development of asocial behavior in adolescents. The types of asocial behavior of a teenager are specified: aggression, isolation, violation of rules, hooliganism, school bullying, participation in illegal actions, denial of authority, lack of empathy, refusal of public responsibility, refusal to study. The factors influencing the activation of antisocial behavior in adolescence are determined and their characteristics are disclosed. The functions and possibilities of the school in the pedagogical prevention of asocial behavior of adolescents are described. The experience of developing the author's program for the pedagogical prevention of asocial behavior of adolescents is presented. The stages of the program implemented in the practice of school education and the results obtained during the pedagogical experiment are disclosed. Promising directions for further work, development of software and technological support for solving pedagogical problems of asocial behavior of adolescents have been developed. Conclusions are drawn from the study.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

10. Попова, C.B. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попова Светлана Владимировна. - Воронеж, 2008. - 24 с.

11. Розанов, В.В. О воспитательном потенциале русской художественной литературы / О.Н. Поваляева, В.В. Розанов // Казанский педагогический журнал. -2014,- № 2 (103). - С. 109-114

12. Тесленко, А.Н. Воспитательный потенциал как социально-философская категория / А.Н. Тесленко, Е.А. Дмитриенко // Философия образования. -2014. - № 2 (53). - С. 114-125

13. Шакурова, М.В. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований / М.В. Шакурова, К.А. Козельская // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2018. - № 50. - С. 22-34

14. Юркина, И.А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Юркина Ирина Анатольевна. -Казань,2009.- 188 с.

Педагогика

УДК 371

соискатель Бурсакова Марина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной для современной педагогической науки и образовательной практики проблеме предотвращения, профилактики и минимизации асоциального поведения подростков в условиях образовательной среды школы. Автор статьи проводит междисциплинарный анализ подходов к определению педагогической сущности понятия «асоциальное поведение». В статье выделены возрастные особенности и предпосылки развития асоциального поведения подростков. Уточнены виды асоциального поведения подростка: агрессия, изоляция, нарушение правил, хулиганство, школьный буллинг, участие в противоправных действиях, отрицание авторитета, отсутствие эмпатии, отказ от общественной ответственности, отказ от учебы. Определены факторы, влияющие на активизацию асоциального поведения в подростковом возрасте и раскрыта их характеристика. Описаны функции и возможности школы в педагогической профилактике асоциального поведения подростков. Представлен опыт разработки авторской программы по педагогической профилактике асоциального поведения подростков. Раскрыты этапы программы, реализованные в практике школьного образования и результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента. Выработаны перспективные направления дальнейшей работы, развития программно-технологического обеспечение решения педагогических проблем асоциального поведения подростков. Сделаны выводы по проведенному исследованию.

Ключевые слова: педагогическая профилактика, подростки, асоциальное поведение, социальная педагогика, деструктивное поведение.

Annotation. The article is devoted to the problem of prevention, prevention and minimization of asocial behavior of adolescents in the conditions of the educational environment of the school, which is relevant for modern pedagogical science and educational practice. The author of the article conducts an interdisciplinary analysis of approaches to the definition of the pedagogical essence of the concept of "asocial behavior". The article highlights the age characteristics and prerequisites for the development of asocial behavior in adolescents. The types of asocial behavior of a teenager are specified: aggression, isolation, violation of rules, hooliganism, school bullying, participation in illegal actions, denial of authority, lack of empathy, refusal of public responsibility, refusal to study. The factors influencing the activation of antisocial behavior in adolescence are determined and their characteristics are disclosed. The functions and possibilities of the school in the pedagogical prevention of asocial behavior of adolescents are described. The experience of developing the author's program for the pedagogical prevention of asocial behavior of adolescents is presented. The stages of the program implemented in the practice of school education and the results obtained during the pedagogical experiment are disclosed. Promising directions for further work, development of software and technological support for solving pedagogical problems of asocial behavior of adolescents have been developed. Conclusions are drawn from the study.

Key words: pedagogical prevention, adolescents, antisocial behavior, social pedagogy, destructive behavior.

Введение. Асоциальные проявления в поведении подростков - проблема, требующая постоянного исследования в различных аспектах, в том числе с позиции педагогической науки и практики. Подростковый возраст характеризуется глубинными системными изменениями в характере и поведении обучающегося. Педагогическая профилактика асоциального поведения требует тщательной подготовки в особенности для обучающихся подросткового возраста, поскольку в данный период формируются значимые для личности номы и правила поведения в обществе.

Цель исследования - выявить основные педагогические проблемы развития асоциального поведения подростков в теории и школьного практике образования.

Задачи исследования: выявить теоретические аспекты асоциального поведения; обозначить факторы развития асоциального поведения в подростковом периоде; провести анализ асоциального поведения подростков в школьном образовании; определить направления педагогической деятельности для профилактики асоциального поведения подростков.

Изложение основного материала статьи. Развитие асоциального поведения подростков в школе выступает предметом исследования многих гуманитарных наук, требует постоянного исследования и выработки необходимых направлений разрешения данной проблемы в современном обществе в условиях непрерывных системных изменений социокультурной среды. В подростковом возрасте происходят значительные физические, эмоциональные и социальные изменения, которые могут оказывать влияние на их поведение и взаимодействие с окружающими. Асоциальное поведение подростков, в таких проявлениях как агрессия, нарушение правил, изоляция и отказ от социальных норм, может иметь серьезные последствия для подростка, его сверстников, семьи и образовательной среды. Исследование этой проблемы может помочь понять причины и механизмы асоциального поведения подростков, а также предложить эффективные стратегии для предотвращения и управления негативных последствий данного феномена.

В школах на сегодняшний день имеется некоторый опыт по педагогической профилактике асоциального поведения подростков (Большакова Е.Г., Шнягина Т.Н.): разработка программ и интервенций, направленных на поддержку подростков и создание благоприятной образовательной среды; социально-эмоциональное обучение, тренинги по разрешению конфликтов, поддержка социальной интеграции и т.д. [9]. Современные исследования в области социальной педагогики показали, что крайне важно выявить факторы риска, связанные с асоциальным поведением подростков, например, наличие насилия в семье, плохие отношения с учителями или сверстниками, отсутствие поддержки в образовательной среде и другие факторы [5]. Это может помочь разработать предупредительные меры и индивидуализированные подходы к работе с

подростками, испытывающими асоциальное поведение. Таким образом, исследование асоциального поведения подростков в школе имеет большое значение для понимания проблем подросткового возраста, а также для разработки эффективных стратегий и программ для поддержки их социальной адаптации и успешности в образовательной среде.

В научной психолого-педагогической литературе представлен обширный опыт изучения феномена «асоциальное поведение». Большакова Е.Г. и Шнягина Т.Н. определяют асоциальное поведение как форму поведения, которая нарушает общепринятые социальные нормы и ожидания [3]. По мнению Алимхановой Т.Р. и Медведевой И.В. асоциальное поведение означает избегание или отсутствие желания участвовать в социальных взаимодействиях или групповых активностях [1, 6]. Среди проявлений асоциального поведения Первовой И.Л. и Шакуровой М.В. выделены следующие аспекты: изоляция от других людей и предпочтение самостоятельной занятости; нежелание соблюдать правила, нормы и обязанности, которые обычно существуют в социальных средах; агрессивные действия и нарушения личной и общественной безопасности [8, 10]. Арестова О.Н. и Махмудова С.Х. связывают асоциальное поведение с нежеланием сотрудничать с другими людьми и предпочтением индивидуальной независимости [2]. Как следствие этого асоциальное поведение может проявляться в отсутствии социальной ответственности и нежелании соблюдать правила, регулирующие общественное поведение. Усугубление данных проявлений влечет за собой отрицательные эмоциональные состояния, такие как злость, отчуждение или безразличие к другим людям. Никулина H.H. в своих исследованиях указывает на связь асоциального поведения с нарушением прав других людей, в том числе физической или вербальной агрессией [7].

Большинство ученых определяют социально-общественные проявления асоциального поведения: отказ участвовать в общественных мероприятиях, групповых заданиях или социальных проектах; недостаток эмпатии и понимания чувств и потребностей других людей; избегание установления и поддержания близких и длительных отношений с другими людьми; отсутствие уважения к правам и свободам других людей [2, 4, 9].

Асоциальное поведение подростков может проявляться в различных формах и видах. Анализ трудов авторов позволил систематизировать полученные данные в следующем виде:

- агрессия (физическая или вербальная агрессия в отношении других людей, включая сверстников, учителей или родителей);

- изоляция (предпочтение отсутствия социальных контактов, избегание общения с другими людьми и изоляция от общественных групп);

- нарушение правил (систематическое нарушение правил и норм, установленных в школе или обществе);

- хулиганство (неблагоприятное или деструктивное поведение, такое как вандализм, кражи или побои);

- школьный буллинг (систематическое запугивание, издевательства или унижение других учащихся в школьной среде);

- участие в противоправных действиях (включает участие в криминальных активностях, таких как кражи, наркотики или насилие);

- отрицание авторитета (отказ подчиняться правилам и указаниям учителей или других лиц, занимающих авторитетное положение);

- отсутствие эмпатии (нежелание или неспособность понимать и сопереживать эмоции и чувства других людей);

- отказ от общественной ответственности (игнорирование своих обязанностей и нежелание содействовать благополучию общества или школьной среды);

- отказ от учебы (пренебрежение учебой, частое прогуливание занятий или нежелание выполнять учебные задания).

Возникновение проявлений асоциального поведения подростков предопределено некоторыми факторами, которые

влияют на жизнедеятельность обучающегося. Авторы определяют ряд наиболее распространенных факторов, влияние которых взаимообусловлено с развитием асоциального поведения подростков [1, 6, 9]. Так, семейная среда как фактор может спровоцировать негативные проявления в поведении подростка из-за наличия насилие в семье, недостаток внимания и заботы со стороны родителей, развода родителей или отсутствия эмоциональной поддержки. Окружение, в котором подростков находится большую часть времени, также значительно влияет на формирование поведенческих характеристик и привычек обучающегося. Вреди основных влияний окружения следует выделить: равные возможности для образования и занятости, доступность адекватных ролевых моделей и позитивных взаимодействий с окружающими людьми могут содействовать формированию адаптивного поведения. Риском отрицательного взаимодействия с неблагополучными группами общества выступает активизация модели асоциального поведения у подростков. Отельное место среди факторов занимает социально-экономический статус семьи подростка, который проецируется на возможности для получения качественного образования, доступность будущей профессии, наличие ресурсов для развития личности. Низкий социально-экономический статус, как правило, выступает фактором развития асоциального поведения подростка. Учитывая тот факт, что подросток находится в школьной среде половину дня, то происходящие негативные действия и ситуации в школьном сообществе, также выступают фактором развития асоциального поведения: неудачи в учебе, отсутствие мотивации, конфликты с учителями или сверстниками. В современном мире большое влияние на мышление и поведение человека оказывают средства массовой информации, которые, в свою очередь, могут выступить фактором асоциального поведения подростка. Так, например, частое подвержение агрессивным или насильственным контентам в медиа, таким как фильмы, телевидение, видеоигры и интернет, может способствовать депрессивным и агрессивным расстройствам подростков. Наконец, общие психологические факторы (депрессия, тревожность, поведенческие проблемы или проблемы с самоконтролем) могут влиять на появление асоциального поведения у подростков.

Разрешение проблемы асоциального поведения подростка базируется на возможностях образовательной среды школы, в которой необходимо создать соответствующие условия педагогической профилактики асоциального поведения подростка. Опыт деятельности школ и анализ научно-методической литературы по данному вопросу позволил выделить ряд функций, которые выполняет школа при минимизации и преодолению асоциального поведения среди обучающихся.

1. Развитие социальных навыков: эмоциональный интеллект, коммуникация, сотрудничество и разрешение конфликтов.

2. Создание безопасной и поддерживающей среды в которой подростки чувствуют себя принимаемыми школьным сообществом. Это может включать установление нулевой терпимости к насилию, запугиванию и дискриминации, а также активное противодействие школьному буллингу.

3. Проведение профилактических программ, нацеленных на предотвращение асоциального поведения, включая обучение навыкам управления гневом, преодоление стереотипов, антинасилию и сексуальному воспитанию.

4. Поддержка социальной интеграции через включение подростков в мероприятия клубов, спортивных команд и воспитательные события, которые способствуют сотрудничеству, взаимодействию и развитию дружественных отношений.

5. Учет индивидуальных потребностей каждого подростка и обеспечение поддержки и помощи тем, кто испытывает социальные трудности (психологическая поддержка, консультирование и планирование индивидуальных образовательных программ).

6. Поддержка развития у подростков уверенности в своих способностях и самооценке. Это может быть достигнуто

через признание достижений, поощрение творчества и индивидуальные успехи, создание возможностей для выступлений и лидерства.

7. Работа с семьями подростков, предоставление родителям информации о возможных признаках асоциального поведения и оказание поддержки и консультаций в решении проблем.

8. Создание программы раннего вмешательства с целью оперативного определения признаков асоциального поведения и предоставления необходимой помощи, прежде чем проблемы усугубятся.

С целью определения реального состояния по проблеме развития асоциального поведения подростков была составлена Программа педагогической профилактики по исследуемой проблеме.

На первом этапе Программы происходил сбор необходимой информации и диагностика уровня асоциального поведения подростков в школах. Полученные эмпирические данные основывались на проведенном анкетировании подростков для оценки их восприятия собственного поведения и отношения к правилам и нормам, анкетировании учителей и других сотрудников школ для получения информации о поведении подростков в учебной среде, анализе школьных документов (отчетов психологов и социальных педагогов). Для получения более достоверной информации было организовано педагогическое наблюдение за подростками в различных контекстах, включая классные занятия, перемены, внеурочные мероприятия и т.д. Целью наблюдения выступило выявление конкретных проявлений асоциального поведения, таких как агрессия, нарушение правил, конфликты и т.д. С разрешения родителей (законных представителей) подростков были проведены психологические тесты, которые позволили профессионально выявить некоторые характеристики, присущие подросткам в аспекте асоциального поведения. В результате первого этапа Программы было определено, что в школах более 80% подростков имеют склонности к асоциальному поведению (в сильной степени - 17,6%, в средней -52,3%). Среди респондентов были выявлены обучающиеся, имеющие опыт проявления асоциального поведения: нарушение общественных правил - 23,1%, агрессивное поведение и конфликты в обществе - 39,4%, хулиганство и совершение противоправных действий - 11,9%. Выявленная ситуация позволила определить меры по педагогической профилактике асоциального поведения подростков в школах.

На втором этапе проведены консультации: индивидуальные консультации с подростками для более глубокого изучения их поведения, мотиваций и проблем; консультации с родителями подростков для получения информации о домашней среде, взаимоотношениях и поддержке, которую они оказывают своим детям. Анализ и оценка полученных данных выявили наиболее проблемные области, причины и факторы развития асоциального поведения подростков (социальная среда (67,2%), семейные факторы (54,9%), психологические проблемы (42,7%) и т.д.

На третьем этапе Программы запланирована разработка индивидуальных планов и мероприятий для работы с подростками, направленных на предотвращение и снижение асоциального поведения. Эти планы могут включать: индивидуальные консультации и тренинги для подростков, направленные на развитие социальных и эмоциональных навыков, управление агрессией, решение конфликтов и развитие самоконтроля; вовлечение подростков в социально значимые проекты и деятельность, чтобы помочь им осознать свою ценность и принадлежность к обществу; работа с семьями подростков для поддержки их воспитательных усилий и создания благоприятной домашней среды, способствующей развитию адаптивного поведения; организация групповых занятий, игр и тренингов, направленных на формирование коммуникативных навыков, сотрудничество, эмпатию и уважение к другим.

На четвертом этапе Программы отобраны способы педагогической профилактики асоциального поведения подростков с учетом работы с родителями, педагогами и школьным подростковым сообществом. Прежде всего, для данного этапа важно запланировать эффективности предпринятых мер и корректировку планов в зависимости от изменений в поведении подростков; систематическую оценку и сбор обратной связи от подростков, родителей и педагогов о восприятии изменений и эффективности предпринятых мер. В аспекте сотрудничества со специалистами необходимо обеспечить включение психологов, социальных работников, педагогов-психологов и других специалистов для совместной работы по профилактике и поддержке подростков с асоциальным поведением. Также возможно выстраивание сотрудничества с внешними организациями и службами, которые могут предоставить дополнительную помощь и ресурсы для работы с асоциальным поведением подростков. При организации обучения необходимо развивать поддержку педагогов в создании благоприятной образовательной среды и эффективных методов взаимодействия с подростками; обучать педагогов методикам конфликтологии, эмоциональной регуляции, психологической поддержке и другим навыкам, необходимым для работы с асоциальным поведением подростков; проводить регулярные встречи и совещания с педагогическим коллективом для обмена опытом, обсуждения трудностей и разработки стратегий поддержки подростков.

Выводы. В результате реализации Программы педагогической профилактики асоциального поведения подростков необходима оценка и корректировка мероприятий: регулярная оценка эффективности программы диагностики и профилактики асоциального поведения подростков; анализ данных, полученных в ходе диагностики и мониторинга, для корректировки стратегий и методов работы; постоянное совершенствование программы на основе новых научных и практических достижений в области профилактики асоциального поведения. Важно отметить, что данная Программа должна быть адаптирована к конкретным условиям и потребностям каждой школы. Сотрудничество с профессиональными психологами, социальными работниками и другими специалистами также является неотъемлемой частью успешной работы по профилактике асоциального поведения подростков в школе.

Литература:

1. Алимханова, Т.Р. Проблема асоциального поведения в школе / Т.Р. Алимханова // Сборник работ молодых ученых МГПУ.-М.,2011. - Вып. 7. - С. 3-8

2. Арестова, О.Н. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста) / О.Н. Арестова, С.Х. Махмудова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2018. -№1 - С. 55-69

3. Большакова, Е.Г. Организация эксперимента по теме «Профилактика асоциального поведения школьников» / Е.Г. Большакова, Т.Н. Шнягина // Практика административной работы в школе. - 2013. - № 2 (89). - С. 31-34

4. Козырева, С.Н. Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении / С.Н. Козырева // Образование и психологическое здоровье: сб. науч. ст. и докл. участников Поволж. науч.- практ. конф., 12-13 нояб. 2013 г. - Самара: Регион, социопсихол. центр, 2013. - С. 186-190

5. Левченко, Н.В. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся в поликультурной образовательной среде / Н.В. Левченко, И.С. Соколов // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 2 (62). -С. 104-109

6. Медведева, И.В. Интегрированный подход к профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков в деятельности классного руководителя / И.В. Медведева // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 6. -С. 121-126

7. Никулина, Н.Н. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: летняя кампания / Н.Н. Никулина //

Социальная педагогика. -2014. -№ 5. - С. 55-60

8. Первова, И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков / И.Л. Первова. - СПб.: Изд-во СПб. гос ун-та, 2014.-313 с.

9. Реан, A.A. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков / A.A. Реан // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12.- № 1. - С. 29-40

10. Шакурова, М.В. Факторы социализации личности подростка, определяющие правонарушения / М.В. Шакурова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2015. - № 3,- С. 4-12

11. Юревич, A.B. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки / A.B. Юревич // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 49-62

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной безопасности Бырылова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); ассистент кафедры этнокультурологии института народов Севера Макаров Иван Андреевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО

ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования духовно-нравственные ценности среди студентов при помощи волонтерской деятельности. Приведены аспекты вовлечения студентов в волонтерскую деятельность путем сравнительного анализа показателей двух ведущих исследовательских организаций и статистики среди чеченских и петербургских студентов. В качестве примера приведена подготовка студентов ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧГУ им. А.А. Кадырова» как вожатых для дальнейшей общественно-полезной деятельности в детских оздоровительных лагерях, а также приведены результаты анкетирования среди студентов, прошедших аналогичную подготовку в прошлом году. Настоящее исследование указывает на готовность студентов к волонтерской деятельности и необходимость совершенствовать воспитательный аспект для привития духовно-нравственных ценностей посредством необходимых этапов адаптации к волонтерской деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, студент, волонтерская деятельность, образовательный процесс, педагогическая деятельность.

Annotation. This article discusses the process of shaping spiritual and moral values among students through volunteer work. The aspects of students' involvement in volunteer activities are presented through a comparative analysis of the indicators of two leading research organizations and statistics among Chechen and St. Petersburg students. As an example, the training of students of the A.I. Herzen State Pedagogical University and the A.A. Kadyrov Chechen State University is given as counselors for further socially useful activities in children's health camps, as well as the results of a survey among students who underwent similar training last year. The present study indicates the willingness of students to volunteer and the need to improve the educational aspect for instilling spiritual and moral values through the necessary stages of adaptation to volunteer activities.

Key words: spiritual and moral values, student, volunteer activity, educational process, pedagogical activity.

Введение. В настоящее время развитию волонтерской деятельности уделяется значительное внимание. Отчасти это связано с тем, что взаимопомощь и взаимоподдержка являются национальными чертами народов Российской Федерации (РФ). Волонтерская деятельность отражена в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [8].

Под волонтерской деятельностью, в соответствии с обозначенным Федеральным законом, понимается деятельность, оказываемая физическими лицами и организациями, на безвозмездной основе для решения задачи общественной значимости. Волонтерами являются любые физические лица, которые меняют действительность посредством участия в благотворительном, добровольческом проекте и ином общественно-полезном мероприятии. Законодательство предусматривает, что волонтер может не только осуществлять волонтерскую деятельность, но также выступать в качестве ее организатора или инициатора.

В то же время Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет за педагогом обязанность заниматься воспитательной деятельностью в процессе освоения различных образовательных программ [9]. Данный аспект в обязательном порядке предусматривается в образовательных рабочих программах и учебных календарных планах. При этом фундаментальной целью воспитательной деятельности педагога преимущественно является формирование духовно-нравственных ценностей. Актуальность настоящей статьи вызвана необходимостью унифицировать подходы разных вузов как к формированию духовно-нравственных ценностей, так и к волонтерской деятельности. Целью исследования является выявление степени готовности вузов формировать духовно-нравственные ценности в отношении студентов при помощи волонтерской деятельности.

В системе высшего образования обозначенная цель зачастую достигается посредством реализации волонтерской деятельности, в рамках которой студенты принимают участие в общественно-полезных мероприятиях как волонтеры. В педагогической науке волонтерская деятельность рассматривается как опытно-практическая деятельность, основным ожиданием которой выступает формирование и закрепление в основном трудовых навыков [6, С. 245]. Воспитательная деятельность педагога в системе высшего образования значительно расширяет это понятие за счет присутствия такого обязательного компонента, как привитие духовно-нравственных ценностей. Этот процесс возможен лишь путем осмысления результатов общественно-полезной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Волонтерская деятельность в настоящее время стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Несмотря на активную популяризацию данного направления государственными, образовательными и общественными организациями, оно продолжает представлять научный интерес среди профильных специалистов. Научный интерес связан с развитием более уточненных направлений в рамках волонтерской деятельности, возрастных категорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.