Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательный потенциал / воспитание / потенциал / личность педагога / обучающийся / образовательный процесс / educational potential / upbringing / potential / the personality of the teacher / the student / the educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданцев Андрей Сергеевич

В условиях перехода нашего общества на новый этап развития, повысилось внимание ученых и исследователей к всестороннему анализу системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определяет в гл. 2 основные понятия, используемые в данном нормативном акте. Заглавным является понятие «образование», которое трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...». Воспитание, безусловно, относится к той области научных знаний, которые в настоящее время тоже требуют нового фундаментального осмысления. В данной статье представлен анализ понятия «воспитательный потенциал» как как предмета современных педагогических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of the transition of our society to a new stage of development, the attention of scientists and researchers to a comprehensive analysis of the education system has increased. The Federal Law «On Education in the Russian Federation» (2012) defines in Chapter 2 the basic concepts used in this normative act. The title is the concept of «education», which is interpreted as «a single purposeful process of education and training, which is a socially significant good and carried out in the interests of a person, family, society and the state ...». Education, of course, belongs to the field of scientific knowledge, which currently also requires a new fundamental understanding. This article presents an analysis of the concept of "educational potential" as a subject of modern pedagogical research.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

6. Науменко, Н.М. Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства / Н.М. Науменко // Kant. - 2017. - №1 - (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-prosveschenie-roditeley-kak-mehanizm-formirovaniya-otvetstvennogo-roditelstva (дата обращения: 09.05.2023)

7. Федосеева, H.B. Проектирование педагогом работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию личности школьника / Н.В. Федосеева // European journal of education and applied psychology. - 2015. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/proektirovanie-pedagogom-raboty-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-i-razvitiyu-lichnosti" shkolnika (дата обращения: 10.05.2023)

8. Уварова, H.H. Роль вуза в формировании у современного студенчества ценностного отношения к институту семьи / H.H. Уварова // Вестник университета. - 2010. - № 21. - С. 120-122

Педагогика

УДК 37.012

первый проректор Богданцев Андрей Сергеевич

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. В условиях перехода нашего общества на новый этап развития, повысилось внимание ученых и исследователей к всестороннему анализу системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определяет в гл. 2 основные понятия, используемые в данном нормативном акте. Заглавным является понятие «образование», которое трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...». Воспитание, безусловно, относится к той области научных знаний, которые в настоящее время тоже требуют нового фундаментального осмысления. В данной статье представлен анализ понятия «воспитательный потенциал» как как предмета современных педагогических исследований.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, воспитание, потенциал, личность педагога, обучающийся, образовательный процесс.

Annotation. In the context of the transition of our society to a new stage of development, the attention of scientists and researchers to a comprehensive analysis of the education system has increased. The Federal Law «On Education in the Russian Federation» (2012) defines in Chapter 2 the basic concepts used in this normative act. The title is the concept of «education», which is interpreted as «a single purposeful process of education and training, which is a socially significant good and carried out in the interests of a person, family, society and the state ...». Education, of course, belongs to the field of scientific knowledge, which currently also requires a new fundamental understanding. This article presents an analysis of the concept of "educational potential" as a subject of modern pedagogical research.

Key words: educational potential, upbringing, potential, the personality of the teacher, the student, the educational process.

Введение. Современные тенденции развития общества предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к системе образования и воспитания. Существует большое количество педагогических исследований, посвященных проблеме воспитательного потенциала образовательного процесса различных видов деятельности, методов и средств. Авторы научных работ опираются на понимание сути и содержания воспитания, своеобразие носителей потенциала, его вид.

Изложение основного материала статьи. Словосочетание «воспитательный потенциал» довольно часто употребляется в научной литературе. Однако анализ показывает, что разные авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл. В то же время ряд авторов предлагают понятия, близкие по смыслу к педагогическому потенциалу, и даже используют этот термин, но не раскрывая его содержания.

Понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [8, 10].

Важно, что воспитание является той категорией, которая может быть приложена к человеку любого возраста. Ученые выделяют различные виды поведения и разрабатывают для них разные формы воздействия. Например, П.А. Сорокин выделят три вида поведения:

1) обязывающее, соответствующее нормам, принятым в соответствующем обществе;

2) «подвиг», когда поведения рассматривается как эталон поведения;

3) запрещенное, нарушающее установленные нормы [3, С. 41].

Развитие отдельных видов воспитательного потенциала представлено в педагогических исследованиях не одинаково. Лучше всего изучен процесс развития воспитательного потенциала семьи.

Публикации конца девяностых годов девятнадцатого века, посвященные исследованию понятия «воспитательный потенциал» акцентированы, преимущественно, на многообразных объектах исследования. Так, авторами рассматриваются воспитательный потенциал греко-римской борьбы (М.В. Прохорова, А.Г. Семенова, И.Д. Посошков), развлекательно-игрового общения (И.Г. Гусейнов ), инженерного вуза (В. Буглаев, В. Лагерев). Несколько снижен, но сохраняется интерес к исследованию воспитательного потенциала семьи (Н.А. Цветкова).

Двухтысячные года характеризуются всплеском исследований, нацеленных на изучение сущности и содержания воспитательного потенциала системы образования по различным его элементам. Четко выделяются такие носители воспитательного потенциала, как:

- народное образование (народная педагогика) в целом;

- отдельные образовательные учреждения (дошкольные образовательные учреждения, вузы) (отдельно выделяется воспитательный потенциал непрерывного образования);

- учебной дисциплины;

- личность учителя (педагога).

М.А. Романова считает потенциальным в личности учителя «совокупность психических свойств и способностей, которые у учителя имеются, но не реализуются или реализуются, но не полностью в его профессиональной деятельности; свойства и способности, которые полностью реализуются в его деятельности, но еще слабо развиты и требуют дальнейшего развития; свойства личности и способности, необходимые для успешной профессиональной деятельности учителя, но в данный моментвремени отсутствующие» [1].

Реализация личностной позиции воспитателя требует от педагога высокого уровня развития профессиональной активности. Для эффективного решения воспитательных задач от педагога требуется сформированность личностно-профессиональной позиции.

Анализ научной литературы показал, что качественно оценить профессиональную активность возможно через следующие ее характеристики:

- самопроизвольность (инициирование самим человеком);

- избирательность (направленность в зависимости от актуальной мотивации);

- адекватность (соответствие усилий значимости цели и имеющимся ресурсам);

- продуктивность (наличие результатов);

- осознанность (способность регулировать собственную активность, оценить источники, процесс и результаты);

- устойчивость (сохранение исходного характера во времени);

- своевременность (согласованность по времени осуществления личностно значимых или объективно необходимых действий);

- направленность (интра- и интериндивидная) [3].

Личность педагога, его эрудиция, кругозор, глубокое знание предмета, умение установить доверительные взаимоотношения со своими воспитанниками, создать соответствующий эмоциональный настрой на уроке, уважительное отношение к личности каждого ученика помогают существенно повысить эффективность осуществления воспитательных возможностей в обучении.

В понятие «воспитательный потенциал» А.Н. Тесленко и Е.А. Дмитриенко вкладывают следующее: «...оптимальное многообразие воспитательных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития социально-педагогических организаций и социума в целом, обеспечивающее в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений» [12].

Структура воспитательного потенциала детализируется, исходя из системного представления о его сущности. В числе предлагаемых М.В. Шакуровой [13] единиц структурирования называют:

- материальные и нематериальные ресурсы, меру их сбалансированности (О.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова, А.Б. Синельников);

- различные виды потенциалов, составляющих воспитательный потенциал (ценностный, индивидуально-организационный, операционный, интеграционный [2]);

- основные носители воспитательного потенциала (например, для воспитательного потенциала школы - школьники, педагоги, администрация, материальные условия, социальная среда).

Проанализировав основные признаки понятия «воспитательный потенциал». В нем заложены:

1. Целенаправленный выбор педагогической стратегии взрослым (учителем, воспитателем, родственником ребенка) для создания условий реализации воспитательных задач (необходимо определить технологию, приемы, способы, методики, которые наиболее эффективно позволят их решать).

2. Определение личностных качеств обучающихся и идейно-нравственных идеалов, воспитание которых может быть реализовано в процессе применения выбранных технологий, способов, приемов, методик.

Особенностью исследований данного периода является оценка воспитательного потенциала на основе мнений объекта его воздействия, а также акцент на человеческие отношения как мощное воспитательное средство.

Гуманитарное образование позволяет в рамках учебных дисциплин уделять больше внимания взаимоотношениям между субъектами образования.

Воспитательный потенциал учебной дисциплины преподаватель должен определить и формально запланировать заранее. М.Г. Ахмедова указывает на то, что личностно ориентированный воспитательный потенциал учебных дисциплин можно выявить и отразить в индивидуальном и тематическом планах преподавателя:

1) в содержании изучаемой темы - личностные смыслы получаемых знаний, умений (опора на жизненный опыт и ориентация на перспективы);

2) в форме обучения - разнообразие в соответствии с профессиональными устремлениями личности (смена видов деятельности во время занятий с ориентацией на особенность личности; внедрение инновационных форм обучения с ориентацией на возрастные особенности личности, поиск инновационных элементов в традиционных формах построения занятий);

3) в методах обучения - больше упора на исследовательские методы (повышение познавательной активности на основе творческого потенциала личности с ориентацией на духовное саморазвитие в процессе обучения);

4) в средствах обучения - разнообразие и всесторонность рассмотрения учебных тем (оборудование занятия, источники информации, сочетание практического материала с теоретическим, умение их связать с жизнью);

5) в контрольно-измерительных и закрепительных материалах по теме - выделить самое главное в знаниях и привязать к нему детали (построение по принципу зачетных единиц, дать возможность самоконтроля);

6) в оценке деятельности учащегося на занятии (четкое определение критериев оценки, многомерный подход);

7) в технологии обучения - разработка на основе стандартной программы по дисциплине адаптированных программ (предложить несколько вариантов процесса усвоения знаний с учетом особенностей студенческих групп, определение возможности применения информационных и диалоговых технологий);

8) в построении взаимодействия и отношений между студентов и преподавателем - сотрудничество и сотворчество на основе диалога и основных принципов гуманности (требовательность и доброжелательность, умение слушать и слышать, умение говорить и молчать и т.д.).

Главным фактором воспитательного влияния на уроке считается содержание учебного материала, соотнесённого с программой по изучаемому предмету. Традиционным является понимание того, что наибольшим воспитательным ресурсом располагают гуманитарные дисциплины: ведь, в конечном счёте, это факты, ситуации, всевозможные реальные и вымышленные (на уроках литературы, где анализируются художественные образы) коллизии, связанные с жизнью людей -и как членов разнообразных социальных сообществ, и как субъектов, творящих собственную судьбу.

Диалог должен развиваться по трём линиям: учитель - учащиеся; учащиеся - в совместном диалоге; писатель и его герои - читатели.

«Основным приёмом при изучении художественных произведений, должна быть опора на текст. Так реализуется идея -сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков - это доброе впечатление, которое способно пробудить у учащегося желание самосовершенствования, саморазвития» [7].

Естественнонаучные школьные дисциплины располагают значительным воспитательным потенциалом. Так, курс биологии, по мнению учителей, методистов, учёных позволяет открывать разные грани бытия человека и природы, важности охраны окружающей среды. Важным элементом воспитательного процесса на подобных уроках является помощь

учащимся в зарождении и проявлении у них бережного отношения к природе, формирования экологического сознания. Данный педагогический (воспитательный) эффект может актуализироваться и в рамках объяснения учителем нового материала, и в контексте самостоятельной работы учащихся, выполнении ими учебных проектов, связанных с экологией, сбережением окружающей природной среды [14]; при организации дискуссий на уроках; в опытно-лабораторной работе и т.д.

Воспитательный потенциал точных наук, реализуется:

- через знакомство с биографиями выдающихся математиков, физиков, с нередко драматическими историями выдающихся открытий как в отечественной, так и в зарубежной науке;

- через освоение учебного материала, связанного с жизненно обусловленными, важными математическими и физическими расчётами, что повышает ответственность за точность данных операций;

- через акцент на совершенство математических и физических формул, осознание учащимися красоты и гармонии точных наук, лаконичности и эстетичности математического описания явлений действительности.

Школьный урок, чему бы он ни был посвящён, объективно располагает возможностью воспитательных влияний, и этот эффект основан на содержании изучаемого материала. Учителю необходимо лишь актуализировать данный аспект в процессе организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи, с точки зрения Т.К. Ким являются внутрисемейные отношения [4]. Уникальным воспитательным фактором признается нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений. К иным факторам относятся:

1) родительский пример;

2) численность и структура семьи;

3) уровень педагогической культуры;

4) родительская ответственность.

Воспитательный потенциал родителей определяется их социальной позицией, педагогической культурой, уровнем образования, наличием супруга (супруги), его (ее) эмоциональной поддержкой, стажем родительства ребенка с ОВЗ, эмоциональным состоянием (уровнем стресса), возрастом ребенка с ОВЗ [6]. Значимым в плане воспитательных возможностей является родительский пример [9].

Воспитательный потенциал взаимодействия субъектов заключается в том, что несовершеннолетний взаимодействует с социально активными носителями гуманистических ценностей. В качестве таких ценностей можно назвать: уважение прав других людей; ценность каждого человека; активная жизненная позиция; приоритет знаний и умений; профессионализм; толерантность. В процессе взаимодействия у несовершеннолетнего могут появиться такие новообразования, как социальная успешность (оптимальное соотношение между представление о самом себе и ожиданиями окружающих) и психологическая успешность (переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому стремились, либо совпал с ожиданиями, либо превзошел их). Кроме того, в процессе взаимодействия удовлетворяются следующие потребности: потребность в общении, потребность в поддержке, потребность помогать другим, потребность в совместной деятельности.

Воспитательный потенциал некоммерческих (общественных) организаций проистекает из их функций:

- функция выражения мнения (возможность высказать свое мнение и быть услышанным);

- функция представительства интересов отдельных социальных категорий;

- функция контроля за соблюдение прав и свобод;

- функция формирования общественного мнения.

H.В. Панфилова, Е.С. Горохова под потенциалом воспитательной деятельности учебного заведения понимают совокупность ресурсов учебного заведения, позволяющих ему эффективно реализовывать функции в области воспитания [5].

О необходимости сохранения традиционной культуры и использования ее воспитательного потенциала в педагогических целях говорил президент В.В. Путин на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России».

В основании системы духовно-нравственного воспитания детей следует расположить воспитательный потенциал традиционной отечественной культуры, творческое использование которого позволяет современному педагогу освоить огромный багаж знаний и опыта народной педагогической мудрости и применить его в условиях конкретного региона и конкретной образовательной организации [11].

Выводы. Воспитательный потенциал является системным образованием, который сочетает в себе различные актуальные ценности, инициативы, фундаментальные знания. В отечественной педагогике накоплен определенный опыт изучения воспитательного потенциала, но единства позиции нет. Принципиальные для понимания сущности рассматриваемого свойства и процесса его развития исследованы неравномерно. В исследованиях необходимо уделить внимание созданию моделей обогащения, актуализации, реализации и развития воспитательного потенциала, в том числе в условиях функционирования информационно-образовательного пространства образовательной организации.

Литература:

I. Байбородова, Л.В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2007. - № 4. - С. 3-7

2. Галицких, Е.О. Воспитательные ресурсы современного урока / Е.О. Галицких, Н.П. Терентьева // Вестник Вятского государственного университета. -2018. -№ 1. - С. 55-61

3. Гвильдис, Т.Ю. Критерии личностно-профессионального развития современного педагога / Т.Ю. Гвильдис, A.B. Окерешко // Человек и образование. - 2017. - № 1 (50). - С. 40-45

4. Ким, Т.К. Воспитательный потенциал семьи / Т.К. Ким // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 11. - С. 95-98

5. Клименко, И.С. Реализация воспитательного потенциала в экономических вузах России / И.С. Клименко // Молодой ученый. - 2020. -№ 9 (299). - С. 162-165

6. Коробкова, В.В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве / В.В. Коробкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. -№ 1,- С. 220-224

7Любезнова, Ю.В. Воспитательный потенциал уроков литературы / Ю.В. Любезнова // Молодой ученый. - 2018. -№ 19 (205). - С. 222-223

8. Нечаев, М.П. Воспитательный потенциал учебного занятия в контексте реализации ФГОС / М.П. Нечаев, Е.С. Бурлакова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5, № 2 (15). - С. 120-123

9. Пономарев, A.B. Теоретические подходы к определению потенциала воспитательной деятельности / A.B. Пономарев //Известия ВГПУ.-2017. -№1 (114). - С. 11-17

10. Попова, C.B. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попова Светлана Владимировна. - Воронеж, 2008. - 24 с.

11. Розанов, В.В. О воспитательном потенциале русской художественной литературы / О.Н. Поваляева, В.В. Розанов // Казанский педагогический журнал. -2014,- № 2 (103). - С. 109-114

12. Тесленко, А.Н. Воспитательный потенциал как социально-философская категория / А.Н. Тесленко, Е.А. Дмитриенко // Философия образования. -2014. - № 2 (53). - С. 114-125

13. Шакурова, М.В. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований / М.В. Шакурова, К.А. Козельская // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2018. - № 50. - С. 22-34

14. Юркина, И.А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Юркина Ирина Анатольевна. -Казань,2009. - 188 с.

Педагогика

УДК 371

соискатель Бурсакова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной для современной педагогической науки и образовательной практики проблеме предотвращения, профилактики и минимизации асоциального поведения подростков в условиях образовательной среды школы. Автор статьи проводит междисциплинарный анализ подходов к определению педагогической сущности понятия «асоциальное поведение». В статье выделены возрастные особенности и предпосылки развития асоциального поведения подростков. Уточнены виды асоциального поведения подростка: агрессия, изоляция, нарушение правил, хулиганство, школьный буллинг, участие в противоправных действиях, отрицание авторитета, отсутствие эмпатии, отказ от общественной ответственности, отказ от учебы. Определены факторы, влияющие на активизацию асоциального поведения в подростковом возрасте и раскрыта их характеристика. Описаны функции и возможности школы в педагогической профилактике асоциального поведения подростков. Представлен опыт разработки авторской программы по педагогической профилактике асоциального поведения подростков. Раскрыты этапы программы, реализованные в практике школьного образования и результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента. Выработаны перспективные направления дальнейшей работы, развития программно-технологического обеспечение решения педагогических проблем асоциального поведения подростков. Сделаны выводы по проведенному исследованию.

Ключевые слова: педагогическая профилактика, подростки, асоциальное поведение, социальная педагогика, деструктивное поведение.

Annotation. The article is devoted to the problem of prevention, prevention and minimization of asocial behavior of adolescents in the conditions of the educational environment of the school, which is relevant for modern pedagogical science and educational practice. The author of the article conducts an interdisciplinary analysis of approaches to the definition of the pedagogical essence of the concept of "asocial behavior". The article highlights the age characteristics and prerequisites for the development of asocial behavior in adolescents. The types of asocial behavior of a teenager are specified: aggression, isolation, violation of rules, hooliganism, school bullying, participation in illegal actions, denial of authority, lack of empathy, refusal of public responsibility, refusal to study. The factors influencing the activation of antisocial behavior in adolescence are determined and their characteristics are disclosed. The functions and possibilities of the school in the pedagogical prevention of asocial behavior of adolescents are described. The experience of developing the author's program for the pedagogical prevention of asocial behavior of adolescents is presented. The stages of the program implemented in the practice of school education and the results obtained during the pedagogical experiment are disclosed. Promising directions for further work, development of software and technological support for solving pedagogical problems of asocial behavior of adolescents have been developed. Conclusions are drawn from the study.

Key words: pedagogical prevention, adolescents, antisocial behavior, social pedagogy, destructive behavior.

Введение. Асоциальные проявления в поведении подростков - проблема, требующая постоянного исследования в различных аспектах, в том числе с позиции педагогической науки и практики. Подростковый возраст характеризуется глубинными системными изменениями в характере и поведении обучающегося. Педагогическая профилактика асоциального поведения требует тщательной подготовки в особенности для обучающихся подросткового возраста, поскольку в данный период формируются значимые для личности номы и правила поведения в обществе.

Цель исследования - выявить основные педагогические проблемы развития асоциального поведения подростков в теории и школьного практике образования.

Задачи исследования: выявить теоретические аспекты асоциального поведения; обозначить факторы развития асоциального поведения в подростковом периоде; провести анализ асоциального поведения подростков в школьном образовании; определить направления педагогической деятельности для профилактики асоциального поведения подростков.

Изложение основного материала статьи. Развитие асоциального поведения подростков в школе выступает предметом исследования многих гуманитарных наук, требует постоянного исследования и выработки необходимых направлений разрешения данной проблемы в современном обществе в условиях непрерывных системных изменений социокультурной среды. В подростковом возрасте происходят значительные физические, эмоциональные и социальные изменения, которые могут оказывать влияние на их поведение и взаимодействие с окружающими. Асоциальное поведение подростков, в таких проявлениях как агрессия, нарушение правил, изоляция и отказ от социальных норм, может иметь серьезные последствия для подростка, его сверстников, семьи и образовательной среды. Исследование этой проблемы может помочь понять причины и механизмы асоциального поведения подростков, а также предложить эффективные стратегии для предотвращения и управления негативных последствий данного феномена.

В школах на сегодняшний день имеется некоторый опыт по педагогической профилактике асоциального поведения подростков (Большакова Е.Г., Шнягина Т.Н.): разработка программ и интервенций, направленных на поддержку подростков и создание благоприятной образовательной среды; социально-эмоциональное обучение, тренинги по разрешению конфликтов, поддержка социальной интеграции и т.д. [9]. Современные исследования в области социальной педагогики показали, что крайне важно выявить факторы риска, связанные с асоциальным поведением подростков, например, наличие насилия в семье, плохие отношения с учителями или сверстниками, отсутствие поддержки в образовательной среде и другие факторы [5]. Это может помочь разработать предупредительные меры и индивидуализированные подходы к работе с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.