Специфика работы и сопровождения подростков с ЗПР с девиантным поведением Specificity of work and support of adolescents with CRD with deviant behavior
Ибахаджиева Л. А.,
к.псих.н., доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии ФГБОУВО «Чеченский государственный педагогический университет»
г.Грозный E-mail: [email protected]
Ibakhadjieva L. A.,
Ph. D. in psychology, associate Professor of the Department ofpedagogy and preschool psychology
Of the "Chechen state pedagogical University"
Grozny
E-mail: [email protected]
Аннотация.
На современном этапе развития общества большое внимание уделяется помощи детям и подросткам, имеющим нарушения (отклонения) в развитии. Значительную группу среди них составляют дети и подростки с задержкой психического развития (ЗПР). Среди подростков с ЗПР часто встречаются дети с девиантным поведением. Девиантное поведение проявляется во множестве деструктивных проявлениях.
Девиантным поведением принято называть, то поведение, которое не укладывается в структуру социально общественных норм поведения и считается асоциальным (общественно опасным). Общество негативно относится к этой категории граждан. На сегодняшний день девиацияция носит глобальный масштаб среди подростков и является существенной проблемой общества. Деструктивный характер подростковой дивиации наносит вред как самим подросткам, так и окружающей их среде и приводит подростков к социальной депривации и дезадаптации. Поведенческие отклонения могут быть связаны с изменениями личности подростка. Поскольку психофизическое, психологическое, социальное и эмоциональное развитие характеризуется качественной оригинальностью, оно во многом определяет все дальнейшие особенности подросткового возраста и поведения. Следовательно, стоит полагать, что подростки с ЗПР, для которых будет организована и проведена своевременная коррекционная работа в учебном заведении имеют много шансов на улучшения личностных и поведенческих факторов развития в подростковый период. Данный процесс интерпретируется с понятием «выравнивания», когда можно скорректировать множество проблем развития и установления межличностных связей.
Annotation.
At the present stage of development of society, much attention is paid to helping children and adolescents with developmental disorders (deviations). A significant group of them are children and adolescents with mental retardation (MAD). Children with deviant behavior are common among adolescents with CRD. Deviant behavior manifests itself in a variety of destructive manifestations.
It is customary to call deviant behavior that behavior that does not fit into the structure of socially social norms of behavior and is considered asocial (socially dangerous). Society has a negative attitude towards this category of citizens. Today, deviation is of a global scale among adolescents and is a significant problem in society. The destructive nature of adolescent division harms both adolescents themselves and their environment and leads adolescents to social deprivation and maladjustment. Behavioral abnormalities can be associated with changes in the personality of the adolescent. Since psychophysical, psychological, social and emotional development is characterized by qualitative originality, it largely determines all further features of adolescence and behavior. Therefore, it should be assumed that adolescents with mental retardation, for whom timely correctional work in an educational institution will be organized and carried out, have a lot of chances to improve personal and behavioral factors of development during adolescence. This process is interpreted with the concept of "alignment", where many developmental and interpersonal problems can be corrected.
Ключевые слова: подростковый возраст; девиация; дезадаптация; коррекционная работа; отклоняющиеся поведение; исправительная деятельность в условиях образовательного учреждения.
Key words: adolescence; deviation; maladjustment; correctional work; deviant behavior; correctional activity in an educational institution.
Обобщением клинических данных о детях с задержанным темпом развития, а также вопросами их воспитания и обучения занимались Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Э.Я. Альбрехт, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, Л.И. Переслени, И.Ф. Марковская, Л.В. Кузнецова, М.Н. Фишман, А.О.
Дробинская и др. В последние годы в результате многопланового изучения проблем ЗПР получены данные о развитии психических функций и условиях коррекции детей с задержанным темпом развития дошкольного и школьного возраста (Н.Л. Белопольская; Н.Н. Афанасьева; Р.Д. Тригер др.). Все исследования показывают, что дети с задержками развития имеют высокий потенциал для социальной адаптации, при условии создания благоприятных возможностей для их реализации.
В современной российской школе отсутствует сложившаяся система коррекционно-педагогической работы по коррекции поведения детей с отклоняющимся поведением, которая бы включала в себя профилактику, работу с детьми и реабилитацию трудных подростков. Это дает возможность констатировать факт, того, что до сих пор в образовательных учреждениях нет специальной педагогической технологии, которая позволяла бы эффективно корректировать поведение и развитие девиантных подростков.
В школах и других образовательных организациях используются различные программы коррекции девиантного поведения подростков, составленные на основе мнения экспертов в форме индивидуальных и групповых занятий.
Как считают М.О. Винник, Е.А. Волгуснова и С. Г. Шевченко, для достижения положительных результатов в работе с девиантыми подростками, педагогу необходимо следовать специальной программе, направленной на создание у подростков социально одобряемого поведения и гуманистических ценностей с помощью методики, включающей диагностику и тестирование способностей и мотивации подростков, выявление особенностей асоциального поведения в сфере мотивации, коммуникаций в жизни подростка. В соответствии с результатами диагностики предполагается набор методов и технологий по коррекции и воспитанию на подростка в процессе учебной деятельности. Помимо педагогического воздействия необходимо поддержка родителей и ближайшего окружения трудных подростков.
Для успешной воспитательно-педагогической работы с подростками с девиантным поведением необходимо создание единой педагогической системы мер по развитию общечеловеческих ценностей и интеграции личности в систему правил поведения в обществе, привитие подростку пример социально одобряемого поведения, которое позволит ему развиваться [4, с. 56]. Таким образом, особые педагогические условия для коррекции девиантного поведения призваны на обнаружение и исправление проблемных мест в поведении подростка и развитие личностных качеств, которые в силу обстоятельств не
были развиты.
Как пишет Б.В. Зейгарник, «Основными направлениями исправительной деятельности среди несовершеннолетних являются:
- нормализация и обогащение отношений с внешним миром, особенно с учителями и коллективом детей;
- компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, активизация деятельности в области, которую он любит, в которой он может добиться хороших результатов (компенсация в области интересной работы, увлечения спортом, технологиями, музыкой и т. д.);
- восстановление положительных свойств, которые получили небольшую деформацию (отклонение);
- постоянное стимулирование положительных качеств, которые не утратили своей социальной значимости;
- интенсификация позитивного развития личности, формирование ведущих позитивных характеристик;
- усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
- накопление нравственных навыков поведения, здоровых привычек и потребностей, основанных на организации деятельности студентов по удовлетворению их интересов;
- коррекция как преодоление негатива, то есть устранение пробелов в формировании позитивных качеств и вредных привычек» [1, с. 54].
Создание условий для эффективной социализации учащихся заключается в организации здоровье сберегающей среды с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся, через создание социально -психологических служб школы [5, с. 25]. В процессе данной работы особое внимание нужно уделить пропаганде здорового образа жизни, которая должна исходить из потребностей подростков и их естественного природного потенциала. Многими исследованиями было подтверждено, что современные подростки испытывают:
- потребность о здоровом образе жизни;
- озабоченность перспективой, как своего здоровья, так и здоровья своих близких, национального здоровья (здоровья всех людей нашей страны);
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
- готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
В пубертатный период приоритетным для подростков являются знания о вредных привычках, их последствиях для здоровья, здоровом (правильном) питании, риске сексуальных отношений, о предотвращении экологических катастроф.
В процессе формирования здорового образа жизни в подростковой среде, следует уделить особое внимание профилактике вредных привычек и привлечь специалистов не только педагогической направленности, но и (медиков, наркологов, экологов) и широко использовать детский потенциал, озабоченности перспективой своего будущего здоровья и подтолкнуть подростков к ведению осознанного выбора здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивый характер, лучше е начинать с неформальных бесед классного руководителя в виде игры или инсценировки проблемных ситуаций и плавно переводя к специалистам, которые смогут расширить картину подростковых представлений о здоровом образе жизни.
На сегодняшний день, когда общество и государство декларируют принципы германизации и демократизации в сфере образования, необходимо соблюдение принципа «не навреди» ребенку при проведении процедуры с ним профилактической и коррекционной работы.
Исходя из этого, индивидуально воспитательно-педагогическое сопровождение должно быть представлена как общая система управления обучением, воспитанием и развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности школьника с девиантным поведением. Это целый комплекс коррекционных, нормативных, правовых, организационных, исследовательских и методологических мер, которые в совокупности обеспечивают решение основных задач социально -психологической поддержки и сопровождения обучающихся. [2, с. 34]
Для осуществления такой поддержки требуется слаженная работа все служб школы (психологической, социальной и медицинской направленности). В обязанности социально-психологической службы входит -обеспечение разнообразных базовых-учебных потребностей, в том числе создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психическое благополучие участников образовательного процесса.
Социально-психологическая поддержка образовательного процесса состоит в том, чтобы направить обучающихся в социальное русло привив при этом национальные ценности и традиции подросткам. Ценностные ориентиры, которые в последующем будут путеводной звездой для подростков, имевших нарушения в поведении и станут их ориентирами на всю оставшуюся жизнь.
Основные задачи развития социально-психологической сопровождения:
1. создание педагогически адекватной среды, способствующей успешному развитию ребенка;
2. создать условия психологического комфорта и безопасности детей;
3. оказание комплексной психолого-педагогической поддержки всем участникам образовательного процесса;
4. удовлетворение потребностей ребенка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов для предотвращения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других обществах.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- защита прав личности, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социальной и психологической помощи.
- комплексная квалифицированная психолого-педагогическая диагностика;
- реализация коррекционно-развивающих программ по преодолению трудностей в обучении, и межличностных отношений (коррекции западающей сферы);
- социально-психологическая помощь семьям и нуждающимся в этой помощи подросткам;
- развитие социально-личностных навыков и адаптации в ближайшем социуме.
Только на основе обобщённых показателей осуществляется оценка эффективности реализации подпрограммы. Данная программа должна способствовать развитию социальных навыков межличностного общения, формировать позитивное мышление, способствовать балансировки всех направленностей незрелой личности.
Рассмотрим более детально структурные составляющие данной программы.
Итак, как правило программа для коррекции девиантного поведения состоит из несколько этапов: диагностическая, организационная, технологическая, профилактическая работа.
Организационный этап предполагает изучение комплекса нормативных документов, анализ состояния социально-психологической поддержки.
Подбор диагностических и коррекционных материалов
Технологический этап включает в себя:
1. профилактическую работу;
2. диагностическую работу;
3. консультационную работу;
4. корректирующую разработку.
Профилактическая работа предполагает необходимость формирования у обучающихся правильных-здоровых патентов, дает полное представление о губительных воздействиях на здоровье человека, знакомит с правилами внутреннего распорядка школы и социальных устоев.
Согласно профилактическому направлению, специалисты службы выполняют следующие конкретные действия:
1. Психологическая и социальная поддержка (сопровождение) детей из группы риска.
2. Организация медико-психолого-педагогических условий.
3. Организация работы по поддержанию благоприятного психологического климата в школе.
4. Организация работы психолого-педагогического консультирования, направленного на изучение психологических особенностей подростков с девиантным поведением и их сопровождение.
Диагностическая работа направлена: психологическое обследование ребенка; выявление индивидуальных особенностей; индивидуальная коррекционно-развивающая работа; подгрупповая работа профилактическая и просветительская работа. [3, с. 41]
В соответствии с диагностическим исследованием специалисты школы решают следующие конкретные
задачи:
1. Изучение возрастных особенностей, выявление условий жизни, обучение и воспитание подростков и факторов, которые на это влияют.
2. Диагностическое исследование психофизического состояния и развития подростков
3. Запросы для психологической и социальной поддержки.
4. Мониторинг, направленный на выявление влияния данного образовательного учреждения на социализацию учащихся».
Консультативная работа предполагает индивидуальный подход психолога, социального педагога и медицинского работника к личности ребенка.
В соответствии с консультативным направлением специалисты школы решают следующие задачи:
1. Формулирование ответственности за соблюдение условий, необходимых для полноценного психологического, физического развития учащихся в школе.
2. Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми и родителями на волнующие (проблемные) темы.
3. Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей в проблемных областях, развития жизненного и профессионального самоопределения и тд.
4. Консультирование учителей и администрацию школы по вопросам обучения, воспитания, коррекции.
Коррекционно-развивающая работа предполагает индивидуальный подход психолога и социального
педагога к развитию личности ребенка.
В коррекционно-развивающем направление решаются следующие задачи:
1. Активное развитие интеллектуальных способностей учеников, коррекция нарушенных психических процессов, формирование учебной мотивации.
2. Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов. Оказание психолого- педагогической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся.
3. Социально-психологическое сопровождение к подготовке и профильному обучению.
Резюмируя все выше сказанное, мы можем сделать следующий вывод.
Проблема коррекции девиантного поведения у подростков с ЗПР не получила достаточного отражения в психолого-педагогической литературе, хотя исследования указывают на трудности адаптации этих подростков в социуме, склонность их к асоциальному поведению в том числе к проявлению агрессии.
Девиантное поведение проявляется в дисбалансе психических процессов, неадекватности, зачастую в форме морального и эстетического контроля над собственным поведением. На формирование девиантного поведения подростков могут влиять социальные факторы, низкая самооценка, патология психического здоровья, также индивидуальные и личные факторы.
Девиантное поведение может быть и причиной, и следствием агрессии и проявлений агрессивного поведения среди подростков. Особенно остро эта проблема встает у подростков с задержкой психического развития.
Подростки с ЗПР, имея нарушения эмоциональной и личностной сфер, попадают в зону риска по девиантному поведению, особенно, если воспитываются в неблагополучных семьях. Те подростки с ЗПР, для кого будет организована и проведена своевременная коррекционная работа в учебном заведении имеют много шансов на улучшения личностных и поведенческих факторов развития в подростковый период. Этот процесс можно назвать процессом «выравнивания», когда можно скорректировать множество проблем развития и установления межличностных связей. В ином случае проблемы с агрессивным поведением, неуспеваемостью, нарушения в поведении и плохой адаптацией будут только усугубляться на фоне гормональных всплесков подросткового возраста.
Список используемой литературы:
1. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Под ред. М.Р.Гинзбурга — М.: Издательство: «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 352 с.
2. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века :монография / Ф.К. Зиннуров. - Казань : Центр инновац. технологий,
2012. - 403 с.
3. Иванцов О.В. Разработка новых форм ранней диагностики и профилактики различных видов зависимостей у детей и подростков из групп риска / О.В. Иванцов, К.В. Машилов // Системная психология и социология. - 2014. - № 3. - С. 41-49.
4. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение. Учебник для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2017. - 128 а
5. Паламонов И.Ю. Профилактика асоциального поведения подростков // Воспитание школьников. -
2013. - № 2. - С. 25-31.
6. Симонова О.Н. Профилактика асоциального поведения подростков // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Орехово-Зуево, 2017. - С. 334-339.