педагогические науки
Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0008
ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2019
Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Конева Ирина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет (603022, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей девиантного поведения подростков с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматривается факторы риска формирования девиантного поведения подростков в зависимости от особенностей их развития на протяжении подросткового возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности проявления отклоняющегося поведения подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей развития личности у подростков с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. В то же время, с подростками задержкой психического развития важно проводить профилактическую работу для предупреждения отклоняющегося поведения. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на предупреждение факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков с задержкой психического развития. Психокоррекционная программа включала два блока- работу с подростками и занятий, направленных на работу с родителями. Основной технологией для коррекционной работы стала арт-терапия. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели агрессивности, тревожности, личностных нарушений в группе подростков с задержкой психического развития изменились в сторону снижения факторов риска девиантности.
Ключевые слова: девиантное поведение, аддиктивное поведение, задержка психического развития, социальная адаптация, нарушения личности, агрессивность, тревожность, коррекция личностных нарушений, арт- терапия.
INNOVATION-ORIENTED MODEL OF TRAINING NDERGRADUATES
© 2019
Karpushkina Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor,
professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Koneva Irina Alekseevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (603089, Russia, N. Novgorod, street Ulyanov, 1, e-mail:[email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of the features of deviant behavior of adolescents with mental retardation in comparison with their normally developing peers. Risk factors of formation of deviant behavior of teenagers depending on features of their development during adolescence are considered. Comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal mental development and mental retardation. Was discovered as obselesence, and specific, associated with the structure of the defect, the characteristics of the manifestation of deviant behavior of teenagers. It was proved the unity of General age and specific features of personality development in adolescents with normal mental development and mental retardation. At the same time, with adolescents with mental retardation, it is important to carry out preventive work to prevent deviant behavior. On the basis of the results of ascertaining experiment the program of forming experiment aimed at prevention of risk factors of formation of addictive behavior in adolescents with mental retardation was developed and tested. Psychocorrection program included two blocks - work with teenagers and classes aimed at working with parents. The main technology for correctional work was art therapy. The program developed by us has proved its effectiveness. Indicators of aggressiveness, anxiety, personality disorders in the group of adolescents with mental retardation have changed in the direction of reducing the risk factors for deviance.
Keywords: deviant behavior, addictive behavior, mental retardation, social adaptation, personality disorders, aggressiveness, anxiety, correction of personal disorders, art therapy.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Распространенность курения, применение алкогольных напитков и наркотических веществ в обществе детей и подростков приводит к глобальным проблемам, которые наносят вред как физическому, психическому так и нравственному самочувствию [1-3]. Существует категория детей, которым сложнее преодолеть эти трудности, к ней относятся дети с задержкой психического развития (ЗПР). У них может проявляться отставание в развитии познавательных процессов, дети могут быть эмоционально неустойчивы, имеют слабость волевых усилий.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Особенности девиантного поведения подростков с задержкой психического развития, факторов риска де-виантности рассматриваются в исследованиях по спе-
циальной педагогике и психологии [1-5].
В то же время, исследований, посвященных формированию личностных факторов девиантности у подростков с ЗПР [6-16], крайне недостаточно. В специальной педагогике и психологии также практически нет работ, рассматривающих вопросы формирования отдельных форм девиантного поведения у данной категории подростков.
Таким образом, проблема профилактики отклоняющегося поведения у подростков с задержкой психического развития является весьма актуальной.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Целью нашего экспериментального исследования являлось изучение особенностей девиантного поведения у младших подростков с ЗПР.
Исследование проводилось на базе: МБОУ «Кня-гининская средняя школа № 1» г. Княгинино Нижегородской области, МКОУ «Школа-интернат № 10»г. Нижнего Новгорода.
Karpushkina Natalya Viktorovna, Koneva Irina Alekseevna pedagogical
INNOVATION-ORIENTED MODEL ... sciences
В исследовании приняли участие 30 учащихся младшего подросткового возраста с нормальным развитием возраста 12 - 13 лет и 30 учащихся с ЗПР 12 - 13 лет.
Для экспериментального исследования была разработана батарея методик:
1) Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда - Данная методика используется с целью диагностики приспособленности личности к условиям взаимодействия с окружающими в ситуации межличностных взаимоотношений;
2) Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М.И. Рожков, М.А. Ковальчук-Методика предназначена для выявления особенностей развития личности и обнаружение у него таких качеств, которые бы влияли на развитие у него предрасположенности к аддиктивному поведению;
3) Методика склонности к зависимому поведению В.Д. Менделевич - Методика подразумевает под собой обнаружение психологической предрасположенности у человека к формированию химической зависимости;
4) Опросник «СОП» (Склонность к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орел - Данная методика, предназначена для диагностики к предрасположенности к отклоняющемуся поведению, считается стандартизированным опросником, целью которого является, определение предрасположенности подростков к осуществлению разнообразных форм отклоняющегося поведения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Анализ результатов эксперимента по методике диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал, что адаптационная составляющая экспериментальной группы находится на среднем уровне, что составляет 93%. Это говорит о том, что уровень личностной зрелости у младших подростков с ЗПР достаточно сбалансирован. Также об этом свидетельствует наличие низкого уровня эскапизма (избегание проблем), который составляет 30%. Говоря о контрольной группе, стоит отметить, что данный показатель занимает высший уровень и равен 63%, благодаря этому можно сделать вывод о том, что данная выборка младших подростков согласно многим адаптационным составляющим показывает неплохую и оптимальную степень своих адаптационных возможностей. Также об этом свидетельствует наличие низкого уровня эскапизма, который равен 67%.
Далее рассмотрим результаты младших подростков с нормой развития по методике диагностики и выявления детей «группы риска» М.И. Рожкова, М.А. Ковальчука. Наибольшее количество респондентов с ЗПР находятся в группе риска по таким показателям как: агрессивность 63%, недоверие к людям 63%, неуверенность в себе 70%. Это может говорить о том, что данная категория детей в большей мере может быть подвержена негативному влиянию со стороны окружающей действительности.
Также отметим, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе имеются высокие баллы по разным типам акцентуаций. Характеризуя контрольную выборку, стоит отметить, что наиболее ярко выражены гипертимный 63% и истероидный тип 57%. Можно предположить, что это связано с тем, что подростки хотят произвести впечатление на других и показать себя наилучшим образом, также велика вероятность стремления к лидерству. Анализируя экспериментальную группу можно сказать, что здесь наиболее ярко выражены истероидный 57% и эмоционально-лабильный тип 86% .
Далее рассмотрим результаты методики склонности к зависимому поведению В.Д. Менделевича. Проанализировав полученные результаты можно сказать, что у подростков с ЗПР не было выявлено низкого уровня по анализируемым нами показателям девиантно-го поведения. Большую склонность экспериментальная группа проявляет в пользу алкогольной зависимости 36
(33%) по сравнению с наркозависимостью, где признаки высокой вероятности равны 20%.
Далее рассмотрим полученные результаты после проведения методики склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел). Мы можем предположить, что по результатам проведенного исследования у младших подростков с нормой развития мальчики более склонны к проявлению различных форм агрессии и насилию, чем девочки. В целом, у контрольной группы отсутствует выраженность какого - либо показателя, у большинства респондентов не замечены ярко выраженные тенденции к тем или иным формам отклоняющегося и саморазрушающего поведения.
Говоря о младших подростках с ЗПР мы можем предположить, что по результатам проведенного исследования уровень различных форм девиантного поведения, в частности агрессивность, аддиктивность и делинквент-ность, примерно одинаковый, поскольку значения по данным показателям находятся в диапазоне 60 - 70 Т - баллов. Однако наибольшая тенденция к проявлению различных форм девиантного поведения прослеживается у мальчиков, чем у девочек.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, у младших подростков с ЗПР склонность к аддиктивным и делинквентным формам поведения несколько выше, чем у нормально развивающихся сверстников.
Это проявляется в таких показателях как:
A) аддиктивность (в контрольной группе данный по-казатела не выявлен, а в экспериментальной - преобладает у мальчиков 50%);
Б) агрессия и насилие (выражен как у девочек 71%, так и у мальчиков 50%, в норме данный критерий выражен только у мальчиков);
B) низкий волевой контроль эмоциональных реакций (в контрольной группе данный критерий не выражен, а в экспериментальной преобладает у мальчиков 37%);
Г) делинквентное поведение (в контрольной группе данный критерий не выражен, а в экспериментальной преобладает у мальчиков 37%).
Подводя итог можно сказать, что склонность к отклоняющему поведению среди мальчиков с ЗПР выше, чем у девочек, у младших подростков с нормой развития, данные формы поведения не выражены.
На основе проделанной работы нами были выделены следующие психологические рекомендации по профилактике аддиктивного поведения младших подростков с ЗПР:
1) Для повышения уровня стрессоустойчивости необходимо развивать умение принимать самого себя и других людей адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; способствовать формированию личностной рефлексии; а также необходимо совершенствовать навыки взаимодействия с окружающими.
2) Для повышения волевого контроля эмоциональных реакций следует развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками как в поведенческом, так и в деятельностном плане; а также необходимо совершенствовать свои творческие навыки.
3) Для снижения уровня агрессии необходимо способствовать развитию навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умениям находить альтернативные мирные пути решения конфликтов; обучать младших подростков навыкам самоконтроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки агрессивных реакций, гнева; а также избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения.
Одно из ведущих мест в оказании психологической помощи, в профилактике отклоняющегося поведения занимает арт-терапия. Одной из главных задач арт-терапии является гармонизация формирования личности Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ...
посредством совершенствования навыка самовыражения и самопознания [4].
В ходе занятий арт- терапией развиваются самопринятие личности, адекватная самооценка, умение адекватно выражать эмоции [4].
Арт- терапия может служить инструментом развития и гармонизации подростков, позитивно сказывается на развитии творческих способностей, дает возможность скорректировать существующие эмоциональные и поведенческие расстройства. Профилактический характер данного метода связан с укреплением психологического здоровья, тем самым способствует реализации психогигиенических и коррекционных функций [4, 16-26].
Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить характерные черты аддиктивного поведения у подростков с ЗПР, выявить причины возникновения данного явления. Также нам удалось изучить специфику арт- терапии, как инструмента профилактики отклоняющегося поведения, формирования умения эффективно взаимодействовать с другими с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Велиева С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. №4. С. 107-123.
2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика /А.В. Гоголева. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 240с.
3. Дзугкоева, Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития /Е.Г. Дзугкоева. М: 2000. 150с.
4. Зеленкова И.В. Изотерапия в работе с девиантными подростками // Социосфера. 2014. №2. С. 108-111.
5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.В. Змановская. М: Академия, 2009. 288с.
6. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 82-85.
7. Карпушкина Н.В., Минакова К.О. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с нарушениями зрения //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 379- 386.
8. Кириков А.А. Девиантное поведение как результат сочетания биологических, психологических и социальных факторов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 354-357.
9. Карпушкина Н. В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддик-тивному поведению /Н. В.Карпушкина, И. А. Конева. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 659.
10. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения /Ю.А. Клейберг. М: Сфера, 2004. 190 с.
11. Золотова А.Д. Ресурсно-средовой компонент системы профилактики аддиктивного поведения детей в условиях территориальной общины // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 37-40.
12. Колотилова И. В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков // Социальная политика и социология. 2011. №7 (73). С. 234-244.
13. Ипполитова Е.А., Кроян Г.Ф. Семейные перспективы юношей и девушек, склонных к девиантному поведению //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 295-298.
14. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152- 158.
15. Молодцова Т.Д., Шалова С.Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 82-86.
16. Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг. М: Когито-Центр, 2008. 288 с.
17. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М: Когито-Центр, 2014. 197 с.
18. Кулганов В.А. Профилактика аддиктивного поведения /В. Г. Белов Г. Григорьев, В.А. Кулганов, и др..СПб: 2013. 260с.
19. Ларионова С.О., Сорокоумова С.Н Арттерапия как средство профилактики девиантности у младших школьников с задержкой психического развития // Мир науки, культуры, образования. 2013. №5. С. 184-186.
20. Максименкова Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема // Вестник Псковского государственного университета. 2005. №5. С. 126-130.
21. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии /И.И. Мамайчук. СПб: Речь, 2006. 400с.
22. Марковская И.Ф. Задержка психического развития /И.Ф. Марковская. М: 2008. 235с.
23. Мерсиянова А.П. Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Усть-Каменогорск: Арго, 2012. 241 с.
24. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения /Н.Н. Мехтиханова. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2005. 112с.
25. Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 60-63.
26. Молчанова Н. В. Социально - педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. С. 33-37.
Статья поступила в редакцию 22.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019