Научная статья на тему 'К проблеме самооценки подростков с задержкой психического развития и ее коррекции'

К проблеме самооценки подростков с задержкой психического развития и ее коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / САМООЦЕНКА / AND SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна

В статье анализируются результаты исследования самооценки подростков с задержкой психического развития и возможности ее коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме самооценки подростков с задержкой психического развития и ее коррекции»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The problem of self-esteem of adolescents with mental retardation

and its correction Koneva I.1, Karpushkina N.2 К проблеме самооценки подростков с задержкой психического развития

и ее коррекции Конева И. А.1, Карпушкина Н. В.2

'Конева Ирина Алексеевна /Koneva Irina — кандидат психологических наук, доцент;

2Карпушкина Наталья Викторовна /Karpushkina Natalya Viktorovna - кандидат психологических наук,

доцент,

кафедра специальной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются результаты исследования самооценки подростков с задержкой психического развития и возможности ее коррекции.

Abstract: the article analyzes the results of a study of the self-esteem of adolescents with mental retardation and possibilities of its correction.

Ключевые слова: задержка психического развития, подростки, самооценка. Keywords: mental retardation, adolescents, and self-esteem.

Дети и подростки с задержкой психического развития (ЗПР) являются самой многочисленной категорией детей с дизонтогенетическим развитием. Эффективное их включение в социум и активная деятельность в нем возможны только при конструктивном решении встаюшдх коррекционно-развивающих задач [5, с. 863].

Несмотря на широкую распространенность исследований самооценки, в литературе по специальной психологии недостает комплексных исследований самооценки у детей с ЗПР в подростковом периоде развития. Вместе с тем, изучение самооценки у данной категории детей имеет чрезвычайно важное значение, так как самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания [1, с. 1539], обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями [2, с. 659], каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование и вместе с тем корригируется и направляется ее непосредственным воздействием [3, с. 67] [4, с. 22]. Формирование адекватной самооценки как одной из индивидуально-личностных особенностей индивида непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей самооценки подростков с ЗПР в сравнении с особенностями их сверстников с нормальным психическим развитием (НПР) и определение возможности ее коррекции.

В исследовании использовались следующие методики:

1. методика Дембо-Рубинштейн;

2. тест-опросник для определения уровня самооценки (С. В. Ковалев);

3. методика «Самооценка личности» (О. И. Мотков).

Для подтверждения сделанных выводов применены методы математической обработки данных. В исследовании принимали участие 40 подростков 14-15 лет: 20 подростков с ЗПР и 20 подростков с НПР.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Подростки с ЗПР характеризуются неадекватно повышенной самооценкой, тогда как у подростков с НПР мы обнаружили преимущественно адекватную самооценку.

2. У подростков с ЗПР, в сравнении со сверстниками с НПР, не сформирована критичная самооценка, а также уровень притязаний.

Результаты проведенного исследования легли в основу разработанной системы коррекционно-развивающих занятий в тренинговой форме по оптимизации самооценки подростков с ЗПР. В процессе проведения занятий у детей развивалось адекватное самоотношение к себе, способность к самоанализу, усвоение мнения о самом себе со стороны других (одноклассников), демонстрация

своей значимости, а также правильная система похвалы и критики как в адрес самого себя, так и других. Программа решала следующие задачи:

1) Разобрать вместе с детьми факторы, влияющие на их самооценку (ситуации, люди).

2) Формирование умения адекватно оценивать свои возможности и возможности других, результаты своей деятельности и деятельности других.

3) Формирование адекватного образа Я через изучение мнений о себе со стороны сверстников.

4) Выработать толерантное отношение к собственным недостаткам.

5) Формирование «веры в себя» у подростков с заниженной самооценкой.

Программа состояла из 10 коррекционно-развивающих занятий. Продолжительность каждого занятия - 30-35 минут. Занятия проводились по 2 раза в неделю как в группе, так и в подгруппах.

В программе использовались игровые ситуации; создание проблемных ситуаций; методы арт-терапии; проективные методы; сказкотерапия; парные игры; беседы; совместный разбор проблемных ситуаций и т. д.

Программа включает в себя три этапа:

1) Ориентировочный этап - проведение занятий с использованием разных видов деятельности для достижения следующих организационных задач:

- снижение эмоционального напряжение и создание эмоционально положительного настроения и атмосферы для дальнейшей работы;

- понимание, на каком уровне находятся знания у подростков о самих себе;

- сформировать вместе с детьми критерии самооценки: какая она бывает, на что влияет и от чего зависит.

Первое занятие было самым продолжительным. Первоначально объяснялась цель, правила встреч, вырабатывались групповые нормы, мотивация и включение участников в работу.

2) Основной этап - осуществляется проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на оптимизацию самооценки, развитие самоконтроля, помощь в понимании своих недостатков и сильных сторон, принятие мнение других о себе и т. д.

При проведении занятий использовались методы сказкотерапии. Дополнительно применялся метод проективных рисунков: каждому подростку предлагалось нарисовать то, как он сам себя видит; как видят его другие; как он думает, какой он на самом деле. Коррекционный эффект дополнялся общим обсуждением и рассуждением с комментированием своего рисунка.

В коррекционных занятиях применялись игровые методы, различные разминками с применением мультимедийной техники, занятия в сенсорной комнате на релаксацию.

3) Закрепляющий этап - проводились занятия с закрепляющими беседами и выработкой соответствующих форм реагирования. Например, предлагались игры по разбору проблемных ситуаций «А как бы сделал ты сам», «Мнение обо всем», проективные методы «Раньше я думал, что я......, а сейчас....., и для этого надо...»; «Раньше я думал, что он/она......, а на самом деле......

Данный прием ценен для каждого подростка как способ формирования адекватных представлений о самом себе, так и принятия себя с учетом анализа мнения других людей.

Разработанная и проведенная в данной работе система коррекционно-развивающих занятий показала свою практическую эффективность: обработка результатов контрольного эксперимента показала положительную динамику в состоянии самооценки подростков с ЗПР.

Литература

1. Карпушкина Н. В., Конева И. А. Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 6. С. 1539.

2. Карпушкина Н. В., Конева И. А. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. С. 659.

3. Конева И. А. К проблеме инклюзивного обучения подростков с задержкой психического развития // Международный научно-исследовательский журнал, 2013. № 11-3 (18). С. 66-68.

4. Конева И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология, 2004. № 1. С. 22.

5. Конева И. А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6. С. 863.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.