педагогические науки
Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0007
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© 2019
Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология»
Конева Ирина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет (603022, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей Образа Я у подростков с умственной отсталостью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматриваются общевозрастные и специфические особенности формирования Образа Я подростков на протяжении всего возрастного этапа. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным психическим развитием и с умственной отсталостью. Также в исследовании участвовали родители подростков. На основе анализа общевозрастных и специфических, связанных со структурой дефекта, особенностей было доказано единство развития личности у подростков с нормальным психическим развитием и с умственной отсталостью. В то же время, с подростками с умственной отсталостью важно проводить коррекционно- развивающую работу для профилактики личностной дисгармонии. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию Образа Я у подростков с умственной отсталостью, оптимизацию их самосознания. Психокоррекционная программа включала два блока - работу с подростками и занятий, направленных на работу с родителями. Основными методами для проведения коррекционной работы стали тренинг, арт- терапия. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели самооценки, уровня притязаний, самоотношения, личностных нарушений в группе подростков с умственной отсталостью изменились в сторону снижения факторов риска дезадаптации. Так же были обнаружены тенденции оптимизации восприятия ребенка родителями умственно отсталых подростков.
Ключевые слова: Образ Я, личность, подростки с умственной отсталостью, социальная адаптация, нарушения личности, самооценка, самоотношение, коррекция личностных нарушений, арт- терапия, тренинг.
FEATURES OF THE IMAGE OF THE SELF IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION
© 2019
Karpushkina Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Koneva Irina Alekseevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin (603089, Russia, N. Novgorod, street Ulyanov, 1, e-mail:[email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of the features of the Self-Image in adolescents with mental retardation in comparison with their normally developing peers. General age and specific features of formation of an Image of I of teenagers throughout all age stage are considered. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal mental development and with mental retardation. Parents of teenagers also participated in the study. On the basis of the analysis of age-wide and specific features associated with the structure of the defect, the unity of personality development in adolescents with normal mental development and mental retardation was proved. At the same time, with adolescents with mental retardation, it is important to carry out corrective and developmental work to prevent personal disharmony. On the basis of the results of the ascertaining experiment, a program of the forming experiment was developed and tested, aimed at correcting the image of the Self in adolescents with mental retardation, optimizing their self-consciousness. Psychological intervention programme consisted of two blocks- work with teenagers and classes designed to work with parents. The main methods for carrying out remedial work began training in art therapy. The program developed by us has proved its effectiveness. Indicators of self-esteem, level of claims, self-attitude, personality disorders in the group of adolescents with mental retardation have changed in the direction of reducing the risk factors of maladjustment. Tendencies of optimization of perception of the child by parents of mentally retarded teenagers were also found.
Keywords: Self-image, personality, adolescents with mental retardation, social adaptation, personality disorders, self-esteem, self-attitude, correction of personality disorders, art therapy, training.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Проблема исследования Образа Я подростков с умственной отсталостью является наиболее актуальной и значимой в отношении тех подростков, степень нарушения интеллектуальных возможностей которых имеет сравнительно небольшой уровень. Дети с легкой степенью умственной отсталости, несмотря на наличие определенного рода сложностей, при целенаправленной кор-рекционно-развивающей деятельности успешно адаптируются к самостоятельной жизни в обществе и являются полноценными его членами [1, 2, 3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Особенности Образа Я подростков с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в течении Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)
нескольких последних лет в исследованиях по специальной психологии [1, 2, 3].
Отдельные аспекты данной проблемы рассматриваются в работе С.Я. Рубинштейн; проблема самопонимания подростков с умственной отсталостью рассматривается в работе И.А. Коневой [4]. Астейко П.П. поднимается вопрос о временной организации Образа Я у младших подростков с умственной отсталостью. Вместе с тем, проблема коррекции Образа Я у подростков с умственной отсталостью практически не разработана.
Таким образом, высокий уровень значимости проблемы формирования адекватного Образа Я у подростков с умственной отсталостью с одной стороны и недостаточное внимание к вопросам обеспечения полноценного сотрудничества с семьей обуславливает значимость и целесообразность обращения к указанной проблематике. Формирование целей статьи (постановка задания) Целью нашего исследования стало изучение особен-
27
Karpushkina Natalya Viktorovna, Koneva Irina Alekseevna pedagogical
FEATURES OF THE IMAGE OF THE SELF IN ADOLESCENTS ... sciences
ностей Образа Я подростков с умственной отсталостью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Исследование было проведено на базе школы - интерната для детей с умственной отсталостью, общеобразовательной школы. Участниками эксперимента стали 30 подростков с умственной отсталостью и 30 подростков с нормой развития. В соответствии с целью исследования были использованы следующие методики:
- методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;
- методика изучения Я-концепции Е. Пирса и Д. Хар-риса;
- методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС) [5,6,7,8].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В ходе изучения Образа Я у подростков с помощью методики Дембо- Рубинштейн нами были получены следующие результаты.
Подростки с умственной отсталостью характеризуются более высоким уровнем притязаний в оценке собственного здоровья (93,63) по сравнению со сверстниками с нормальным психическим развитием (84,91). Также показано, что подростки с умственной отсталостью характеризуются более высоким уровнем притязаний применительно к умению делать что-либо собственными руками (81,30). С другой стороны, подростки с нормальным психическим развитием имеют более высокий уровень самооценки характера (84,68) по сравнению с подростками с умственной отсталостью (77,70).
Как показывают результаты диагностики, у подростков с нормой развития уровень притязания выше, чем у подростков с умственной отсталостью. Низкий уровень самооценки чаще встречается у подростков с умственной отсталостью, что свидетельствует о неблагополучии в развитии личности. Таких подростков можно отнести к группе риска.
Причиной описанных феноменов могут быть два разных состояния: подлинная неуверенность в себе и защитная, когда декларирование себе собственного неумения, отсутствие способности позволяет не прилагать никаких усилий. Завышенный уровень самооценки чаще встречается у подростков с нормой психического развития, что также указывает на определенные отклонения в формировании личности.
Данные выводы подтверждают и результаты диагностики по методике исследования самоотношения подростков С.Р. Пантелеева (МИС). После обработки данных по методике, нами были получены следующие результаты.
Существуют выраженные различия в показателях сформированности Я-концепции личности. Определено, что участники исследования с умственной отсталостью характеризуются низким уровнем развития по шкале общение (11,03) по сравнению с подростками в норме (12,94). Также определено, что подростки с умственной отсталостью отмечают в целом более низкий уровень удовлетворенности положением в семье (5,27) по сравнению с участниками группы сравнения (6,53). Также определено, что подростки с умственной отсталостью отмечают в целом более низкий уровень интеллекта, уверенности в себе, а также тревожности по сравнению с участниками группы сравнения.
Необходимо также отметить шкалу «Конфликтность». Здесь мы видим, что значения сосредоточены в средних и низких показателях. Отсутствие высоких показателей в данной категории свидетельствует о том, что подростки диагностируемых групп не испытывают чувства вины. У подростков с нормой развития по шкале «Самообвинение» низких значений больше, чем у подростков с умственной отсталостью. При этом у подростков с умственной отсталостью также есть низкие показатели по шкале «Самопринятие», что говорит о том, что 28
симпатия к себе у них недостаточно выражена.
Результаты статистического анализа указывают на то, что существуют достоверные различия по показателям интеллекта (р=0,01), тревожности (р=0,03), общения (р<0,01), положения в семье (р<0,01). Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что для подростков с умственной отсталостью характерным является более низкий уровень оценки собственного интеллекта, более низкий уровень тревожности и общения, а также они имеют менее благоприятные оценки собственного положения в семье.
Анализируя результаты диагностики по методике изучения Я-концепции Е. Пирса и Д. Харриса у части подростков из обеих групп, мы выявили также высокий уровень тревожности.
Результаты контент-анализа родительских сочинений указывают на наличие определенного рода различий в характере родительского отношения. В сочинениях родителей присутствуют указания на выраженную гиперопеку по отношению к своему ребенку. Также родители подростков с умственной отсталостью чаще сравнивают своих детей с детьми с нормальным психическим развитием, чем родители подростков с нормой развития.
В двух родительских группах выявлены выраженные различия в таких категориях, как «перспективы развития», а также «тревоги и страхи по отношению к ребенку», Можно сказать о том, что родители подростков с умственной отсталостью в большей степени озабочены возможностями и перспективами дальнейшей самостоятельной жизни своих детей, а также испытывают большую обеспокоенность.
С другой стороны, родители подростков с нормой психического развития характеризуются более высоким уровнем требований по отношению к ребенку.
Полученные данные стали основанием для разработки коррекционно- развивающей программы для умственно отсталых подростков и их родителей по оптимизации Образа Я учащихся.
Её основной целью стало формирование адекватного представления о себе (когнитивный аспект), адекватной самооценки (оценочный аспект), положительного отношение к себе (оценочный аспект) у умственно отсталых подростков.
Средствами коррекционного воздействия стали: игра, психогимнастика, терапевтическая сказка, специальные приемы неигровой деятельности. В целом, работа по формированию адекватного Образа Я у подростков с умственной отсталостью предполагала проведение занятий по развитию навыков и умений самоанализа, рефлексии. Немаловажное значение имело также участие в тренинговой деятельности родителей подростков с умственной отсталостью. Такого рода взаимодействие способствовало формированию и оптимизации детско-родительских отношений с одной стороны, а также развитию родительской компетентности.
Совместная тренинговая деятельность родителей и детей строилась на следующих основополагающих принципах:
1. Акцентирование внимание на взаимоотношениях подростков и родителей в условиях «здесь и теперь».
2. Объективация субъективных эмоциональных переживаний у родителей и подростков относительно друг друга.
3. Обеспечение создания атмосферы свободы общения и непосредственности между участниками тренинга.
4. Создания психологической безопасности в группе и принятия всех участников.
Несмотря на адресную направленность программы, каждое занятие предполагало наличие определенной темы, цели и направлено на решение определенного спектра задач. Отдельные занятия были направлены на формирование адекватного отношения к собственному «Я», тогда как другие - на расширение представлений о самом себе. Немаловажное значение в тренинговой де-Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические науки
Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ ...
ятельности отводилось формированию адекватных дет-ско-родительских отношений, а также взаимного уважения и принятия.
Программа психологического тренинга имела собственную структуру, включающую следующие основные этапы:
1. Ориентировочный этап. Цель данного этапа заключалась в установлении контакта между участниками тренинговой деятельности, в формировании мотивации для участия в коррекционной деятельности и личностном развитии.
2. Коррекционно-развивающий этап. Цель данного этапа заключается в последовательном решении поставленных задач коррекционной работы. Эта часть тренинга является базовой и предполагала активное использование различных упражнений и заданий для личностного развития с целью более полного осознания собственного «Я» подростками с умственной отсталостью.
3. Заключительный этап. Цель заключительного этапа выражалась в обсуждении и закреплении результатов осуществленной коррекционной деятельности. На данном этапе происходит получение обратной связи, а также оценка успешности тренинговой деятельности как для себя, так и для группы в целом.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
На основании результатов диагностики на первом этапе исследования было определено, что у подростков с умственной отсталостью и с нормой психического развития имеются различия в показателях Образа Я. Выявлено, что подростки с умственной отсталостью имеют достоверно более высокий уровень притязаний относительно показателей характера [9-27]. Они имеют достоверно более низкий уровень самоуверенности, самоценности, а также самопривязанности. Результаты исследования показывают, что подростки с умственной отсталостью имеют более низкий уровень самооценки интеллекта, тревожности, общения, а также менее благоприятно оценивают положения в семье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карпушкина Н.В., Минакова К.О. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с нарушениями зрения //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 379- 386.
2. Карпушкина Н. В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддик-тивному поведению / Н.В. Карпушкина, И.А. Конева. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 659.
3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М, 2012. - 192 с.
4. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152- 158.
5. Кон И. С. Проблема «Я» в психологии /И. С. Кон //Психология самосознания : хрестоматия / И. С. Кон. - Самара : Изд. дом БАХРАХ-М, 2016. -672 с.
6. Кон. И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание /И.С. Кон. М., 1984. 411 с.
7. Агапов B.C. Становление Я-концепции личности теория и практика М., 1999. 322 с.
8. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.311 с.
9. Бирюкевич Е. А. Развитие образа я у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Дисс. на со-иск. уч. ст. канд. психол. наук: 19.00.13 /Е. А. Бирюкевич Брест, 2001. 134 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. - М.:Просвещение,1995. 224 с.
11. Буковцова Н.И., Елянюшкина О.В. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития // Самарский научный вестник. 2015. № 4 (13). С. 127-132.
12. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с задержкой психического развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 314-317.
13. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд- во ОСВ-89, 1999. 282 с.
14. Велиева С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. №4. С. 107-123.
15. Ремезова Л.А., Сирик И.Ю., Лукомская А.А. Информационно-
коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи в социализации ребенка с задержкой психического развития //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 102-105.
16. Молодцова Т.Д., Гура В.В., Шалова С.Ю. Исследование проблемы дезадаптации детей и подростков в России в ХХ веке //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 115-119.
17. Виноградова А.Д., Коновалова, Н.Л., Михаленкова, И.А., Посохова, СТ., Хилько, А.А., Шипицына, Л.М.. Психологическая диагностика отклонений развития детей. СПб.: Изд-воРечь, 2014. 48 с.
18. Егорычева И. Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы) // Мир психологии: научно-методическй журнал. 2008. № 1 (53). С.189-202.
19. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе при обучении детей с умственной отсталостью // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 182-186.
20. Колосова С. Л. Как преодолеть дезадаптацию у детей? // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. С. 38-41.
21. Молодцова Т.Д., Шалова С.Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 82-86.
22. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии /И.И. Мамайчук. СПб: Речь, 2006. 400с.
23. Логинова Е.В. Формирование реабилитационной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник НГИЭИ. 2018. № 1 (80). С. 18-32.
24. Марковская И.Ф. Задержка психического развития /И.Ф. Марковская. М: 2008. 235с.
25. Мерсиянова А.П. Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Усть-Каменогорск: Арго, 2012. 241 с.
26. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Питер, 2011г. 580 с.
27. Чеснокова, И. И. Самосознание личности /И. И. Чеснокова.-М., 2011. - 216 с.
Статья поступила в редакцию 21.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019
Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)
29