Научная статья на тему 'Особенности личностного развития слабовидящих подростков в зависимости от стиля семейного воспитания'

Особенности личностного развития слабовидящих подростков в зависимости от стиля семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
944
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / CHARACTER ACCENTUATION / СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / STYLE OF PARENTAL RELATION / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DISORDERS / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT / ДИСГАРМОНИЯ ХАРАКТЕРА / DISHARMONY OF CHARACTER / КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ / CORRECTION OF PERSONALITY DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна

Статья посвящена изучению особенностей развития личности подростков с нарушениями зрения в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматривается динамика развития личности подростков в зависимости от стиля семейного воспитания на протяжении подросткового возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным зрением и с нарушениями зрения. Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности характера подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей развития личности у подростков с нормальным психическим развитием и с нарушениями зрения. В то же время, специфические особенности развития личности слабовидящих подростков, нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию поведенческих нарушений при акцентуациях характера. Психокоррекционная программа включала два блока работу с акцентуированными подростками и занятий, направленных на работу с родителями. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели акцентуаций характера в группе подростков с нарушениями зрения изменились в сторону снижения количества акцентуаций, формированию позитивного интереса к ним у родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED ADOLESCENTS, DEPENDING ON STYLE OF FAMILY EDUCATION

The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of the personality of adolescents with visual impairment in comparison with their normally developing peers. Dynamics of development of the personality of teenagers depending on style of family education during adolescence is considered. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal vision and visual impairment. Both age-specific and specific features related to the structure of the defect and the nature of adolescents were found. It was proved the unity of age-and specific features of personality development in adolescents with normal mental development and visual impairment. At the same time, the specific features of the development of the personality of visually impaired adolescents need correction. On the basis of results of the ascertaining experiment the program of the forming experiment directed on correction of behavioral violations at accentuations of character was developed and tested. Psychological intervention programme consisted of two block work accentuated with teenagers and classes designed to work with parents. The program we developed proved to be effective. Indicators of character accentuations in the group of adolescents with visual impairment have changed in the direction of reducing the number of accentuations, the formation of a positive interest in them in parents.

Текст научной работы на тему «Особенности личностного развития слабовидящих подростков в зависимости от стиля семейного воспитания»

Karpushkina Natalya Viktorovna, Koneva Irina Alekseevna FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY .

psychological science

УДК 159. 922.7

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

© 2018

Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Конева Ирина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

«Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603089, Россия, Н. Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail:[email protected])

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития личности подростков с нарушениями зрения в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматривается динамика развития личности подростков в зависимости от стиля семейного воспитания на протяжении подросткового возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным зрением и с нарушениями зрения. Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности характера подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей развития личности у подростков с нормальным психическим развитием и с нарушениями зрения. В то же время, специфические особенности развития личности слабовидящих подростков, нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию поведенческих нарушений при акцентуациях характера. Психокоррекционная программа включала два блока - работу с акцентуированными подростками и занятий, направленных на работу с родителями. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели акцентуаций характера в группе подростков с нарушениями зрения изменились в сторону снижения количества акцентуаций, формированию позитивного интереса к ним у родителей.

Ключевые слова: акцентуация характера, стиль родительского отношения, межличностные отношения, социальная адаптация, нарушения личности, дети с нарушениями зрения, дисгармония характера, коррекция личностных нарушений.

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED ADOLESCENTS, DEPENDING ON STYLE OF FAMILY EDUCATION

© 2018

Karpushkina Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Koneva Irina Alekseevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin (603089, Russia, N. Novgorod, street Ulyanov, 1, e-mail:[email protected])

Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of the personality of adolescents with visual impairment in comparison with their normally developing peers. Dynamics of development of the personality of teenagers depending on style of family education during adolescence is considered. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal vision and visual impairment. Both age-specific and specific features related to the structure of the defect and the nature of adolescents were found. It was proved the unity of age-and specific features of personality development in adolescents with normal mental development and visual impairment. At the same time, the specific features of the development of the personality of visually impaired adolescents need correction. On the basis of results of the ascertaining experiment the program of the forming experiment directed on correction of behavioral violations at accentuations of character was developed and tested. Psychological intervention programme consisted of two block - work accentuated with teenagers and classes designed to work with parents. The program we developed proved to be effective. Indicators of character accentuations in the group of adolescents with visual impairment have changed in the direction of reducing the number of accentuations, the formation of a positive interest in them in parents.

Keywords: character accentuation, style of parental relation, interpersonal relations, social adaptation, personality disorders, children with visual impairment, disharmony of character, correction of personality disorders.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов развития человека, становления личности. Именно в этот период происходит формирование характера, а некоторые его особенности могут усиливаться, приводя к акцентуациям. Акцентуации характера, имеют значительный вес при принятии решений индивидом, а также влияют на внутренний мир человека, активизируя или блокируя определенные черты характера.

Кроме наличия акцентуаций характера, на становление личности влияет и наличие физических отклонений в развитии, патологий, способных нанести непоправимый вред развитию психики человека. Одной из таких патологий являются нарушения зрения, выраженные в значительной форме. Исследований подростков с нарушениями зрения, с точки зрения психологических взаимосвязей между отклонением физическим и особенностями личности, практически нет.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-

шенных раньше частей общей проблемы.

Особенности самооценки подростков с нарушениями зрения, системы их отношений с окружающими рассматриваются в исследованиях по тифлопсихологии [1-5].

В то же время, исследований личности подростков с нарушениями зрения [6-12], крайне недостаточно. В специальной психологии практически нет работ, рассматривающих вопросы формирования характера, его акцентуированного развития у данной категории подростков.

Таким образом, проблема развития личности подростков с нарушениями зрения в зависимости от стиля семейного воспитания является весьма актуальной.

Формирование целей статьи (постановка задания)

Целью нашего исследования стало изучение особенностей семейного воспитания подростков с нарушениями зрения с акцентуациями характера, разработка и апробация программы коррекции личностного развития подростков.

Исходя цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить акцентуации характера у детей с наруше-

370

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

психологические науки

Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ...

нием зрения, а также у контрольной группы подростков с нормальным зрением.

2. Изучить стиль семейного воспитания в семьях подростков с нарушениями зрения, с нормальным психическим развитием.

3. Разработать и апробировать программу коррекции личностного развития подростков с нарушениями зрения.

Для проведения исследования были выбраны следующие методики: «Опросник Леонгарда- Шмишека», опросник «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина, опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Л.И. Вассермана, И А. Горьковой, Е.Е. Ромициной [13; 14].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

На первом этапе эксперимента нами было проведено исследование акцентуаций характера по методике «Опросник Леонгарда-Шмишека» у подростков с нарушениями зрения, а также у подростков с нормальным психическим развитием.

Результаты исследования показали, что у подростков с нарушениями зрения преобладают следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, эмотивный, ци-клотимный.

В группе нормально развивающихся подростков, наиболее распространены возбудимый, гипертимный, циклотимный типы акцентуаций характера.

В то же время, частота акцентуированного развития личности выше в группе подростков с нарушениями зрения.

100% 80% 60% 40%

20%

0%

34% 28%

66% 72%

Тип отклонения Экспериментальная группа Контрольная группа

Потворствующая гиперпротекция 9 11

Доминирующая гиперпротекция 3 2

Повышенная моральная ответственность 0 0

Эмоциональное отвержение 0 0

Жестокое обращение родителей 2 0

Гипопротекция 2 3

дисгармоничного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение и гипопротекция. В то же время, для семей детей с нормальным зрением характеры: потворствующая гиперпротекция, доминирующая протекция и гипо-протекция типы.

Таким образом, для испытуемых экспериментальной группы, более характерно жестокое обращение со стороны родителей.

На основе этого вывода, а также материалов И.А. Фурманова и А.А. Аладьина, можно определить наиболее вероятные причины отклонений в семейном воспитании, характерные для подростков с нарушением зрения.

Для родителей подростков с нарушениями зрения характерно высокое значение шкалы ПНК (проекции на подростка собственных нежелательных качеств родителя). Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т. д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего - отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелательным качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет.

На основе результатов констатирующего эксперимента, была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию поведенческих нарушений при акцентуациях характера. Психокоррекционная программа включала два блока - работу с акцентуированными подростками и мероприятий, направленных на работу с родителями.

С целью анализа эффективности формирующего эксперимента было проведено повторное исследование подростков контрольной и экспериментальной групп.

Экспериментальная группа Контрольная группа

Подростки с акцентуациями Подростки без акцентуаций

Рисунок 1 - Результаты исследования акцентуаций характера по опроснику Леонгарда-Шмишека

Вторым этапом исследования стало проведение двух опросников - «Родителей оценивают дети» и «Поведение родителей и отношение подростков к ним», направленных на изучение стиля семейного воспитания у исследуемых групп подростков.

На основе полученных данных были сделаны выводы об определенных характеристиках воспитательного процесса у родителей подростков с нарушениями зрения и их нормально развивающихся сверстников.

Таблица 1 - Особенности семейного воспитания подростков по методике «Родителей оценивают дети»

1 1

1 1

1

1 1

1 1

■ ■ I

11 1111 1 1II

Из данных таблицы видно, что для семей подростков с нарушением зрения характерны следующие типы

дем зас пед воз гип дне тре экз эмо пик Экспериментальнаягруппа ■ Конгрольнаягруппа

Рисунок 2 - Результаты исследования акцентуаций характера по опроснику Леонгарда-Шмишека

Как показывают данные рисунка, показатели акцентуаций характера в группе подростков с нарушениями зрения изменились в сторону снижения количества акцентуаций циклотимного и гипертимного типов. В группе подростков с нормальным психическим развитием изменения коснулись застревающего, педантичного и тревожного типов акцентуаций характера.

В таблице 2 показаны результаты исследования по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Л.И. Вассермана, И А. Горьковой, Е.Е. Ромициной.

Как видно из представленной таблицы, изменения в родительском поведении незначительны. В экспериментальной группе обнаруживается положительная динамика по шкале позитивного интереса. В то же время, указанная тенденция отмечается в группе матерей (сыновья о матерях, дочери о матерях).

Результаты методики И.А. Фурманова и

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

371

Karpushkina Natalya Viktorovna, Koneva Irina Alekseevna psychological

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY ... science

А.А. Аладьина не демонстрируют значительных изменений метрик, что подтверждает общую тенденцию, наметившуюся при анализе данных методики Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».

Таблица 2 - Особенности семейного воспитания подростков по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

Пе рвичный анализ Контрольный анализ

Параметр Оценка матери Опенка Сумма Оценка матери Оценка Сумма

POZ- 4 1 5 3 1 4

POZ 2 3 5 3 3 б

POZ + 5 3 S 6 3 9

DIR. - 6 5 11 б 5 11

DIR 2 1 3 2 1 3

DEE.+ 3 1 4 3 1 4

HOS- 3 2 5 3 2 5

HOS 4 4 S 4 4 S

HOS + 4 1 5 4 1 5

AUT - 2 1 3 2 1 3

AUT 4 4 8 4 4 8

AUT + 5 2 7 5 2 7

NED - 0 2 2 0 2 2

NED 5 3 8 4 3 7

NED + 6 2 S 7 2 9

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Таким образом, старшие подростки с нормальным развитием и старшие подростки с нарушениями зрения проходят через сходные возрастные этапы развития личности, однако подростки с нарушениями зрения отличаются большей выраженностью акцентуированного развития, качественным своеобразием сочетаний акцентуаций характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время, для семей старших подростков с нарушениями зрения в большей степени характерны дисгармоничные стили семейного воспитания.

Специальная коррекционная работа способствует снижению количества акцентуаций характера у подростков с нарушениями зрения, формированию позитивного интереса к ним у родителей. Нами была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию поведенческих нарушений у подростков с акцентуациями характера. Психокоррекционная программа основана на современных подходах к коррекционной работе с подростками с нарушениями зрения и их родителями [15-20].

Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели акцентуаций характера в группе подростков с нарушениями зрения изменились в сторону снижения количества акцентуаций, формированию позитивного интереса к ним у родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Солнцева Л.И. М.: «Полиграф сервис», 2000. 126 с.

2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / под ред. А.Г. Литвака. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.

3. Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал/ гл. ред. Н.Н. Малофеев. Москва: Школьная пресса, 2004. № 4. С. 5558; № 5. С. 67-70.

4. Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта // Дефектология. 2006. № 2. С. 31-35.

5. Карпушкина Н.В. Психологические особенности общения с учителем подростков с нарушениями зрения // Международный научно- исследовательский журнал. 2013. № 11-3. С. 65-66.

6. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 82-85.

7. Карпушкина Н.В., Минакова К.О. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с нарушениями зрения // 372

Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 379-386.

8. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152-158.

9. Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта // Дефектология. 2006. № 2. С. 31-35.

10. Фурманов И. А., Аладьин А.А., Фурманова А.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. Минск: Тесей, 2007. 213 с.

11. Любимова М.П. Советы тифлопедагогу по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 3. С. 41-47.

12. Диденко Е.Я. Слепой ребенок в пространстве семьи // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2010. № 3 (22). С. 23-27.

13. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях / Вассерман Л.И. М. - СПб.: Фолиум, 1995.

14. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Вассерман Л.И. СПб.: «Речь», 2004. 256 с.

15. Витковская А.М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения // Дефектология. 2003. № 4. С. 39-43.

16. Бондаренко Г.И. Я-концепция человека с инвалидностью // Дефектология. 2006. № 5. С. 36-40.

17. Бондаренко Г.И. Я-концепция человека с инвалидностью и её коррекция// Дефектология. 2007. № 2. С. 46-52.

18. Бондаренко М. П. Осваиваем окружающее пространство: советы родителям детей с глубоким нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 5. С. 53-56.

19. Бондаренко М.П. «Мы вместе» странички для занятий с детьми. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 3. С. 1-16.

20. Бубнова Г. Самостоятельный подросток. Тренинг подготовки к взрослой жизни// Школьный психолог. 2012. № 6. С. 39-42.

Статья поступила в редакцию 08.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.