Научная статья на тему 'Особенности адаптации к школе младших школьников с умственной отсталостью'

Особенности адаптации к школе младших школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
862
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Андреева Юлия Сергеевна

Статья посвящена изучению психологической адаптации младших школьников с умственной отсталостью к обучению в школе. Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, подверглись сравнительному анализу. В ходе сравнения адаптации младших школьников с умственной отсталостью и их нормально развивающихся сверстников, были выявлены общевозрастные и специфические закономерности адаптации, выявлены уровни дезадаптации. По результатам экспериментального исследования была разработана и апробирована программа коррекции дезадаптации умственно отсталых младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Андреева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ADAPTATION TO THE SCHOOL OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the study of psychological adaptation of younger schoolchildren with mental retardation to school. Experimental data obtained during the study were subjected to comparative analysis. In the course of comparison of adaptation of younger schoolchildren with mental retardation and their normally developing peers, General age and specific laws of adaptation were revealed, levels of disadaptation were revealed. According to the results of the experimental study was developed and tested program of correction of maladjustment of mentally retarded younger students.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации к школе младших школьников с умственной отсталостью»

Психология

УДК 378. 15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Андреева Юлия Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена изучению психологической адаптации младших школьников с умственной отсталостью к обучению в школе. Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, подверглись сравнительному анализу. В ходе сравнения адаптации младших школьников с умственной отсталостью и их нормально развивающихся сверстников, были выявлены общевозрастные и специфические закономерности адаптации, выявлены уровни дезадаптации. По результатам экспериментального исследования была разработана и апробирована программа коррекции дезадаптации умственно отсталых младших школьников.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, младшие школьники, умственная отсталость.

Annotation. The article is devoted to the study of psychological adaptation of younger schoolchildren with mental retardation to school. Experimental data obtained during the study were subjected to comparative analysis. In the course of comparison of adaptation of younger schoolchildren with mental retardation and their normally developing peers, General age and specific laws of adaptation were revealed, levels of disadaptation were revealed. According to the results of the experimental study was developed and tested program of correction of maladjustment of mentally retarded younger students.

Keywords: adaptation, disadaptation, primary school children, mental retardation.

Введение. С каждым годом количество детей с умственной отсталостью возрастает. Данная категория детей нуждается в особых формах воспитания и обучения. Проблемы обучения, адаптации и дезадаптации младших школьников с умственной отсталостью являются наиболее актуальными в современной специальной психологии [3, 4].

Поступление ребенка в школу является одним из важнейших переломных моментов в его жизни. Этот период требует напряжения адаптационных механизмов личности, поскольку связан с усилением умственных, эмоциональных и физических нагрузок. Поэтому проблема школьной адаптации первоклассников с умственной отсталостью очень актуальна для современной системы образования и в последние десятилетия все больше привлекает внимание исследователей (А.Н. Голик, Г.З. Батыгина, Т.Б. Дмитриева, Н.К. Сухотина, А.А. Прокопьев, П.В.Безменов, В.В. Глущенко, И.К. Шац, Л.С. Рычкова) [4, 5].

Формулировка цели статьи. Нами было проведено исследование, целью которого было изучить особенности адаптации у младших школьников с умственной отсталостью.

Работа проводилась на базе МКОУ «школы № 2 г. Павлово» и МБОУ НШ г. Ворсма. В эксперименте участвовали учащиеся 1-х классов. Исследование проводилось во внеурочное время. Всего в исследовании было задействовано 60 человек: 30- с УО, 30- с НПР. Возраст детей 7 лет.

Для достижения поставленной цели мы использовали метод эксперимента. В ходе экспериментального исследования были использованы методики, направленные на изучение адаптации младших школьников:

1. оценка школьной мотивации по Лускановой Н.Г.;

2. методика «Лесенка» (В. Г. Щур);

3. опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе. (Л. М. Ковалева) [1, 2].

Изложение основного материала статьи. Оценка школьной мотивации по Лускановой Н.Г.

проводилась в групповом варианте у детей с НПР и индивидуально с УО первоклассниками. Данная методика представляет собой 10 вопросов с вариантами ответа. Каждый ученик выбирает свой вариант ответа.

Согласно методике Н. Г. Лускановой выделяется пять основных уровней мотивации, из которых пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, первый уровень - высокий уровень мотивации, учебной активности.

Анализ выполнения методики показал, что у первоклассников общеобразовательной школы отсутствует низкий уровень школьной мотивации, а у детей с УО он составляет 30 % (см. табл. 1). Этот процент детей дезадаптирован. Школа воспринимается ими как враждебная среда, ходить туда они не хотят. Некоторые из таких детей проявляют агрессивные реакции, отказываются выполнять предложенные учителем задания.

У детей с нормой намного выше показатели школьной мотивации. Учебная активность проявляется у 26,7 % детей с нормой, а в коррекционном классе такие дети отсутствуют.

В целом, у младших школьников с НПР прослеживается положительная мотивация к учебе и школе. У младших школьников с УО, наоборот, низкий уровень мотивации, в большей степени негативный. У детей нет стремления и желания учиться.

Таблица 1

Сравнительный анализ школьной мотивации первоклассников с нормой и с умственной

отсталостью

Уровни мотивации Дети с НПР Дети с УО

Чел. % Чел. %

1 8 26,7 - -

2 11 36,7 2 6,6

3 9 30 6 20

4 2 6,6 13 43,4

5 - - 9 30

■ Дета с нормой ИДетн с УО

£ —

ГО

1 УРОВЕНЬ 2УРОВЕНЬ ЗУРОВЕНЬ 4 УРОВЕНЬ 5 УРОВЕНЬ

Рисунок 1. Сравнительный анализ школьной мотивации первоклассников с нормой и с

умственной отсталостью

Следующая Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) позволяет определить самооценку обучающихся. Данная методика представляет собой рисунок в виде лесенки из 7 ступеней.

Методика проводилась индивидуально со всеми первоклассниками.

Анализ выполнения методики показал, что умственно отсталые первоклассники не могут дать себе адекватную самооценку. Это наглядно показано на Рис. 2. Чаще всего школьники с УО выбирали нижние ступени, что свидетельствует о заниженной самооценке (см. Табл. 2). Это указывает на ситуацию школьной дезадаптации, личностное и эмоциональное неблагополучие.

Завышенная самооценка у первоклассников является для них возрастной нормой. У первоклассников с УО 5 человек имеют завышенную самооценку (16, 7 % ). Младшие школьники с нормой 12 человек (40 %) выбрали первую ступень (см. Рис. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ самооценки первоклассников с нормой и с умственной отсталостью

Уровни самооценки Дети с НПР Дети с УО

Чел. % Чел. %

Высокий уровень самооценки (завышенный) 12 40 5 16,7

Средний уровень самооценки (правильный) 9 30 2 6,6

Низкий уровень самооценки (заниженный) 9 30 23 76,7

о о

41-

м

В Ы С О Ь ИЙ УРОВЕНЬ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ Н И 3 К И Й У Р О Б Е Н Ь

САМООЦЕНКИ (ЗАВЫШЕННЫЙ) САМООЦЕНКИ [ПРАВИЛЬНЫЙ) САМООЦЕНКИ (ЗАНИЖЕННЫЙ)

Рисунок 2. Сравнительный анализ самооценки первоклассников с нормой и с умственной

отсталостью

Опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе (Л. М. Ковалева) помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Опросник представляет собой 46 утверждений, сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.

В данном опросе участвовали классные руководители первых классов.

Проведя опрос среди классных руководителей первоклассников с нормой и с УО, мы изучили уровень психологической адаптации к школе в каждой группе.

Из Рис. 3 видно, что большинство ( 73, 3 %) детей с нормой относятся к первой группе, т.е. нормально адаптируются к школьным условиям. Дети данной группы все из благополучных семей. Многие первоклассники посещали дополнительные занятия для подготовки к школе.

Во вторую группу попали и дети с нормой (26,7 5), и дети с УО (10 %). У детей, попавших в данную категорию, появляется инфантилизм, они часто отвлекаются, либо дети, с которыми не занимались до школы. У таких детей возникает средняя степень дезадаптации, которая легко устранима при своевременном вмешательстве учителя.

Третья группа - серьезная степень дезадаптации. Как показано в таблице 3, в эту группу входят только дети с УО - 53, 3 %. Дети медлительны, невнимательны. В данной группе детей необходимо проведение занятий у таких специалистов, как психолог, логопед.

4 группа - это тяжелая степень дезадаптации. Таким детям необходима врачебная поддержка в лице невролога. Это дети с тяжелой УО - 36,7%.

Таблица 3

Сравнительный анализ уровней адаптации первоклассников с нормой и с умственной

отсталостью

Дети с НПР Дети с УО

Чел % Чел %

Нормальная адаптация 22 73,3 - -

Средняя степень дезадаптации 8 26,7 3 10

Серьезная степень дезадаптации - - 16 53,3

Тяжелая степень дезадаптации - -- 11 36,7

Рисунок 3. Сравнительный анализ уровней адаптации первоклассников с нормой и с умственной

отсталостью

В основе опросника Ковалевой Л. М. лежат 11 групп фактов:

1. РО - родительское отношение.

2. НГШ - неготовность к школе.

3. Л - леворукость.

4. НС - невротические симптомы.

5. И - инфантилизм.

6. ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

7. ИНС - инертность нервной системы.

8. НП - недостаточная произвольность психических функций.

9. НМ - низкая мотивация учебной деятельности.

10. АС - астенический синдром.

11. НИД - нарушения интеллектуальной деятельности.

Как мы видим из рисунка 4 у младших школьников с НПР преобладают следующие факторы дезадаптации: РО - 53,3 %, НГШ - 80%, ЦНС - 13,3% и НМ - 90%. Из этого можно сделать вывод, что для первоклассников с НПР главными факторами являются неготовность к школе и низкая мотивация к учебной деятельности.

У детей с УО совершенно другая ситуация. Каждый из 11 фактов в той или иной степени присутствует почти у каждого обучающегося. Эти показатели достаточно высоки и превышают отметку в 80%, исключение - леворукость (16,6%), что свидетельствует о сильной дезадаптации первоклассников с УО (см. Табл. 4).

Таблица 4

Факторы дезадаптации младших школьников

НПР УО

Чел. % Чел. %

РО 16 53,3 26 86,6

НГШ 24 80 28 93,3

Л 0 0 5 16,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НС 0 0 27 90

И 0 0 29 93,3

ГС 0 0 24 80

ЦНС 4 13,3 27 90

НП 0 0 25 83,3

НМ 27 90 27 90

АС 0 0 26 86,6

НИД 0 0 30 100

Рисунок 4. Группы фактов, лежащие в основе дезадаптации

Выводы. Таким образом, уровень психологической адаптации к школе у младших школьников с умственной отсталостью значительно ниже по сравнению со сверстниками с НПР. Об этом свидетельствуют особенности мотивации к обучению, уровень тревожности и степень дезадаптации к школе.

По результатам экспериментального исследования была разработана программа коррекции школьной дезадаптации у умственно отсталых младших школьников.

Литература:

1. Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов // Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 2011. - С. 42 - 54.

2. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). - М.: Медгиз, 2006. - 184 с.

3. Карпушкина Н.В., Варенцова А.Н. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях закрытых учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 15- 24.

4. Карпушкина Н.В., Обухова Д.Д. К проблеме адаптации к условиям образовательного учреждения слабовидящих младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 276-283.

5. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. - 2006 - 421 с.

6. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе. - Начальная школа. - 2006 - №7.

7. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С. 3 - 14.

Психология

УДК 159.9: 796.01

доктор медицинских наук, профессор Коган Ольга Станиславовна

Уфимский государственный нефтяной технический университет (г. Уфа)

ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ ПОСЛЕ ЗАВЕШЕНИЯ КАРЬЕРЫ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается значимость психологических и социальных факторов профессиональной деятельности действующих высококлассных спортсменов и спортсменов, перешедших на преподавательскую и тренерскую работу после завершения карьеры в спорте высших достижений. Особое внимание обращено на тот факт, что многие заболевания, выявляемые у работников сферы физической культуры и спорта после ухода их из большого спорта, «закладываются» уже в начале их спортивной карьеры. Специальные исследования, проведенные в различных лабораториях мира, убедительно показывают, что не существует видов трудовой деятельности, которые могли бы сравниться по своему уровню физического и психического напряжения с тренировочными и соревновательными нагрузками современного спорта. Спортсмены, работающие по контракту с элитными спортивными клубами, обладают достаточно высоким уровнем социальной защиты при завершении карьеры в спорте высших достижений или утрате их трудоспособности.

Наряду со спортсменами-профессионалами, членами элитных спортивных клубов, существует огромная армия работников сферы физической культуры и спорта, имеющих высокие спортивные звания «мастер спорта», «заслуженный мастер спорта», не являющихся членами элитных организаций и занимающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.