Научная статья на тему 'Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития'

Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
838
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / MENTAL NEOPLASMS / ОБРАЗ Я / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / IMAGE OF SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна

Исследование посвящено изучению психологических особенностей личностных новообразований подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Определяются специфические особенности таких важнейших показателей личностного развития подростков, как самооценка, образ Я, уровень притязаний, чувство взрослости. В статье сделаны четкие выводы об особенностях личностных новообразований подростков с задержкой психического развития, которые могут стать основанием для разработки системы коррекционно-развивающих занятий по оптимизации их личностного становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personality neoplasms of adolescents with a delay in mental development

The study is devoted to the study of psychological characteristics of personal neoplasms of adolescents with mental retardation in comparison with normally developing peers. The specific features of such important indicators of personal development of teenagers as self-esteem, self-Image, level of claims, sense of adulthood are determined. The article draws clear conclusions about the peculiarities of personal neoplasms of adolescents with mental retardation, which can become the basis for the development of a system of correctional and developmental activities to optimize their personal formation.

Текст научной работы на тему «Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития»

Психология

УДК: 376. 42

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Исследование посвящено изучению психологических особенностей личностных новообразований подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Определяются специфические особенности таких важнейших показателей личностного развития подростков, как самооценка, образ Я, уровень притязаний, чувство взрослости. В статье сделаны четкие выводы об особенностях личностных новообразований подростков с задержкой психического развития, которые могут стать основанием для разработки системы коррекционно-развивающих занятий по оптимизации их личностного становления.

Ключевые слова: психические новообразования, образ Я, самооценка, рефлексия, подростки, личностное развитие, задержка психического развития.

Annotation. The study is devoted to the study of psychological characteristics of personal neoplasms of adolescents with mental retardation in comparison with normally developing peers. The specific features of such important indicators of personal development of teenagers as self-esteem, self-Image, level of claims, sense of adulthood are determined. The article draws clear conclusions about the peculiarities of personal neoplasms of adolescents with mental retardation, which can become the basis for the development of a system of correctional and developmental activities to optimize their personal formation.

Keywords: mental neoplasms, the image of self, self-esteem, reflection, adolescents, personal development, mental retardation.

Введение. Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Этот период характеризуется значительными изменениями психической сферы: происходит конкретная перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения подростка [9], [10]. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций, тревожностью, агрессивностью в поведении, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению конфликтности [3], [7], [8]. Этот период психической нестабильности является кризисным, но между тем необходимым для становления личности подростка и его перехода к взрослости. При этом особенности протекания подросткового периода у детей с нормальным и задержанным психическим развитием (ЗПР) имеют выраженные отличия [2], [4], [5]. Важный в подростковом возрасте процесс личностного становления у подростков с ЗПР отличается своеобразием и нуждается в пристальном психологическом сопровождении [1], [6].

Несмотря на сложность и важность проблемы личностного развития, социализации подростков с ЗПР, в дефектологической науке пока недостаточно исследований, посвященных важнейшей проблеме личностного становления подростков с ЗПР, развития из личностных психических новообразований. Актуальность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор темы нашего исследования.

Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей личностных психических новообразований подростков с задержкой психического развития. Для исследования особенностей новообразований личности подростков были применены следующие методики:

1. опросник диагностики рефлексивности (А.В.Карпов);

1. методика «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой);

2. методика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация A.M.- Прихожан);

3. методика «Незаконченные предложения» модификация под изучение чувства взрослости подростка.

В исследовании приняло участие 60 подростков:

- 30 человек составили эсперимениальную группу выборки испытуемых - подростки с задержкой психического развития;

- 30 человек составили ■ контрольную группу - подростки с нормативным ■ психическим развитием (НПР).

Изложение основного материала статьи. В ходе проведенного констатирующего стиконстаисследования было выявлено следующее.

Проводя анализ результатов по опроснику диагностики рефлексивности (А.В.Карпов), было выявлено, что в группе подростков с ЗПР большинство детей со средним и низким уровнем рефлексии. В то же время в группе подростков с нормой развития большинство детей с высоким и средним уровнями рефлексии (см. рис. 1).

У подростков с НПР явно выражен субъективный компонент соотношения себя, в то время как у подростков с ЗПР преобладает низкое развитие рефлексии, что говорит о неспособности к самоанализу и критичному восприятию собственных действий.

Рисунок 1. Уровни рефлексии по опроснику диагностики рефлексивности (А.В.Карпов)

Так, например, некоторые подростки с ЗПР испытывали затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Они не могли дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. В целом подростки с низким уровнем развития рефлексии имеют определенные трудности с самоанализом, определением своих сильных и слабых сторон. Они не умеют анализировать результаты своей деятельности, мало задумываются о своих возможностях и личностных свойствах и, соответственно, не умеют их использовать.

Далее рассмотрим результаты по методике «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) с подростками с ЗПР и с нормой развития (см. табл. 1).

При описании самохарактеристик подростки с ЗПР отдавали предпочтение чаще всего такой характеристике, как рефлексивное Я, что конкретнее означает набор индивидуальных характеристик, которые подросток приписывал себе, а также коммуникативному Я. У группы обследуемых отмечалось преобладание индивидуальных характеристик над социальными ролями (социальное Я), где под социальными ролями понимаются черты и статусы социального характера, принадлежность к той или иной группе людей.

Таблица 1

Результаты диагностики методики «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация

Т.В.Румянцевой)

Показатели группы Степень рефлексивности Уровни самопринятия (%)

Негативный Достаточный Позитивны й

Экспериментальная (подростки с ЗПР) 14,6 2 10 88

Контрольная (подростки с НПР) 19,46 12 9 79

При этом у группы подростков с НПР отмечался обратный эффект: для них в равной степени остаются значимыми как рефлексивное Я, так и социальное. При анализе расхождений «Я-реального» и «Я-идеального» мы использовали следующие аспекты различий: общий показатель расхождения (среднее значение в баллах и отсутствие разницы в %) и оценки отдельного утверждения (максимальное расхождение и «конфликтное» расхождение - в %). Общий показатель расхождения (ОПР) равен суммарной разнице оценки Я-реального и Я-идеального по 50 утверждениям. При отсутствии разницы общий показатель расхождения равен 0. Максимальное расхождение при оценке отдельного утверждения равно 4 баллам. «Конфликтное» расхождение - наличие у одного подростка вышеназванного показателя как при оценке Я-реального, так и Я-идеального, т.е. структура обеих модальностей в таком случае состоит из противоположных качеств (конструктов).

Анализ общего показателя расхождения указывает, прежде всего, на невысокие средние его значения, если учесть, что максимальное расхождение может достигать у каждого подростка 200 баллов. При этом диапазон различий у подростков с ЗПР составляет от 0 до 34 баллов, у подростков с нормой развития - от 0 до 77 баллов.

Анализ указывает на более низкое среднее значение ОПР у подростков с ЗПР. При этом у них более чем в три раза реже встречается отсутствие разницы. Это говорит нам о том, что подростки с ЗПР практически отождествляют свои «Я-реальное» и «Я-идеальное», что говорит об отсутствии критичности мышления.

Рассмотрим результаты проведенного исследования по методике самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация A.M. Прихожан) с подростками с ЗПР и НПР. При изучении самооценки подростков были выделены особенности уровня самооценки (см. рис. 2) и уровня притязаний (см. рис. 3).

Рисунок 2. Уровни самооценки подростков по методике самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация A.M. Прихожан)

Рисунок 3. Уровни притязаний подростков по методике самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация A.M. Прихожан)

Как видно из приведенных выше результатов, в основном средний уровень притязаний имеет и контрольная и экспериментальная группы, но в экспериментальной группе преобладает высокий уровень самооценки, что в целом характерно для подростков с ЗПР. Низкий уровень самооценки не показал никто из экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе были подростки с низким уровнем самооценки, там же часто встречались результаты «высокая самооценка - средний уровень притязаний», что является признаком непродуктивного варианта отношения к себе. Низкого уровня притязаний и низкого уровня самооценки выявлено не было.

Таким образом, мы можем заключить, что подросткам с ЗПР свойственен высокий уровень притязаний и завышенный уровень самооценки свидетельствует об определённых искажениях в формировании личности подростка, например, таких как нечувствительность к замечаниям окружающих людей, а так же к своим ошибкам и неудачам, невозможности оценить себя адекватно и сравнить себя другими - всё то, что характерно для личностной незрелости.

В ходе анализа и интерпретации результатов проективной методики «Незаконченные предложения» (модификация для изучения чувства взрослости) ответы испытуемых описывались по основным шкалам: интересы и склонности, профессиональная ориентация, учебная деятельность, мечты и планы на будущее, отношение к себе.

Интерес представляет полное расхождение во всех шкалах, кроме «мечты и планы на будущее». И в контрольной, и в экспериментальной группах подростки смотрят в будущее с позитивом и строят планы.

Профессиональная ориентация у подростков с ЗПР не сформирована. Их ответы расплывчаты. Они слабо ориентируются в широком спектре профессий, представленных в современном обществе. У подавляющего большинства нет общих знаний о себе, о своей личности, о приоритетных профессиях для себя, поэтому им трудно разобраться в присущих им интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления остаются на уровне житейских, бытовых суждений.

Различается у подростков и отношение к себе. В экспериментальной группе оно, в основном, некритичное, явно выражено восторженно-позитивное отношение, что еще раз свидетельствует о недостаточном развитии рефлексии, знаний о себе и отсутствии критичного восприятия себя.

Полученные данные позволили нам выделить уровни сформированное™ эмоционального компонента нравственных представлений у учащихся с ЗПР. Низкой сформированное™ эмоционального компонента нравственных представлений учащихся с ЗПР не выявлено.

Проведя расчет хи-квадрат критерия по данным методикам, мы получили следующие результаты.

При сравнении данных, полученных по методике «Кто Я?» и уровня развития рефлексии, полученных по опроснику диагностики рефлексивности, мы определили, что развитие рефлексии зависит от уровня сформированное™ образа Я (16,16957 с 2 степенями свободы). Это означает, что развитие у подростка с ЗПР рефлексии коррелирует с развитием образа Я.

При сравнении данных, полученных по методике «Кто Я?» и развития самооценки, мы определили, что развитие образа Я зависит от уровня развития самооценки (24,3548 с 3 степенями свободы), значит, эти два показателя тоже находятся в прямой корреляции.

При сравнении данных, полученных по методике определения уровня самооценки и диагностики рефлексивности мы не получили значимых показателей: корреляция самооценки и рефлексии не определена.

Данные, полученные результаты исследования основных личностных новообразований подростков с ЗПР свидетельствуют о том, что система коррекционно-развивающих занятий необходимо разрабатывать с учетом имеющихся недостатков в формировании психических новообразований, и с учетом взаимосвязей, определенных между основными показателями личностного развития.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного исследования было определено:

1. В группе с ЗПР у подростков намного хуже, чем в группе подростков с НПР, сформирован эмоциональный компонент самосознания и образ Я.

2. Подростков с ЗПР отличает завышенная самооценка, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение успеха.

3. У подростков с ЗПР отношение к себе в основном некритичное, явно-выраженное восторженно-позитивное.

4. Профессиональная ориентация у подростков с ЗПР не сформирована.

5. Подростки с ЗПР испытывают трудности рефлексии, самоанализа, определением своих сильных и слабых сторон. Они не умеют анализировать результаты своей деятельности, мало задумываются о своих возможностях и личностных свойствах и, соответственно, не умеют их использовать.

7. У подростков с ЗПР преобладает низкое развитие рефлексии, что говорит о неспособности к самоанализу и критичному восприятию собственных действий.

По результатам исследования личностных новообразований у подростков с ЗПР и НПР, мы определили, что у подростков с ЗПР наблюдаются серьезные трудности, связанные с процессом их становления. Выделенные особенности личностных новообразований подростков с ЗПР свидетельствуют о необходимости целенаправленной коррекционно-развивающей работы по оптимизации процесса их личностного становления.

Литература:

1. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход: монография / Под науч. ред. У.В.Ульенковой. Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 252 с.

2. Карпушкина Н.В., Конева H.A. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3. С. 659.

3. Конева H.A. К проблеме инклюзивного обучения подростков с задержкой психического // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 11 - 3(18). С. 66-68.

4. Конева И.А. Психологические проблемы интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/496 (дата обращения: 15.04.2018).

5. Конева И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. 2004. № 1. С. 22.

6. Конева И. А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12 (часть 8) - С. 1526-1528. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8188 (дата обращения: 15.04.2018).

7. Конева И. А., Кондратьева Н.П. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие // Вестник Мининского университета. - 2016. -№ 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/240 (дата обращения: 15.04.2018).

8. Конева И.А, Раевская Л.Ш. Особенности самопознания подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных психолого-педагогических условиях // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-5. С. 530-536.

9. Россова Ю.И. Технология развития социального познания в подростковом возрасте // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С. 17.

10. Федосеева Н.В. К вопросу о воспитательном потенциале технологий активизации и интенсификации деятельности учащихся // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. Чебоксары, 2014. - С. 77-80.

Психология

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Щербакова Анна Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

заведующий Калягина Юлия Евгеньевна

МБДОУ «Детский сад №315» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты психологического исследования особенностей семейных отношений и специфики семейного воспитания дошкольников, имеющих такой речевой дефект как общее недоразвитие речи. Констатирующее исследование проведено с помощью надежных методик на достаточной по количеству выборке испытуемых с общим недоразвитием речи и их родителей в сравнении с их сверстниками с нормальным психическим развитием и их родителями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать важные выводы о крайней необходимости не только логопедического, но и в целом психолого-педагогического сопровождения развития детей с общим недоразвитием речи и оказания психологической помощи и поддержки их родителям в целях оптимизации их коррекционно-педагогического воздействия.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, семейное воспитание, семейные установки.

Annotation. The article presents the results of a psychological study of the peculiarities of family relations and the specifics of the family education of preschoolers who have such a speech defect as a General underdevelopment of speech. The ascertaining study was carried out with the help of reliable methods on a sufficient number of subjects with General underdevelopment of speech and their parents in comparison with their peers with normal mental development and their parents. The results of the study allow us to draw important conclusions about the urgent need not only for speech therapy, but also for psychological and pedagogical support of the development of children with General underdevelopment of speech and the provision of psychological assistance and support to their parents in order to optimize their correctional and pedagogical impact.

Keywords: General underdevelopment of speech, preschool age, family education, family settings.

Введение. На сегодняшний день значительное количество семей оказываются психологически неготовыми к принятию в свою семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с речевой патологией. Зачастую у них отсутствуют необходимые педагогические знания, опыт и психологическая подготовка к воспитанию детей указанной категории [1], [4], [7]. Порой атмосфера семьи оказывает деструктивное воздействие на речевое развитие ребенка, поскольку родители не осознают своей роли в структуре всего коррекционного процесса, зачастую имеют невысокий уровень культурно-ценностных ориентации, а так же не обладают необходимыми знаниями для грамотной организации домашнего режима.

Современные исследования свидетельствуют о том, что потребность детей (в независимости от речевого статуса) в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования. Решающая роль в становлении и последующем развитии такой потребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего — близких взрослых. В семьях, воспитывающих дошкольников с общим речевым недоразвитием, затруднено формирование предпосылок к такой потребности за счет особенностей семейного воспитания и семейных установок [2], [3], [5].

Наличие огромного количества проблем определяет острую необходимость в психолого-педагогической, логопедической помощи, а так же в грамотной методической поддержке семей, воспитывающих ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР).

По мнению Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, в процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется то, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, думая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом -важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности [6].

Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования было изучение особенностей семейных отношений и семейного воспитания старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предполагалось, что личностные особенности родителей, особенности семейных родительских установок оказывают существенное влияние на характер отношения к ребенку, а так же на успешность преодоление речевого дефекта дошкольника в семье.

Изложение основного материала статьи. Нами были применены: опросник "Анализ семейной тревоги" (ACT), методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкис), методика изучения родительских установок (PARI) (Е.С. Шафер, Р.К. Белл). В исследовании приняли участие 20 дошкольников с диагнозом «обще недоразвитие речи» и их родителей (экспериментальная группа) и 20 дошкольников с нормальным психическим развитием и их родителей (контрольная группа).

По результатам опросника «Анализ семейной тревоги» в экспериментальной группе общий уровень семейной тревожности был повышен у 10% родителей, что свидетельствует о нестабильном психологическом климате в данных семьях.

Общеизвестно, что под «общей семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Важными составляющими «семейной тревоги» являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.