Научная статья на тему 'Девиантное копинг-поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Девиантное копинг-поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
597
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVIANT BEHAVIOR / COPING BEHAVIOR / PERSONS WITH DISABILITIES / SOCIAL ADAPTATION / COPING RESOURCES / ADOLESCENTS / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Т. М.

В статье рассматриваются психологические проблемы социальной адаптации подростков с отклонениями развития. Анализируются возможные психологические причины развития и формирования девиантного поведения у детей и подростков с нарушениями развития. Характерологическая специфичность различных форм дизонтогенеза рассматривается в качестве предпосылки развития дезадаптивного копинг-поведения. Приведён сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей, спосособствующих развитию девиантного копинг-поведения у подростков развивающихся нормально и у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается вопрос о необходимости изучения факторов риска формирования девиаций, для их предупреждения и профилактики отклоняющегося поведения в подростковой популяции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

The article discusses psychological problems of social adaptation of adolescents with developmental disorders. The author defines possible psychological reasons for the development and formation of deviant behavior in children and adolescents with developmental disabilities. Characterological specificity of different forms of dysontogenesis is seen as preconditions for the development of maladaptive coping behavior. The author carries out a comparative analysis of individual psychological characteristics, causing the development of deviant coping behavior in normally developing adolescents and in adolescents with disabilities. The work also considers a need to study risk factors for the formation of deviations, prevention of deviant behavior in a teenage population.

Текст научной работы на тему «Девиантное копинг-поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 159.9

Popova T.M., Саnd. of Scienes (Psychology), senior lecturer, Department of Psychological and Pedagogical Basis of Special Education, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]

DEVIANT COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES. The article discusses psychological problems of social adaptation of adolescents with developmental disorders. The author defines possible psychological reasons for the development and formation of deviant behavior in children and adolescents with developmental disabilities. Characterological specificity of different forms of dysontogenesis is seen as preconditions for the development of maladaptive coping behavior. The author carries out a comparative analysis of individual psychological characteristics, causing the development of deviant coping behavior in normally developing adolescents and in adolescents with disabilities. The work also considers a need to study risk factors for the formation of deviations, prevention of deviant behavior in a teenage population.

Key words: deviant behavior, coping behavior, persons with disabilities, social adaptation, coping resources, adolescents.

Т.М. Попова, канд. психол. наук, доц. каф. психолого-педагогических основ специального образования, Институт специального образования и комплексной реабилитации, ГАОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: [email protected]

ДЕВИАНТНОЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются психологические проблемы социальной адаптации подростков с отклонениями развития. Анализируются возможные психологические причины развития и формирования девиантного поведения у детей и подростков с нарушениями развития. Характерологическая специфичность различных форм дизонтогенеза рассматривается в качестве предпосылки развития дезадаптивного копинг-поведения. Приведён сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей, спосособствующих развитию девиантного копинг-поведения у подростков развивающихся нормально и у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается вопрос о необходимости изучения факторов риска формирования девиаций, для их предупреждения и профилактики отклоняющегося поведения в подростковой популяции.

Ключевые слова: девиантное поведение, копинг поведение, лица с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, копинг-ресурсы, подростки.

В настоящее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности психологической адаптации, обусловленные особенностями социальной ситуации их развития. Дезадаптация способствует формированию девиантного поведения, обуславливающего рост преступности и неполноценную интеграцию в социум несовершеннолетних. Термин девиантное поведение рассматривается как нарушение личностью правовых, нравственных и социальных норм. Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер, и превратилось в серьезную социальную и психолого- педагогическую проблему. В последние десятилетия более заметными становятся нарушения адаптации и рост отклонений в социальном поведении детей, проявляющиеся в повышенной агрессивности, тревожности, гиперактивности, социальном негативизме, осознанном нарушении принятых общественных норм [1]. В процессе социальной адаптации происходит согласование притязаний личности с его возможностями и с реальностью социальной среды; затем осуществляется оценка, принятие или отвержение требований социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Следовательно, процесс адаптации детей с отклонениями в развитии предполагает некую активность, направленную на преобразование как самих себя, так и той социальной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют. Трудности приспособления к новым социальным условиям обусловлены как причиной вызвавшей нарушение, неправильными условиями воспитания подростков с ограниченными возможностями, так и следствием нарушенного развития.

Наряду с этим, к одной из причин социальной дезадаптации подростков с нарушениями развития относят их неспособность адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей. Среди разных возрастных групп подростки с различными отклонениями наиболее инто-лерантны к негативным социально стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации. Вследствие этого в пубертатный период нередко развивается девиантное копинг-поведение, особенно актуализирующееся в ситуациях затрудненности удовлетворения социально значимых потребностей личности. Сущность девиантного копинг-поведения заключается в стремлении человека к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ, отрицания социаль-

ных норм и правил, фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития положительных эмоций [2].

Для объяснения процесса адаптации при формировании девиантного поведения у подростков с отклонениями в развитии целесообразно рассмотреть когнитивную теорию копинга Р Ла-заруса. Копинг в данной теории понимается как деятельность личности по сохранению баланса между требованиями среды и личностными ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

Копинг-ресурсы являются относительно стабильными поведенческими установками личности (эмпатия, поиск социальной поддержки, компенсация нарушенного развития и т. д.), эффективность их развития определяет успешность адаптации подростка с ограниченными возможностями к стрессовым ситуациям. Слабое развитие копинг-ресурсов способствует формированию дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции личности [3].

Согласно модели девиантного копинг-поведения В.М. Ял-тонского, девиации представляют собой малоэффективное поведение, препятствующее развитию адаптивных копинг-меха-низмов у подростоков, характеризующееся преимущественным использованием подростками копинг-стратегии избегания и ухода от реальности, уменьшением контроля над средой. Подобная стратегия позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса [2]. Отличительной чертой девиантного поведения является то, что оно меняет способ интерпретации проблемы, но не меняет стрессовую ситуацию и условий адаптации подростка к социальной среде. Это позволяет подростку с нарушением развития на время преодолеть тревогу, неуверенность, социальную неопределённость, но оставляет без изменения дистресс-причину. Такие деструктивные стереотипы копинга в подростковом возрасте реализуются вследствие отсутствия или слабости адаптивных личностных копинг-ресурсов. Наличие дефекта у подростка определяет не только качественное своеобразие развития его познавательной сферы, но и недостаточное развитие социальных навыков и ко-пинг-ресурсов, способствующих дезадаптации и риску развития девиантного поведения.

Исследования в области специальной педагогики и психологии показали, что наличие отклонений в психофизическом развитии подростков отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях, к нару-

шениям поведения, проблемам в их социально-психологической адаптации.

Затруднения во взаимодействии с социумом обусловлены также личностными особенностями подростков с отклонениями развития. Например, у умственно отсталых подростков наблюдаются следующие психологические особенности, опосредующие формирование дезадаптивного поведения: повышенная подражательность, внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая критичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, страх установления стойких эмоциональных контактов, неприязненное отношение к педагогам [1]. Для подростков с ДЦП характерна неадекватная оценка себя как субъекта профессиональной деятельности, фиксация на двигательном нарушении, высокий уровень тревожности и невротизма [1]. Перечисленные особенности связаны с отставанием в формировании и развитии основных структурных компонентов личности - самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением межличностных связей, отсутствием адаптивных личностных ресурсов для адекватной реакции на имеющееся нарушение.

Следует отметить, что некоторые перечисленные личностные особенности характерны не только для подростков с нарушениями развития, но и наблюдаются у подростков с де-виантным поведением. Наряду с этим возникает вопрос о характерологической специфичности разных форм дизонтогенеза, повышающих вероятность развития девиантного поведения. Подавляющее большинство специалистов, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, сходятся во мнении, что в основе подобного поведения лежат доболезненные (предпатологиче-ские) личностные особенности, в силу чего у индивида и формируется зависимость.

Наиболее часто упоминается психический инфантилизм, характерный для подростков с нарушением интеллекта. Многие исследователи полагают, что инфантилизм является базой для разнообразных поведенческих расстройств. В.А. Гурьева отмечает у подростков-правонарушителей задержку развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, в 67% случаев - ретардацию темпа полового созревания [4]. Б.М. Гузиков выделяет психический инфантилизм как фактор риска раннего употребления алкоголя у подростков, встречающимся в клинике психических заболеваний [5].

Наряду с инфантилизмом у девианта наблюдается такая личностная особенность как внушаемость, под которой понимается повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица (лиц) без критического осмысления реальности. Обращает на себя внимание то, что подростки с ограниченными возможностями в силу повышенной внушаемости особенно уязвимы перед физическим и сексуальным насилием, которое может иметь место и дома, и в школах-интернатах. Многие дети с различными нарушениями развития, вовлекаемые сверстниками в процесс употребления алкоголя, наркотических или токсичных веществ, идут на это без осознания сути происходящего, некритично. Они легко подвергаются воздействию извне. Их не составляет труда «убедить», что вред от употребления этих веществ - «мнимый», что легкие наркотики якобы не вызывают зависимости. Можно предположить, что зависимая личность склонна подпадать под влияние окружающих, подчиняться, искать тех, кто способен ей руководить ею.

Одной из важных характеристик зависимой личности считается неспособность адекватно планировать и прогнозировать будущее. Известно, что для лиц с нарушениями развития типично прямое следование случайно возникшей ситуации под непосредственным влиянием внешних условий, без учёта вероятностного

Библиографический список

прогноза. Они обычно опираются на короткий ряд предшествующих последовательностей [6]. В определённых ситуациях у таких людей может проявляться интеллектуальная недостаточность в виде некритичности, склонности к импульсивным поступкам без учета их последствий.

Ещё одна особенность девианта - это ригидность, под которой понимается тугоподвижность всей психической деятельности, а также установок, стилей поведения, осмысления действительности. Г.В. Залевский считает, что для ригидных личностей характерны тревога и чувство вины, беспокойство, навязчивые сомнения, чувство неполноценности. Вместе с тем он отмечает и такие черты ригидной личности, как отчуждение и социальная изолированность [6]. У подростков с нарушениями развития и с психическими аномалиями ригидность приводит к еще более тяжелым последствиям, т. к. набор субъективных возможностей адаптации у них слабо развит. Многие из них активно отталкиваются средой, что во многом детерминирует проявления противоправных действий с их стороны.

Такая личностная особенность девиантного подростка как эгоцентризм проявляется в виде фиксации внимания на себе, своих интересах, чувствах и пр. Основная потребность зависимой личности — гедонистическая (получение удовольствия, радости, удовлетворения). Специфичность эгоцентризма деви-антной личности состоит в сочетании со страхом девианта быть покинутым тем человеком, с которым имеется тесная связь, и основывается на испытываемом им ощущении беспомощности, несамостоятельности, неспособности принимать повседневные решения [6]. Подобный страх — это инфантильная реакция на потенциальную разлуку, расставание. Зависимого подростка тревожит и волнует возможность остаться в одиночестве, не справиться с жизненными сложностями. Вследствие этого происходит формирование поведения, демонстрирующего тесную связь и зависимость от значимого человека: перекладывание на него наиболее важных решений, подчинение своих интересов потребностям близких или окружения, податливость их желаниям и отказ от предъявления окружающим каких бы то ни было требований.

Резюмируя приведённые выше факты, следует отметить, что такие психологические особенности, как психический инфантилизм, внушаемость, ригидность, эгоцентризм, неспособность к прогнозу последствий своих действий девиантными подростками можно рассматривать в качестве дезадаптивных копинг-ре-сурсов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Тем не менее, перечень значимых психологических особенностей опосредующих развитие девиантного поведения у подростков с отклонениями развития противоречив и требует выявления личностных особенностей на основе учета типа ди-зонтогенеза.

Личностные изменения лиц с ограниченными возможностями, возникают не прямо под влиянием нарушения конкретной функции, а формируются в процессе включения человека с отклонениями развития в систему общественных отношений. Наличие патологии затрудняет встраивание в эту систему, изменяет характер самих отношений как избирательных связей человека с социальной средой. И только опосредованные таким образом недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности. Поэтому для профилактики девиантного поведения и личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья необходимо развитие и формирование адаптивных поведенческих стратегий, способствующих балансированию личностных ресурсов с требованиями социальной среды, что является мощным протектирующим фактором, препятствующим развитию девиантного копинг-пове-дения у лиц с нарушениями развития.

1. Попова Т.М. Теоретико-методологические проблемы изучения девиантного поведения подростков с нарушениями развития. Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы: коллективная монография. Москва, 2013: 130 - 140.

2. Попова Т.М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском алкоголизации. Диссертация ... кандидата психологических наук. Тамбов, 2006.

3. Попова Т.М. Деструктивные копинг-ресурсы как фактор риска девиантного поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья. Казанский педагогический журнал. 2015; Т. 2; № 6 (113): 413 - 417.

4. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. Москва: Медицина, 1988.

5. Гузиков Б.М., Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я. Выявление контингента подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993; № 1: 34 - 42.

6. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург: Речь, 2006.

References

1. Popova T.M. Teoretiko-metodologicheskie problemy izucheniya deviantnogo povedeniya podrostkov s narusheniyami razvitiya. Special'naya pedagogika i special'naya psihologiya: sovremennye metodologicheskie podhody: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2013: 130 - 140.

2. Popova T.M. Razvitie koping-resursov u podrostkovs riskom alkogolizacii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Tambov, 2006.

3. Popova T.M. Destruktivnye koping-resursy kak faktor riska deviantnogo povedeniya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdor-ov'ya. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; T. 2; № 6 (113): 413 - 417.

4. Gur'eva V.A., Gindikin V.Ya. Yunosheskie psihopatiii alkogolizm. Moskva: Medicina, 1988.

5. Guzikov B.M., Vdovichenko A.A., Ivanov N.Ya. Vyyavlenie kontingenta podrostkov s riskom zloupotrebleniya narkoticheskimi i drugimi toksi-cheskimi veschestvami. Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii. 1993; № 1: 34 - 42.

6. Mendelevich V.D. Rukovodstvo po addiktologii. Sankt-Peterburg: Rech', 2006.

Статья поступила в редакцию 30.03.16

УДК 159.923:316.6

Chernikova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIOPSYCHOLOGICAL BASICS OF HEALTHY LIVING ADVOCACY AND THE PREVENTIVE MEASURES OF RISK BEHAVIOR AMONG STUDENTS. In the article such concepts as "health", "healthy living" and "risk behavior" are analyzed. Healthy living is characterized as a set of measures focused on treatment, health care activities, and preservation of social and psychological harmony. A social-psychological project "Choose ..." is represented as a tool for heath living advocacy and prevention of risk behavior among students. A model of health living advocacy and preventive measures of risk behavior in the area of higher educational establishments has been developed. The components (subprojects) of the model and a polymodal spectrum of information influence are described. Special attention is paid to the prevention of risk behavior, realized on the principle of "equal to equal", i.e. with engaging volunteers who are to extend the information and positive experience on a correspondent level. The material represented in the article allows making a conclusion of healthy living advocacy and prevention of risk behavior may be performed only by means of existential values uprating, assessment of harm, which may be caused by risk behavior, promotion of moral issues, involving in physical education activities, creating a positive self-construction and active life position.

Key words: health, healthy living, healthy living advocacy, existential values, risk behavior, prevention of risk behavior.

А.А. Черникова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В статье проанализированы понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «рискованное поведение». Здоровый образ жизни охарактеризован как совокупность мероприятий, направленных на профилактику болезней, укрепление и поддержание соматического здоровья, сохранение психологического и социального благополучия. Представлен социально-психологический проект «Выбирай ...» как средство пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде. Разработана модель пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Описаны компоненты модели (подпроекты) и их полимодальный спектр информационного воздействия. Особое внимание уделено профилактике рискованного поведения, осуществляемой по принципу «равный - равному», то есть с использованием волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта на уровне, соответствующем аудитории. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что пропаганда ЗОЖ и профилактика рискованного поведения могут осуществляться через повышение значимости экзистенциальных ценностей, оценку опасности рискованного поведения для здоровья, укрепление морально-нравственных ориентиров, вовлечение в занятия физической культурой, формирование позитивной Я-концепции и активной жизненной позиции.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни, экзистенциальные ценности, рискованное поведение, профилактика рискованного поведения

Актуальность пропаганды здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения в студенческой среде, как наиболее активной и наименее дисциплинированной и самокритичной части общества, ни у кого не вызывает сомнений. Все понимают, что здоровое будущее страны зависит от воспитания ценностного отношения к жизни и здоровью у сегодняшнего поколения молодёжи. Понимание со стороны взрослых есть, но не всегда присутствуют желание и готовность менять формы работы с молодёжью, искать более эффективные методы воздействия. И дело не в том, что отсутствуют профилактические проекты и программы: они есть, но большинство из них носят формальный, массовый, разговорный характер, не всегда учитывают специфику целевых групп и не используют в полной мере образовательный потенциал самой молодёжи.

Профилактические мероприятия, основанные на традиционных подходах санитарно-гигиенического просвещения или использующие схему кризисного реагирования, в данной целевой группе оказываются низкоэффективными, в связи с чем большую значимость приобретают инновационные интерактивные занятия. Такому подходу соответствуют лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции с разбором кейсов, тренинговые занятия с традиционным арсеналом средств: мозговые и синектиче-ские штурмы, ролевые и имитационно-моделирующие (деловые) игры, психогимнастические упражнения, предоставляющие

участникам не только новую креативную среду, но и возможность выработать ценностно-смысловые стратегии здоровьесберегаю-щего и здоровьеформирующего поведения.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Таким образом, понятие «здоровье» является более широким, чем «не болезнь».

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% - экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% - деятельностью здравоохранения [1; 2].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это совокупность мероприятий, направленных на профилактику болезней, укрепление и поддержание соматического здоровья, сохранение психологического и социального благополучия.

Понятие «здоровый образ жизни», прежде всего, ориентировано на конкретного человека и его активную деятельность, направленную на осмысление здоровья как основополагающей человеческой ценности, изменение отношения к состоянию собственного здоровья, выявление факторов риска и разработку конкретных программ для снижения потенциального вреда здоровью. Главное в здоровом образе жизни - активное творение здоровья, включая все его компоненты [3]. Иначе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.