Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

КОМПЛЕКС ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бура Людмила Викторовна

В данной статье рассматривается проблема асоциального поведения подростков. В статье описываются основные виды поведенческих расстройств; рассмотрены предпосылки появления асоциального поведения, ключевые особенности подросткового возраста. В рамках обозначенной проблемы рассматривается комплекс воспитательно-профилактических мероприятий для предупреждения асоциального поведения обучающихся. Основными направлениями по профилактике асоциального поведения являются: работа с семьей, групповые и индивидуальные формы коррекционных занятий, формирование социальных навыков подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бура Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF EDUCATIONAL AND PREVENTIVE MEASURES TO PREVENT ANTISOCIAL BEHAVIOR OF STUDENTS OF SENIOR SCHOOL AGE

This article discusses the problem of antisocial behavior of adolescents. The article describes the main types of behavioral disorders; the prerequisites for the emergence of antisocial behavior, key features of adolescence are considered. Within the framework of the indicated problem, a set of educational and preventive measures is considered to prevent antisocial behavior of students. The main directions for the prevention of antisocial behavior are: work with the family, group and individual forms of correctional classes, the formation of social skills of adolescents.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Для неформальных лидеров, обучающихся гимназии характерен средний уровень проявления коммуникативных способностей (хср=0,73) и высокий уровень организаторских склонностей (хср=0,81): не испытывают затруднений находясь в незнакомой компании, являются инициаторами развлечений.

Так, коммуникативные умения, неформальных лидеров у осужденных, сформированы значительно лучшее, чем у обучающихся гимназии.

В ходе исследование проводилось изучение качеств, присущих неформальным лидерам-осужденным. Эмпирический материал был получен с помощью методики самооценки лидерских качеств (Кондратьев Ю.М.).

Осужденные, являющиеся неформальными лидерами, в качестве положительных качеств лидера выделяют смелость, мужественность, активность, практичность (наличие особых знаний). К негативным качествам, по их мнению, следует отнести враждебность, агрессивность, склонность к хвастовству, злопамятность, подозрительность, упрямство.

При этом респонденты отметили, что осужденных неформальных лидеров характерна грубость, хладнокровность и жестокость. Подобные характеристики могут быть у испытуемых природными, а могут быть сформированы под влиянием специфической среды учреждений, в которых они отбывают наказание.

Выводы. Проведенное исследование позволило изучить некоторые особенности осужденных, являющихся неформальными лидерами. Описанные характеристики свидетельствуют о том, что неформальное лидерство в группах несовершеннолетних осужденных носит преимущественно отрицательную окраску. Выделенные особенности являются «мишенями» для работы персонала воспитательных колоний и, в первую очередь, для сотрудников, организующих психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, и могут послужить основой для составления психокоррекционных программ.

Литература:

1. Логвинов, И.Н.Тенденции исследования лидерства в современной социальной психологии / И.Н. Логвинов. -Курск: КурскГУ, 2015. - 169 с.

2. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г.И. Лойдиной; Под ред. Т.А. Гудковой. - Москва: Мир, 1994. - 319 с.

3. Шмаров, И.В. Воздействие на среду осужденных / И.В. Шмаров // Воспитание и правопорядок. - 1981. - № 7. -С. 63-70

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОМПЛЕКС ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема асоциального поведения подростков. В статье описываются основные виды поведенческих расстройств; рассмотрены предпосылки появления асоциального поведения, ключевые особенности подросткового возраста. В рамках обозначенной проблемы рассматривается комплекс воспитательно-профилактических мероприятий для предупреждения асоциального поведения обучающихся. Основными направлениями по профилактике асоциального поведения являются: работа с семьей, групповые и индивидуальные формы коррекционных занятий, формирование социальных навыков подростков.

Ключевые слова: асоциальное поведение, подросток, профилактика, социальные нормы, самооценка.

Annotation. This article discusses the problem of antisocial behavior of adolescents. The article describes the main types of behavioral disorders; the prerequisites for the emergence of antisocial behavior, key features of adolescence are considered. Within the framework of the indicated problem, a set of educational and preventive measures is considered to prevent antisocial behavior of students. The main directions for the prevention of antisocial behavior are: work with the family, group and individual forms of correctional classes, the formation of social skills of adolescents.

Key words: antisocial behavior, adolescent, prevention, social norms, self-esteem.

Введение. В последнее время проблема различных форм асоциального поведения среди подростков обостряется и приобретает особое значение, что, по мнению большинства экспертов, представляет большую угрозу безопасности. Детская преступность согласно последним данным статистики сильно выросла и поражает жестокостью. В связи с этим встает вопрос о причинах, которые побуждают подростков к совершению преступлений. Факторы, влияющие на формирование асоциального поведения у старшеклассников, нуждаются в детальном рассмотрении и изучении. Ведь именно старший школьный возраст является критическим периодом развития, когда кроме физиологических изменений организм подростка претерпевает перестройку психологических компонентов личности. Подросток все дальше отдаляется от семьи, пытается доказать свою самостоятельность, его интересы смещаются с учебы на общение. В результате подросток может быть втянут в неблагонадежный коллектив, в котором для демонстрации своего авторитета часто проявляет безответственное, нередко асоциальное поведение. Для предотвращения превращения такого поведения подростков в привычную модель необходимы ранняя диагностика, психологическая оценка и своевременная коррекция асоциального поведения подростков.

Изложения основного материала статьи. Чтобы понимать значение термина «асоциальное поведение», необходимо изучить понятие «социальной нормы», т.е. нормы, поддерживаемой мнением социума и функционирующей как «естественный регулятор» человеческих отношений. Асоциальным поведением мы считаем нарушение принятых в социуме норм и правил. Но, несмотря на то, что употребление алкоголя или курение - достаточно распространенные нормы поведения для взрослых, для детей эти привычки станут асоциальными. Таким образом, люди, ведущие себя асоциально, вступают в конфликт с социальными нормами [1].

Асоциальное поведение по своей сути не является преступлением, но ставит человека вне общества. Именно подростки в силу своей личностной незрелости часто начинают противоречить социальным нормам.

Д.Б. Эльконин считал, что подростковый возраст - достаточно короткий период, однако подросток за это время преодолевает огромный путь к становлению личностью [11].

Подростковый возраст - начальная стадия биологической зрелости организма человека, а также стадия завершения полового созревания. Во время перехода подростка из детского возраста к взрослой жизни, он взрослеет физически, а также

приобщается к знаниям, нормам и навыкам, принятым в обществе и позволяющим выполнять в дальнейшем различные социальные роли. Следовательно, зрелость подразумевает социализацию и не может происходить отдельно от общества. В этом отношении переходный возраст следует рассматривать как стадию развития организма и личности, а также как переходный процесс от защищенного детства, в котором ребенок живет и действует несамостоятельно, к взрослой и самостоятельной жизни.

Подростковый возраст считается временем приобретения и формирования собственных убеждений и мировоззрения. С потребностью в самоидентификации связана потребность в познании окружающего мира и самого себя. Кроме того, в связи с неизбежным переходом к самостоятельности возникают сомнения и опасения по поводу выбора профессиональной деятельности. Ключевым моментов, влияющим на поведение подростка, считается его желание быть взрослым. Старший школьник уже не является ребенком, но и не ощущает себя взрослой личностью. Описывая подростковый возраст, психолог Л.И. Божович в своей книге говорит о том, что «в этот период все прежние отношения ребенка с миром и с самим собой ломаются и перестраиваются, процесс самопознания и самоопределения завершается тем, что ученик начинает самостоятельную жизнь» [3].

Собственные, юношеские психологические реакции зарождаются в соприкосновении с социальными ситуациями и составляют суть поведения. По мнению психологов, фактором риска для подростков является наличие психологической агрессии, которая проявляется на макросоциальном уровне повышенной тяжестью социально-экономических условий, в которых люди подвержены высокому риску развития дистрессовых расстройств. Психофизиологическая неустойчивость, возможность подросткового стресса в связи с понижением уровня жизни, трудности в общении с родителями делают подростков уязвимыми. Выбор жизненного пути становится проблемой самоопределения. Развитие альтернативных систем жизненных ценностей, употребление наркотических вещей, алкоголя, табака вызывает кризис базовых ценностей. Доступность алкогольной продукции, психотропных и наркотических веществ формируют субкультуру, которая закрепляет асоциальное поведение, делая его «престижным». Кроме того, в организме подростка происходит процесс полового созревания, что также оставляет отпечаток на поведении.

Движущей силой подросткового поведения являются не столько физические потребности, сколько эмоциональные. Эти эмоциональные потребности включают желание испытать нежность или уйти от одиночества, самоутвердиться, стать более мужественным или женственной, поднять самооценку, выплеснуть гнев или избавиться от скуки, т.е. «секс становится средством выражения и удовлетворения несексуальных потребностей» [7].

Также к вышеуказанным характеристикам, отличающим подростка, мы можем добавить следующие: стремление к получению удовольствий, эмоционального контакта, желание быть престижным, самоутвердиться в коллективе, получить свободу и независимость.

Приоритет в общении со сверстниками, а не с родителями или другими взрослыми людьми - одна из отличительных черт процесса общения в подростковом возрасте. Недостаточное родительское желание или даже неспособность понять и принять стремление подростка к взрослости и самостоятельности являются причиной неудовлетворенности старшеклассников общением с родителями. Прежде всего, именно поэтому молодежь любит общаться с ровесниками, так как такое общение больше соответствует их коммуникативным запросам. Но если потребность в общении не удовлетворять, то это может привести к целому ряду отклонений в поведении. Среда ровесников - важнейший компонент взросления старшеклассников, так как «опыт общения, который старшеклассники приобрели именно в подростковом возрасте, играет огромную роль при вступлении в самостоятельную жизнь» [10].

Под влиянием окружающих людей и социальной среды у подростка формируются доминирующие черты личности, и всегда существует вероятность появления ряда черт, которые могут приводить к отклонениям в поведении. Именно поэтому трудно выделить конкретные черты, предопределяющие поведенческие отклонения. Как правило, сюда относятся страх или низкая самооценка.

Предпосылкой появления поведенческих отклонений от нормы является сам подростковый период. Интенсивное психическое и физическое развитие, происходящее в подростковом возрасте, влияет на неокрепшую психику старшеклассника и приводит к неудовлетворенности окружением, к трансформации самоощущения и самооценки.

Причинами поведенческих отклонений в развитии подростков обычно считают непонимание школьных норм, статус отверженного, неприятие педагога и др. Тогда обстоятельства складываются так, что подростки начинают активно искать сообщества, способные компенсировать их личные неудачи, помогающие ускользнуть от своего статуса изгоя и т.п.

Асоциальное поведение возникает у подростков, когда семья находится в конфликте. Старшеклассник настроен против собственных родителей, которых считает виноватыми. Это формы протеста против задетой самооценки, нанесенной обиды, неудовлетворенности в отношениях с близкими. Среди причин протеста могут быть конфликтные ситуации в семье или безразличное отношение родителей к подростку, а также ошибочное наказание, запрет на значимые для подростка вещи.

За всеми девиантными формами поведения молодежи стоят неразвитые социальные и культурные потребности, духовная нищета и отчуждение. Но асоциальное поведение является отражением социальных и общественных отношений. Таким образом, асоциальное поведение - это поведение подростка, противоречащее принятым в социуме нормам. Ощущение себя взрослым приводит к завышенным притязаниям, эмоциональное состояние нестабильно, а у настроения происходят резкие перепады. Наиболее явное упрямство приходится именно на подростковый период, ведь старшеклассники находят свое место в жизни и борются за свою независимость.

В связи с этим выделяют следующие виды поведенческих расстройств:

1) гиперактивное расстройство поведения. Характеризуется недостаточной выносливостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией к переключению с одной деятельности на другую, не завершая ее, склонностью к ригидности, плохой приспособляемости, повышенной активности;

2) расстройство поведения ограничивается семьей. Агрессивное поведение (протестное, грубое), проявляющееся только в отношениях с родителями или другими родственниками;

3) несоциализированное расстройство поведения. Сочетание асоциального или агрессивного поведения и нарушения социальных норм в отношениях с другими детьми;

4) социализированное расстройство поведения. Отличие такого поведения состоит в том, что стойкое антиобщественное поведение встречается у общительных подростков старшего возраста. Кроме того, ухудшаются отношения с авторитетными взрослыми [2].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в изменениях в поведении подростков важную роль играют именно глубинные причины взаимодействия человека с окружающими, результат некоторого сочетания необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Именно об этих причинах говорят в своих работах Е.В. Кудинова [4] и Н.А. Рождественская [8]. Вслед за ними будем считать основными причинами появления асоциального поведения социальную среду, наследственность, воспитание, обучение, собственную социальную деятельность человека. Поэтому для того, чтобы предотвратить асоциальное поведение подростков, необходимо своевременно проводить раннюю

диагностику. Именно своевременная диагностика, оценка, а также так называемая профилактика снизят вероятность появления асоциального поведения у детей старшего школьного возраста.

В статье А.А. Малькова отмечено, что профилактика - это «система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом» [5].

Комплекс мероприятий, необходимый для предупреждения асоциального поведения включает систему действий, направленных на:

1) профилактику юношеских девиаций;

2) обеспечение высокой социальной справедливости;

3) создание условий, необходимых для интеграции старшеклассников в социально-экономическую и культурную жизнь общества, обеспечения правильного развития личности и предупреждения противоправной деятельности [5].

Воспитательно-профилактические мероприятия предупреждения асоциального поведения у подростков включают несколько уровней:

1 уровень - первичная профилактика. Формирование успешной, психологически устойчивой личности посредством осуществления коммуникативной и общественно значимой деятельности с установкой на образование, усвоение и активное воспроизведение социального опыта;

2 уровень - проведение профилактической работы с подростками и их семьями, которые имеют высокий риск возникновения асоциального поведения;

3 уровень - работа с детьми, которые имеют асоциальное поведение, и их родителями [1].

У профилактики асоциального поведения старшеклассников есть несколько ключевых функций, каждая из которых включает в себя определенные методы, приемы, средства и формы:

1) функция диагностики и восстановления. Включает в себя следующие методы: переучивания, переубеждения, реконструкции. Среди приемов, которые относятся к данной функции, можем выделить: обходное движение, доказательство, доверие, опровержение, разъяснение, акцентирование, анализ ошибочных суждений, вовлечение в интересную деятельность, организация успеха в учебе, нравственные упражнения и др. Средствами являются различные виды деятельности, среди которых: просмотр телевизионных программ, прослушивание радиоэфиров, пропаганда, прочтение печатных изданий и прочее. Формы работы: лекции, беседы, семинары, тематические вечера и чтения, занятия, диспуты, дискуссии и др.;

2) функция исправления и компенсации. Содержит в себе такие методы, как: разрыв нежелательных контактов. Среди приемов, которые относятся к данной функции, можем выделить: акцентирование, анализ ошибочных суждений, возбуждение тревоги, внезапное педагогическое вмешательство, обострение борьбы мнений, перемещение внутри коллектива, возбуждение тревожного состояния, наказание;

3) функция коррекции и прогнозирования. Включает в себя такие методы как: опосредствованное педагогическое воздействие, самокритика и критика, перспективные линии и др. Среди приемов, которые относятся к данной функции выделим следующие: опровержение, обходное движение, обсуждение, косвенное; параллельное педагогическое действие, доказательство, мнимое безразличие, воздействие, возмущение, ирония, анализ ошибочных суждений и др. Средства, используемые в данной функции: общественная, культурно-просветительская и спортивная деятельность, создание личностно значимых перспектив в учебе, устная пропаганда и др. Формы работы: собрание, совещание, диспут, дискуссия, беседа, вечер вопросов и ответов, поручение, задание и т.д.;

4) функция стимулирования и побуждения к самостоятельному исправлению. Включает в себя следующие методы: соревнование, принуждение, поощрение, самоисправление. Приемы, используемые в этой функции: доверие, активизация духовных чувств, анализ ошибочных суждений; доброта, внимание, забота, просьба, организация успеха в учебе, намек, упрек, суждение, наказание, соперничество и др. Средства, относящиеся к данной функции включают все виды деятельности, которые пробуждают потребность и интерес в самоперевоспитании, т.е. специальная литература, распоряжения и др. Формы, относящиеся к данной функции: соревнование, беседа, шефство, поручение и др.

Обратим внимание на следующие важные моменты применения комплекса воспитательно-профилактических мероприятий предупреждения асоциального поведения старшеклассников:

1) восполнение пробелов в знаниях подростков. Этот аспект является важной частью системы ранней профилактики правонарушений, наркомании и формирования здорового образа жизни. Ежедневный контроль успеваемости классным руководителем и родителями позволяет своевременно устранить пробелы в знаниях путем выполнения обучающимся дополнительных заданий и проведение педагогом индивидуальных занятий;

2) предупреждение пропусков учебных занятий без уважительной причины. Важное звено в воспитательной работе, которое способствует успешной профилактике нежелательного поведения старшеклассников. Нужно учесть, что если своевременно не принять меры, старшеклассник, прогулявший хотя бы одно занятие, почувствует безнаказанность и будет прогуливать повторно, проводя время в нежелательных компаниях. Это может повлечь за собой желание легкой наживы, пробу наркотических веществ и алкоголя, а также вовлечение в преступную деятельность;

3) организация внеурочной деятельности обучающихся, контроль их досуга, привлечение к занятиям спортом. Это направление считается ключевым в воспитательной деятельности, так как способствует становлению творческой инициативности, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения;

4) пропаганда здорового образа жизни. При использовании комплекса мер, необходимых для профилактики асоциального поведения подростков должны быть задействованы все работники образовательной организации: педагог, психологи, воспитатели, медицинские работники. Поэтому в данном аспекте необходима комплексная работа всего персонала образовательной организации.

5) работа с психологом для устранения личностных проблем. Необходимо, чтобы старшеклассники умели ставить жизненные цели и владеть собой, оптимизировали свое общение со сверстниками и взрослыми, а также развивали достоинство личности и уверенность в своих силах.

Таким образом, для работы с асоциальными подростками, необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы, среди которых можно выделить лекционные занятия, беседы, обсуждения, а также игры, тестовые, тренировочные и психологические упражнения, анализ различных ситуаций. А.А. Сафонов в своей статье «Направления профилактики асоциального поведения учащихся группы риска» выделяет также внеклассную работу с подростками, включающую тематические часы, посвященные злободневным проблемам [9].

Выводы. Поведение подростка определяется множеством различных факторов, среди которых на первом месте находится внешнее окружение, а уже затем индивидуальные психологические особенности старшеклассника, от которых зависит его реакция на различные раздражители. Для того чтобы грамотно составить комплекс воспитательно-профилактических мероприятий предупреждения асоциального поведения, необходимо, в первую очередь, понять все

процессы, происходящие во взрослеющем организме подростка и влияющие на его эмоциональную сферу. Это поможет более точно подобрать методы и способы коррекции поведения, которые позволят старшекласснику без проблем интегрироваться в социум.

Для подросткового возраста характерно чувство взрослости, стремление к эмоциональным контактам, к свободе и самостоятельности. Среда ровесников становится ключевой областью для социализации.

Различные обстоятельства (статус изгоя, неприятие педагогом, проблемы в семье) могут повлиять на психологическое состояние подростка и привести к появлению у него асоциального поведения - отклонения от нормального поведения и развития, принятого в обществе. Старшеклассник неправильно осознает свое место в обществе, в связи с чем происходит деформация его сознания, установок и сформировавшихся привычек. Старшеклассник меняет отношения с окружающими его людьми, у него появляются нежелательные интересы, портится поведение. Несмотря на то, что существуют различные формы проявления асоциального поведения, все они часто связаны между собой.

Комплекс воспитательно-профилактических мероприятий для предупреждения асоциального поведения среди обучающихся в образовательных учреждениях - это комплекс мер, направленных на предупреждение проблемы еще до её возникновения, или же её предотвращение. Для профилактики асоциального поведения следует работать по следующим направлениям: работа с семьей, групповые и индивидуальные занятия коррекционного типа, развитие социально-коммуникативных умений старшеклассников. Среди форм комплекса воспитательно-профилактических мероприятий можно выделить семейную, индивидуальную, а также групповую работу. Среди методов профилактики асоциального поведения можно выделить традиционные (беседы, дискуссии) и нетрадиционные (ролевые игры, моделирование социальных ролей).

Литература:

1. Алимханова, Т.Р. Проблема асоциального поведения в школе / Т.Р. Алимханова // Сборник работ молодых ученых МГПУ. - М. - 2011. - Вып. 7. - С. 3-8

2. Афиногенова, И.Ю. Проблема отклоняющегося поведения личности в современной России: Социально-философский анализ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. - Москва, 2003. - 164 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.

4. Кудинова, Е.В. Особенности семейного воспитания и девиантное поведение сверстников как факторы, влияющие на формирование асоциальных характеристик современных подростков / Е.В. Кудинова // StudNet. - 2021. - Т. 4. - № 4. -EDN AVPVCH.

5. Мальков, А.А. Профилактика асоциального поведения у подростков в системе дополнительного образования / А.А. Мальков, Е.А. Забигайло, А.А. Марютина // Актуальные вопросы педагогической науки и образования: Сборник статей по материалам авторских исследований II Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Краснодар, 19-20 мая 2022 года / Отв. редактор О.А. Мосина. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. - С. 246-255. - EDN OIGTES.

6. Никулина, Н.Н. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: летняя кампания / Н.Н. Никулина // Социальная педагогика. - 2014. - № 5. - С. 55-60

7. Реан, А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования / А.А. Реан // Российский психологический журнал. 2015. - Т. 2. - № 3. - C. 68-77

8. Рождественская, Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков / Н.А. Рождественская // Издательство «Генезис», 2015. - 250 с.

9. Сафонов, А.А. Направления профилактики асоциального поведения учащихся группы риска / А.А. Сафонов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №6. - С. 236-237

10. Селявина, П.К. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / П.К. Селявина // Школа духовности. 2012. - № 2. - С. 70-72

11. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2011. - 450 с.

Психология

УДК 159.923.2

аспирант, старший преподаватель Воронова Римма Борисовна

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент Мельникова Юлия Анатольевна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект исследования мотивационных особенностей участия студентов в студенческой волонтерской деятельности. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики мотивационных особенностей участия студентов в волонтерской деятельности. Рассмотрены теоретические вопросы организации студенческого волонтерства через призму методических подходов (системного, деятельностного и личностно-ориентированного). Авторы предлагают поэтапную организацию студенческой волонтерской деятельности, описывая его структуру и условия, общий опыт организации студенческой волонтерской деятельности в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Проанализированы результаты анкетирования студентов по вопросу участия в управлении студенческим волонтерским коллективом. Объясняются организационно-педагогические условия развития студенческой самостоятельности. Авторская позиция заключается в том, что процесс участия студентов в студенческой волонтерской деятельности улучшается, потому что все основные компоненты и методы этого процесса раскрывают мотивационные особенности. Системность этого подхода заключается в том, что все его элементы присутствуют в тесной взаимосвязи социального заказа с профессией самого высокого статуса, способного к самоуправлению в плане профессиональной деятельности. Участие студентов в студенческой волонтерской деятельности обеспечивает их мотивационную готовность к будущей профессиональной деятельности, способность к самоуправлению.

Ключевые слова: студенческая волонтерская деятельность, результат участия студентов, процесс организации группы, действие, мотивационные особенности и потребности, направленность, профессиональное развитие личности, самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.