ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
Т.Б. МАЦЮК*
Тверской институт (филиал) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический
университет», Тверь
В статье рассматриваются ресурсные возможности волонтерской деятельности студентов вуза, обеспечивающие формирование профессионально важных качеств будущей трудовой деятельности. Приведены целесообразные условия организации такой деятельности. Представлены результаты лонгитюдного эмпирического исследования, охватившего формирующий эксперимент во время обучения в вузе и период самостоятельной профессиональной деятельности. Выборку составили 276 студентов-бакалавров (133 - экспериментальная группа) направлений подготовки «Менеджмент», «Психология», «Экономика», «Юриспруденция». Установлено, что участие студентов в волонтерской деятельности для каждого из рассматриваемых направлений подготовки способствовало лучшему развитию ряда профессионально важных качеств.
Ключевые слова: профессиональное развитие, ресурс развития, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессионально важные качества, волонтерская деятельность студентов.
Введение
Акцент исследований профессиональной подготовки в последние годы сместился с изучения профессионально важных качеств (ПВК) на изучение профессиональных компетенций. Последние нормативно заложены в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) [15]. Вместе с тем ПВК и компетенции взаимосвязаны: развитие ПВК создает объективно необходимые основания для формирования профессиональных компетенций [5, 10]. В настоящем исследовании мы рассматриваем подход к развитию ПВК у студентов вуза, основанный на использовании ресурсных возможностей волонтерской деятельности.
© Мацюк Т.Б., 2018
* Для корреспонденции:
Мацюк Татьяна Борисовна
заместитель директора по воспитательной работе Тверского института (филиала) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет), Тверь
E-mail: [email protected]
Волонтерская деятельность студентов в последние годы широко изучалась в различных аспектах в отечественной и зарубежной науке [1, 20, 22]. В частности, исследования развития ПВК посредством этой деятельности широко представлены в педагогике, но преимущественно сводятся к рассмотрению наиболее общих подобных качеств, таких как профессиональная идентичность [4], социальная активность [6] и т.д. Указанные качества важны, но не отражают специфику будущей профессиональной деятельности, соответствующей направлению подготовки студентов.
В психологии исследования развития ПВК в волонтерской деятельности студентов встречаются значительно реже и сосредоточены, в основном, на аналогичных общепрофессиональных качествах, таких как профессиональная направленность личности [2], профессиональная субъектность [7] и др. Исследования развития специфических ПВК очень фрагментарны: например, выборочно изучались некоторые ПВК сфер социальной педагогики, социальной работы и социально-культурной деятельности [18].
Таким образом, с одной стороны, как показывают результаты исследований многих авторов, волонтерская деятельность является важным ресурсом личностного и профессионального развития студентов в образовательном процессе вуза. Вместе с тем, с другой стороны, редко приводятся эмпирические подтверждения положительного влияния этой деятельности на развитие ПВК, соответствующих конкретной профессиональной деятельности.
Цель исследования состояла в выявлении ресурсных возможностей волонтерской деятельности студентов для формирования профессионально важных качеств, соответствующих будущей профессиональной деятельности в рамках ряда направлений профессиональной подготовки, получаемой в вузе.
Ключевые задачи исследования включали в себя, во-первых, специальную целесообразную организацию волонтерской деятельности студентов, ориентированной на развитие ПВК, во-вторых, проведение формирующего эксперимента по проверке влияния участия в такой деятельности на развитие ПВК.
Концептуальные рамки исследования включали в себя современные модели профессионализма и профессионального развития [8, 11, 12], системного строения личности [9] и субъекта деятельности [10], представления о взаимообусловленности личностного и профессионального развития [8, 17]). Профессионально важные качества, вслед за В.Д. Шадриковым, будем понимать как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [19, с. 129]. При этом в состав ПВК входят как положительные качества, так и отрицательные (анти-ПВК).
Методика
В качестве экспериментального воздействия применялась волонтерская деятельность студентов, специально организованная в соответствии со следующими услови-
ями: 1) разноплановая интеграция в общий образовательный процесс вуза, предусматривающая координацию волонтерской деятельности студентов и их соответствующего специального обучения с общим планом и графиком образовательного процесса вуза, а также широкое привлечение профессорско-преподавательского состава; 2) организация на базе вуза специальной подготовки волонтеров (психологической и иной) к выполнению различных видов деятельности; 3) использование, наряду с общими, профессионально ориентированных видов волонтерской деятельности, соответствующих направлениям профессиональной подготовки в вузе (в частности, для психологов - оказание психологической помощи различным категориям населения, для юристов - оказание юридической помощи гражданам в рамках студенческой «Юридической консультации», для экономистов - разработку экономических обоснований различных социальных проектов, для менеджеров - выполнение функций руководителей, организаторов, координаторов).
Исследование носило лонгитюдный характер: формирующий эксперимент охватывал весь период обучения в вузе, а затем исследование продолжалось на поствузовском этапе самостоятельной профессиональной деятельности выпускников.
Выборку составили 276 студентов (201 женского пола, 75 мужского) бакалавриата Тверского института (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета в возрасте (на начало обучения) от 17 до 27 лет (среднее значение М=19,2, стандартное отклонение БВ=1,69), обучавшихся по дневной форме по направлениям подготовки 400301 «Юриспруденция», 380301 «Экономика», 380302 «Менеджмент», 370301 «Психология» (согласно ФГОС ВО, [15]). Экспериментальная группа (ЭГ) включила студентов, вовлеченных в волонтерскую деятельность (133 чел.), в отличие от контрольной группы (КГ, 143 чел.). Группы ЭГ и КГ были подобраны эквивалентными по возрасту, распределениям по полу и направ-
лениям подготовки, академической успеваемости на первом курсе.
Отбор ПВК. Сначала был составлен первичный список ПВК, объединивший общие и специфические ПВК для рассматриваемых направлений подготовки, выделенные с помощью анализа профессио-грамм. Аналогичный подход применяла, например, Е.С. Ермакова при изучении формирования в образовательном процессе вуза ПВК для трех направлений подго-
товки: психологов, экономистов и инженеров по транспорту [3].
Затем для каждого ПВК были отобраны характеризующие его свойства, для которых удалось подобрать надежные и валидные психодиагностические методики. В итоговый список, представленный в таблице 1, вошли 24 ПВК и 30 свойств, сгруппированные по аналогии с группами свойств личности и субъекта деятельности, выделенными в работах [9, 10].
Таблица 1
Перечень измеряемых свойств и диагностируемых ПВК
Свойство Методика*** ПВК Профили
Свойства, измеряемые в период обучения в вузе
Когнитивные ПВК
1. Идеи NEO PI-R (О5) Интеллектуальность М, П, Э, Ю
2. Открытость опыту NEO PI-R (О) Обучаемость М, П
Коммуникативные ПВК
3. Общительность NEO PI-R (E2) 1 Общительность М, П, Ю
Эмоционально-волевые ПВК
4. Импульсивность** NEO PI-R (N5) Импульсивность* М, Э, Ю
5. Рефлексия** NEO PI-R (N4) Мнительность* М, Ю
6. Невротичность** FPI (I) Невротичность* Ю
7. Организованность NEO PI-R (C2) Организованность М, П, Э, Ю
8. Ранимость** NEO PI-R (N6) Стрессоустойчивость М, П, Э, Ю
9. Тревожность** NEO PI-R (N1) Тревожность* П, Э, Ю
10. Уравновешенность FPI (VI) Уравнов ешенность М, П, Э, Ю
11. Нейротизм** NEO PI-R (N) Эмоционально-психическая М, П, Э, Ю
12. Эмоциональная лабильность** FPI (XI) устойчивость
13. Депрессия** NEO PI-R (N3) Энергичность М, П, Ю
ПВК социального взаимодействия
14. Активность NEO PI-R (E4) Активность М, Ю
15. Настойчивость NEO PI-R (E3) Настойчивость М, П, Э, Ю
16. Реактивная агрессивность** FPI (VII) Отсутствие высокой агрессивности М, П, Ю
17. Спонтанная агрессивность** FPI (II)
18. Обдумывание поступков NEO PI-R (C6) Предусмотрительность М, П, Э, Ю
19. Самодисциплина NEO PI-R (C5) Самодисциплина М, П, Ю
20. Сотрудничество NEO PI-R (A) Склонность к сотрудничеству М, П, Ю
21. Враждебность** NEO PI-R (N2) Толерантность П, Ю
22. Раздражительность** FPI (IV)
23. Чуткость NEO PI-R (A6) Чуткость М, П, Ю
Потребносгно-мотавационные ПВК
24. Стремление к достижениям N£0 Р!-К. (С4) Стремление к достижениям М, П, Э, Ю
Ценностно-смысловые ПВК
25. Альтруизм NEO PI-R (A3) Альтруизм П
26. Добросовестность NEO PI-R (C) Ответственность М, П, Э, Ю
Свойства, измеряемые на поствузовском этапе
Эмоционально-волевые ПВК
I. Энергичность в работе UWES (1) Энергичность М, П, Ю
Потребностно-мотивационные ПВК
II. Поглощенность работой UWES (3) Внутренняя профессиональная М, П, Э, Ю
III. Общая увлеченность работой UWES мотивация
Ценностно-смысловые ПВК
IV Энтузиазм в работе UWES (2) Ценность работы Ю
Примечание: Профили - направления профессиональной подготовки, получаемой в вузе (М - «Менеджмент», П - «Психология», Э - «Экономика», Ю - «Юриспруденция»); упоминаемые в таблице методики представлены в тексте. * анти-ПВК; ** обратное (отрицательное) свойство; *** в скобках указана используемая шкала или субшкала методики
Методы. Ключевым методом был личностный опросник NEO PI-R (P.T. Costa, Jr., R.R. McCrae) в русскоязычной адаптации В.Е. Орла, И.Г. Сенина [14], который широко применяется в разноплановых психологических исследованиях [13]). Кроме этого, применялись:
- Фрайбургский личностный опросник (Freiburg Personality Inventory, FPI, form B) (J. Fahrenberg, R. Hampel, H. Selg) в русскоязычной адаптации и модификации A.A. Крылова, Т.И. Ронгинской [16, с. 314-323];
- русскоязычная версия краткой (9-пун-ктовой) формы методики «Утрехтская шкала занятости» (Utrecht Work Engagement Scale, UWES), которую представили в руководстве к оригинальной методике ее авторы W. Schaufeli, A. Bakker [21, p. 57].
Для анализа данных применялись статистические методы, в том числе критерий
Манна - Уитни для выявления значимости различий в средних значениях, критерий Уилкоксона для определения достоверности сдвига и др.
Результаты и обсуждение
Как видно из таблицы 2, в начале эксперимента соотношение выраженности свойства, характеризующего развитие ПВК, в ЭГ и КГ могло быть принципиально разным: одни свойства изначально были лучше развиты в ЭГ, другие - в КГ, а в отношении третьих данные группы оказались эквивалентными. Очевидно, что оценивать результаты эксперимента необходимо с учетом данного факта, а также с учетом тех изменений, которые произошли в выраженности рассматриваемых свойств за время эксперимента (табл. 3).
Таблица 2
Дескриптивная статистика и различия в средних значениях для свойств, измеренных в период обучения в вузе
Свойство Группа n Начало эксперимента Конец эксперимента
M SD p (z) M SD p (z)
1. Идеи ЭГ 133 20,35 4,23 0,089 (-1,70) 21,27 4,28 0,963 (-0,47)
КГ 143 21,30 3,50 21,50 4,03
2. Открытость опыту ЭГ 57 119,2 16,53 0,255 (-1,14) 125,1 14,80 0,689 (-0,40)
КГ 63 123,3 12,65 124,8 13,73
3. Общительность ЭГ 105 21,49 4,78 0,297 (-1,04) 20,83 5,67 0,006 (-2,74)
КГ 110 21,82 5,20 17,51 8,29
4. Импульсивность ЭГ 101 15,79 3,13 0,485 (-0,70) 12,07 4,30 0,029 (-2,19)
КГ 107 16,16 3,12 13,45 4,90
5. Рефлексия ЭГ 73 12,99 2,86 0,001 (-4,52) 12,99 2,86 0,024 (-2,26)
КГ 74 14,85 2,49 14,81 4,66
6. Невротичность ЭГ 48 5,08 4,33 0,319 (-1,00) 5,10 4,18 0,535 (-0,62)
КГ 47 3,89 3,07 5,32 3,48
7. Организованность ЭГ 133 20,92 3,82 0,813 (-0,24) 24,48 5,39 0,028 (-2,20)
КГ 143 20,77 3,42 23,00 5,39
8. Ранимость ЭГ 133 11,20 2,97 0,753 (-0,32) 8,62 5,05 0,408 (-0,83)
КГ 143 11,08 2,86 8,05 4,80
9. Тревожность ЭГ 60 14,61 3,87 0,203 (-1,27) 11,06 5,03 0,042 (-2,04)
КГ 69 14,02 3,66 12,19 4,40
10. Уравновешенность ЭГ 133 5,10 1,62 0,532 (-0,63) 5,14 1,83 0,325 (-0,99)
КГ 143 4,97 1,52 4,92 1,71
11. Нейротизм ЭГ 133 77,71 17,75 0,814 (-0,24) 77,74 18,05 0,804 (-0,25)
КГ 143 75,83 14,34 76,26 14,65
12. Эмоциональная лабильность ЭГ 133 4,28 2,74 0,503 (-0,67) 3,65 2,15 0,003 (-2,92)
КГ 143 4,44 2,63 4,57 2,66
13. Депрессия ЭГ 105 11,09 5,59 0,833 (-0,21) 10,53 6,68 0,001 (-3,57)
КГ 110 10,43 4,47 13,04 5,41
14. Активность ЭГ 73 21,93 4,10 0,225 (-1,21) 23,73 5,22 0,017 (-2,39)
КГ 74 21,51 3,19 21,91 3,95
15. Настойчивость ЭГ 133 18,56 3,54 0,183 (-1,33) 20,38 5,17 0,156 (-1,42)
КГ 143 18,07 3,22 19,55 4,74
16. Реактивная агрессивность ЭГ 105 3,99 2,23 0,001 (-3,71) 3,48 2,15 0,001 -5,82)
КГ 110 5,28 2,45 5,25 2,22
17. Спонтанная агрессивность ЭГ 105 3,09 1,89 0,143 (-1,49) 2,85 3,30 0,021 (-2,80)
КГ 110 3,65 2,42 3,73 2,88
18. Обдумывание поступков ЭГ 133 19,65 4,07 0,440 (-0,77) 21,42 5,65 0,979 (-0,26)
КГ 143 19,75 4,32 21,34 4,94
19. Самодисциплина ЭГ 105 22,16 4,40 0,261 (-1,12) 24,65 4,69 0,033 (-2,13)
КГ 110 22,20 3,26 23,01 4,98
20. Сотрудничество ЭГ 105 125,3 16,65 0,049 (-1,97) 129,3 16,68 0,002 (-3,15)
КГ 110 122,8 13,33 123,4 14,40
21. Враждебность ЭГ 80 10,56 4,47 0,002 (-3,14) 8,89 5,45 0,001 (-3,18)
КГ 83 11,87 3,76 11,23 5,28
22. Раздражительность ЭГ 80 3,71 2,54 0,683 (-0,41) 2,74 2,12 0,001 (-3,18)
КГ 83 3,69 2,22 3,71 2,53
23. Чуткость ЭГ 105 18,71 2,88 0,944 (-0,71) 20,64 4,12 0,006 (-2,75)
КГ 110 18,73 3,10 19,02 4,17
24. Стремление к достижениям ЭГ 133 21,30 3,19 0,691 (-0,40) 21,95 5,00 0,209 (-1,26)
КГ 143 21,38 2,73 21,21 4,84
25. Альтруизм ЭГ 32 22,94 3,34 0,337 (-0,96) 24,13 4,39 0,242 (-1,17)
КГ 36 21,64 5,14 22,47 5,83
26. Добросовестность ЭГ 133 129,3 16,39 0,040 (-2,05) 131,2 16,72 0,011 (-2,53)
КГ 143 126,2 15,37 126,9 15,27
Примечание: ЭГ, КГ - экспериментальная и контрольная группы или их подгруппы, соответствующие направлениям подготовки для рассматриваемого свойства (см. табл. 1). Начало, Конец - измерения во время, соответственно, начала и окончания эксперимента; п - объем группы или подгруппы (количество человек), М - среднее значение, 8Б - стандартное отклонение; г - г-значение критерия Манна - Уитни; р - точный двухсторонний уровень статистической значимости; ПВК, соответствующие рассматриваемым свойствам и направлениям профессиональной подготовки, представлены в таблице 1; для значимых различий (р<0,05) значения р выделены полужирным шрифтом
Таблица 3
Изменения за время обучения в вузе
Свойство Группа Сдвиг за время обучения Различия сдвигов
М 8Б Ъ Р г Р
1. Идеи ЭГ 0,92 1,98 -4,71 0,001 -3,12 0,002
КГ 0,20 2,04 -1,08 0,279
2. Открытость опыту ЭГ 5,89 5,96 -6,22 0,001 -4,71 0,001
КГ 1,49 4,71 -4,60 0,001
3. Общительность ЭГ -0,66 6,33 -0,49 0,137 -2,47 0,013
КГ -4,31 8,43 -4,97 0,001
4. Импульсивность ЭГ -3,72 3,96 -7,93 0,001 -1,69 0,090
КГ -2,71 4,27 -7,40 0,001
5. Рефлексия ЭГ 0,00 3,77 -0,17 0,866 -0,12 0,904
КГ -0,04 3,94 -1,35 0,176
6. Невротичность ЭГ 0,02 2,20 -0,54 0,597 -2,09 0,036
КГ 1,43 2,35 -3,59 0,001
7. Организованность ЭГ 3,56 4,04 -7,72 0,001 -2,34 0,020
КГ 2,23 4,20 -5,59 0,001
8. Ранимость ЭГ -2,58 3,76 -8,44 0,001 -1,10 0,271
КГ -3,03 3,93 -7,33 0,001
9. Тревожность ЭГ -3,56 2,80 -9,48 0,001 -4,20 0,001
КГ -1,83 2,91 -8,48 0,001
10. Уравновешенность ЭГ 0,04 0,85 -0,45 0,647 -0,98 0,328
КГ -0,05 0,85 -0,64 0,555
11. Нейротизм ЭГ 0,04 4,39 -0,16 0,870 -0,18 0,859
КГ 0,43 5,14 -0,45 0,656
12. Эмоциональная лабильность ЭГ -0,63 1,92 -3,25 0,001 -3,04 0,002
КГ 0,13 1,33 -1,58 0,114
13. Депрессия ЭГ -0,55 3,54 -1,52 0,129 -5,89 0,001
КГ 2,61 3,55 -3,80 0,001
14. Активность ЭГ 1,79 3,32 -3,83 0,001 -2,12 0,034
КГ 0,39 3,00 -1,48 0,139
15. Настойчивость ЭГ 1,81 3,74 -4,93 0,001 -0,53 0,593
КГ 1,48 3,41 -4,74 0,001
16. Реактивная агрессивность ЭГ -0,51 2,38 -2,29 0,022 -1,21 0,227
КГ -0,03 2,05 -0,83 0,408
17. Спонтанная агрессивность ЭГ -0,24 1,47 -2,22 0,026 -1,31 0,192
КГ -0,24 1,47 -1,08 0,280
18. Обдумывание поступков ЭГ 1,77 3,42 -5,34 0,001 -0,34 0,738
КГ 1,59 2,82 -5,94 0,001
Примечание: Сдвиг - разность между значениями в конце и в начале обучения, Ъ - г-значение критерия Уилкоксона, г - г-значение критерия Манна - Уитни, остальные обозначения, как в таблице 2; ПВК и направления профессиональной подготовки, соответствующие рассматриваемым свойствам, представлены в таблице 1, а объемы подгрупп - в таблице 2; для достоверных сдвигов (р<0,05) и значимых различий средних значений сдвига (р<0,05) значения р выделены полужирным шрифтом
19. Самодисциплина ЭГ 2,49 3,02 -6,49 0,001 -3,05 0,002
КГ 0,81 3,80 -4,48 0,001
20. Сотрудничество ЭГ 4,05 5,66 -5,83 0,001 -3,82 0,001
КГ 0,51 6,38 -3,15 0,002
21. Враждебность ЭГ -1,68 3,80 -4,57 0,001 -1,87 0,062
КГ -0,65 3,83 -3,78 0,001
22. Раздражительность ЭГ -0,96 1,83 -2,56 0,010 -3,00 0,003
КГ 0,01 1,66 -0,42 0,672
23. Чуткость ЭГ 1,92 3,44 -4,80 0,001 -3,54 0,001
КГ 0,29 2,83 -2,78 0,005
24. Стремление к достижениям ЭГ 0,65 3,98 -2,01 0,045 -1,64 0,101
КГ -0,17 4,02 -0,49 0,628
25. Альтруизм ЭГ 1,19 4,28 -1,46 0,146 -0,12 0,990
КГ 0,89 4,25 -1,31 0,189
26. Добросовестность ЭГ 1,89 3,86 -5,26 0,001 -2,82 0,009
КГ 0,60 4,56 -1,45 0,147
Для решения этой задачи выделим три принципиально различных ситуации, характеризующие соотношение выраженности того или иного свойства в ЭГ и КГ. Присвоим данным ситуациям следующие условные названия:
- назовем ситуацию «благоприятной», когда сформированность свойства в ЭГ оказалась лучше, чем в КГ: то есть, для позитивного свойства его выраженность в ЭГ была достоверно выше, чем в КГ, а для отрицательного - наоборот;
- назовем ситуацию «нейтральной», когда сформированность свойства в ЭГ и КГ статистически не отличалась;
- назовем ситуацию «неблагоприятной», когда сформированность свойства в ЭГ оказалась хуже, чем в КГ: то есть, для позитивного свойства его выраженность в ЭГ была достоверно ниже, чем в КГ, а для отрицательного - наоборот.
Кроме этого, систематизируем и обобщим результаты анализа изменений, произошедших за время эксперимента (см.
табл. 3), выделив следующие типы подобных изменений, встретившиеся в исследовании и проранжированные по степени того, насколько сильное положительное воздействие оказала волонтерская деятельность в качестве ресурса развития ПВК:
- тип 1 - достоверное улучшение только в ЭГ; при этом сдвиг в ЭГ значимо более сильный, чем в КГ;
- тип 2 - достоверное улучшение только в ЭГ; при этом сдвиги в ЭГ и КГ статистически не различаются;
- тип 3 - достоверное улучшение и в ЭГ, и в КГ; при этом сдвиг в ЭГ значимо более сильный, чем в КГ;
- тип 4 - достоверное улучшение и в КГ, и в ЭГ; при этом сдвиги в ЭГ и КГ статистически не различаются;
- тип 5 - отсутствие достоверного сдвига как в ЭГ, так и в КГ; при этом сдвиги в ЭГ и КГ статистически не различаются;
- тип 6 - достоверное ухудшение только в КГ; при этом сдвиг в КГ значимо более сильный, чем в ЭГ.
Используя введенные ситуации и типы изменений, полученные результаты можно обобщить так, как это показано в таблице 4.
Как видно из таблицы 4, для многих ПВК соотношение их выраженности в ЭГ и КГ в результате эксперимента существенно улучшилось: например, для анти-ПВК «Мнительность» и характеризующего его свойства «Рефлексия» (см. табл. 1) за время эксперимента ситуация трансформировалась из неблагоприятной в благоприятную. Вместе с тем для некоторых ПВК и свойств подобного улучшения добиться не удалось: это, например, такие свойства, как «Невротичность», «Уравновешенность»,
Развитие свойств, характеризу]
«Нейротизм», «Альтруизм» и др. (см. табл. 4). Причина этого может заключаться как в принципиальных ограничениях ресурсных возможностей волонтерской деятельности, так и в технических моментах: например, для свойства «Альтруизм», которое представляет одноименное ПВК только для психологов (см. табл. 1), объем ЭГ и КГ составил, соответственно, всего 32 чел. и 36 чел. (см. табл. 2), что могло стать причиной недостижения значимых различий в средних и достоверных сдвигах (см. табл. 2 и 3). Вместе с тем для прояснения этого вопроса необходимы дальнейшие, более широкие исследования.
Таблица 4
их ПВК, за время эксперимента
Ситуация в начале Ситуация в конце Тип изменения Свойства
1 26. Добросовестность
Благоприятная Благоприятная 2 16. Реактивная агрессивность
3 20. Сотрудничество
4 21. Враждебность
12. Эмоциональная лабильность
1 14. Активность 22. Раздражительность
2 17. Спонтанная агрессивность
Благоприятная 3 7. Организованность 9. Тревожность
19. Самодисциплина 23. Чуткость
4 4. Импульсивность
Нейтральная 6 3. Общительность 13. Депрессия
1 1. Идеи
2 24. Стремление к достижениям
3 2. Открытость опыту
8. Ранимость
Нейтральная 4 15. Настойчивость 18. Обдумывание поступков
10. Уравновешенность
5 11. Нейротизм 25. Альтруизм
6 6. Невротичность
Неблагоприятная Благоприятная 5 5. Рефлексия
Примечание: определения ситуаций и типов изменений приведены в тексте; нумерация свойств соответствует таковой в таблицах 2 и 3
Интересно также отметить некоторые результаты, полученные на поствузовском этапе. Как видно из таблицы 5, несмотря на небольшой объем подгрупп, соответствующих ЭГ и КГ, два из четырех рассматриваемых свойств («Энергичность в работе» и «Общая увлеченность работой») в ЭГ оказались выражены значимо лучше, чем в КГ.
Данный результат, во-первых, дополнительно подтверждает ресурсные воз-
можности волонтерской деятельности студентов по развитию ПВК, во-вторых, вносит вклад в новизну исследования, поскольку подобных результатов лон-гитюдного исследования развития ПВК в образовательном процессе вуза, полученных уже на поствузовском этапе, в период реальной профессиональной деятельности, в литературе нам обнаружить не удалось.
Таблица 5
Дескриптивная статистика и различия в средних значениях для свойств, измеренных в поствузовский период
Свойство Группа n M SD z Р
I. Энергичность в работе ЭГ 44 14,66 2,23 -3,57 0,001
КГ 32 12,88 2,50
II. Поглощенность работой ЭГ 57 13,75 2,73 -0,29 0,777
КГ 41 13,51 3,78
III. Общая увлеченность работой ЭГ 57 43,16 6,84 -2,77 0,005
КГ 41 40,17 8,09
IV. Энтузиазм в работе ЭГ 21 14,10 3,08 -0,29 0,777
КГ 11 14,00 1,48
Примечание: ЭГ, КГ - подгруппы, соответственно, экспериментальной и контрольной группы, соответствующие направлениям подготовки для рассматриваемого свойства (см. табл. 1) и составленные из выпускников, работающих по профилю подготовки, полученной в вузе; п - объем подгруппы (количество человек), М - среднее значение, 8Б - стандартное отклонение; г - г-значение критерия Манна - Уитни; р - точный двухсторонний уровень статистической значимости; для значимых различий (р<0,05) значения р выделены полужирным шрифтом
Заключение
Полученные в формирующем эксперименте результаты в целом подтверждают, что участие студентов в специально организованной волонтерской деятельности способствует более эффективному развитию многих профессионально важных качеств, таких, например, как «Ответственность», «Эмоционально-психическая устойчивость», «Внутренняя профессиональная мотивация» (для всех рассматриваемых направлений подготовки), «Активность» (для менеджеров и юристов), «Толерантность» (для психологов и юристов),
невысокая «Тревожность» (для психологов, экономистов и юристов) и др. Вместе с тем для некоторых ПВК подобного улучшения получить не удалось («Уравновешенность», невысокая «Невротичность» и др.). Конструктивный анализ подобных случаев представляет перспективы дальнейшего продолжения исследования.
Литература
1. Горлова Н.И. Организация волонтерского движения на базе высших учебных заведений России: тенденции и приоритеты развития // Вестник Московского государственного областного университета.
Серия: История и политические науки. -2017.- № 4. - С. 124-131.
2. Емельянова Т.Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов ССУЗа: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Ижевск, 2006.
3. Ермакова Е.С. Личностные особенности студентов вуза как основа формирования профессионально важных качеств специалистов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. -2016. - № 4-1. - С. 131-141.
4. Зачиняева Е.Ф. Профессионально-ориентированное волонтерство как средство развития профессиональной идентичности будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2011. - № 3. - С. 134-137.
5. Зотов В.В. Компетенции и профессионально важные качества: соотношение понятий и поле применимости в образовании, профессиональной сфере и государственной службе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017.
- № 2(10). - С. 28-33.
6. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Воронеж, 2017.
7. Краснощеченко И.П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. ... доктора психол. наук.
- М., 2012.
8. Леньков С.Л. Динамическая деятельност-но-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов // Педагогика. - 2016. - № 4(52). - С. 337-360.
9. Леньков С.Л. Трехуровневая психолого-педагогическая модель личности // Педагогика. - 2018. - № 6. - С. 12-22.
10. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Личностные свойства профессионала в структуре психологических типов деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология.
- 2016. - № 1. - С. 21-40.
11. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Тенденции изменений профессионального развития и подходов к его психологическому изучению // Институт психологии Рос-
сийской академии наук. Организационная психология и психология труда. -2017. - Т. 2. - № 2. - С. 31-59. URL: http:// work-org-psychology.ru/engine/documents/ document242.pdf.
12. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Это неуловимое понятие профессии // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда.
- 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 9-38. URL: http:// work-org-psychology.ru/engine/documents/ document378.pdf.
13. Малых С.Б., Воронин И.А., Исматуллина В.И., Захаров И.М., Васин Г.М., Белова А.П., Воронина И.Д., Тихомирова Т.Н. Взаимосвязи личностных черт «Большой пятерки» и невербального интеллекта в старшем школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8.
- № 4. - С. 13-21.
14. Орел В.Е., Сенин И.Г. Личностный опросник NEO PI-R. Личностный опросник NEO FFI. Руководство по применению.
- Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2008.
15. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http:// fgosvo.ru.
16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др.; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Ма-ничева. - СПб.: Питер, 2000.
17. Рубцова Н.Е., Темиров Т.В. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения // Мир психологии. - 2008. - № 2(54). - С. 211-221.
18. Толстикова С.Н. Технология развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля: автореф. дис. ... доктора психол. наук. - М., 2013.
19. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Логос, 2007.
20. Moseley A., James O., John P., Richardson L., Ryan M., & Stoker G. The effects of social information on volunteering: A field experiment // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2018. - Vol. 47(3). - P. 583-603. https://doi.org/10.1177/0899764017753317.
21. Schaufeli W, & Bakker A. Utrecht Work Engagement Scale (UWES). Preliminary
Manual. - Utrecht, Netherlands: Utrecht University, 2004. URL: http://www. wilmarschaufeli.nl/downloads/test-manuals-2.
22. Williamson I., Wildbur D., Bell K., Tanner J., & Matthews H. Benefits to university students through volunteering in a health context: A new model // British Journal of Educational Studies. - 2018. - Vol. 66(3). - P. 383-402. https://doi.org /10.1080/00071005.2017.1339865.
References
1. Gorlova NI. Organizatsiya volonterskogo dvizheniya na baze vysshikh uchebnykh za-vedeniy Rossii: tendentsii i prioritety razvi-tiya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvenno-go oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskiye nauki 2017; 4:124-131 (in Russian).
2. Yemel'yanova TG. Sotsial'naya aktivnost' v professional'nom samoopredelenii studen-tov SSUZa: avtoref dis ... kand psikhol nauk. Izhevsk, 2006 (in Russian).
3. Yermakova YeS. Lichnostnyye osobennos-ti studentov vuza kak osnova formirovaniya professional'no vazhnykh kachestv spetsi-alistov. Vestnik LGU im AS Pushkina 2016; 4-1:131-141 (in Russian).
4. Zachinyayeva YeF. Professional'no-oriyentiro-vannoye volonterstvo kak sredstvo razvitiya professional'noy identichnosti budushchikh spetsialistov. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Peda-gogika, psikhologiya 2011; 3:134-137 (in Russian).
5. Zotov VV. Kompetentsii i professional'no vazhnyye kachestva: sootnosheniye ponyatiy i pole primenimosti v obrazovanii, profession-al'noy sfere i gosudarstvennoy sluzhbe. Vest-nik Tambovskogo universiteta. Seriya: Ob-shchestvennyye nauki 2017; 2(10):28-33 (in Russian).
6. Kostyuchenko MO. Razvitiye sotsial'noy ak-tivnosti studentov v vospitatel'nom protsesse vuza (na primere volonterskoy deyatel'nosti): avtoref dis ... kand ped nauk. Voronezh, 2017 (in Russian).
7. Krasnoshchechenko IP. Akmeologicheskaya kontseptsiya stanovleniya i razvitiya profes-sional'noy sub»yektnosti budushchikh psik-hologov: avtoref dis . doktora psikhol nauk. Moscow, 2012 (in Russian).
8. Len'kov SL. Dinamicheskaya deyatel'nost-no-kompetentnostnaya model' professionaliz-ma innovatsionnykh pedagogov. Pedagogika 2016; 4(52):337-360 (in Russian).
9. Len'kov SL. Trekhurovnevaya psikholo-go-pedagogicheskaya model' lichnosti. Pedagogika 2018; 6:12-22 (in Russian).
10. Len'kov SL, Rubtsova NYe. Lichnostnyye svoystva professionala v strukture psikholog-icheskikh tipov deyatel'nosti. Vestnik Tver-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya 2016; 1:21-40 (in Russian).
11. Len'kov SL, Rubtsova NYe. Tendentsii izme-neniy professional'nogo razvitiya i podk-hodov k yego psikhologicheskomu izucheni-yu. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda 2017; 2(2):31-59. URL: http:// work-org-psychology.ru/engine/documents/ document242.pdf (in Russian).
12. Len'kov SL, Rubtsova NYe. Eto neulovimoye ponyatiye professii. Institut psikhologii Ros-siyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda 2018; 3(3):9-38. URL: http://work-org-psychology. ru/engine/documents/document378.pdf (in Russian).
13. Malykh SB, Voronin IA, Ismatullina VI, Zakharov IM, Vasin GM, Belova AP, Vo-ronina ID, Tikhomirova TN. Vzaimosvyazi lichnostnykh chert «Bol'shoy pyaterki» i ne-verbal'nogo intellekta v starshem shkol'nom vozraste. Teoreticheskaya i eksperimen-tal'naya psikhologiya 2015; 8(4):13-21 (in Russian).
14. Orel VYe, Senin IG. Lichnostnyy oprosnik NEO PI-R. Lichnostnyy oprosnik NEO FFI. Rukovodstvo po primeneniyu. Yaroslavl': NPTS «Psikhodiagnostika», 2008 (in Russian).
15. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartov. URL: http://fgosvo.ru (in Russian).
16. Praktikum po obshchey, eksperimental'noy i prikladnoy psikhologii: ucheb. posobiye. VD Balin, VK Gayda, VK Gorbachevskiy i dr; pod obshch red AA Krylova, SA Manicheva. St-Pe-tersburg: Piter, 2000 (in Russian).
17. Rubtsova NYe, Temirov TV. Dukhovnyy smysl psikhologicheskogo obespecheniya profes-sional'nogo samoopredeleniya. Mir psik-hologii 2008; 2(54):211-221 (in Russian).
18. Tolstikova SN. Tekhnologiya razvitiya toler-antnosti spetsialista sotsial'no-pedagogichesk-ogo profilya: avtoref dis ... doktora psikhol nauk. Moscow, 2013 (in Russian).
19. Shadrikov VD. Problemy sistemogeneza profes-sional'noy deyatel'nosti. Moscow: Logos, 2007.
20. Moseley A, James O, John P, Richardson L, Ryan M, & Stoker G. The effects of social information on volunteering: A field experiment. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly 2018; 47(3):583-603. https://doi. org/10.1177/0899764017753317.
21. Schaufeli W, & Bakker A. Utrecht Work Engagement Scale (UWES). Preliminary Manual. Utrecht, Netherlands: Utrecht University, 2004. URL: http://www.wilmarschaufeli.nl/ downloads/test-manuals-2.
22. Williamson I, Wildbur D, Bell K, Tanner J, & Matthews H. Benefits to university students through volunteering in a health context: A new model. British Journal of Educational Studies 2018; 66(3):383-402. https://doi.org/10.1080/00071005.2017.133 9865.
VOLUNTEER ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS AS A PREREQUISITE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES
T.B. MATSYUK
Tver Institute (branch) Moscow University of Humanities and Economics, Tver
The article discusses the resource potential of volunteer activities of university students, ensuring the formation of professionally important qualities of future work. The expedient conditions for organizing such activities are given. The longitudinal empirical study included a formative experiment during high school and a period of independent professional activity. The sample consisted of 276 bachelor students (133 - an experimental group) of the following departments: «Management», «Psychology», «Economics», and «Jurisprudence». It was established that the participation of students from any department in volunteering contributed to better development of several professionally important qualities.
Keywords: professional development, resource development, professional activity, professional training, professionally important qualities, student volunteerin.
Address:
Matsyuk T.B.
Deputy Director for educational work of the Tver Institute - branch of Moscow University of Humanities and Economics, Tver, Russia E-mail: [email protected]