Научная статья на тему 'Подготовка студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с помощью специализированного физического воспитания'

Подготовка студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с помощью специализированного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS / SPORTS SPECIALIZATION / PHYSICAL EDUCATION / VOLUNTEERING / SPORTS COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Белов Александр Владимирович, Кадомцева Екатерина Михайловна, Раковецкий Александр Иванович

В 2019 году в Красноярске должна пройти зимняя Универсиада. Одним из важных аспектов успешного ее проведения является слаженная и качественная работа спортивных волонтеров. Однако, по мнению специалистов, уровень подготовки значительной части волонтеров не соответствует оптимальным параметрам. Авторы рассматривают возможность улучшить качество подготовки студентов к волонтерской деятельности на соревнованиях с помощью специализированных занятий по физической культуре в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Белов Александр Владимирович, Кадомцева Екатерина Михайловна, Раковецкий Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS FOR VOLUNTEERING AT SPORTING EVENTS BY MEANS OF SPECIALIZED PHYSICAL EDUCATION

In the near future Krasnoyarsk will host the winter Universiadе. One of the important aspects of successful holding of this competition is well-coordinated and high quality work of sports volunteers. However, according to experts, the level of training of a significant part of volunteers does not correspond to the optimal parameters. The authors consider the opportunity to improve the quality of the training of students for volunteering at competitions by means of specialized classes in physical education in universities.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с помощью специализированного физического воспитания»

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

TRAINING STUDENTS FOR VOLUNTEERING AT SPORTING EVENTS BY MEANS OF SPECIALIZED PHYSICAL EDUCATION

А.Ю. Осипов, A.B. Белов,

Е.М. Кадомцева, А.И. Раковецкий

Студенты, волонтерская деятельность, спортивные соревнования, спортивные специализации, физическое воспитание.

В 2019 году в Красноярске должна пройти зимняя Универсиада. Одним из важных аспектов успешного ее проведения является слаженная и качественная работа спортивных волонтеров. Однако, по мнению специалистов, уровень подготовки значительной части волонтеров не соответствует оптимальным параметрам. Авторы рассматривают возможность улучшить качество подготовки студентов к волонтерской деятельности на соревнованиях с помощью специализированных занятий по физической культуре в вузах.

A.Yu. Osipov, A.V. Belov,

E.M. Kadomtseva, A.I. Rakovetsky

Students, volunteering, sports competitions, sports specialization, physical education. In the near future Krasnoyarsk will host the winter Universiade. One of the important aspects of successful holding of this competition is well-coordi-nated and high quality work of sports volunteers. However, according to experts, the level of training of a significant part of volunteers does not correspond to the optimal parameters. The authors consider the opportunity to improve the quality of the training of students for volunteering at competitions by means of specialized classes in physical education in universities.

Любому интересующемуся спортивными новостями человеку хорошо известно, что в настоящее время наша страна стала площадкой для проведения большого числа крупнейших спортивных состязаний. Совсем недавно с большим успехом прошли Всемирные летние студенческие игры (Казань - 2013), восторженные отзывы получили прошедшие в 2014 году зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в г. Сочи. В скором будущем должны пройти: чемпионат мира по футболу (2018) и Всемирная зимняя Универсиада (Красноярск - 2019). Известно, что ни одно значимое спортивное мероприятие (тем более масштаба Всемирных игр или чемпионата мира) не может пройти на высоком организационном уровне без активного участия сотен и тысяч волонтеров. Так, в Казани к волонтерской деятельности было привлечено около 20 000 чело-

век, а качественному проведению зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи - 2014, способствовали более 25 000 волонтеров, большая часть которых - студенты российских вузов. К сожалению, в нашей стране массовое волонтерское движение пока недостаточно развито, в отличие, например, от стран Европы и США. Статистические данные свидетельствуют, что в России в волонтерскую деятельность различного профиля вовлечено лишь около 9 % населения, в то время как в Европе и США данный показатель приближается к 35 % [Волонтеры...]. Остается недостаточным и уровень профессиональной подготовки значительной части волонтеров к предстоящей им деятельности, отсутствуют общие правила подготовки волонтеров к спортивным состязаниям [Махов, 2011, с. 29]. Д.А. Кружков считает, что, несмотря на явный добровольческий характер волонтерской

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

деятельности, работа волонтеров имеет все признаки осуществления профессиональной деятельности, следовательно, необходимо осуществлять подготовку волонтеров в соответствии с научно обоснованными алгоритмами профессиональной подготовки [Кружков, Коренева, 2012, с. 57]. Поскольку большая часть Российских волонтеров-студенты различных вузов, было бы вполне логично проводить курсы специализированной подготовки к данному виду деятельности в первую очередь среди этой категории населения. Однако, по данным Н.В. Маковей, проблемы подготовки студентов высших учебных заведений к волонтерской деятельности не были предметом комплексных научных исследований. Существует противоречие между необходимостью создания системы подготовки к волонтерской деятельности и недостаточным обеспечением педагогического пространства вуза теоретическими изысканиями и практическими рекомендациями [Маковей, 2006, с. 5]. По мнению авторов статьи, исследования, посвященные вопросам качественной подготовки студентов к волонтерской деятельности на спортивных соревнованиях, будут являться актуальными в настоящее время, так как уже в ближайшем будущем в нашей стране должны пройти крупнейшие спортивные состязания (ЧМ по футболу, зимняя Универсиада и т. д.).

Поскольку в скором времени в Красноярске должна пройти зимняя Универсиада, для всех жителей города важно, чтобы данный спортивный праздник был проведен на высоком уровне. Поэтому необходимо до начала соревнований успешно решить все организационные вопросы, в том числе и проблему качественной подготовки спортивных волонтеров для успешной работы на спортивных объектах во время состязаний [Осипов и др., 2014, с. 3827]. По мнению организаторов Студенческих игр в Казани, для спортивного волонтера необходимо хорошо знать правила того вида спорта, на соревнованиях по которому он будет осуществлять свою деятельность, и обладать хорошей физической подготовкой [Волонтерская...]. Исходя из этого, некоторые специалисты предлагают проводить подготовку студентов к волонтерской деятельности в процессе физического воспи-

тания студенческой молодежи в вузах [Рыбачук, 2012, с. 133]. Авторы статьи согласны с данным утверждением, но хотят обратить внимание на еще один немаловажный аспект подготовки - обязательное наличие практического опыта обслуживания соревнований у молодых людей, желающих стать спортивными волонтерами [Осипов и др., 2014, с. 3830]. По мнению авторов, для выполнения поставленных условий можно использовать занятия физической культурой в форме спортивных специализаций (учебных занятий со студентами на основе избранных ими видов спорта). Авторы считают, что данная форма проведения учебных занятий хорошо подходит для качественной подготовки студентов к волонтерской деятельности, так как в ней присутствуют возможности повышения уровня своей физической подготовки, углубленного изучения техники избранного вида спорта, повышения уровня теоретической подготовки за счет специального (своего для каждой специализации) теоретического курса подготовки и наличие соревновательной деятельности. Возможность подготовки студентов к волонтерской деятельности на спортивных соревнованиях с использованием данной формы проведения занятий по физическому воспитанию содержит, по мнению авторов статьи, элемент научной новизны.

Исследования проводились на базе Сибирского федерального университета и Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в течение 2013-2014 годов. Всего в исследованиях приняли участие 100 студентов из данных вузов, изъявивших желание работать спортивными волонтерами во время проведения зимних Студенческих игр на соревнованиях по лыжным гонкам и ориентированию на лыжах. Основной целью исследований было выявить возможность подготовки молодых людей к деятельности спортивного волонтера на обслуживании соревнований по зимним видам спорта в рамках Универсиады - 2019, используя учебные специализированные занятия по физическому воспитанию в вузе. Как мы помним, основные критерии успешной работы спортивного волонтера при обслуживании соревнований - знание правил соревнований, хорошая физическая подготовка и наличие

практического опыта подобной деятельности. Поскольку возможность значимого улучшения уровня физической подготовки студенческой молодежи на занятиях в рамках специализированного физического воспитания уже доказана рядом исследований [Дорошенко, 2011, с. 1334; Осипов, 2013, с. 124; Осипов и др., 2013, с. 195], авторы сосредоточили свои усилия на выявлении уровня теоретических знаний о правилах проведения соревнований и практического опыта их проведения и обслуживания у молодых людей, принимавших участие в исследованиях. Студенты были разделены на две равные группы по 50 человек. Группу № 1 составили студенты СФУ, выбравшие занятия физической культурой по программам спортивных специализаций - ориентирование (зимой на лыжах, летом -бегом) и общая физическая подготовка, в которую входит бег на лыжах в зимний период). Группу № 2 составили студенты КрасГМУ, посещающие занятия по физической культуре в рамках программы модульного обучения (программа состоит из модулей, сменяющих друг друга в определенной последовательности, где каждый модуль представляет собой равное количество занятий каким-либо видом спорта). В перечень модулей входили занятия как по ориентированию (на лыжах и бегом), так и по лыжным гонкам.

Для выявления уровня теоретической подготовки среди студентов обеих групп в начале и в конце исследований были проведены специальные тесты на знание истории зарождения и развития выбранных студентами для обслуживания видов спорта (ориентирование на лыжах и лыжные гонки) и основных пунктов правил соревнований поданным видам. Каждый студент ответил в тестовой форме на 30 вопросов, включающих в себя 4 различных варианта ответов. Начальный тест не выявил значимого преимущества в уровне теоретических знаний о правилах соревнований у студентов какой-либо группы. По итогам второго теста было выявлено заметное преимущество студентов группы № 1 (84 % правильных ответов), в уровне теоретических знаний о правилах соревнований по выбранным видам спорта, над студентами группы № 2 (59 %), посещающими занятия по модульной программе обучения. По мне-

нию авторов статьи, столь значительного преимущества удалось достичь за счет специального теоретического курса, проводимого на специализациях в СФУ. Наряду с общими положениями: историей развития физической культуры и основными ее ценностями, социально-биологическими основами и основами здорового образа жизни, профессионально-прикладной физической культурой и т. д., каждая специализация проводит (как правило, весной и осенью) курс углубленного изучения теоретических основ избранного вида спорта, в который входят и история развития данного вида, и изучение правил соревнований по нему. Проведение данных углубленных теоретических курсов является несомненным преимуществом специализированного физического воспитания в СФУ, так как студенты других вузов не имеют возможности в силу различий в программах обучения получить углубленные теоретические знания по тому или иному виду спорта.

Уровень практических умений оценивался методом экспертных оценок специалистов - главных судей соревнований, выставляемых студентам за их участие в проведении спортивных мероприятий: внутривузовские соревнования, краевая универсиада, первенства города и края среди различных возрастных групп, лыжня России и т. д. Студенты работали помощниками судей, несли дежурство на пунктах горячего питания, принимали участие в подготовке трасс к соревнованиям и выполняли различные поручения судейских бригад. Эксперты при выставлении оценки студенту учитывали качество выполненных работ и скорость их выполнения, наличие или отсутствие жалоб от судей и участников, внешний вид и прочие критерии. Каждая группа в течение 2 лет принимала участие в проведении 10 соревнований (5 соревнований в год). Все оценки, полученные студентами одной группы, суммировались, затем вычислялся средний балл, и методом статистического анализа рассчитывалась степень достоверности. Если в начале исследований оценки обеих групп не имеют достоверных различий, то в конце оценки студентов группы № 1 являются достоверно (Р<0,05) более высокими. Результаты опроса и оценки за помощь в проведении соревнований представлены в таблице.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

Итоговые данные результатов тестовых испытаний и участия в проведении соревнований

среди студентов исследуемых групп

Данные исследований Студенты гр. № 1 СФУ (п=50) Студенты гр. № 2 КрасГМУ (п=50) Студенты гр. № 1 СФУ (п=50) Студенты гр.№2 КрасГМУ (п=50)

Начало исследований Окончание исследований

Результаты тестов на знание правил соревнований (% пр. ответов) 55 %* 52 %* 84 %*** 59 %***

Экспертные оценки за практическую деятельность (средний балл) 3,9* 3.8* 4,8** 4,2**

Примечание. * - недостоверно; ** - Р<0,05; *** - Р<0,01.

Полученные в ходе исследований результаты позволяют отметить что студенты группы № 1, занимавшиеся физической культурой по программам определенных спортивных специализаций (избранных видов спорта), показали достоверно (Р<0,01) более высокий уровень теоретических знаний о правилах проведения соревнований по данным видам и получили более высокие (Р<0,05) оценки от экспертов (главных судей соревнований) за свою практическую деятельность в их организации и проведении. Результаты позволяют утверждать о достижении цели исследований - возможности подготовки студентов к волонтерской деятельности на занятиях в рамках специализированного физического воспитания.

Библиографический список

1. Волонтерская программа: Казань - 2013. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/xxvii-vsemirnaya-let/1528/ (дата обращения: 24.12.2014).

2. Волонтеры Сочи-2014. URL: http://olympic. ru/olympic-games/sochi-2014/sochi-volunteer/ (дата обращения: 18.12.2014).

3. ДорошенкоС.А.Спортивно-видовой подход-путь к повышению процесса физического воспитания в вузе // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т. 4, № 9. С.1334-1353.

4. Кружков Д.А., Коренева М.В. Концепция привлечения волонтеров для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских игр по

направлению «Сервис» // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 2. С. 56-59.

5. Маковей Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2006. 171 с.

6. Махов A.C. Клубная система адаптивного спорта - база для подготовки волонтеров // Адаптивная физическая культура. 2011. № 1 (45). С. 29-31.

7. Осипов А.Ю., Пазенко В.И., Акулов В.Ю., Дунаева М.В. Динамика развития основных физических качеств студентов, посещающих различные спортивные специализации // В мире научных открытий. 2013. № 3.3 (39). С. 189-198.

8. Осипов А.Ю., Данькова М.Ю., Кузина E.H., Фомина Е.Г., Шубин Д.А. Подготовка студентов к волонтерской деятельности на значимых спортивных мероприятиях во время обучения в вузе // В мире научных открытий. 2014. № 11.10 (59). С. 3826-3839.

9. Осипов А.Ю. Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности на занятиях физической культурой в вузах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1. С. 123-127.

10. Рыбачук H.A. Научный проект подготовки студентов - олимпийских волонтеров в процессе физического воспитания в вузе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С. 133-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.