Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧАЩИЕСЯ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картушина Л.Е.

В статье отражены результаты исследования, целью которого стало изучении возможностей использования студенческой волонтерской деятельности в формировании экологической культуры детей. Актуальность исследования обусловлена сложившимися на сегодняшний день социально-экологическими проблемами и нерешенными вопросами формирования экологической культуры всех слоев населения и особенно подрастающего поколения. В качестве еще одного негативного аспекта является игнорирование возможностей педагогического воздействия волонтерской деятельности для экологического воспитания учащихся школ и детей дошкольного возраста - будущего страны. В ходе достижения поставленной цели исследования в процессе организации волонтерской деятельности среди студентов СПО, были реализованы мероприятия, которые благоприятно отразились как на самих учащихся, так и на детях младшего школьного возраста. Включенность всех участников в природоохранную деятельность привело к позитивным результатам, проявленным в уровне экологической культуры. Опираясь на результаты исследования можно сделать вывод о педагогической эффективности инструментария волонтерской деятельности, способствующего формированию экологического сознания у включенных в нее взаимодействующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картушина Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY OF SPO STUDENTS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN

The article reflects the results of the study, the purpose of which was to study the possibilities of using student volunteer activities in the formation of ecological culture of children. The relevance of the study is due to the current socio-environmental problems and unresolved issues of the formation of ecological culture of all segments of the population and especially the younger generation. Another negative aspect is ignoring the possibilities of pedagogical impact of volunteer activities for the environmental education of school students and preschool children - the future of the country. In the course of achieving the set goal of the study, in the process of organizing volunteer activities among students of the vocational school, activities were implemented that had a positive impact on both the students themselves and the children of primary school age. The involvement of all participants in environmental activities has led to positive results, manifested in the level of ecological culture. Based on the results of the study, it can be concluded about the pedagogical effectiveness of the tools of volunteer activity, contributing to the formation of ecological consciousness among the interacting subjects included in it.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Л.Е. Картушина, преподаватель

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-2-144-148

Аннотация. В статье отражены результаты исследования, целью которого стало изучении возможностей использования студенческой волонтерской деятельности в формировании экологической культуры детей. Актуальность исследования обусловлена сложившимися на сегодняшний день социально-экологическими проблемами и нерешенными вопросами формирования экологической культуры всех слоев населения и особенно подрастающего поколения. В качестве еще одного негативного аспекта является игнорирование возможностей педагогического воздействия волонтерской деятельности для экологического воспитания учащихся школ и детей дошкольного возраста - будущего страны. В ходе достижения поставленной цели исследования в процессе организации волонтерской деятельности среди студентов СПО, были реализованы мероприятия, которые благоприятно отразились как на самих учащихся, так и на детях младшего школьного возраста. Включенность всех участников в природоохранную деятельность привело к позитивным результатам, проявленным в уровне экологической культуры. Опираясь на результаты исследования можно сделать вывод о педагогической эффективности инструментария волонтерской деятельности, способствующего формированию экологического сознания у включенных в нее взаимодействующих субъектов.

Ключевые слова: добровольчество; волонтерская деятельность; студенты; среднее профессиональное образование; экология; экологическая культура; учащиеся; дошкольники.

Исследовательская деятельность, осуществленная нами в рамках сформулированной темы, была организована с опорой на результаты анализа научно-информационных источников проблемным аспектам реализации волонтерской деятельности студентами среднего профессионального образования (далее - СПО) в экологическом воспитании детей [5, с. 235]. Следует отметить, что большинством исследователей отмечается возросшее понимание молодыми людьми необходимости личного участия в решении задач, актуальных для общества и государства [1; 5]. Выводы в исследовательских работах подкреплены результатами, полученными в результате экспериментальной деятельности, свидетельствующими о готовности студенческой молодежи безвозмездно посвятить свое время, использовать накопленный ими опыт и знания для участия в волонтерской практике [2, с. 141]. Студенчество всегда рассматрива-

лось как актив мировой и отечественной практики волонтерства, что отражено в научных работах таких ученых, как Г.В. Казновой, А.Н. Леонтьева, А.А. Ли-шина, С.В. Тетерского, Д.И. Фельдштейна, которые отмечают эффективность инструментария общественно полезной деятельности для активизации развития социальной активности учащейся молодежи.

Необходимо акцентировать внимание на том, что А.Н. Леонтьев в своих работах отмечает возможность создания благоприятных условий для обоюдного развития социальной активности у взаимодействующих субъектов волонтерской деятельности. Основанием для вывода стало представление волонтерской деятельности в виде моделируемой практики общественных взаимосвязей, в ходе которой осуществляется формирование мотивацион-но-потребностной сферы задействованных в ней лиц. Кроме того, добровольчество может рассматриваться как способ сохра-

нения общих ценностей через осознание человеческого потенциала, интегрированного социальной работы [4, с. 186].

Анализ исследовательского материала, накопленного в рамках темы настоящей работы, позволил выявить не только положительные «последствия» реализации волонтерской деятельности студентами, но и обозначить одну из серьезных проблем, заключающуюся в стихийном характере ее организации. Также, на сегодняшний день в практике организации волонтерской деятельности большинством исследователей отмечается такой негативный аспект, как игнорирование возможностей ее педагогического воздействия, в частности, для экологического воспитания учащихся школ и детей дошкольного возраста.

Предварительный теоретический анализ позволил нам оценить сложившуюся ситуацию по реализации потенциала волонтерской деятельности, и сформулировать цель настоящего исследования, которая заключается в изучении возможностей использования студенческой волонтерской деятельности в формировании экологической культуры детей.

Теоретическое обоснование проблемы исследования. Сложившиеся на сегодняшний день социально-экологические проблемы и вопросы формирования экологической культуры всех слоев населения и особенно подрастающего поколения в случае бездействия способно привести к экологической катастрофе, в результате которой биосфера станет непригодной для жизни. Основной задачей в такой ситуации мы видим в трансформации не только типа деятельности человека в окружающей среде, но и формирование экологического сознания человека. Анализ результатов исследовательской деятельности ученых в области экологии демонстрирует широкий спектр критичных по своим значениям проблем техногенного характера [1; 3; 4].

Реализуя деятельность по предотвращению негативного воздействия антропогенных факторов, чаще всего размывается зона внимания, в которой находится педагогическое пространство, в границах которого осуществляется экологическое воспитание, выходящее за рамки интересов фун-

даментальных научных дисциплин. Это обуславливает необходимость поиска наиболее оптимального пути разрешения вопроса формирования экологической культуры, под которой мы понимаем органическую составляющую общей культуры, соотносимую с природной средой. Экологическое сознание в этом случае следует рассматривать в виде многоаспектного личностного образования, объединяющего в себе такие качества человека, как ответственность, сформированность экологических взглядов, установок и умений осуществлять деятельность, направленную на изучение и охрану природной среды, оперируя системой научных понятий по проблемам экологии.

При подобном рассмотрении сформулированной нами проблемы, с нашей точки зрения, необходимо обратить особое внимание на возможность задействования педагогического потенциала и инструментария волонтерской деятельности студентов для формирования у учащихся и дошкольников экологического сознания в частности и экологической культуры в целом.

Результаты исследования. В период с февраля по апрель 2023 года кафедрой общей педагогики и педагогических технологий Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в городе Ессентуки был проведен опрос среди студентов СПО, направленный на установление их отношения к волонтерской деятельности и наличия у них соответствующих знаний. Разработанная анкета включала в себя 10 вопросов, ответы на которые были получены от 68 студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

По результатам опроса, полученным по завершению их анализа, обобщения, статистической обработки и интерпретации, порядка 67% респондентов уже принимают участие в какой-либо волонтерской (добровольческой) организации, при этом около 37% в официально зарегистрированных учреждениях, а оставшиеся 30% -неформальных. Посредством открытых

вопросов, включенных в «тело» анкеты, мы попытались выявить уровень знаний студентов о существующих социально-экологических проблемах Ставропольского края. Кроме того, в рамках названного вопроса студентам предлагалось обозначить возможные пути их участия для осуществления природоохранной деятельности. Согласно полученным результатам, можно резюмировать о фрагментарном характере имеющихся у них знаний, несмотря на достаточно высокие показатели включенности в волонтерскую деятельность. Среди основных экологических проблем, студентами были названы следующие: загрязнение атмосферы (71%), мусор в городах и за его пределами (35%), низкое качество питьевой воды (25%). Всего студентами были названы 17 экологических проблем.

На вопрос о значимости волонтерской деятельности в решении важных для общества задач, были зафиксированы следующие ответы: волонтерство, как способ реализации себя - 34%, реальная помощь нуждающимся - 15%. Таким образом, значимость волонтерской деятельности, по мнению большинства студентов, обуславливается не более 4 позициями. Однако, несмотря на невысокий процент студентов, которые сумели продемонстрировать знания в области экологии, порядка 97% студентов признается важность и польза от волонтерской деятельности. О готовности к участию к волонтерской деятельности по формированию экологического сознания и культуры у детей младшего школьного возраста сообщили 42 студента.

На протяжении трех месяцев (февраль-апрель) нами были спланированы и непосредственно организованы ряд мероприятий, проводимых самими студентами с учащимися начальной школы. В состав мероприятий были включены такие как: посадка деревьев, просмотр документальных фильмов о мерах по охране окружающей среды, проведение экологических акций, выставок и флешмобов на тему оказания помощи животным, птицам и бездомным животным и т.д. Все мероприятия реализовывались на основании разработанного и утвержденного календарного

плана мероприятий и сопровождались информационной поддержкой со стороны преподавательского состава кафедры.

По окончанию педагогического эксперимента было повторно проведено анкетирование и результаты, полученные в ходе него, продемонстрировали динамику знаний, приобретенных студентами в ходе организации мероприятий, предназначенных для младших школьников. Так, на вопрос об экологических проблемах в мире и в Ставропольском крае, студенты давали развернутые ответы (32 варианта ответов), уверенно аргументируя каждый из них. На второй вопрос о значимости волонтерской деятельности были также получены ответы, которые свидетельствуют об увеличении диапазона охвата проблем, решаемых в рамках волонтерской деятельности, в том числе и в педагогической деятельности по формированию экологического сознания у граждан (порядка 63% от общего количества опрошенных).

Кроме того, 72% студентов заявили о своей готовности продолжать волонтерскую деятельность, направленную на формирование экологической культуры, как у детей, так и среди взрослого населения, объяснив свою позицию удовлетворенностью от приобретения новых навыков и видением смысла от осуществляемой ими деятельности

По окончанию педагогического эксперимента были зафиксированы некоторые показатели, свидетельствующие о повышении заинтересованности младших школьников в мероприятиях по охране окружающей их природной среды. Так о своей готовности к участию в акциях и мероприятиях по сохранению экологии высказались около 48% детей, ранее не проявлявшие желания к сотрудничеству со студентами-волонтерами.

В ходе реализации педагогического эксперимента мы наблюдали проявление интереса со стороны студентов к организации интерактивных форм мероприятий, объясняемого ими как высоким стимулом к приобретению новых знаний в ходе проведения учебно-познавательной активности. Сама подготовка к подобным мероприятиям (например, игра «Мозаика про-

блем и решений») активизировала студентов самостоятельно искать и осваивать информационный материал по экологическим проблемам, одновременно осуществляя поиск наиболее оптимальных их разрешений.

Заключение. В ходе достижения поставленной перед исследованием цели в процессе организации волонтерской деятельности среди студентов СПО, были реализованы мероприятия, которые благоприятно отразились как на самих учащихся, так и на детях младшего школьного возраста. Включенность всех участников в природоохранную деятельность привело к позитивным результатам, проявленным в уровне экологической культуры. Опираясь на результаты исследования можно сделать вывод о педагогической эффективности инструментария волонтерской дея-

нию экологического сознания у включенных в нее взаимодействующих субъектов.

Полученные результаты также позволяют сделать вывод о необходимости системного применения волонтерской деятельности, способной решать многие проблемы, начиная от вовлеченности студентов в социально-значимую деятельность, и повышения их социальную активность, до трансляции знаний в области экологии подрастающему поколению. Осуществленное исследование не претендует на законченность в решение столь актуальной проблемы, как предотвращение развития сценария экологической катастрофы, однако демонстрирует ключевые педагогические ориентиры по формированию экологического сознания, способное стимулировать деятельность по сохранению окружающей среды.

тельности, способствующего формирова-

Библиографический список

1. Абдулхаева, Ж.Ж.К. Роль волонтерской деятельности в образовании социальной деятельности молодежи: на примере России / Ж.Ж.К. Абдулхаева // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 2 (70). - С. 278-282.

2. Кременищук, С.Р. Деятельность молодежного организатора по повышению социальной активности старшеклассников через вовлечение в волонтерскую деятельность / С.Р. Кременищук, Н.Г. Еняшина // Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества: Инновационный потенциал молодежи - 2020. Составитель и ответственный редактор Михайлова И.В. - 2020. - С. 138-143.

3. Круподерова, К.Р. Организация волонтерской деятельности в области информационных технологий как способ мотивации к будущей педагогической деятельности / К.Р. Круподерова, Н.С. Барсук, Л.А. Камзолова // Вестник современных исследований. -2019. - № 1.11 (28). - С. 93-96.

4. Левашова, Г.Т. Центр экологической культуры - формированию экологической культуры общества // Сборник докладов онлайн-конференции под эгидой Международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации»: Библиотеки и экологическое просвещение: теория и практика. - М., 2020. - С. 182-190.

5. Bezveselnaya, Z.V. Historical and philosophical foundations for the formation of ecological culture in Russia // Право и практика. - 2022. - № 1. - С. 234-237.

VOLUNTEER ACTIVITY OF SPO STUDENTS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION

OF CHILDREN

L.E. Kartushina, Lecturer

Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The article reflects the results of the study, the purpose of which was to study the possibilities of using student volunteer activities in the formation of ecological culture of children. The relevance of the study is due to the current socio-environmental problems and unresolved issues of the formation of ecological culture of all segments of the population and especially the younger generation. Another negative aspect is ignoring the possibilities of pedagogical impact of volunteer activities for the environmental education of school students and preschool children - the future of the country. In the course of achieving the set goal of the study, in the process of organizing volunteer activities among students of the vocational school, activities were implemented that had a positive impact on both the students themselves and the children of primary school age. The involvement of all participants in environmental activities has led to positive results, manifested in the level of ecological culture. Based on the results of the study, it can be concluded about the pedagogical effectiveness of the tools of volunteer activity, contributing to the formation of ecological consciousness among the interacting subjects included in it.

Keywords: volunteerism; volunteer activity; students; secondary vocational education; ecology; ecological culture; students; preschoolers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.