УДК 355.097.2:379.8.095 doi 10.24411/2221-0458-2021-91-55-63
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Ооржак А.Б.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEAN OF FORMING STUDENTS' ENVIRONMENTAL CULTURE
A.B. Oorzhak Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье автор рассматривает проблемы, связанные с формированием экологической культуры в системе высшего профессионального образования через волонтерскую деятельность. Целью статьи является анализ состояния экологической культуры студентов - будущих педагогов и рассмотрение волонтерской деятельности как средство формирования экологической культуры на примере Республики Тыва. В связи с экологическим кризисом и тотальной экологической безответственностью людей рассматриваемая проблема в современном мире является одной из актуальных. Главной причиной актуальности проблемы является низкий уровень экологической культуры людей. Именно поэтому на современном этапе развития общества приоритетным становится вопрос о готовности студентов - будущих педагогов к реализации экологического образования и целенаправленном формировании экологической культуры студентов, с целью сохранения природы и цивилизации. В работе также приведены результаты опроса студентов Тувинского государственного университета.
Ключевые слова: экологическая культура; экологическое образование; экологическое воспитание; студенты; будущие педагоги; волонтерская деятельность; средство; эковолонтерство
In this article, the author examines the problems associated with the formation of environmental culture in the system of higher professional education through volunteering. The purpose of the article is to analyze the state of the ecological culture of students - future teachers and consider volunteering as a means of forming an ecological culture based on the sample of the Republic of Tuva. In connection with the ecological crisis and the total ecological
irresponsibility of people, the problem is one of the most urgent in the modern world. The main reason for the relevance of the problem is the low level of ecological culture of people. Thus, at the present stage of development of society, the question of the students' (future teachers preparedness) for the implementation of environmental education and the purposeful formation of students' ecological culture, in order to preserve nature and civilization, becomes a priority. The paper also presents the results of a survey among students of Tuvan State University.
Keywords: environmental culture; environmental education; students; future teachers; volunteering; means; eco-volunteering
Введение
В настоящее время одной из проблем российского общества и образования является организация и реализация экологического образования, воспитания в образовательных организациях, целью которого является формирование экологической культуры у подрастающего поколения.
Основная роль при реализации экологического образования и воспитания принадлежит образовательному пространству, в котором оказывается человек на протяжении своей жизни: детский сад - школа -средние профессиональные образовательные организации - высшие учебные заведения - послевузовское образование - профессиональная деятельность. Исходя из этого, можем сделать вывод о том, что на всех уровнях образования должно осуществляться экологическое образование и воспитание, направленное на формирование экологически культурной личности. А школа является
центром экологического образования, воспитания и просвещения.
Поэтому одним из основных задач высшей школы является формирование экологической культуры студентов -будущих педагогов. Сегодня в эпоху экологического кризиса у студентов педагогического направления подготовки наблюдается низкий уровень
теоретических и научных знаний по экологии, экологических привычках, о взаимосвязи человека с окружающей средой, отсутствие интереса к природе, слабая теоретическая и практическая подготовка к активной эколого-педагогической деятельности. В ранее опубликованных трудах автора отмечается, что уровень экологической культуры студентов ТувГУ на среднем уровне. Они осознают ценность природы, потребность ее сохранения для будущих поколений, но у них недостаточно сформированы теоретические и научные знания по экологии. Поэтому пробелы в знаниях наиболее эффективно устранять
через активную, добровольную, экологическую волонтерскую деятельность [1].
Следует отметить, что стратегия образования для устойчивого развития, принятая ООН, акцентирует наше внимание к процессу воспитания личности с новым типом мышления: забота о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращение потребительского отношения к природе и т.д. Сегодня образовательные организации нуждаются в педагоге с новым экологическим мышлением. В связи с этим формирование экологической культуры студентов - будущих педагогов становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Поэтому образовательным организациям
необходимо уделить особое внимание воспитательному процессу, обеспечивающему формирование культуры, в том числе и экологической. Особое значение в воспитательной деятельности образовательных организаций имеет волонтерская работа.
В данном исследовании волонтерская деятельность рассматривается как средство формирования экологической культуры студентов. В ранее опубликованных трудах автора отмечается, что волонтерская деятельность - это добровольная форма участия студентами в общественно-полезных, трудовых делах, направленная на формирование
духовно-нравственных качеств. Также автор рассматривает волонтерскую деятельность как средство воспитания, самообразования, способствующее
профессиональному становлению,
развитию и формированию личности студентов. Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения студентов, умению сделать выбор в сложной жизненной ситуации, отдавая предпочтения ценностям природы, здоровья, любви, семьи, дружбы, осознанию своей значимости и нужности, развитию личностных качеств [2].
Материалы и методы исследования.
Данная проблема рассматривалась в рамках формирования экологической культуры студентов Тувинского государственного университета. Для этого базовыми основаниями являлись работы Г.И. Атамановой, Л.К. Аракчаа, Ж.К. Чистик по проблемам сущности экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.
Г.И. Атаманова в своих исследованиях отмечает важность реализации экологического образования в университете с учетом национальных особенностей студентов педагогического направления подготовки с использованием смысловой педагогики, языка метафор, «зеленых аксиом» [3, с. 536].
Л.К. Аракчаа рассматривает формирование экологической культуры у подрастающего поколения через традиции и обычаи тувинского народа. Также автор отмечает, что тувинцы относились к природе не только как к окружающей среде, а как божественное, духовно-нравственное начало [4].
В рамках исследования проведен констатирующий эксперимент с целью выявления и анализа отношения студентов к волонтерской деятельности и наличия у них знаний об экологии и экологической ситуации в республике Тыва. Для сбора первичной информации был использован метод анкетирования. В эксперименте приняли участие студенты педагогического направления Тувинского государственного университета, в количестве - 125 человек.
Результаты исследования и их обсуждение.
В Республике Тыва экологическим проблемам уделяют большое внимание, особенно преподаватели и студенты Тувинского государственного университета. Тувинский государственный университет является единственным высшим учебным заведением в республике Тыва, где обучается большая часть молодых людей республики. Поэтому целесообразна реализация идей эковолонтерской деятельности в стенах ТувГУ.
В данном исследовании
предполагается, что высшая школа обладает возможностями использования волонтерской деятельности как эффективного средства формирования экологической культуры студентов -будущих педагогов. Правильное использование потенциала студенческой волонтерской деятельности, поможет решить существующие в республике не только социальные, но и экологические проблемы региона.
Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты показал следующие результаты 85,6 % (107 человек) респондентов знают, что такое волонтерская деятельность. По их мнению, волонтерская деятельность - это 1. «Помогать по желанию»; 2. «Безвозмездная и добровольная помощь»; 3. «Помощь нуждающимся людям от сердца»; 4. «Выполнять поручения по собственному желанию»; 5. «Деятельность осознанных, отзывчивых людей, направленная на помощь людям и обществу»; 6. «Путь к оплачиваемой работе, здесь всегда возможность зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности»; 7. «Когда ты делаешь добро и взамен ничего не ждёшь»; 8. «Работа»; 9. «Деятельность, направленная на взаимопомощь и поддержку»; 10. «Помогать страшим и младшим,
бережное отношение к природе, животным, поддержка волонтерских организаций и т.д.». Орфография и пунктуация респондентов сохранены. 14,4% респондентов (18 человек) ответили, что не знают, что такое волонтерская деятельность и не могут привести определения данного понятия.
Следующий вопрос был связан с их опытом участия в добровольческой или волонтерской деятельности. 95,2% (119 человек) респондентов ответили «да», приводя следующие примеры их волонтерской деятельности: 1.
«Тимуровские работы в школе»; 2. «Волонтёр спорта, я помогаю в проведении и организации спортивных мероприятий»; 3. «Уборка на территории дома-престарелых»; 4. «Организовывала большое мероприятие (приезжали предприниматели из других городов), участвовала в предпринимательской акции»; 5. «Помогала детям-сиротам»; 6. «Убирали мусор в городе»; 7. «Покупали игрушки и еду малообеспеченным семьям»; 8. «Уборка участков ветеранов в День пожилых»; 9. «Участвовала в акции «Чистая река», уборка территории».
Анализ информации о том, почему же молодежь решила включиться в волонтерство, выявило следующую картину: 60,8% - возможность помочь другим, 18,4% - получение нового опыта, 4,8% - встреча с новыми людьми, 8 % -
открытие для себя новых сфер, 4% -новые интересы, 4% - вклад в общее дело. Исходя из ответов, можно сделать вывод о том, что у студентов высокий уровень социальной активности, так как обучающиеся рассматривают участие в волонтерской деятельности с позиции ценности его для общества и других людей, реализации личностных качеств через волонтерскую деятельность.
С помощью открытых вопросов анкеты мы попытались определить знания студентов о существующих в республике экологических проблемах, о возможных путях участия студентов в эковолонтерской деятельности.
Анализ ответов показал, что для 80,8% респондентов интересны экологические проблемы. В качестве основных экологических проблем республики студенты назвали: мусор, сажа, загрязнение рек (особенно Енисей), ущерб наносимый лесам, загрязнение почв, загрязнение атмосферы, загрязнение мест для общественного отдыха, загрязнение воздушного бассейна республики особенно в зимний период, вырубка лесов, бытовой мусор, загрязнение рек, подводных вод и почв, браконьерство, вымирание редких растений, лесные пожары, отсутствие урн для мусора на улицах, отсутствие отдельно выделенной территории для свалок.
«Что, по Вашему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?» респонденты ответили следующим образом: 1. «Не бросать мусор, бережно использовать воду, подкармливать птиц»; 2. «Не мусорить»; 3. «Бережно относиться к природе»; 4. «Не использовать полиэтиленовые пакеты и всё, что сделано из пластика»; 5. «Не загрязнять воду, озера, океаны»; 6. «Убирать за собой»; 7. «Чаще проводить субботники по уборке лесов, парков и т.д.»; 8. «Уважать чужой труд»; 9. «Не разжигать в лесу костры»; 10. «Не охотиться на животных, занесенных в Красную книгу»; 11. «Рыбачить только в разрешенных местах, в определенный сезон, не заниматься отловом редких видов рыб».
На вопрос «Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашем университете?» студенты выделили следующие мероприятия: субботники, акция «Чистые берега», посадка деревьев, профилактические беседы, сбор батареек, выезды на озеро «Дус-хол», «Чагытай», на станцию «Тайга», местечко «Кадарчы», с целью убрать мусор.
Вопрос о том «Что могло бы способствовать более активной экологической деятельности с вашей стороны?» ответы распределились следующим образом: Своевременная
информация об экологических проблемах для решения, которых требуется помощь - 33,6%; Уверенность в эффективной деятельности - 28%; Мода на экологическую жизнь и экологический образ жизни - 18,4%; Возможность материальной выгоды - 20%.
Следующий вопрос «Что, как Вам кажется, могло бы способствовать повышению уровня экологической культуры молодежи?» наиболее частые ответы студентов: 1. «Вовлечение молодежи в эковолонтерскую
деятельность»; 2. «Проведение классных часов, отдельных лекций по теме экологии»; 3. «Обмен собранного пластика на деньги»; 4. «Санкции за нарушения и поощрения»; 5. «Популяризация этой сферы в университете»; 6. «Информирование молодежи об экологических проблемах в социальных сетях».
Последний вопрос касался планов студентов по поводу вступления в эковолонтерскую организацию. 84,8% респондентов согласились участвовать в данной деятельности, 13,6 % студентов отказались, ссылаясь на занятость, 1,6% -еще не определились.
Таким образом, исходя из ответов студентов, можно сделать вывод о том, что студенты заинтересованы в волонтерской деятельности и их волнуют
экологические проблемы не только республики, но и в целом страны.
Заключение
В заключении хотим отметить, что современные требования общества к формированию экологической культуры у студентов - будущих педагогов является актуальной, так как в первую очередь экологически грамотным должен быть педагог. Будущий педагог должен быть «экологически компетентным», обладать высокой экологической культурой. Данную культуру мы сможем сформировать через волонтерскую деятельность. В настоящее время идет популяризация волонтерского движения среди молодежи. Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что студенты понимают необходимость личностного участия в решении экологических проблем,
Библиографический список
1. Ооржак, А. Б. Уровень экологической культуры студентов Тувинского государственного университета / А. Б. Ооржак. - Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. - Кызыл, 2021. - Выпуск № 4. - С. 7-14.
2. Ооржак, А. Б. Волонтерство как важное направление деятельности студентов Тувинского государственного университета / А. Б. Ооржак. - Текст :
стоящих перед обществом и государством и готовы безвозмездно посвятить этому свое время.
Поэтому, мы приходим к выводу о необходимости разработки проекта по созданию сети эковолонтерских движений в образовательных
организациях республики, с целью повышения уровня экологической грамотности, культуры в целом.
Таким образом, полученные результаты показывают актуальность проблемы формирования экологической культуры студентов в процессе волонтерской деятельности, так как данную деятельность можно в учебно-воспитательном процессе использовать как средство формирования
экологических привычек, качеств, экологического мышления и сознания.
непосредственный // Актуальные проблемы исследования этноэколо-гических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : материалы VI-ой международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - Кызыл, 2020. - С. 98-100. 3. Атаманова, Г. И. Экологическое образование студентов университета педагогического профиля с применением «зеленых аксиом» // Перспективы
психологической науки и практики : сборник статей Международной научно-практической конференции / под редакцией В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. - Москва : ФГБОУ ВО «РГУ имени А. Н. Косыгина». - 2017. -777 с. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=30012301 (дата обращения: 22.09.2021). - Текст : электронный.
4. Аракчаа, Л. К. Этноэкология Тувы / ответственный редактор доктор географических наук, профессор С. С. Курбатская. - Кызыл : ТувГУ. ТувИКОПР СО РАН, 2015. - 162 с. -Текст : непосредственный.
References
1. Oorzhak A. B. Uroven' ekologicheskoj kul'tury studentov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta [The level of ecological culture of students of Tuvan State University] / Tuvan State University Journal., Iss. No 4, Kyzyl, 2021. Pp. 7-14. (In Russian)
2. Oorzhak A. B. Volonterstvo kak vazhnoe napravlenie deyatel'nosti studentov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta [Volunteering as an important activity for students of Tuvan State University] / Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskih i etnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya: materialy VI-oj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh
uchenyh, aspirantov i studentov. [Actual problems of the study of ethno-ecological and ethno-cultural traditions of the peoples of the Sayan-Altai: materials of the VI-th international scientific-practical conference of young scientists, graduate students and students] - Kyzyl, 2020. - Pp. 98-100. (In Russian)
3. Atamanova, G. I. Ekologicheskoe obrazovanie studentov universiteta pedagogicheskogo profilya s primeneniem «zelenykh aksiom» [Environmental education of university students with a pedagogical profile with the use of "green axioms"]. Perspektivy psikhologicheskoy nauki i praktiki : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Perspectives of psychological science and practice: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference] edited by V. S. Belgorodsky, O. V. Kashcheev, I. V. Antonenko, I. N. Karitsky. - Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Russian State University named after A. N. Kosygin, 2017, 777 p. - [online] Available at:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30012 301 (date of access: 22.09.2021). (In Russian)
4. Arakchaa, L. K. Etnoekologiya Tuvy [Ethnoecology of Tuva]. Executive editor, Professor of Geography - S. S.
Kurbatskaya. - Kyzyl : Tuvan State Exploration of Natural Resources, SB University, Tuvinian Institute for RAS, 2015, 162 p. (In Russian).
Ооржак Аржаана Болатовна, старший преподаватель кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Россия, e-mail: [email protected]
Arzhaana B. Oorzhak, Senior lecturer, Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2022 г.