Научная статья на тему 'Экспедиция "Чистая вода" в условиях дошкольного образования'

Экспедиция "Чистая вода" в условиях дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СВОЙСТВА ОХРАНЫ ВОДЫ / ECOLOGICAL PROJECT / ECOLOGICAL EDUCATION / PROPERTIES OF WATER PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Надежда Александровна, Сагды Чечекмаа Тюлюш-Ооловна

В статье рассмотрен экологический проект с использованием всех видов детской деятельности с интеграцией содержания всех областей развития детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Надежда Александровна, Сагды Чечекмаа Тюлюш-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPEDITION "CLEAN WATER" IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article considers an environmental project using all types of children's activities and integrating the content of all areas of childhood development.

Текст научной работы на тему «Экспедиция "Чистая вода" в условиях дошкольного образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING NATURAL DISCIPLINES

УДК 37.373.2

ЭКСПЕДИЦИЯ «ЧИСТАЯ ВОДА» В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Спиридонова Н.А. Сагды Ч. Т. Тувинский государственный университет, г. Кызыл МАДОУ №36 г. Кызыла

THE EXPEDITION «CLEAN WATER» IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION

Spiridonova N.A., Sagdy Ch. T.

TuvSU, MADOU №36 g. Kyzyl, Department PiMDiNO KP

В статье рассмотрен экологический проект с использованием всех видов детской деятельности с интеграцией содержания всех областей развития детства.

Ключевые слова: экологический проект, экологическое воспитание, свойства охраны

воды.

The article considers an environmental project using all types of children's activities and integrating the content of all areas of childhood development.

Keywords: ecological project, ecological education, properties of water protection.

Экологические проблемы встали в ряд важнейших проблем современности. Решение которых во многом определяется уровнем экологического воспитания каждого человека, закладывающегося с дошкольного возраста. Ребенку надо помочь осмыслить, что его окружает природа, с которой необходимо учиться позитивно общаться.

По предложениям многих исследователей, назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста [1-5]. И наша работа проводилась на базе МАДОУ №36 в течение двух лет с детьми старшей и подготовительной к школе группы. В начале нами реализован экологический проект «Мы за чистый город».

Тип проекта: Информационно-исследовательский.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Научный руководитель - Сагды Ч.Т., профессор кафедры педагогики и методики дошольного и начального обучения ТувГУ, исполнитель - воспитатель Спиридонова Н.А.

Актуальность проекта: необходимость привития детям первичных норм и правил экологического образа жизни; приобщение детей 5-7 лет к проблеме загрязнения окружающей среды; привитие чувства причастности к природе.

Источником загрязнения являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Каждый год на берегу реки Енисей

образуется огромное количество бытовых отходов, кучи мусора растут с каждым днем. К тому же, многие виды мусора становятся серьёзной проблемой. Например, батарейки, пластмасса, автомобильные аккумуляторы при попадании на свалку, разлагаются очень медленно и могут проникнуть в реки и грунтовые воды, при сжигании выделяют в атмосферу ядовитые вещества диоксиды. Не секрет, что гуляя по улицам, мы часто оставляем за собой мусор, который загрязняет окружающую среду и воды Енисея.

Цель проекта. Развитие творческих способностей и формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами проектно-экспериментальной деятельности.

Гипотеза: Развитие творческих способностей и формирование экологических представлений детей может протекать более успешнее, если дети и взрослые будут целенаправленно сотрудничать в рамках проекта «Чистая вода» с учетом методов и педагогических приемов экологического воспитания детей.

Задачи проекта:

- способствовать экологическому воспитанию дошкольников;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путем выявить, какие отходы разлагаются быстрее; совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями и делать выводы;

- учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

Предполагаемый результат: расширяется представление детей о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, о научном направлении «гарбология» (анг. мусороведение). Узнают о важности вторичного использования мусора. Дети и их родители будут принимать активное участие в проведении акции «Чистая вода», будут более бережно относиться к воде, беречь и защищать ее. Возможно, через несколько лет кто-нибудь из ребят станет ученым-гарбологом.

Подготовительный этап проекта

1. Опрос: «Мусор в нашем городе».

2. Сбор литературных источников по теме.

3. Оформление дидактических материалов.

4. Консультации для родителей: «Как обращаться с отходами дома?»

5. Подготовка родителей к работе над проектом.

«Вода — это жизнь» (практическое занятие)

Цель: с помощью опытов определить свойства воды, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность к экспериментированию. Воспитывать основу экологической культуры. Развивать умение делать выводы.

Опыты с водой:

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

Какого цвета вода? Возьмем два стакана - один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей)

Вода - растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому -соль, третьему - аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

-У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой.

Сделаем общий вывод о свойстве воды (ответы детей, воспитатель сформулирует вывод).

Фильтрование воды. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей).

Почему нельзя было пить эту воду? (ответы детей)

Игра с водой.

Подведение итога: О каких свойствах воды вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Окрашивание воды Переливание воды

Игра с водой Вода нужна цветам

Исполнительный этап проекта

Цикл наблюдений «Что происходит в природе со старыми листьями»

Сезонные экскурсии «Енисей — любовь моя»

Акция экологическая «Чистая вода»

Занятие-рисование «Загрязнение берега реки Енисей»

Занятие «Изготовление подделок из бросового материала»

Занятие с игровыми ситуациями «Экологические ситуации для детей»

Развлечение «Бросим умный взгляд на мусор»

Развлечение «Стихи о воде» с заучиванием любимого четверостишия

Развлечение «Пословицы о воде»

Развлечение «Загадки о воде»

Развлечение «Занимательные вопросы о воде»

Занятие «Кому нужна вода» (коллективное творчество: панно)

Занятия-беседы: «О загрязнении планеты», «Помогите природе»

Устное сочинение сказки «Что я сделаю для сохранения чистой воды».

«Енисей-любовь моя» (Экскурсия на реку Енисей)

Енисей начинает свой путь в Туве слиянием двух рек: Бии-Хем и Каа-Хем. У истока Енисея расположен город Кызыл — столица Республики Тыва. Енисей — одна из величайших рек России. Синяя извилистая лента, как мощный ствол, пересекает страну с Юга на Север. 15 тысяч больших и малых притоков несут свои воды в Енисей. По многоводности он занимает 1-е место, по протяженности — второе в России. Величав и грозен в своих порогах и водопадах Енисей. Его песни слышны в дремучих дебрях сибирской тайги [6].

Не оставляйте мусор на берегу реки и не бросайте мусор в воду. На берегу реки Такая благодать! Сюда скорей беги Купаться, загорать! Но только разный сор В траве не оставляй, Не зарывай в песок

И в воду не бросай! Не засоряй сейчас Прекрасный водоем -И мы еще не раз С тобой сюда придем! У Енисея - свои зверюшки: Улитки, рыбки и лягушки... И хоть их водится тут много, Ты их, пожалуйста, не трогай! И каждая - дитя природы, А для воды все важны, Полезны очень и нужны!

Всегда найдется дело для умелых рук Убираю мусор я на берегу Енисея

Интеллектуальная игра: «Экоколобок»

Цель: Формирование экологической культуры познавательного, эмоционального отношения к окружающему миру. Воспитание нравственных качеств на примере бережливого, внимательного отношения к природным объектам.

Оформление: Голубая ткань, символизирующая реку; на ней - воздушные шарики — капельки с веселыми рожицами. Выставка рисунков детей.

Реквизит: Мяч в виде глобуса.

Действующие лица: Хозяйка и её внучка Алёнушка, дети.

1. Вопросы на засыпку

2. Конкурс игра: «Цветик - семицветик»

3. Конкурс: «Защита проектов»

4. Конкурс музыкальный

5. Конкурс болельщиков

6. Конкурс пословиц о воде

7. Конкурс капитанов

Подведение итога: Награждение детей с участием председателя родительского комитета группы.

Заключительный этап проекта

В основе заключительного этапа лежит изготовление подделок из бросового материала. Конкурс детского творчества «Мусоринка»

Развлечение: «Бросим умный взгляд на мусор»

Подведение итога проекта.

- Мы любим Енисей!!! Не бросай грязь в воды Енисея и в воды других рек, озер. Принимай участие в очистке Енисея....(вь/сказь/вание детей).

В итоге проведенных мероприятий наша гипотеза о том, что целенаправленное сотрудничество детей и взрослых в рамках проекта «Чистая вода» способствует развитию творческих способностей и формированию экологических представлений детей.

Библиографический список

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Мозаика - Синтез, 2014. 64 с.

2. Гончарова Г. С. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности//Дошкольная педагогика, 2008. №7. С.27-29.

3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003. №3. С.4-12.

4. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2003. 79с.

5. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

6. Ооржак С.Б. Енисей — любовь моя // Башкы, 2002. №2.

Bibliograficheskij spisok

1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaya deyatelnost doshkolnikov. posobie dlya pedagogov doshkolnogo uchrezhdeniya. M.: Mozaika - Sintez, 2014. 64 s.

2. Goncharova G. S. Razvitie tvorcheskikh sposobnostej detej rannego vozrasta sredstvami eksperimentalnoj deyatelnosti//Doshkolnaya pedagogika, 2008. 7. S.27-29.

3. Korotkova N.A. Poznavatelno-issledovatelskaya deyatelnost starshikh doshkolnikov // Rebenok v detskom sadu. 2003. 3. S.4-12.

4. Kulikovskaya I.E, Sovgir N.N. Detskoe eksperimentirovanie. Starshiy doshkolnyi vozrast. M.: Pedagogicheskoe obschestvo rossii, 2003. 79s.

5. Loktionova Z.A., Varygina V.V. Poiskovo-poznavatelnaya rabota v detskom sadu // Metodist. 2006. 8. S.60-64.

6. Oorzhak S.B. Enisei - lyubov moya // Bashky, 2002. 2.

Спиридонова Надежда Александровна - воспитатель муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №36 г. Кызыла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сагды Чечекмаа Тюлюш-ооловна - доктор биологических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального обучения, Тувинский государственный университет, г. Кызыл

Spiridonova Nadezhda Alexandrovna - educator of the municipal autonomous pre-school educational institution No. 36 of Kyzyl

Sagdy Chechekmaa Tyulyush-oolovna - doctor of biological sciences, professor of the Department of pedagogy and methods of preschool and primary education, Tuvan State University, Kyzyl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.