Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ХАЙЫРАКАНСКОЙ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО РАЙОНА)'

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ХАЙЫРАКАНСКОЙ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО РАЙОНА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внимание / произвольное внимание / объем внимания / концентрация внимания / скорость переработки информации / обучающиеся / школьники / attention / arbitrary attention / attention span / attention concentration / information processing speed / students / pupils

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Монгуш Чочагай Николаевна, Монгуш Сайхо Белековна

В данной статье исследованы особенности произвольного внимания школьников МБОУ Хайыраканской СОШ Дзун-Хемчикского района. В исследовании принимали участие 79 учащихся 5-8 классов, из них 14 учащихся 5 класса, 22 учащихся 6 класса, 16 учащихся 7 «а» класса, 14 учащихся 7 «б» класса и 13 учащихся 8 класса. Были выявлены значимые различия уровня объема произвольного внимания по методике Р.С. Немова «Запомни и расставь точки». Также значимые различия уровня скорости переработки информации (V) и концентрации внимания (К) по методике «Тест ТулузПьерона (корректурная проба)» у учащихся 5-8 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Монгуш Чочагай Николаевна, Монгуш Сайхо Белековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VOLUNTARY ATTENTION AMONG PUPILS OF GRADES 5-8 (ON THE EXAMPLE OF THE STATE KHAYYRAKAN SECODARY SCHOOL OF THE DZUN-KHEMCHIK DISTRICT)

In this article, the features of voluntary attention of schoolchildren of the Khayuurakan state budgetary secondary school of the Dzun-Khemchik district were studied. The study involved 79 students in grades 5-8, including 14 students in grade 5, 22 students in grade 6, 16 students in grade 7 "a", 14 students in grade 7 "b" and 13 students in grade 8. Significant differences in the level of voluntary attention were revealed according to the method of R.S. Nemov "Remember and dot the dots". There are also significant differences in the level of information processing speed (V) and concentration of attention (K) according to the ToulousePieron test (correction test) among students in grades 5-8.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ХАЙЫРАКАНСКОЙ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО РАЙОНА)»

УДК 159.99(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2021-91-45-54

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ХАЙЫРАКАНСКОЙ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО РАЙОНА)

Монгуш Ч.Н., Монгуш С.Б.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PECULIARITIES OF VOLUNTARY ATTENTION AMONG PUPILS OF GRADES 5-8 (ON THE EXAMPLE OF THE STATE KHAYYRAKAN SECODARY SCHOOL OF THE DZUN-KHEMCHIK DISTRICT)

Ch.N. Mongush, S.B. Mongush Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье исследованы особенности произвольного внимания школьников МБОУ Хайыраканской СОШ Дзун-Хемчикского района. В исследовании принимали участие 79 учащихся 5-8 классов, из них 14 учащихся 5 класса, 22 учащихся 6 класса, 16 учащихся 7 «а» класса, 14 учащихся 7 «б» класса и 13 учащихся 8 класса. Были выявлены значимые различия уровня объема произвольного внимания по методике Р.С. Немова «Запомни и расставь точки». Также значимые различия уровня скорости переработки информации (V) и концентрации внимания (К) по методике «Тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба)» у учащихся 5-8 классов.

Ключевые слова: внимание; произвольное внимание; объем внимания; концентрация внимания; скорость переработки информации; обучающиеся; школьники

In this article, the features of voluntary attention of schoolchildren of the Khayuurakan state budgetary secondary school of the Dzun-Khemchik district were studied. The study involved 79 students in grades 5-8, including 14 students in grade 5, 22 students in grade 6, 16 students in grade 7 "a", 14 students in grade 7 "b" and 13 students in grade 8. Significant differences in the level of voluntary attention were revealed according to the method of R.S. Nemov "Remember and dot the dots". There are also significant differences in the level of information processing speed (V) and concentration of attention (K) according to the Toulouse-Pieron test (correction test) among students in grades 5-8.

Keywords: attention; arbitrary attention; attention span; attention concentration; information processing speed; students; pupils

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Внимание -необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными, дает возможность воспринимать окружающий нас мир. Внимание является основой успешной познавательной деятельности и принадлежит к числу важных психических процессов, влияющих на успешность обучения школьников. Именно от особенностей внимания зависит, может ли ребенок достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается выделять объект и рассматривать, изучать его достаточно долгое время.

Внимание - особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире [1].

Особенности произвольного

внимания проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение

владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо [2].

Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, сегодня вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Учителю важно знать и изучать психологические и физиологические механизмы внимания учеников, так как именно организация внимания детей обеспечивает эффективность осуществления учебно-воспитательного процесса.

Основной целью исследования является изучение особенности произвольного внимания у учащихся 5-8 классов на примере МБОУ Хайыра-канской СОШ Дзун-Хемчикского района.

Методы исследования: теоретические - изучение литературы по проблеме исследования; эмпирические -тестирование (методика Р.С. Немова «Запомни и расставь точки», тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба), а также методы описательной и аналитической математической статистики, в том числе метод установления достоверности различий (ф-коэффициент углового преобразования Фишера).

Эмпирическая база исследования: проводилось в МБОУ Хайыраканской СОШ Дзун-Хемчикского района.

В исследовании принимали участие учащиеся 5-8 классов в количестве 79

человек, 14 учащиеся 5 класса, 22 учащихся 6 класса, 16 учащихся 7 «а» класса, 14 учащихся 7 «б» класса и 13 учащихся 8 класса.

В результате обработки

эмпирических данных нами установлены значимые различия в особенности произвольного внимания у школьников 5-8 классов.

Результаты учащихся 5-8 классов по методике «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова: представим результаты исследования объема произвольного внимания по методике «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова на рисунке 1.

81%

68%

58%

28%

0%

12%

7%

5 кл 6 кл 7 "а"

■ Низкий ■ средний

7 "б" I высокий

8 кл

Рис. 1. Сравнение результатов уровни объема произвольного внимания учащихся

5-8 классов

Проанализировав результаты,

представленные на рисунке 1, можно сделать следующее заключение. В данной методике средний уровень объема внимания у 5 класса - 58%, 6 класса -68%, 7 «а» класса - 81%, 7 «б» класса -64%, 8 класса - 62%. Высоким уровнем объема внимания отметились 5 класс с

14% и 7 «б» класс с 22%. Респонденты долгое время способны находиться в сфере повышенного внимания, у них хорошо развита кратковременная память.

Низкий уровень объема

произвольного внимания у 5 класса 28%, 6 класса 22%, 7 «а» класса 12%, 7 «б» класса 14%, 8 класса 30%. Данные ребята

характеризуется слабым развитием способны долгое время находиться в кратковременного запоминания. Они не условиях повышенного внимания.

Таблица 2

Значимые различия уровня объема произвольного внимания у учащихся 5-го класса с 6, 7 «а», 7 «б», 8 классам (по методике Р.С. Немова «Запомни и расставь точки»)

Классы Количество учащихся Уровни объема произвольного внимания

Низкий Средний Высокий

5 14 4(28%) 8(58%) 2(14%)

6 22 5(22%) 15(68%) 2(10%)

Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р) р> 0,05 1,49; р< 0,07 р> 0,05

5 14 4(28%) 8(58%) 2(14%)

7 «а» 16 2(12%) 13(81%) 1(7%)

Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р) р> 0,05 1,29; р< 0,10 р> 0,05

5 14 4(28%) 8(58%) 2(14%)

7 «б» 14 2(14%) 9(64%) 3(22%)

Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р) р> 0,05 р> 0,05 р> 0,05

5 14 4(28%) 8(58%) 2(14%)

8 13 4(30%) 8(62%) 1(7%)

Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р) р> 0,05 р> 0,05 р> 0,05

Анализ различий по показателю уровней объема произвольного внимания у учащихся 5-го класса в сравнении с 6, 7 «а», 7 «б», 8 классам, значительно чаще демонстрирует средний показатель уровня объема внимания у учащихся 6 класса (ф = 1,49; р = 0,07) и 7 «а» класса (ф = 1,29; р = 0,10), остальные показали с относительно одинаковой частотой. Это связано с тем, что в 6 и 7 «а» классе общее количество учащихся больше, чем в остальных классах, но все, же учащиеся были заинтересованы в заданиях.

Анализ различий по показателю уровней объема произвольного внимания у учащихся 6-го класса в сравнении с 5, 7

«а», 7 «б», 8 классам, значительно чаще демонстрирует средний показатель уровня объема внимания у учащихся 6 (ф = 1,49; р = 0,07), а остальные показали с относительно одинаковой частотой. Однако в процентном соотношении видно, что у 7 «б» класса высокий уровень объема внимания (22%), это связано с тем, что у них хорошо развита кратковременная память. Анализ различий по показателю уровней объема произвольного внимания у учащихся 7 «а» класса с 5, 6, 7 «б», 8 классами, значительно чаще демонстрируют средний показатель уровня объема внимания у 7 «а» класса (ф = 1,29; р <

0,10), а остальные показали с относительной одинаковой частотой. Можно предположить, что эти ребята были заинтересованы в заданиях, также способны сохранять в своем сознании одновременно большое количество информации.

Итак, значимые различия уровней объема произвольного внимания по методике Р.С. Немова «Запомни и расставь точки» у учащихся 5-8 классов показал достоверно значимые различия: большинство среднего уровня объема внимания у 6 и 7 «а» класса. Полученные результаты являются довольно

логичными, так как на рисунке 1 видно, что у обследуемых, большинство имеют средний уровень объема внимания: у 5 класса 58%, 6 класса 68%, 7 «а» класса 81%, 7 «б» класса 64%, 8 класса 62%. А на высоком уровне объема внимания у 5 класса 14%, 6 класса 10%, 7 «а» класса 7%, 7 «б» класса 22%, 8 класса 7%. Эти ребята долгое время способны находится в сфере повышенного внимания, у них развита кратковременная память.

Результаты учащихся 5 -8 классов по методике «Тест Тулуз-Пьеровна (корректурная проба)» мы привели на рисунках 2 и 3.

65%

68%

21%

I

27%

7%7%

■ ■

56%

57%

35%

25%

4%

112%

6% 7%

Ii I Ii

■ Слабая кл Средняя "Хорошая ■ Высокая

53%

23% 4%

8 кл

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов скорости переработки информации (V) учащихся 5-8 классов (по методике «Тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба)»)

Проанализировав результаты, представленные на рисунках 2, 3, можно сделать следующее заключение. В данной методике отсутствуют ребята, имеющие патологию уровня скорости

переработки информации и

концентрации внимания.

Слабый уровень скорости переработки информации у 5 класса 21%, 6 класса 27%, 7 «а» класса 25%, 7 «б» класса 35%, 8 класса 23% не способны

0

0

0

правильно воспринять и удержать инструкцию. На хорошем уровне у 5 класса 7%, 6 класса 4%, 7 «а» класса 12%, 7 «б» класса 7%, 8 класса 24%. Они способны правильно воспринимать инструкцию и удерживать ее некоторое время. На высоком уровне только у 5 класса 7%, 7 «а» класса 6%. Данные ребята способны долгое время удерживать в сознании инструкцию, четко следовать ей, не допуская ошибок.

Слабый уровень показателя концентрации внимания у 5 класса 14%, 6 класса 22%, 7 «а» класса 31%, 7 «б» класса 21%, 8 класса 23%. Эти дети

склонны к импульсивности или при наличии раздражителей не способны сосредоточиться на объекте в течение определенного времени. На хорошем уровне у 5 класса 8%, 6 класса 13%, 7 «а» класса 6%, 7 «б» класса 0%, 8 класса 7%. Они способны рассредоточивать внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. На высоком уровне только у 6 класса 4%, 8 класса 7%. Они отличаются большой скоростью перевода внимания с одного объекта на другой.

78% 79%

5 кл 6 кл 7 "а" 7 "б" 8 кл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Слабая "Средняя "Хорошая "Высокая

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов показателя концентрации внимания (К) учащихся 5-8 классов (по методике «Тест Тулуз-Пьеровна (корректурная проба)»)

Анализ различий скорости переработки информации и показателя концентрации внимания у учащихся 5-го класса в сравнении с 6, 7 «а», 7 «б», 8 классам, значительно чаще

демонстрируют средний уровень по скорости переработки информации

объема внимания у 6 класса (ф = 1,49; р< 0,07), а остальные показали с относительной одинаковой частотой. Также видно, что у 6 класса (4%) высокий уровень концентрации внимания, как и 8 класса (7%), они отличаются большой скоростью перевода

внимания с одного объекта на другой. Также в процентном соотношении у 5 (7%) и 7 «а» (6%) класса высокий уровень переработки информации, можно предположить, что ребята способны долгое время удерживать в сознании инструкцию, четко следовать ей.

Анализ различий скорости переработки информации и показателя концентрации внимания у учащихся 6-го класса в сравнении с 5, 7 «а», 7 «б», 8 классами, значительно чаще

демонстрируют средний уровень по скорости переработки информации объема внимания у 6 класса (ф = 1,49; р< 0,07), (ф= 1,29; р< 0,10), а остальные показали относительно одинаковую частоту. Также видно, что у 6 класса (4%) высокий уровень концентрации внимания, как и у 8 класса (7%), они отличаются большой скоростью перевода внимания с одного объекта на другой. Также в процентном соотношении у 5 (7%) и 7 «а» (6%) классов высокий уровень переработки информации, можно предположить эти ребята способны долгое время удерживать в сознании инструкцию, четко следовать ей.

Анализ различий по показателям скорости переработки информации и показатель концентрации внимания у учащихся 7 «а» класса в сравнении с 5, 6, 7 «б», 8 классами, значительно чаще демонстрируют средний уровень по

скорости переработки информации объема внимания у 6 класса (ф = 1,49; р< 0,07), а остальные показали с относительной одинаковой частотой. Также видно, что у 6 класса (4%) высокий уровень концентрации внимания, как и 8 класса (7%), а 5 (7%) и 7 «а» (6%) класса высокий уровень переработки информации.

Анализ различий по показателям скорости переработки информации и показатель концентрации внимания у учащихся 7 «б» класса в сравнении с 5, 6, 7 «а», 8 классам, значительно чаще демонстрируют средний уровень по скорости переработки информации объема внимания у 6 класса (ф = 1,49; р< 0,07), а остальные показали с относительной одинаковой частотой. Также видно, что у 6 класса (4%) высокий уровень концентрации внимания, как и 8 класса (7%), а 5 (7%) и 7 «а» (6%) класса высокий уровень переработки информации.

Анализ различий по показателям скорости переработки информации и показатель концентрации внимания у учащихся 8 класса в сравнении с 5, 6, 7 «а», 7 «б» классам. У 6 класса значительно чаще демонстрируют средний уровень по скорости переработки информации объема внимания (ф = 1,29; р< 0,10), также как в концентрации внимания (ф = 1,38; р<

0.09), а остальные показали с относительной одинаковой частотой. Можно делать вывод о том, что шестиклассники способны правильно воспринимать инструкцию и удерживать ее некоторое время, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Итак, значимые различия уровня скорости переработки информации (V) и концентрации внимания (К) по методике «Тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба)» у учащихся 5-8 классов показал достоверно значимые различия, большинство средних показателей у 6 класса. На высоком уровне скорости переработки информации только 5 класс 7% (1 человек), 7 «а» класс 6% (1 человек). Данные ребята способны долгое время удерживать в сознании инструкцию, четко следовать ей, не допуская ошибок. А на «концентрации внимании» на высоком уровне только школьники 6 класса 4% (1 человек), 8 класса 7% (1 человек). Они отличаются

Библиографический список

1. Васерман, С. В. Особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников / С. В. Васерман, А. А. Белисова, К. А. Кронштатова, Н. И. Николаева, Л. Н. Мишенева. - Текст :

большой скоростью перевода внимания с одного объекта на другой

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что решения проблемы внимания известных психологов неоднозначны. Одни отрицают специфику внимания, единую сущность его явлений, рассматривают внимание как побочный продукт или характеристику других психических процессов, другие, напротив, признают суверенитет внимания, считают его особым и самостоятельным процессом, играющим существенную роль в познании и поведении.

В целом можно сделать вывод, что внимание - функция интереса. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом, как указанием, внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. У внимания нет самостоятельных свойств, свойства внимания - это различные свойства деятельности.

непосредственный // Современные научные исследования : теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической

конференции / под общей редакцией А. И. Вострецова. - 2018. - С. 442-447.

2. Крамаренко, А. С. Сущность понятия «внимание» : виды, критерии, свойства / А. С. Крамаренко, М. Е. Клименко, Д. А. Кураева // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 29 (41). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-vnimanie-vidy-kriterii-svoystva (дата обращения: 20.01.2022). - Текст : электронный.

3. Монгуш, Ч. Н. Мотивы формирования познавательного интереса младших школьников / Ч. Н. Монгуш. - Текст : непосредственный // Вестник Балтийской педагогической академии. Выпуск 84 / Актуальные вопросы практической психологии профессиональной деятельности. -Санкт-Петербург : БПА, 2008. - C. 7579.

4. Монгуш, Ч. Н. Уровни притязаний и самооценки учаихся 9 и 11 классов МБОУ СОШ №1 г. Кызыла / Ч. Н. Монгуш, А. О. Ондар. - Текст : непосредственный // В сборнике: Научные труды Тувинского государственного университета : материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов Тувинского государственного университета, посвященной Международному году Периодической таблицы химических

элементов и Году человека труда в Республике Тыва / Тувинский государственный университет. - Кызыл, 2019. - С. 39-43.

References

1. Vasserman S. V. Osobennosti ustoychivosti, ob"ema, raspredeleniya proizvol'nogo vnimaniya u starshikh doshkol'nikov [Features of stability, volume, distribution of voluntary attention in older preschoolers] // Sovremennye nauchnye issledovaniya : teoriya i praktika. Materialy Mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii pod obshchey redaktsiey A. I. Vostretsova. [Modern scientific research: theory and practice Proceedings of the International (correspondence) scientific and practical conference under the general editorship of A. I. Vostretsov.] - 2018. - Pp. 442-447. (In Russian)

2. Kramarenko A. S. Sushchnost' ponyatiya «vnimanie»: vidy, kriterii, svoystva [The essence of the concept of "attention": types, criteria, properties] // Voprosy nauki i obrazovaniya [Questions of science and education]. 2018. No 29 (41). [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-vnimanie-vidy-kriterii-svoystva. (date of access: 20.01.2022) (In Russian)

3. Mongush Ch. N. Motivy formirovaniya poznavatel'nogo interesa mladshikh shkol'nikov [Motives for the

formation of cognitive interest of younger schoolchildren] // Journal of the Baltic Pedagogical Academy, Iss. 84 / opical issues of practical psychology of professional activity. Saint-Petersburg, BPA, 2008. Pp. 75-79. (In Russian) 4. Mongush Ch. N. Urovni prityazaniy i samootsenki uchashchikhsya 9 i 11 klassov MBOU SOSh №1 g. Kyzyla [Levels of aspirations and self-esteem of students in grades 9 and 11 of MBOU secondary school No. 1 in Kyzyl] // V sbornike: Nauchnye trudy Tuvinskogo

gosudarstvennogo universiteta. Materialy ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy

konferentsii prepodavateley, sotrudnikov i aspirantov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta, posvyashchennoy

Mezhdunarodnomu godu Periodicheskoy tablitsy khimicheskikh elementov i Godu cheloveka truda v Respublike Tuva [In the collection: Scientific works of the Tuva State University. Materials of the annual scientific-practical conference of teachers, staff and graduate students of Tuvan State University, dedicated to the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements and the Year of Labor in the Republic Tuva]. Tuvan State University. Kyzyl, 2019. Pp. 39-43. (In Russian)

Монгуш Чочагай Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, e-mail: chochagai_84@mail.ru

Монгуш Сайхо Белековна, магистр, Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, e-mail: sajhomongus@gmail.com

Chochagai N. Mongush, Candidate of Psychology, Associate Professor, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: chochagai_84@mail.ru

Saikho B. Mongush, Master Student, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: sajhomongus@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.02.2022

УДК 355.097.2:379.8.095 doi 10.24411/2221-0458-2021-91-55-63

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Ооржак А.Б.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEAN OF FORMING STUDENTS' ENVIRONMENTAL CULTURE

A.B. Oorzhak Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье автор рассматривает проблемы, связанные с формированием экологической культуры в системе высшего профессионального образования через волонтерскую деятельность. Целью статьи является анализ состояния экологической культуры студентов - будущих педагогов и рассмотрение волонтерской деятельности как средство формирования экологической культуры на примере Республики Тыва. В связи с экологическим кризисом и тотальной экологической безответственностью людей рассматриваемая проблема в современном мире является одной из актуальных. Главной причиной актуальности проблемы является низкий уровень экологической культуры людей. Именно поэтому на современном этапе развития общества приоритетным становится вопрос о готовности студентов - будущих педагогов к реализации экологического образования и целенаправленном формировании экологической культуры студентов, с целью сохранения природы и цивилизации. В работе также приведены результаты опроса студентов Тувинского государственного университета.

Ключевые слова: экологическая культура; экологическое образование; экологическое воспитание; студенты; будущие педагоги; волонтерская деятельность; средство; эковолонтерство

In this article, the author examines the problems associated with the formation of environmental culture in the system of higher professional education through volunteering. The purpose of the article is to analyze the state of the ecological culture of students - future teachers and consider volunteering as a means of forming an ecological culture based on the sample of the Republic of Tuva. In connection with the ecological crisis and the total ecological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.