УДК 502.315
doi 10.24411/2221-0458-2019-10013
К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
Иргит Е.Л., Эренчин Д.О. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
ON THE ISSUE OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS
IrgitE.L., ErenchinD.O. Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается проблема формирования экологического сознания студентов как одна из психолого-педагогических задач формирования экологической культуры и духовно-практического освоения действительности. Обосновывается важность выявления уровня сформированности экологического сознания, обозначающий пути формирования у студентов экологического знания, проблем и способов их решения в соответствии с требованиями ФГОС ВО к экологической составляющей образования, предполагающими на ориентацию образования на основе компетентностного подхода. Экологическое сознание в данной статье рассматривается как совокупность представлений о природе, отношение к природе. Раскрыты некоторые проблемы взаимоотношения природы и человека, роль экологического образования и формирование экологической культуры в исследованиях ученых. Представлены сравнительные результаты диагностического исследования сформированности экологического сознания у студентов разных курсов. Ключевые слова: экологическое сознание; экологическая компетентность; экологическое знание; экологическое образование; экологическая культура
The article deals with the problem of formation of ecological consciousness of students as one of the psychological and pedagogical tasks of formation of ecological culture and spiritual and practical development of reality. Explains the importance of identification of level of formation of ecological consciousness, meaning the way of formation of students ' environmental knowledge, problems and ways of their solution in accordance with the requirements of the GEF IN environmental education, involving the orientation of education on the basis of the competence approach. Ecological consciousness in this article is considered as a set of ideas about nature, attitude to nature. Some problems of the relationship between nature and man, the role of environmental education and the formation of ecological culture in the research of scientists are revealed. Comparative results of diagnostic research are presented of formation of ecological consciousness at students of different courses.
Keywords: ecological consciousness; ecological competence; ecological knowledge; ecological education; ecological culture
Экологическое сознание в сфере индивидуального и всеобщего сознания как новое направление исследований в мире науки характеризуется принципиально новым отношением к миру, то есть стремлением к адаптации и гармонизации взаимосвязей в системе «Человек-Природа» и представляет собой духовно-практическое освоение действительности.
ФГОС ВО по направлениям подготовки специалитета и бакалавриата предусматривает компетенции обучающихся в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды, освоение обучающимися компетенций в области экологического права. Новый стандарт задает новые требования к экологической составляющей образования и диктует необходимость расширения содержания этого направления: от природоохранной составляющей - к нравственной, от экологии природы - к экологии человека. Так как стандарт предполагает ориентацию на результаты образования, развитие личности обучающегося должно строиться на основе компетентностного подхода. Экологическая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека будущего, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но и по незнанию. Экологически образованный человек понимает значение многих раньше казавшихся второстепенными связей и отношений в природе.
Составной частью экологического образования является экологическое сознание. Экологическое сознание - 1) глубокое понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей, целостности природной среды обита-
ния человека от антропогенных изменений среды жизни на Земле, выходящих за пределы адаптивных способностей человека как биологического вида [5]; 2) совокупность представлений о взаимосвязях в самой природе, существующее отношение к природе, стратегии взаимодействия с ней.
[3].
Решение проблемы экологизации сознания и формирования экологической культуры - одна из психолого-педагогических задач, заключающаяся в том, что в образовательном процессе осуществляется развитие экологического мышления, экологического мировоззрения, экологической ответственности личности. Эти категории рассматриваются в качестве составных компонентов экологического сознания и экологической культуры. [1]
О.А. Линенко, рассматривая проблемы, связанные с взаимоотношением природы и человека, поднимает роль экологического образования в формировании экологического сознания и самосознания, экологической ответственности и долга, также экологического поведения и деятельности. Она подчеркивает, что формирование экологического сознания студентов должна представлять собой целенаправленную организацию экологического образования как целостной педагогической системы. [3]
Размышляя об актуальных вопросах экологии и экологического образования, Н.М. Мамедов подчеркивает о том, что экологические знания приобретают особый смысл и особое значение в связи с необходимостью перехода современного общества к устойчивому развитию. Реализация стратегии устойчивого развития предполагает
экологизацию различных сфер человеческой деятельности, становление экологического сознания. [4]
Проблему формирования нравственной и экологической культуры студентов рассматривает Иргит Е.Л. Автор показывает взаимосвязь между формированием нравственной и экологической видов культуры у студентов и формированием экомышле-ния и высоконравственного отношения будущих поколений к окружающим людям и окружающей среде. [2]
В системе формирования экомышления студентов важное место занимает выявление уровня сформированности экологического сознания у студентов, связанных с ее диагностикой и обозначающий ориентир для дальнейшего исследования темы. В эмпирическом исследовании, проведенном на базе Кызылского педагогического института ТувГУ принимали участие 38 студентов. Сформированность экологического сознания у студентов выявлялась при помощи диагностической методики В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо «Развитость моего экологического сознания».
Проведенный сравнительный анализ
Выявление направленности личности в экологической деятельности студентов показаны в таблице 2. Экологическую
результатов диагностического эксперимента показал, что значимость представлений у студентов первого и четвертого курсов экологической культуры, направленности личности в экологической деятельности, осознания деятельности природы, также сформированности экологических знаний отличаются.
Выявление представлений респондентов о компонентах экологической культуры человека, их соотношения показал следующее (Таблица 1). Экологически культурного человека, по мнению опрошенных первокурсников, характеризуют практические экологические умения (43%), интерес к экологическим проблемам (36%) и убежденность в необходимости ответственно относиться к природе (21%). Старшекурсники экологическую культуру человека соотносят с системой экологических знаний (21%) и практических экологических умений (21%), с интересом к экологическим проблемам (16%), потребностью в общении с природой (16%), убежденностью в необходимости ответственно относиться к природе (16%) и владением правилами поведения (10%).
деятельность первокурсники соотносят с заботой о домашних животных (33%), с экскурсией в природу (17%), с тури-
Таблица 1.
Экологическая культура 1-й курс 4-й курс
Практические экологические умения 43% 21%
Интерес к экологическим проблемам 36% 16%
Убежденность в необходимости ответственно относиться к природе 21% 16%
Система экологических знаний 0% 21%
Владение правилами поведения в природе 0% 10%
Потребность в общении с природой 0% 16%
стическими походами (17%), выпуском туристические походы (21%), заботу о до-
экологической газеты (17%), участием в машних животных (16%), экскурсии в при-конкурсе «Природа и фантазия» (16%). А роду (16%), чтение книг о природе (11%),
старшекурсники экологическую деятель- оформление стенда о природе (5%) и уча-
ность понимают как работу на даче (26%), стие в конкурсе (5%).
Таблица 2.
Экологическая деятельность 1-й курс 4-й курс
Забота о домашних животных 33% 16%
Экскурсии в природу, по экологической тропе 17% 16%
Туристические подходы 17% 21%
Выпуск экологической газеты 17% -
Участие в конкурсе «Природа и фантазия» 16% 5%
Работа на даче 0% 26%
Изготовление скворечника 0% -
Чтение книг о природе 0% 11%
Участие в экологических митингах 0% -
Оформление стенда о природе 0% 5%
Выявление осознания студентов много- воспринимается ими как источник знаний, сторонней ценности природы, ее компо- источник вдохновения, творчества для че-нентов представлены в таблице 3. Для 38% ловека. Кроме этого, первокурсники не ви-
первокурсников ценность природы в том, что она дает человеку ягоды, грибы, орехи
дят связь природы со здоровьем человека, с его укреплением. Но для 32% опрошен-
и др., для 31% - природа является главным ных старшекурсников природа - источник богатством народа и страны, природа дает знаний, дает представление о прекрасном
человеку древесину - 19%. Для 12% - дает в жизни - 26%, главное богатство страны
представление о прекрасном в жизни. В це- и народа - 21%, источник вдохновения и
лом для первокурсников природа является творчества - 11%. источником материального положения, не
Таблица 3.
Ценность природы 1-й курс 4-й курс
Природа дает человеку грибы, ягоды, орехи и др. 38% 5%
Природа - главное богатство народа, страны 31% 21%
Природа дает человеку древесину 19% -
Природа дает представление о прекрасном в жизни 12% 26%
Природа - источник знаний 0% 32%
Природа - источник вдохновения, творчества для человека 0% 11%
Природа способствует закаливанию, укреплению здоровья 0% 5%
Выявление уровня сформированности у студентов экологических знаний, приоритетность определенных групп знаний представлена в таблице 4. Экологические знания первокурсников соотносятся с: зна-
ниями о животном мире (27%), об экологических проблемах (27%), о лекарственных травах (20%), о явлениях природы (13%) и о цветах (13%). К сожалению, экологические знания студентов не соотносятся с знани-
ями о растениях, о человеке, о взаимодей- экологических проблемах (11%) и об эво-
ствии человека и природы, об эволюции люции (11%), о лекарственных травах (5%)
природы и возможных видах деятельности и цветах (5%). Не отмечены соотношения
человека. Старшекурсники экологические явлений природы, растений и возможных
знания соотносят со знаниями о человеке видах деятельности человека с экологиче-
(26%), о животном мире (21%), о взаимо- скими знаниями. действии человека и природы (16%), об
Таблица 4.
Экологические знания 1-й курс 4-й курс
Знания о животном мире 27% 21%
Знания о экологических проблемах 27% 11%
Знания о лекарственных травах 20% 5%
Знания о явлениях природы 13% -
Знания о цветах 13% 5%
Знания о растениях 0% -
Знания о человеке 0% 26%
Знания о взаимодействии человека и природы 0% 16%
Знания о эволюции природы 0% 11%
Знания о возможных видах деятельности человека 0% -
Представления респондентов обеих курсов о компонентах экологической культуры человека, их соотношения в целом совпадают с должным уровнем экологической культуры. Но в экологической культуре систему экологических знаний, владение правилами поведения в природе, потребность в общении с природой опрошенные первокурсники, к сожалению, не видят.
Респонденты экологическую деятельность в целом соотносят с утверждениями, связанными с ней. Первокурсники экологическую деятельность в основном связывают с заботой о домашних животных, а большинство старшекурсников с работой на даче. К сожалению, обе группы респондентов указывают не все виды экологической деятельности.
Анализ результатов выявления осознания респондентов многосторонней ценности природы, ее компонентов показал, что старшекурсники в целом понимают
многостороннюю ценность природы, а для респондентов 1-го курса природа является источником материального положения. Природа не воспринимается ими как источник знаний, источник вдохновения, творчества для человека, кроме этого не связывают природу со здоровьем человека, с его укреплением.
Экологические знания некоторой части респондентов не соотносятся с знаниями о растениях, о человеке, о взаимодействии человека и природы, о явлениях природы, об эволюции природы и возможных видах деятельности человека.
Таким образом, диагностическое исследование свидетельствует о том, что требуется эмпирическое исследование причин низкой эффективности вузовского этапа экологического образования бакалавров, выявление содержательных и организационных аспектов образовательного процесса, условий формирования экологического
сознания будущих специалистов и их экологической культуры, так как экологическое сознание будущих педагогов формируется и в процессе обучения, и в процессе экологического воспитания, обеспечивающего формирование экологических убеждений. [1]
Осуществленная в рамках исследования
диагностический эксперимент не исчерпывает всего круга проблем, связанных с формированием экологического сознания личности студента - будущего педагога-психолога. Как обозначалось выше, он обозначает ориентир для дальнейшей работы.
Библиографический список
1. Гришин A. B. Формирование нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей. - Астрахань, 2009. - URL: http://wwwdissercat. com/ (дата обращения 22.03.2018). -Текст: непосредственный.
2. Иргит Е. Л. Взаимосвязь формирования нравственной и экологической культуры студентов педагогического вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности / Е. Л. Иргит. - Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Вып. 58. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - С. 116-118.
3. Линенко О. А. Формирование экологического сознания студентов технического вуза. - URL: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения 22.03.2018). - Текст: непосредственный.
4. Мамедов Н. М. Уроки экологии с профессором Низами Мамедовым / Н. М. Мамедов. - Текст: непосредственный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы, 2016. - № 4 (69). - С. 34-42. - URL: file:///C:/Users/User/ Desktop/ (дата обращения 16.05.2018).
5. Экологический энциклопедический сло-
варь / Сост. И. И. Дедю. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии, 1989. - 388 с. - URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/online/ detail/40399/ (дата обращения 18.05.2018).
References
6. Grishin A. B. Formation of moral and ecological consciousness of students of pedagogical specialties. - Astrakhan, 2009. - URL: http://www.dissercat.com/ (accessed 22.03.2018). - Текст: непосредственный.
7. Irgit E. L. Interrelation of formation of moral and ecological culture of students of pedagogical high school in the process of their preparation for professional activity / E. L. Irgit. - Текст: непосредственный // Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology. - Yalta: RIO HPA, 2018. - Vol. 58. - S. 116-118.
8. Linenko O. A. Formation of ecological consciousness of technical University students. - URL: http://nauka-pedagogika. com/ (accessed 22.03.2018). - Текст: непосредственный.
9. Mamedov N. M. The lessons of ecology with Professor Nizami Mammadov / N. M. Mamedov // Environmental education: to school, at school, outside of school, 2016. -№ 4 (69). - P. 34-42. - URL: file:///C:/Users/
User/Desktop/ (accessed 16.05.2018). 10. Environmental encyclopedia / Sost. I. Dediu. - Chisinau: Main edition of the Moldavian Soviet encyclopedia, 1989. - 388
p. - URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/ online/detail/40399/ (accessed 18.05.2018). - Текст: непосредственный.
Иргит Елена Ломбуевна, доцент кафедры педагогики Кызылского педагогического института Тувинского государственного универститета, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Эренчин Долума Орлановна, студент 4-го курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», Тувинский государственный университет, Кызыл, E-mail: [email protected]
Irgit L. Elena, associate Professor of the Department of pedagogy of the Kyzyl pedagogical Institute of Tuvan state University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Erenchin О. Doluma, 4th year Student, Direction of Training 44.03.02 "Psycho-Pedagogical Education ", Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 31.08.2019