УДК 574:37(571.52)
doi 10.24411/2221-0458-2021-87-07-14
УРОВЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ооржак А.Б.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE LEVEL OF ECOLOGICAL CULTURE OF TUVAN STATE UNIVERSITY
STUDENTS
A.B. Oorzhak Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье рассматривается проблема формирования экологической культуры в системе высшего профессионального образования. Главной причиной актуальности проблемы является тотальная экологическая безответственность. Именно поэтому на современном этапе развития общества актуальным становится вопрос о целенаправленном формировании экологической культуры студентов и готовности студентов - будущих педагогов к реализации экологического образования и воспитания. Одним из задач экологического образования и воспитания является формирование экологически культурной личности. Поэтому, необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому образованию и воспитанию студентов педагогического направления. Студенты, как будущие педагоги играют важную роль в процессе сохранения экологических знаний, передачи накопленного экологического опыта подрастающему поколению. Также в данной статье рассмотрены определения понятий: экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, экологическая (природоохранная) деятельность. Представлены результаты анкетирования студентов по методике Е.В. Асафовой.
Ключевые слова: экологическая культура; экологическое образование; студенты -будущие педагоги; воспитание; экологическое сознание; образовательное пространство; природа; экологическая деятельность
In this article, the author examines issues related to environmental education and upbringing
of students at Tuvan State University. The aim of the article is to study the level of ecological
culture of students - future teachers of Tuvan State University. Currently, the considered problem of
environmental education and upbringing of students in the pedagogical direction of training is one
7
of the urgent. The main reason for this is total environmental irresponsibility. That is why, at the present stage of the development of society, the question of the purposeful formation of the ecological culture of students and the readiness of students - future teachers for the implementation of ecological education and upbringing - becomes relevant. In this regard, it is necessary to strengthen the impact on the spiritual, moral and emotional sphere of the student's personality, which is one of the tasks of environmental education and upbringing. Therefore, it is necessary to strengthen and pay more attention to environmental education and upbringing of students of the pedagogical direction. Students, as future teachers, play an important role in the process of preserving environmental knowledge, transferring the accumulated environmental experience to the younger generation. Also, in this article the definitions of the concepts are considered: ecological culture, ecological education, ecological consciousness, ecological (nature protection) activity. The importance of the formation of ecological culture in the educational space is shown. The results of the questioning of students according to the method of E.V. Asafova.
Keywords: ecological culture; environmental education; students - future teachers; upbringing; environmental awareness; educational space; nature; environmental activities
В настоящее время одной из проблем российского образования является организация и реализация экологического образования, воспитания в образовательных организациях, целью которого является формирование экологической культуры у подрастающего поколения.
Основная роль при реализации экологического образования и воспитания принадлежит образовательному
пространству, в котором оказывается человек на протяжении своей жизни: детский сад - школа - средние профессиональные образовательные
организации - высшие учебные заведения -послевузовское образование -
профессиональная деятельность. Исходя из этого, можем сделать вывод о том, что на
всех уровнях образования должно осуществляться экологическое образование и воспитание, направленное на формирование экологически культурной личности. А школа является центром экологического образования, воспитания и просвещения [1].
Следует отметить, что стратегия образования для устойчивого развития, принятая ООН, акцентирует внимание на процесс воспитания личности с новым типом мышления: забота о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращение потребительского отношения к природе и формирование экологической культуры и этики на основе экологического мировоззрения. Следовательно, студенты -будущие педагоги должны быть готовы к
реализации экологического образования и воспитания. Именно поэтому, целесообразно изучение уровня экологической культуры студентов Тувинского государственного университета обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Общие проблемы экологического образования и формирования
экологической культуры подрастающего поколения представлены в исследованиях: И.Д. Зверева, АН. Захлебного, Н.Н. Моисеева, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегиной, В.П. Соломина, Е.Н. Дзятковской и др.
А.Н. Захлебный под экологической культурой понимает сознательную деятельность человека, обладающего умениями и навыками решать социально-экономические задачи без вреда для природы и здоровья людей. Автор разделяет на две группы умения и навыки по изучению и охране окружающей природной среды: 1) по изучению окружающей среды путем исследований (современного состояния и перспектив развития); 2) по пропаганде идей охраны, ухода, улучшению природной среды, соблюдению норм поведения на природе и участие в волонтерской деятельности по защите окружающей среды.
В частности, Н.Н. Моисеев, считает, что экологическая культура - это не часть общечеловеческой культуры, а ее вид,
которая сознательно создается путем объединения экологических потенций всех культур мира [2].
И.Н. Пономарева, В.П. Соломин экологическую культуру раскрывают через ее компоненты: экологические знания, экологическое сознание и поведение в природе, практические умения и навыки в деле охраны природы [3]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что особенностью экологической культуры является интеграция
экологического знания, мышления, сознания и деятельности, направленная на регулирование и управление своего экологического поведения и деятельности.
В данном исследовании экологическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, включающая в себя единство следующих компонентов: экологическая образованность (экологические знания и представления), экологическое сознание (экологическое поведение и воспитание, экологическая ответственность за свои действия и поступки), экологическая деятельность (участие в эколого-природоохранительной, волонтерской деятельности). Далее рассмотрим определения данных понятий.
Под экологическим образованием в данном исследовании понимается длительный, непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности. Оно должно быть направлено на
формирование экологической культуры, которая включает в себя экологические знания, представления, мышление, сознание, понимание связи человека с природой и ответственное отношение к своим действиям, поступкам относительно окружающей природной среды. Целью экологического образования и воспитания является формирование ценностного отношения к природе, экоцентрического мышления и мировоззрения, связанным с осознанием единства природы и общества, экологической ответственности за свои действия и поступки перед другими людьми и будущим поколениям.
Экологическое сознание автором рассматривается как форма ценностного общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой, его экологическое поведение и воспитание. Важнейшим элементом экологического сознания является ответственное отношение человека к другим людям и будущим поколениям. Экологическое сознание предполагает осознание человеком необходимости предотвращения дальнейшего нарушения экологического равновесия в природе, участие в экологической волонтерской деятельности с целью сохранения, защиты окружающей природной среды и природных компонентов жизни человека.
Под экологической (природоохранной) деятельностью понимается
деятельность, направленная на сохранение, защиту и восстановление окружающей природной среды. Она охватывает различные виды человеческой
деятельности, особо хотим подчеркнуть экологическую волонтерскую деятельность, связанная с познанием, преобразованием природной среды и пропагандой идей охраны природы, сохранением и рациональным
использованием природных ресурсов, предупреждением и ликвидацией вредных последствий хозяйственной и иной деятельности.
Данная проблема рассматривалась в рамках формирования экологической культуры студентов Тувинского государственного университета. Для этого базовыми основаниями являлись работы Г.И. Атамановой, Л.К. Аракчаа, С.С. Сат, Ж.К. Чистик по проблемам сущности экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.
Г.И. Атаманова в своих исследованиях отмечает важность реализации экологического образования в университете с учетом национальных особенностей студентов педагогического направления подготовки с использованием смысловой педагогики, языка метафор, «зеленых аксиом» [4, с. 536].
Л.К. Аракчаа рассматривает формирование экологической культуры у подрастающего поколения через традиции
и обычаи тувинского народа. Также автор отмечает, что тувинцы относились к природе не только как к окружающей среде, а как божественное, духовно-нравственное начало [5].
В рамках исследования проведен констатирующий эксперимент по определению на личном уровне сформированность экологической
культуры студентов. В эксперименте приняли участие студенты педагогического направления Тувинского государственного университета, в количестве - 55 человек. Инструментарием для диагностики использовалась методика Е.В. Асафовой «Экологическая культура обучающихся». Данная методика характеризуется тремя основными уровнями: высокий, средний, низкий экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности.
Выделяются следующие критерии и показатели уровня сформированности экологической культуры:
Познавательный критерий
(экологическая образованность), его показатели:
• Полнота и объем научных знаний по экологии;
• Реализует экологическое самообразование и самовоспитание;
• Знает нормы и правила организации деятельности и поведения на природе.
Мотивационно-ценностный критерий (экологическая сознательность), его показатели:
• Понимает ценность природы;
• Эмоционально-личностное и гуманистическое отношение ко всему живому и природе;
• Ответственное и положительное отношение к экологической (природоохранительной) деятельности;
Деятельностный критерий (экологическая деятельность), его показатели:
• Владеет умениями и навыками, необходимых для решения экологических проблем;
• Участвует в эколого-природоохранительной и экологической волонтерской деятельности.
Результаты исследования показали, что процент студентов с высоким познавательным (экологическая образованность) компонентом экологической культуры - 24% (13 студентов), они обладают высоким уровнем экологических знаний. Они обладают не только теоретическими, но и практико-ориентированными знаниями в решении экологических проблем, отражают опыт и знания в научно-исследовательской работе и повседневной жизни. Также они постоянно совершенствуют свои знания и умения, занимаются самообразованием и самовоспитанием в области экологического образования. А 58% (32 студента) имеют
средний уровень развития познавательного компонента, для них характерно проявление интереса к научным знаниям по экологии. Респонденты осознают важность экологического образования и воспитания для здоровья и полноценного развития человека и природы. Низкий уровень 18% (10 студентов), проявляется в том, что у студентов отсутствует интерес к окружающей природной среде и отрывочными научными знаниями по экологии.
Процент студентов с высоким мотивационно-ценностным (экологическая сознательность) компонентом экологической культуры - 25% (14 человек), для них характерно сформированность системы ценностных ориентаций и установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями, гуманное отношение к природе. Студенты осознают ценность природы, потребность ее сохранения для будущих поколений. У 50% (27 человек) студентов средний уровень развития экологической сознательности, характеризуется наличием у них экологических знаний и умений, но не используют их в повседневной жизни. Также респонденты частично осознают, что их действия и поступки могут навредить окружающей природной среде. Низкий уровень - 25% (14 человек) проявляется в том, что у будущих педагогов отсутствуют
установки и убеждения на взаимовыгодное сотрудничество природы и общества.
Процент студентов с высоким деятельностным (экологическая деятельность) компонентом экологической культуры - 31% (17 человек), у этих студентов наблюдается высокая активность в процессе организации и проведении экологических акций и мероприятий. Средний уровень - 42% (23 человек), они достаточно активны, участвуют в экологических мероприятиях и акциях по просьбе преподавателей или друзей. 27% (15 человек) студентов обладают низким уровнем сформированности данного компонента, у них наблюдается пассивное отношение к проблемам экологии, мероприятиям и акциям.
Исходя из результатов уровня сформированности таких компонентов, как экологическая образованность и экологическое сознание, можно сделать вывод о том, что респонденты осознают ценность природы, потребность ее сохранения для будущих поколений, но у них недостаточно сформированы теоретические и научные знания по экологии. Поэтому приходим к выводу о том, что пробелы в знаниях наиболее эффективно устранять через активную, добровольную, экологическую
волонтерскую деятельность.
Общий уровень экологической культуры студентов - будущих педагогов
составляет 27%, студенты имеют представления об экологии, научные знания по экологии, владеют экологическим сознанием и мышлением, активно участвуют в организации и проведении экологических мероприятиях. Проведенный констатирующий
эксперимент свидетельствует о
необходимости целенаправленного
Библиографический список
1. Ооржак, А. Б. Изучение уровня экологической культуры сельских и городских учащихся / А. Б. Ооржак. - Текст : непосредственный // Научные труды Тувинского государственного университета : материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной Международному году Периодической таблицы химических элементов и Году человека труда в Республике Тыва. - Кызыл, 2019. - Выпуск XVIII. - С. 59-60.
2. Моисеев, Н. Н. Экологическое мировоззрение / Н. Н. Моисеев. - Текст : непосредственный // Философия экологического образования / под общей редакцией И. К. Лисеева. - Москва : Прогресс-Традиция. - 2001. - С. 21-29.
3. Пономарева, И. Н. Экологическое образование в российской школе : История. Теория. Методика : учебное пособие / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин ; под редактор В. П. Соломина. - Санкт-Петербург :
формирования экологической культуры будущих педагогов.
Таким образом, полученные результаты показывают актуальность проблемы формирования экологической культуры в рамках экологического образования и воспитания студентов -будущих педагогов.
Издательство РГПУ имени А. И. Герцена. -2005. -235 с. - Текст : непосредственный.
4. Атаманова, Г. И. Экологическое образование студентов университета педагогического профиля с применением «зеленых аксиом» // Перспективы психологической науки и практики : сборник статей Международной научно-практической конференции / под редакцией В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. - Москва : ФГБОУ ВО «РГУ имени А. Н. Косыгина». -2017. -777 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30012301 (дата обращения: 22.09.2021). - Текст : электронный.
5. Аракчаа, Л. К. Этноэкология Тувы / ответственный редактор доктор географических наук, профессор С. С. Курбатская. - Кызыл : ТувГУ. ТувИКОПР СО РАН. - 2015. -162 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Oorzhak, A. B. Izucheniya urovnya ekologicheskoy kul'tury sel'skikh i gorodskikh uchashchikhsya [Study of the level of
ecological culture of rural and uraban students]. Nauchnye trudy Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta : materialy ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, sotrudnikov i aspirantov TuvGU, posvyashchennoy Mezhdunarodnomu godu Periodicheskoy tablitsy khimicheskikh elementov i Godu cheloveka truda v Respublike Tyva [Scientific works of Tuvan State University: materials of the annual scientific-practical conference of teachers, staff and graduate students of Tuvan State University, dedicated to the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements and the Year of Labor in the Republic of Tuva]. Kyzyl, 2019, Iss. XVIII., pp. 59-60. (In Russian)
2. Moiseev, N. N. Ekologicheskoe mirovozzrenie [Ecological worldview]. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of ecological education], edited by I. K. Liseev. Moscow : Progress-Traditsiya, 2001, pp. 21-29. (In Russian)
3. Ponomareva, I. N., Solomin V.P. Ekologicheskoe obrazovanie v rossiyskoy shkole [Ecological education in Russian school] : History. Theory. Methods : tutorial - Saint-Petersburg : Publishing house of the Russian
State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2005, 235 p. (In Russian)
4. Atamanova, G. I. Ekologicheskoe obrazovanie studentov universiteta pedagogicheskogo profilya s primeneniem «zelenykh aksiom» [Environmental education of university students with a pedagogical profile with the use of "green axioms"]. Perspektivy psikhologicheskoy nauki i praktiki : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Perspectives of psychological science and practice: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference] edited by V. S. Belgorodsky, O. V. Kashcheev, I. V. Antonenko, I. N. Karitsky. -Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Russian State University named after A. N. Kosygin, 2017, 777 p. - [online] Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30012301 (date of access: 22.09.2021). (In Russian)
5. Arakchaa, L. K. Etnoekologiya Tuvy [Ethnoecology of Tuva]. Executive editor, Professor of Geography - S. S. Kurbatskaya. -Kyzyl : Tuvan State University, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources, SB RAS, 2015, 162 p. (In Russian)
Ооржак Аржаана Болатовна - старший преподаватель кафедры педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, е-mail: [email protected]
Arzhaana B. Oorzhak - senior lecturer, Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.12.2021