Научная статья на тему 'Взаимосвязь формирования нравственной и экологической культуры студентов педагогического вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности'

Взаимосвязь формирования нравственной и экологической культуры студентов педагогического вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / FUTURE TEACHERS / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / НРАВСТВЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MORAL AND ECOLOGICAL CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОМЫШЛЕНИЯ / FORMATION OF ECOLOGICAL REFLECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПОДГОТОВКА / PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргит Елена Ломбуевна

В статье актуализируется проблема формирования нравственной и экологической культуры студентов будущих педагогов. Автором показана взаимосвязь между формированием данных видов культуры у студентов и формированием экомышления и высоконравственного отношения будущих поколений к окружающим людям и окружающей среде. В связи с этим автор определяет глобальность экологических проблем современности во взаимосвязи экологической культуры человека и его нравственной составляющей. Обосновывается важность профессии педагога для формирования и совершенствования нравственной и экологической культуры будущих поколений, развиваемых на основе педагогического потенциала науки, искусства, религии и личного примера педагога. Автор подводит под педагогический потенциал профессии философско-идеологические основания социальной, нравственной и экологической оптимальности, сопровождаемые осознанием нравственных и экологических императивов в процессе воспитания и образований будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF FORMATION OF MORAL AND ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF THEIR TRAINING TO PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article actualizes the problem of the formation of moral and ecological culture of students future teachers. The author shows the relationship between the formation of these types of culture in students and the formation of eco-thinking and a highly moral attitude of future generations to the surrounding people and the environment. In connection with these, the author defines the global nature of the ecological problems of modern times in the interrelationship between human ecological culture and its moral component. The importance of the teacher's profession for forming and improving the moral and ecological culture of future generations based on the pedagogical potential of science, art, religion and a personal example of a teacher is substantiated. The author brings to the pedagogical potential of the profession the philosophical and ideological foundations of social, moral and ecological optimality, accompanied by an awareness of moral and environmental imperatives in the process of education and the formation of future generations.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь формирования нравственной и экологической культуры студентов педагогического вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности»

машиностроения. Сборник статей 10-й Международной юбилейной научно-практической конференции в рамках 20-й Международной агропромышленной выставки "Интерагромаш-2017". 2017.

2. Разработка системы оперативного контроля состояния человека в системе АПК. Зотов А.И., Черпаков А.В., Гриценко В.В. В сборнике: Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения. Сборник статей 10-й Международной юбилейной научно-практической конференции в рамках 20-й Международной агропромышленной выставки "Интерагромаш-2017". 2017.

3. "Зотов А.И., Ганжур М.А." Моделировании безопасности управленческих структур. VIII Международная конференция «Системный анализ, управление и обработка информации», 2017 г. ДГТУ пос. Дивноморское)

Педагогика

УДК 387.1; 37.017.92; 37.017.93 ББК 74.489

кандидат педагогических наук, доцент Иргит Елена Ломбуевна

Тувинский государственный университет (г. Кызыл)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования нравственной и экологической культуры студентов - будущих педагогов. Автором показана взаимосвязь между формированием данных видов культуры у студентов и формированием экомышления и высоконравственного отношения будущих поколений к окружающим людям и окружающей среде. В связи с этим автор определяет глобальность экологических проблем современности во взаимосвязи экологической культуры человека и его нравственной составляющей. Обосновывается важность профессии педагога для формирования и совершенствования нравственной и экологической культуры будущих поколений, развиваемых на основе педагогического потенциала науки, искусства, религии и личного примера педагога. Автор подводит под педагогический потенциал профессии философско-идеологические основания социальной, нравственной и экологической оптимальности, сопровождаемые осознанием нравственных и экологических императивов в процессе воспитания и образований будущих поколений.

Ключевые слова: будущие педагоги, студенты педагогического вуза, нравственная и экологическая культура, формирование экомышления, профессиональная деятельность, подготовка.

Annotation. The article actualizes the problem of the formation of moral and ecological culture of students -future teachers. The author shows the relationship between the formation of these types of culture in students and the formation of eco-thinking and a highly moral attitude of future generations to the surrounding people and the environment. In connection with these, the author defines the global nature of the ecological problems of modern times in the interrelationship between human ecological culture and its moral component. The importance of the teacher's profession for forming and improving the moral and ecological culture of future generations based on the pedagogical potential of science, art, religion and a personal example of a teacher is substantiated. The author brings to the pedagogical potential of the profession the philosophical and ideological foundations of social, moral and ecological optimality, accompanied by an awareness of moral and environmental imperatives in the process of education and the formation of future generations.

Keywords: future teachers, students of a pedagogical university, moral and ecological culture, formation of ecological reflection, professional activity, preparation.

Введение. Современный этап социокультурного развития позволяет констатировать факт того, что экологические проблемы не только приобретают статус глобальных, но становятся все более опосредованными уровнем нравственной культуры человека [10; 11; 13].

Формулировка цели статьи. Говорить о современном представителе человечества, его экологической культуре, экомышлении и нравственной организации на сегодняшний момент очень сложно. Уровни понимания ответственности человека перед природой и обществом настолько различны, что подводить их под какие-либо унифицированные категориальные понятия или классификации пока не представляется возможным. Ситуация обретения целостности нравственно-экологической ипостаси современным человеком в динамической взаимосвязи с природным пространством достаточно трудна и является (по крайней мере должна являться) одной из важнейших и первостепенных задач любой отрасли, любого направления. В основном же, осмысление проблем достижения высокой нравственной и экологической культуры человеком в современном мире пока, к сожалению, остается прерогативой тех наук и учений, которые направляют свои усилия на решение проблем внутренней духовной природы личности, ее движущих сил, мотивов самовыражения во «второй природе» - условиях существования людей среди вещей в окружающей их среде. К наиболее важной, на наш взгляд, в данном аспекте относится область педагогических наук и связанное с ней профессиональное педагогическое образование, которое подготавливает к будущей профессиональной деятельности тех личностей, от чьих усилий будет зависеть нравственная культура будущего поколения [1; 3; 8]. Данная конституента была положена в основу цели нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. В связи с этим формирование нравственной и экологической культуры студентов педагогических вузов становится на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой. Значимость ее роли для воспитания педагога, способного к выполнению, связанных с решением вышеуказанной проблемы, задач, постоянно возрастает, так как проблема нравственного отношения современного человека к окружающему миру остается сегодня наиболее насущной для всего мира; вопрос лишь в том, что для общества будет важнее: материальные выгоды или экологическое равновесие, основанное на формировании должного уровня нравственности [10; 11].

Задумываясь о человеке с позиций нравственности и экологической культуры, приходим к выводу о том, что, по сути дела, природа, все живое, в том числе и человек - это энергия космоса, «энергия Солнца». «Энергия Солнца, - говорил В. И. Вернадский, - это и человек, и созданная им культура! Работа животных в

природе инстинктивная, нетворческая, хотя суммарный эффект от нее значителен. Но несравним и несопоставим с ней труд человека, созидание культурных ценностей, которые не поддаются количественной оценке».30

Это, действительно, выдающееся наблюдение, однако, несведение его к «пафосности» будет возможным лишь в том обществе, в котором социальная активность каждого отдельного человека будет определять, прежде всего, потребности данного социума; где мировоззрение человека свидетельствует о том, что он в состоянии взять на себя ответственность за будущее, за сохранность природы в деятельном и творческом отношении к ней, за проявление человеческих ценностей в любой деятельности, за условия жизни будущих поколений, которые должны быть социально, нравственно и экологически оптимальными [2; 6; 9].

Давно уже стоит вопрос о сохранении природной среды и здоровья окружающих людей в крупных урбанизированных конгломератах, в процессе чего ведущим звеном является педагог. Соединить природное и социальное, нравственное и материальное, оптимально потребительское и экологическое без нанесения ущерба личности должно взрастить новый тип мышления - экологическое, сформировать которое является на сегодня одной из главных задач педагога. Проблема лишь в том, удается ли это будущему специалисту, так как начинать нужно будет именно с себя.

А именно она (эта проблема) и является одной из основных в размышлениях о нравственной и экологической культуре человека, над чем трудится огромное количество ученых и педагогов. Противоречивость ситуации на современном этапе развития состоит, к сожалению, в том, что человек привык брать у природы как можно больше, намного больше, чем ему было бы достаточно. В результате, вместо экологического мышления, общество получило мышление материального обогащения. «Рано или поздно человек выйдет в Космос; рано или поздно он овладеет источником энергии, способным окончательно утвердить человеческое присутствие в мире или, напротив, стереть с лица Земли все следы цивилизации».31

Сотрудничество науки и религии, науки, искусства и морали настолько мало, что она находится в так называемом «духовном вакууме», лишенном зачастую человеческого отношения к природному пространству. Приведем в качестве примера высказывание психолога В. С. Мухиной: «Современный человек ищет пути развития компьютерных технологий, «интеллектуальных» систем, которые будут служить прогрессу, и будут находиться под контролем всеобщих нравственных принципов. Современный человек стремится снять свою зависимость от вещей, построить естественные, непосредственные отношения между людьми».32 Действительно, технологии развиваются молниеносно, но вот о контроле нравственных принципов зачастую умалчивают [3; 5; 10].

Скачок научно-технического прогресса на настоящем этапе развития отношений современного общества, окружающей природной среды и производства характеризуется сложными процессами и тенденциями, затрагивающими в первую очередь человека и то природное пространство, в котором он развивается. С одной стороны, достижения в области науки и образования, «массовый выброс» в экологическое пространство новых технологий, включающих постоянно растущие информационные потоки, обеспечивают значительное улучшение качества жизни будущего поколения, что проявляется в совершенствовании различных условий жизни и обучения.

Выход из сложившейся ситуации будет во многом зависеть от того, насколько высоким будет уровень нравственной, экологической культуры и сознания тех, в чьих руках будет формироваться подрастающее поколение. Это означает, что решение рассматриваемой проблемы во многом принадлежит педагогической науке и практике, педагогическому образованию и подготовке к соответствующей профессиональной деятельности. Поэтому, неслучайно, экологический ракурс образования в сочетании с основами нравственности стал сегодня одним из приоритетных направлений трансформационных преобразований высшей и средней школы [1].

Считаем необходимым еще раз упомянуть, современная экологическая ситуация такова, что для конструктивного ее изменения необходима аккумуляция всевозможных ресурсов, среди которые немаловажные позиции занимают ресурсы педагогические, направленность которых акцентирована на:

- воспитании нового поколения с высоким уровнем нравственной культуры и развитым экологическим мировоззрением;

- воспитании и образовании личности, понимающей и учитывающей принципы неразрывности связей человека и окружающей природы;

- воспитание личности, способной воспринимать отношение к природе как неотъемлемый элемент общей культуры;

- воспитание личности, наделенной духовными ценностями, регулирующими принимаемые решения с точки зрения нравственности и экологического сознания.

В решении рассматриваемой проблемы считаем важным также и то, что педагогический вуз сегодня является достаточно сложной системой, успешность функционирования которого всецело зависит от научно обоснованных, грамотно реализованных и своевременно принятых решений. Тот потенциал, когда выстроенный предметно-дисциплинарно учебный план стал способствовать деятельности кафедр с позиций сосредоточения своих усилий на курируемых дисциплинах, а не на комплексном подходе к овладению знаниями, умениями и компетенциями при решении профессионально ориентированных педагогических задач исчерпал себя. Для эффективного решения проблем профессиональной подготовки в контексте формирования нравственной и экологической культуры студентов потребовалась иная организация высшего педагогического образования, а именно его перестройка для того, чтобы подготовить совершенного иного педагога, обладающего не только интегральными профессионально важными качествами, максимально отвечающими требованиям современной системы и запросам общества, но и «экоцентрированным самосознанием», тесно связанным с формированием «ноосферного» сознания, основанного на принятии экологического и нравственного императивов развития личности, экологическим мышлением, в основе которого лежит «жизнь как высшая ценность» [11; 13].

30 Яковлев В. П. В. И. Вернадский. Серия «Философы XX века» - «Отечественная философия». М.: «МарТ; Ростов н/Дону: издательский центр «МарТ», 2005. С. 36.

31 Там же, с. 36.

32 Мухина В. С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 31.

Выводы. Таким образом, раздел преемственности формирования нравственной и экологической культуры будущего педагога в профессиональной подготовке все более приобретает характер важнейшей психолого-педагогической проблемы в отношениях между человеком и человеком, человеком и окружающей средой, а также развивается как самостоятельная отрасль знания в системе профессиональной педагогической подготовке и повышении квалификации специалистов психолого-педагогического профиля.

Как уже было отмечено выше, наиболее остро вопрос о формировании нравственной и экологической культуры в рамках педагогического образовании встал в период реформации системы образования в условиях ухудшения экологической обстановки. На современном этапе социально-экономического развития педагогика и большая часть других наук признает человека самой «активной» и «мощной силой», воздействующей на окружающее природное пространство, в связи с чем политика государства в области высшего профессионального образования должна быть не просто регулятивом образования как социального института, целью которого общество будет видеть образованного профессионала, а создание такой модели подготовки формирующегося специалиста, в результате которой он был бы не просто профессионально подготовлен к осуществлению деятельности в условиях производства, но подготовлен к этой деятельности как специалист гуманный, духовный, здоровый, экологически мыслящий.

Литература:

1. Александрова, Н. М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования: уровни построения, обоснование / Н. М. Александрова // Инновационные аспекты современного профессионального образования (Т. XXXVII. Приложение к журналу «Философия образования»). -Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2010. - С. 18-29.

2. Андреева, Г. Ф. Культура здоровья: ноосферный подход. В. И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография / Г. Ф. Андреева, Л. Ю. Архипова. Под науч. ред. А. И. Субетто и В. А. Шамахова. В 3-х томах. Том 2. - СПб.: Астерион, 2013. - С. 499.

3. Ахмеднабиев, М. К. Особенности формирования экологической культуры у студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] / М. К. Ахмеднабиев. - 2007. - Режим доступа:http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195049169&archive=1195938 639&8Шг1_&от=&иса1=&

4. Васильева, И. Н. Формирование эколого-валеологической компетенции учащихся [Электронный ресурс] / И. Н. Васильева. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/517144/

5. Захлебный, А. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования / А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: научно-методический журнал. - 2007. - № 3. - С. 3-8.

6. Колесников, М. М. О соотношении понятий «экологическая культура» и «экологическая компетентность» / М. М. Колесников // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2013. -№1. - С. 69-73.

7. Маджуга, А. Г. Научные основы эколого-валеологического образования студентов в ракурсе здравоцентристской педагогической парадигмы / А. Г. Маджуга // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2009. - №5. - С. 84-89.

8. Муравьева, Е. В. Экологическое образование как одно из средств духовного возрождения общества / Е. В. Муравьева, М. А. Миронова // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: материалы IX науч.-практ. конф. - Казань; Йошкар-Ола: Центр инновационных технологий, 2001. - С.164-166.

9. Муравьева, Е. В. Необходимость экологизации образования как средство решения проблем ноосферы / Е. В. Муравьева // Совершенствование преподавания в высшей школе: материалы науч.-метод. конф. - Казань, 2001. - №4. - С. 81-83.

10. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.

11. Пашков, В. В. Философские основания профессионализации педагогической деятельности / В. В. Пашков // Гшея. - Ктв, 2014 р. - № 88(9). - С. 288-293.

12. Пономарева, К. А. Эколого-валеологическое образование студентов педагогического вуза / К. А. Пономарева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г). - СПб.: Реноме, 2012. - С.179-181.

13. Урсул, А. Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века / А. Д. Урсул // Социально-политический журнал. - М., 1996. - № 4. - С. 68-77.

Педагогика

УДК 23

доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга);

старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Аннотация. В статье раскрываются региональные особенности развития начального образования в Калужской губернии во второй половине 18 века, раскрываются основные историко-педагогические факторы и условия, определившие своеобразия становления начальных школ Калужской губернии. Также рассматривается специфика работы начальной школы калужской губернии, основные предметы, которые преподавались в них.

Ключевые слова: начальные школы, начальное образование, училище, реформы, региональные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.