Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие в процессе экологического воспитания дошкольников старшего возраста'

Духовно-нравственное развитие в процессе экологического воспитания дошкольников старшего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION / FLORA AND FAUNA OF TUVA / PRESCHOOL CHILDREN / PRE-SCHOOL ORGANIZATIONS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ТУВЫ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамба Н.Ч.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с духовно-нравственным развитием дошкольников в процессе экологического воспитания и проводится анализ содержания работы по формированию у детей основ экологической культуры на примере дошкольных организаций Республики Тыва. В работе также освещаются результаты исследования по формированию понимания детьми взаимодействия с природными объектами, особенности взаимосвязей в природе с учётом разнообразного растительного и животного мира региона (Республики Тыва). В исследовании использованы методы, приёмы и средства, способствующие духовно-нравственному развитию с опорой на экологические обычаи и традиции тувинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT IN THE COURSE OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN OF ADVANCED AGE

The article deals with issues related to the spiritual and moral development of preschool children in the process of environmental education and analyzes the content of the work on the formation of the basics of environmental culture in children on the example of preschool organizations of the Republic of Tuva. The paper also highlights the results of a study on the formation of children’s understanding of the interaction with natural objects, especially the relationships in nature, taking into account the diverse flora and fauna of the region (Tuva Republic). The study uses methods, techniques and tools to promote spiritual and moral development based on the environmental customs and traditions of the Tuvan people.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие в процессе экологического воспитания дошкольников старшего возраста»

УДК 373.2: 574/577

Damba N.Ch, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: natalyadamba@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT IN THE COURSE OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN OFADVANCED AGE. The article deals with issues related to the spiritual and moral development of preschool children in the process of environmental education and analyzes the content of the work on the formation of the basics of environmental culture in children on the example of preschool organizations of the Republic of Tuva. The paper also highlights the results of a study on the formation of children's understanding of the interaction with natural objects, especially the relationships in nature, taking into account the diverse flora and fauna of the region (Tuva Republic). The study uses methods, techniques and tools to promote spiritual and moral development based on the environmental customs and traditions of the Tuvan people.

Key words: spiritual and moral development, environmental education, flora and fauna of Tuva, preschool children, preschool organizations.

Н.Ч. Дамба, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: natalyadamba@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с духовно-нравственным развитием дошкольников в процессе экологического воспитания и проводится анализ содержания работы по формированию у детей основ экологической культуры на примере дошкольных организаций Республики Тыва. В работе также освещаются результаты исследования по формированию понимания детьми взаимодействия с природными объектами, особенности взаимосвязей в природе с учётом разнообразного растительного и животного мира региона (Республики Тыва). В исследовании использованы методы, приёмы и средства, способствующие духовно-нравственному развитию с опорой на экологические обычаи и традиции тувинского народа.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, экологическое воспитание, растительный и животный мир Тувы, дети дошкольного возраста, дошкольные организации.

Проблема духовно-нравственного развития чрезвычайно актуальна. На современном этапе наблюдается отчуждение детей от природы как источника духовности и нравственности, что приводит к минимальному общению детей с природой. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, где закладываются основы экологической культуры и поведения детей в природе.

Вопросы ознакомления детей с предметным миром и природой рассматривались Е.Н. Водовозовой, Е. Н. Тихеевой, К. Д., Ушинским и др. Исследованиями экологического образования занимались также H.H. Моисеев, К.А. Романова и Г Я. Ягодин. Игровая деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте изучались Д.Б.Элькониным, Л.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым и местными исследователями И.У Самбуу, Х.Д-Н Ооржак и Э.Э. Мендот.

По теории А.Н. Леонтьева, в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании..., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении [1].

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологии, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности в России объявлялся даже год экологии. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - необходимость, актуальность которой диктуется современными условиями.

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования уделяется достаточно внимания на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [2; 3].

Для изучения уровня духовно-нравственного развития в процессе экологической воспитанности в старших группах дошкольных организаций республики Тыва были использованы различные диагностические методики.

В начале исследования проведена диагностика экологических знаний:

- Назови и покажи животных на картинке.

- Назови, какие животные домашние, а какие дикие.

- Зачем человеку корова, овца, лошадь? Как он ухаживает за ними?

- Назови птиц на картинках.

- Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

- Назови и покажи домашних птиц.

- Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.

- Назови и покажи части тела рыбы на картинке.

- Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь?

- Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

- Узнай дерево по листу.

- Назови, узнай растение по цветку.

- Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды.

- Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в уголке природы.

- Определи, какие растения надо полить?

- Что нужно, чтобы растение росло?

- Что произойдёт, если растение не поливать?

- Назови, какое сейчас время года, какое время года было?

Для проверки первоначальных умений, навыков вести себя на природе, детям задавались следующие вопросы:

- Любишь ли ты отдыхать на природе?

- Что ты больше всего любишь делать на природе?

- Как и чем бы ты помог животным и растениям?

- Ты помогал взрослым в охране природы?

В ходе игр и специальных упражнений («Назови дерево по листочку», «Проверь, хотят ли пить воду цветы на окне», «Кто, где живёт?» и др.) определяли уровень знаний о жизни диких и домашних животных в природных условиях, умение распознавать деревья, комнатные растения, цветы; понимание отношения к природе, животным.

Для рисуночного теста «Я и природа» ребёнку давали стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, ластик лучше не давать), просили нарисовать себя на природе. При этом не говорили, что должно быть на рисунке, пусть рисует так, как он представляет. После окончания работы задавались наводящие вопросы: кто, где нарисован, что делают, кто в каком настроении и т. д.

В результате исследования был выявлен средний уровень духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Дети любуются природой, но могут позволить себе ломать ветки на шалаш, рвать цветы и листья на деревьях.

Анализируя проведённую работу, можно сделать следующие выводы: большая часть детей имеет не очень чёткое представление о бережном отношении к природе и её богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе.

В ходе исследования, с детьми проводились тувинские игры, которые отражают реальную действительность (окружающий мир, скотоводство и охота). В них содержатся знания о природе, гармония с ней. Например, игра «Кажык» (бараньи астрагалы), по преданию тувинцев, приносят счастье. Тувинцы четырём сторонам кости давали названия: баран - выпуклая сторона, коза - сторона с ямочкой, лошадь - верхняя ровная сторона, корова - менее ровная сторона [4; 5; 6].

После того, как мы их научили, дети очень полюбили разновидность игры в кости «Скачки». Игроки (от 4 до 6 человек) кости ставят цепочкой стороной коня, затем каждый игрок выбирает себе коня и ставит «у старта» в шеренгу. Играющий берёт 4 кости и подбрасывает их. Передвигается конь на столько, сколько косточек упало стороной коня. Чей конь пришёл первым к «финишу», тот и выигрывает У тувинцев конь - животное очень почитаемое. Параллельно с игрой идёт обогащение словаря детей, дети узнают масть лошадей, их ходьбу, чем их кормить, как за ними ухаживать. Игра развивает и логическое мышление, и счёт.

Проводились также конкурсы рисунков «Дикие и домашние животные Тувы», «Насекомые родного края». В своих рисунках дети отражали яков, горных козлов, ирбисов, которые, несомненно, показывают уникальные особенности региона.

На утренниках кроме музыки, стихов и игр, включали фрагменты сказок, давали игровые задания по отгадыванию загадок на темы природы. Слушая сказки о верблюдах, яках, лошадях и других животных, ребята учились различать их повадки, среду обитания. Выслушав рассказ А.Шоюна «Рыбки проголодались», стихотворения С.Сарыг-оола "Родная Тува моя", Э. Кечил-оола «Цветы мои», М. Пришвина «Золотой луг» дети говорили о своих чувствах (сопереживании или радости).

На прогулках вели с детьми наблюдения за деревьями и цветами, учили распознавать деревья и цветы по их листьям. Наблюдая за рыбками в аквариуме, деревьями на участке в разное время и цветущими растениями, дети по-

лучали первые конкретные знания об объектах природы; учились проявлять милосердие, доброжелательность по отношению к окружающим. Проводились и наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождались ведением календаря.

В Туве много зимующих птиц. Учитывая суровый климат, родители готовили со своими детьми кормушки и скворечники. В ходе исследования проводились беседы о необходимости оберегать и защищать как живую, так и неживую природу: насекомых, растений, животных, водоёмы, леса и т.д. Разыгрывались различные жизненные ситуации, чтобы вызвать у детей сочувствие и сопереживание, желание ухаживать за растениями, птицами и животными.

В конце беседы всегда подводились итоги, задавались вопросы, на которые дети с удовольствием отвечали.

- Что будет с растениями, если их своевременно не поливать?

- Как чувствуют себя птицы зимой в наших условиях?

- Расскажите о поведении домашних животных, если они голодны?

- Что надо сделать, чтобы птицы (собаки, домашние животные) чувствовали себя комфортно (уютно)?

- Для чего нужны деревья (леса)?

Библиографический список

Ухаживая за комнатными растениями, дети приобщаются к труду и получают практические навыки ухода за ними. Детям давалась возможность понаблюдать за изменениями поведения животных, происходящими в разную погоду и выяснить их причины, например, почему собаки прячут нос, а птицы летают низко. При использовании метода наблюдения, можно также выяснить и умение сочувствовать, управлять своим поведением и отзывчивость детей по отношению к объектам живой и неживой природы.

В результате проведённой работы, по отличительным особенностям внешнего вида дети определяли деревья, кустарники и комнатные растения; по описанию ситуаций (радостный лай, виляние хвостом, худоба, лежачий вид) определяли жизнь щенков; рассказывали также о возникших чувствах (радости, жалости, сочувствия, желания погладить, накормить).

Дети по отношению к больным, худым животным, проявляли сочувствие и сопереживание, предлагали варианты решений (накормить, лечить, погладить, привести домой, поселить в домике), аргументировали ответы.

Результаты проведенного исследования говорят о возможности и необходимости формирования основ экологической культуры, духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста.

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: МГУ 2000.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва: УЦ Перспектива, 2014.

4. Самбу И.У Тувинские народные игры. Историко-этнографический очерк. Кызыл, 1978.

5. Ооржак Х. Д-Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл, 1995.

6. Мендот Э.Э. Народные подвижные игры для детей 5 - 6 лет в сельских дошкольных образовательных учреждениях. Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. Улан-Удэ. 2008; Вып. 13: 115 - 118.

7. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на Дону: Феникс, 2006.

8. Козловская С.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Забайкальские Рождественские образовательные чтения, 2017.

9. Козловская С.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Забайкальские Рождественские образовательные чтения. Чита, 2017.

10. Лихачев Б.Т. Экология личности. Педагогика. 1993; № 2: 19 - 21.

11. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2001. References

1. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psihiki. Moskva: MGU, 2000.

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2011.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: UC Perspektiva, 2014.

4. Sambu I.U. Tuvinskie narodnye igry. Istoriko-'etnograficheskijocherk. Kyzyl, 1978.

5. Oorzhak H. D-N. Tuvinskie narodnye podvizhnye igry. Kyzyl, 1995.

6. Mendot 'E.'E. Narodnye podvizhnye igry dlya detej 5 - 6 let v sel'skih doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i sport. Ulan-Ud'e. 2008; Vyp. 13: 115 - 118.

7. Deryabo S.D. 'Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya. Rostov-na Donu: Feniks, 2006.

8. Kozlovskaya S.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS DO. Zabajkal'skie Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya, 2017.

9. Kozlovskaya S.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS DO. Zabajkal'skie Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya. Chita, 2017.

10. Lihachev B.T. 'Ekologiya lichnosti. Pedagogika. 1993; № 2: 19 - 21.

11. 'El'konin D.B. Psihologiya razvitiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2001.

Статья поступила в редакцию 31.01.19

УДК 378

Dzhovtkhanova Kh.Kh., Manager of Faculty of Mathematics and Computer Science, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: Sapna1992@mail.ru

THE USE OF THE EFFECTIVE PRINCIPLES AND TECHNIQUES TO ENHANCE INFORMATION LITERACY OF ELDERLY PEOPLE. In recent years foreign European gerontopsihologii more and more often used concept called "successful aging", "happy ageing." using the latest actual achievements and discoveries in medical science, psychologists-gerontologists have fixed those spheres of an elderly person, that can greatly push the approach of old age, make a full and interesting life of an elderly person. The article studies the use of effective forms of principles and methods to improve information literacy of elderly people. It is concluded that the increase of information literacy is still among the most popular educational programs. Because familiarity with the computer significantly changes the life of a pensioner for the better, allows them to navigate in the modern world, to open new areas and areas for communication and technological opportunities that facilitate life.

Key words: forms, principles, methods, information literacy, elderly people.

Х.Х. Джоетханоеа, диспетчер факультета математики и компьютерных технологий, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

г. Грозный, E-mail: Sapna1992@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

В последние годы в зарубежной европейской геронтопсихологии всё больше и чаще используется концепция под названием «успешное старение», «счастливое старение». Используя последние актуальные достижения и открытия в медицинской науке, психологи-геронтологи зафиксировали те сферы жизнедеятельности пожилого человека, воздействуя на которые можно значительно отодвинуть приближение старости, сделать полнокровной и интересной жизнь пожилого человека. В статье изучено использование эффективных форм принципов и методов повышения информационной грамотности людей пожилого возраста. Сделан вывод о том, что повышение информационной грамотности до сих пор является среди самых востребованных образовательных программ. Потому что, знакомство с компьютером существенно меняет жизнь пенсионера к лучшему, позволяет ориентироваться им в современном мире, открывать новые области и сферы для общения и технологические возможности, которые облегчающие быт.

Ключевые слова: формы, принципы, методы, информационная грамотность, люди пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.