Научная статья на тему 'Эксперименты в начальном курсе математики'

Эксперименты в начальном курсе математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MATHEMATICAL EXPERIMENT / COMPUTER EXPERIMENT / VIRTUAL EXPERIMENT / INTELLECTUAL SKILLS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М., Нурмагомедов Д.М., Магомедов Н.Г., Омарова А.А.

Статья посвящена проблеме постановки и использования математических экспериментов в процессе обучения математике младших школьников. Обсуждаются различные мнения по проблеме использования экспериментов при обучении математике в начальной школе. Обосновывается необходимость использование в учебном процессе различных видов математических экспериментов, играющих важную роль в формировании у учащихся не только познавательных универсальных учебных действий (УУД), но и обобщённых интеллектуальных умений. Всё это необходимо для подготовки учащихся к креативной деятельности в нестандартных условиях, требуемой во ФГОС НОО, которое предполагает значительное повышение требования к использованию посильных математических экспериментов в начальном курсе математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTS IN THE INITIAL COURSE OF MATHEMATICS

The article is dedicated to a problem of formulation and use of mathematical experiments in the process of teaching mathematics to younger schoolchildren. Different opinions on the problem of using experiments in teaching mathematics in primary school are discussed. The necessity of using various types of mathematical experiments in the educational process, which play an important role in the formation of schoolchildren not only cognitive universal educational actions (UEA), but also generalized intellectual skills, is substantiated. All this is necessary to prepare students for creative activity in non-standard conditions required in GEF the NOUS, which implies a significant increase in usage requirements accessible mathematical experiments in the initial course mathematics.

Текст научной работы на тему «Эксперименты в начальном курсе математики»

References

1. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur. (Opyt opredeleniya). Voprosy filosofii. 1989; 6: 31 - 34.

2. Sadchikova Ya.V. Integraciya ponyatij «yazyk» i «kul'tura» v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Molodoj uchenyj. 2015; 14: 599 - 603.

3. Gumbol'dt V. Izbrannye trudy poyazykoznaniyu. Moskva, 1984.

4. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo,1986.

5. Kornilov O.A. Yazykovye kartiny mira kak proizvodnye nacional'nyh mentalitetov. Moskva: CheRo, 2003.

6. Sepir 'E. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu i kul'turologi. Moskva, 1993.

7. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya. Moskva: Slovo / Slovo, 2000.

8. Myuller M., Sepir 'E., Uorf B.L., Vitgenshtejn L. Yazyki kak obraz mira. Antologiya. Moskva: AST; Sankt-Peterburg: Terra Fantastica, 2003.

9. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb, zavedenij. Moskva: Akademiya, 2001.

Статья поступила в редакцию 02.02.19

УДК 51(07)

Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, Initial Mathematical Education (Russia), E-mail: nisred47@mail.ru

Mahmudov H.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, Initial Mathematical Education (Russia), E-mail: murtuzka@bk.ru

Nurmagomedov D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, Initial Mathematical Education (Russia), E-mail: dibir52@mail.ru

Magomedov N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, Initial Mathematical Education (Russia), E-mail: nasrudin.magomedov@mail.ru

Omarova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, Initial Mathematical Education (Russia), E-mail: omarovaabidat@mail.ru

EXPERIMENTS IN THE INITIAL COURSE OF MATHEMATICS. The article is dedicated to a problem of formulation and use of mathematical experiments in the process of teaching mathematics to younger schoolchildren. Different opinions on the problem of using experiments in teaching mathematics in primary school are discussed. The necessity of using various types of mathematical experiments in the educational process, which play an important role in the formation of schoolchildren not only cognitive universal educational actions (UEA), but also generalized intellectual skills, is substantiated. All this is necessary to prepare students for creative activity in non-standard conditions required in GEF the NOUS, which implies a significant increase in usage requirements accessible mathematical experiments in the initial course mathematics.

Key words: mathematical experiment, computer experiment, virtual experiment, intellectual skills, universal educational actions.

Н.Г. Гашарое, канд. ф.-м. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: nisred47@mail.ru

Х.М. Махмудов, канд. ф.-м. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования ДГПУ, E-mail: murtuzka@bk.ru;

Д.М. Нурмагомедое, канд. пед. наук, проф. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: dibir52@mail.ru_

Н.Г. Магомедое, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: nasrudin.magomedov@mail.ru

А.А. Омароеа, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: omarovaabidat@mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Статья посвящена проблеме постановки и использования математических экспериментов в процессе обучения математике младших школьников. Обсуждаются различные мнения по проблеме использования экспериментов при обучении математике в начальной школе. Обосновывается необходимость использование в учебном процессе различных видов математических экспериментов, играющих важную роль в формировании у учащихся не только познавательных универсальных учебных действий (УУД), но и обобщённых интеллектуальных умений. Всё это необходимо для подготовки учащихся к креативной деятельности в нестандартных условиях, требуемой во ФГОС НОО, которое предполагает значительное повышение требования к использованию посильных математических экспериментов в начальном курсе математики.

Ключевые слова: математический эксперимент, компьютерный эксперимент, виртуальный эксперимент, интеллектуальные умения, универсальные учебные действия.

Стратегическим направлением развития отечественной системы школьного математического образования является внедрение в практику обучения эффективных высокотехнологичных методов обучения, вовлекающих учащихся в активную творческую работу, выводящих учащихся за пределы школы, превращающих последнюю в научно-культурный центр социального развития того или иного населенного пункта. Младший школьный возраст обладает значительными возможностями для развития личности, её творческих начал, поэтому начальная школа занимает особое место в формировании интеллектуального потенциала ученика, его познавательных интересов и учебной активности.

Ребёнок приходит в школу с желанием учиться. Его привлекает и процесс занятий, и положение ученика. От эффективной организации процесса обучения в начальной школе, зависит уровень сформированности у школьников волевых качеств, степень развитости его памяти, внимания и других высших психический функций. Играя ведущую роль в психическом развитии учащегося, обучение должно на достаточно высоком уровне обеспечивать формирование интеллектуальной сферы младших школьников, личностных особенностей, создавать условия для эмоционального комфорта и положительной учебной мотивации.

Результативность обучения и, как следствие, психического развития учащихся зависит от того, насколько в реализуемых педагогических подходах и средствах внимание акцентируется на самостоятельности нахождения знаний и

потребности в методически активном отношении к процессу обучения. Это особенно важно в первые школьные годы, когда закладываются основы умственного труда, отношение к учению и к школе в целом.

Научить ребёнка учиться самостоятельно, исследуя познаваемые явления, сделать его субъектом образования и собственного «Я», чего требует ФГОС НОО, возможно тогда и лишь только тогда, когда уже с начальной школы в нём будут задействованы способность к теоретическому самостоятельному познанию и эвристике.

В связи с этим ясно, почему в последнее время возрос интерес к исследовательским проектам школьников. В школах появился институт «завучей по науке», отвечающих за их исследовательскую деятельность.

Известно, что традиционная аксиоматическая евклидова манера преподнесения математического знания в виде цепочки: «математическое определение -аксиома - утверждение - доказательство» не является единственной адекватной математическому стилю мышлению. Известно, также, что для многих учеников подобная форма изложения до невозможности усложняет восприятие материала. Положение можно значительно подправить, если «смягчить» дедуктивную парадигму предварением фазы поиска, эксперимента, эвристики, «работы руками» теоретическим выкладкам, включающего ученика в материал изучаемой проблемы, поможет осознать её и, как итог, по достоинству оценить эти абстракт-

ные построения. Такая методика не только психологически облегчит восприятие абстрактного учебного материала, а во многих случаях и соответствует историческому ходу развития науки.

Термины «математика» и «эксперимент» при совместном их обозрении кажутся противоречивыми. Естественен вопрос: правда ли математики мыслят по такой же цепочке: «определение - аксиома - формулировка теоремы - доказательство», в соответствии с которой обычно оформляются математические работы? Профессиональный математик скажет, что это далеко не так. В изучении серьезных математических проблем всё не так просто, как кажется при чтении. Если проблема не поддаётся «прямому штурму» и слишком сложна, то полезно сравнить её с аналогичной, которая уже решена, или же рассмотреть последовательность более простых частных случаев и попытаться угадать стоящую за ними общую закономерность. Затем переходим к этапу строгого доказательства уже установленного утверждения.

Как отмечал Д. Пойа, «в своём математическом творчестве математик так же пользуется наблюдением и обобщением, гипотезой и экспериментом, как это делает всякий естествоиспытатель» [1, с. 6].

При изложении математических результатов в силу давней традиции для лаконичности обычно оставляют только фазу доказательства, а фазу поиска пропускают как само собой разумеющую. В методическом же отношении изложение от этого часто становится скудным, поскольку учащемуся не показывают, как можно было додуматься до изучаемого научного факта, хотя и строго доказанном позднее.

Подобной точки зрения придерживался и крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер. Свои открытия он часто излагал эвристически, как «чистосердечное изложение идей, приведших к этим открытиям» [1, с. 115].

В.И. Арнольд также выступает за «экспериментальную» математику. В математике, по его мнению, идёт борьба «естествоиспытателей» с «аксиомо-филами», рассматривающими математику как ряд последовательно выведенных следствий из систем аксиом. «Я расскажу об экспериментальных числовых наблюдениях, которые подсказывают новые (поразительные) законы природы, но которые далеко не сразу превращаются в теоремы. Я думаю, что в некоторых случаях доказательств придётся ждать сотню-другую лет, ... хотя сами открытия новых законов могут быть доступны и школьникам» [2].

Естественный для педагога вопрос состоит в том, чтобы понять, в какой мере и в каких формах экспериментальное начало математики присутствует в образовании школьников и как оно в методическом плане коррелирует с результативностью обучения математике младших школьников.

Остановимся теперь на математическом экспериментировании при обучении математике в начальных классах.

Поставив проблему, творчески работающий учитель останавливается и даёт подумать детям. А.И. Сгибнев считает, что желательно это делать в больших масштабах. «Как правило, теоретический материал сам является решением некоторого обобщённый вопроса; он облегчает решение задач, осуществляет классификацию примеров, создавая стройный математический «пейзаж». Полезно в той или иной форме задать данный вопрос и дать ученикам его осознать. Экспериментальная пауза позволяет ученику осознать вопрос как заданный ему, и последующее теоретическое разрешение воспринимается как ответ на его вопрос. При таком подходе легче понять, что теорию придумывают для облегчения жизни, а не для зубрёжки» [3, с. 2].

Очевидно, эксперименты априорно завязаны на процессе исследования. Математическое исследование школьника в своем содержании может сводиться к самостоятельному решению «трудной» задачи или серии связанных задач. В идеальном случае такие задачи возникает на уроке или кружке как естественное продолжение изученного углублённого материала. Такой областью часто бывает элементарная геометрия или комбинаторика, элементарные разделы алгебры, теории чисел или топологии. Тема может быть, как близкой к школьной программе, так и возникнуть в совсем новой для ученика области, но интересной и посильной для него.

Приведем примеры. 1. Замечая, что 24*11 = 264, 52*11 = 572, 45*11 = 495, предлагаем экспериментировать с другими двузначными числами, установить «легкий способ» умножения двузначного числа на 11 и найти 63*11 = 693.

Библиографический список

2. Перемножим пары чисел 32 и 38 и 26 и 24. Имеем соответственно 32*38 = 1216 и 26*24 = 624. Подберите еще один такой пример и сформулируй алгоритм легкого выполнения такого типа вычислений (в каждом данном случае цифра десятков у чисел одинаковая, а сумма цифр единиц равна 10; десятичная запись произведения получится, если цифру десятков умножить на число, следующее за ним в натуральном ряде, и приписать к нему в двузначном виде произведение единиц).

3. Нередко при введении нового факта или способа действия для осознания учащимися его новизны проводим математический эксперимент, показывающий преимущество нового перед старым или наоборот, чаще всего, если этот факт или способ более рационален или замещает другой.

В связи с внедрением в школьную действительность компьютерных технологий появилась возможность организации математических экспериментов с компьютерной поддержкой, осуществляемых как компьютерная программа. Среди них можно выделить три таких:

1. Независимый моделирующий эксперимент - компьютер является единственной частью установки, моделируя и сам физический процесс, и приборы, необходимые для проведения исследования;

2. Автоматизированный натурный эксперимент - компьютер выступает в качестве одной из неотъемлемых частей экспериментальной установки, необходим для управления экспериментом и регистрации данных;

3. Независимый моделирующий компьютерный эксперимент, который в свою очередь можно подразделить на два направления:

- численный эксперимент, при котором компьютер применяется для проведения расчетов и получения результатов этих расчетов, т.е. компьютер позволяет визуализировать ранее неизвестную информацию;

- виртуальный эксперимент, при котором компьютер применяется как средство эмуляции ряда реальных процессов с визуализацией заранее известных результатов.

Можно указать основные пути использования виртуального эксперимента, обеспечивающие его актуальность:

- виртуальный эксперимент как замена реального эксперимента в случае трудности его реализации;

- виртуальный эксперимент для учащихся, не имеющих возможности работать с реальными установками;

- виртуальный эксперимент для самостоятельной работы учащихся для их подготовки к работе с реальным прибором.

Нами были разработаны и апробированы для начальных классов ряд виртуальных экспериментов, среди которых отметим «Площадь фигуры», «Масса тела», «Объем и емкость тела», «Скорость тела», «Наглядная топология» и другие [4].

Однако в общеобразовательной школе информационные технологии обучения пока ещё не получили широкого распространения по ряду причин.

1. Отсутствие компьютерной грамотности у преподавателей.

2. Недостаточно сформированная информационная культура.

3. Недостаточная оснащённость учебных заведений компьютерами.

4. Отсутствие интереса к нововведениям.

5. Идея о нецелесообразности компьютерной реализации опытов.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что основной целью обучения

начальному курсу математики в настоящее время является формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных умений (в частности, познавательных УУД) - умение произвести анализ сложившейся ситуации и делать выводы; сопоставлять и противопоставлять различные стороны функционирования одного и того же объекта; устанавливать связи данного объекта с другими, выделять в них существенные признаки и отделять их от несущественных; сравнивать математические объекты, классифицировать их, обобщать наблюдаемые явления, переносить усвоенные способы деятельности в другие условия и др. Всё это необходимо для подготовки учащихся к креативной деятельности в нестандартных условиях, требуемой во ФГОС НОО, которое предполагает значительное повышение требования к использованию посильных математических экспериментов в начальном курсе математики.

1. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. Москва: ИИЛ, 1957.

2. Арнольд В.И. Динамика, статика и проективная геометрия полей Галуа. Москва: МЦНМО, 2005.

3. Сгибнев А.И. Исследовательская работа школьника по математике. Москва: МЦНМО, 2009.

4. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Виртуальные эксперименты в начальном курсе математики. Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования. Материалы международной научно-практической конференции. Москва: Планета-Д, 2015: 141 - 144.

References

1. Poja D. Matematika i pravdopodobnye rassuzhdeniya. Moskva: IIL, 1957.

2. Arnol'd V.I. Dinamika, statika iproektivnaya geometriya polej Galua. Moskva: MCNMO, 2005.

3. Sgibnev A.I. Issledovatel'skaya rabota shkol'nika po matematike. Moskva: MCNMO, 2009.

4. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Virtual'nye 'eksperimenty v nachal'nom kurse matematiki. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii nachal'nogo obrazovaniya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Planeta-D, 2015: 141 - 144.

Статья поступила в редакцию 02.02.19

УДК 373.2: 574/577

Damba N.Ch, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: natalyadamba@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT IN THE COURSE OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN OFADVANCED AGE. The article deals with issues related to the spiritual and moral development of preschool children in the process of environmental education and analyzes the content of the work on the formation of the basics of environmental culture in children on the example of preschool organizations of the Republic of Tuva. The paper also highlights the results of a study on the formation of children's understanding of the interaction with natural objects, especially the relationships in nature, taking into account the diverse flora and fauna of the region (Tuva Republic). The study uses methods, techniques and tools to promote spiritual and moral development based on the environmental customs and traditions of the Tuvan people.

Key words: spiritual and moral development, environmental education, flora and fauna of Tuva, preschool children, preschool organizations.

Н.Ч. Дамба, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: natalyadamba@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с духовно-нравственным развитием дошкольников в процессе экологического воспитания и проводится анализ содержания работы по формированию у детей основ экологической культуры на примере дошкольных организаций Республики Тыва. В работе также освещаются результаты исследования по формированию понимания детьми взаимодействия с природными объектами, особенности взаимосвязей в природе с учётом разнообразного растительного и животного мира региона (Республики Тыва). В исследовании использованы методы, приёмы и средства, способствующие духовно-нравственному развитию с опорой на экологические обычаи и традиции тувинского народа.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, экологическое воспитание, растительный и животный мир Тувы, дети дошкольного возраста, дошкольные организации.

Проблема духовно-нравственного развития чрезвычайно актуальна. На современном этапе наблюдается отчуждение детей от природы как источника духовности и нравственности, что приводит к минимальному общению детей с природой. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, где закладываются основы экологической культуры и поведения детей в природе.

Вопросы ознакомления детей с предметным миром и природой рассматривались Е.Н. Водовозовой, Е. Н. Тихеевой, К. Д., Ушинским и др. Исследованиями экологического образования занимались также H.H. Моисеев, К.А. Романова и Г Я. Ягодин. Игровая деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте изучались Д.Б.Элькониным, Л.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым и местными исследователями И.У Самбуу, Х.Д-Н Ооржак и Э.Э. Мендот.

По теории А.Н. Леонтьева, в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании..., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении [1].

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологии, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности в России объявлялся даже год экологии. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - необходимость, актуальность которой диктуется современными условиями.

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования уделяется достаточно внимания на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [2; 3].

Для изучения уровня духовно-нравственного развития в процессе экологической воспитанности в старших группах дошкольных организаций республики Тыва были использованы различные диагностические методики.

В начале исследования проведена диагностика экологических знаний:

- Назови и покажи животных на картинке.

- Назови, какие животные домашние, а какие дикие.

- Зачем человеку корова, овца, лошадь? Как он ухаживает за ними?

- Назови птиц на картинках.

- Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

- Назови и покажи домашних птиц.

- Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.

- Назови и покажи части тела рыбы на картинке.

- Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

- Узнай дерево по листу.

- Назови, узнай растение по цветку.

- Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды.

- Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в уголке природы.

- Определи, какие растения надо полить?

- Что нужно, чтобы растение росло?

- Что произойдёт, если растение не поливать?

- Назови, какое сейчас время года, какое время года было?

Для проверки первоначальных умений, навыков вести себя на природе, детям задавались следующие вопросы:

- Любишь ли ты отдыхать на природе?

- Что ты больше всего любишь делать на природе?

- Как и чем бы ты помог животным и растениям?

- Ты помогал взрослым в охране природы?

В ходе игр и специальных упражнений («Назови дерево по листочку», «Проверь, хотят ли пить воду цветы на окне», «Кто, где живёт?» и др.) определяли уровень знаний о жизни диких и домашних животных в природных условиях, умение распознавать деревья, комнатные растения, цветы; понимание отношения к природе, животным.

Для рисуночного теста «Я и природа» ребёнку давали стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, ластик лучше не давать), просили нарисовать себя на природе. При этом не говорили, что должно быть на рисунке, пусть рисует так, как он представляет. После окончания работы задавались наводящие вопросы: кто, где нарисован, что делают, кто в каком настроении и т. д.

В результате исследования был выявлен средний уровень духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Дети любуются природой, но могут позволить себе ломать ветки на шалаш, рвать цветы и листья на деревьях.

Анализируя проведённую работу, можно сделать следующие выводы: большая часть детей имеет не очень чёткое представление о бережном отношении к природе и её богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе.

В ходе исследования, с детьми проводились тувинские игры, которые отражают реальную действительность (окружающий мир, скотоводство и охота). В них содержатся знания о природе, гармония с ней. Например, игра «Кажык» (бараньи астрагалы), по преданию тувинцев, приносят счастье. Тувинцы четырём сторонам кости давали названия: баран - выпуклая сторона, коза - сторона с ямочкой, лошадь - верхняя ровная сторона, корова - менее ровная сторона [4; 5; 6].

После того, как мы их научили, дети очень полюбили разновидность игры в кости «Скачки». Игроки (от 4 до 6 человек) кости ставят цепочкой стороной коня, затем каждый игрок выбирает себе коня и ставит «у старта» в шеренгу. Играющий берёт 4 кости и подбрасывает их. Передвигается конь на столько, сколько косточек упало стороной коня. Чей конь пришёл первым к «финишу», тот и выигрывает. У тувинцев конь - животное очень почитаемое. Параллельно с игрой идёт обогащение словаря детей, дети узнают масть лошадей, их ходьбу, чем их кормить, как за ними ухаживать. Игра развивает и логическое мышление, и счёт.

Проводились также конкурсы рисунков «Дикие и домашние животные Тувы», «Насекомые родного края». В своих рисунках дети отражали яков, горных козлов, ирбисов, которые, несомненно, показывают уникальные особенности региона.

На утренниках кроме музыки, стихов и игр, включали фрагменты сказок, давали игровые задания по отгадыванию загадок на темы природы. Слушая сказки о верблюдах, яках, лошадях и других животных, ребята учились различать их повадки, среду обитания. Выслушав рассказ А.Шоюна «Рыбки проголодались», стихотворения С.Сарыг-оола "Родная Тува моя", Э. Кечил-оола «Цветы мои», М. Пришвина «Золотой луг» дети говорили о своих чувствах (сопереживании или радости).

На прогулках вели с детьми наблюдения за деревьями и цветами, учили распознавать деревья и цветы по их листьям. Наблюдая за рыбками в аквариуме, деревьями на участке в разное время и цветущими растениями, дети по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.