DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.018 УДК 378.016:502.1 ББК 74.489.02+20.1р30
А.А. НИЯЗОВА, Ю.М. ГИБАДУЛЛИНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
A.A. NIYAZOVA, Yu.M. GIBADULLINA
THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN TERMS OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION
В статье представлен анализ содержания понятия «экологическая культура», выделены ее компоненты. Рассмотрено одно из условий формирования экологической культуры у будущих педагогов, а именно: использование взаимодополняющего потенциала формального и неформального образования. Формирование экологической культуры в условиях формального образования осуществлялось посредством наполнения экологическим содержанием дисциплин профессиональной подготовки, использования на занятиях интерактивных методов обучения и т.д. Усиление возможностей формального образования в формировании экологической культуры осуществлялось за счет неформального образования через включение будущего педагога в максимально разнообразные виды экологоориентированной деятельности: исследовательскую, проектную; волонтерство, экологические квесты и др. Результаты исследования уровня экологической культуры показали эффективность условий и комплекса мероприятий.
The article presents an analysis of the content of the concept of «ecological culture» and its components. One of the conditions for the formation of ecological culture in future teachers, namely, the use of complementary potential of formal and non-formal education is considered. The formation of ecological culture in formal education was carried out by means of theoretical training: filling the disciplines of professional training with environmental content, using interactive teaching methods in the classroom and so on. The strengthening of formal education opportunities in the formation of ecological culture was carried out at the expense of non-formal education through the inclusion of the future teacher in the most diverse types of environmental-oriented activities: research, project, grant; volunteering, environmental quests and so on. The results of the study of the level of ecological culture have shown the effectiveness of conditions and a set of measures
Ключевые слова: экологическая культура, формальное образование, неформальное образование, формирование экологической культуры, условия формирования экологической культуры.
Key words: ecological culture, formal education, informal education, formation of ecological culture, conditions of formation of ecological culture.
Введение. Одним из необходимых условий и предпосылок развития современного общества является социоприродное взаимодействие в системе «человек - общество - природа», включающее в себя изменение образа природы, сложившегося в культуре социума и построение новой антропосоци-альной парадигмы, в которой регулятором отношений человека (общества) и природы выступает экологическая культура личности.
Одним из первых к проблеме экологической культуры человека обратился В.И. Вернадский, раскрывая ее как систему взаимодействия природы и человека на основе коэволюции [5]. Экологическая культура определяется как:
- совокупность элементов культурного наследия, передающаяся от поколения к поколению (А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин) [5];
- неотъемлемая часть культуры общества, характеризующегося степенью его духовности, нравственности, внедрения и соблюдения экологических принципов в деятельности людей [11, с. 9];
- часть общей человеческой культуры, выражающейся в системе экологических знаний, ценностных ориентаций и духовной направленности личности, в соблюдении норм и требований экологического и нравственного императивов, в проявлении гражданской и экологической ответственности» [4, с. 135];
- способность использовать экологические знания и умения в практической деятельности [14].
Кроме вышеназванных определений можно выделить экологическую культуру как:
- норму взаимодействия в системе «человек - природа - общество»;
- идеал, направленный на воспитание гуманистической направленности личности;
- опыт деятельности человека на основе знаний, умений, культуры чувств и деятельности.
Исходя из анализа содержания понятия экологической культуры, можно выделить ее компоненты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты экологической культуры
Авторы Компоненты
Б.Т. Лихачев 1. Когнитивный (экологические знания и умения). 2. Перцептивно-эмоциональный (формирование духовно-нравственной сферы). 3. Аксиологический (ценностные ориентации). 4. Деятельностный (экологически оправданное поведение) [8]
О.Н. Рябцева Экологическая грамотность, экологическая эрудиция, экологическая образованность, экологическая компетентность [14]
А.А. Ниязова Экологические знания, культура чувств, экологические убеждения, культура экологически оправданное поведение [8]
О.И. Марар И.А. Сосунова 1. Мотивационный (потребности, ценностные установки, субьектив-ное отношение, субъектная позиция, эмоции, чувства). 2. Содержательный (научное мировоззрение, знания, представления, умения, познавательная активность, интересы). 3. Деятельностно-практический (навыки, привычки, поведение, деятельность). 4. Рефлексивный (самооценка, самосознание) [13]
Из представленной таблицы видно, что одним из важных компонентов экологической культуры являются экологические знания как объективная необходимость осознания экологических проблем и поиска путей их решения. «Однако экологические знания не гарантируют наличия экологической культуры, поэтому необходимо говорить о развитии эмоциональной сферы личности, культуры чувств и субъективного отношения к природе» [9]. Одним из важных составляющих формирования экологической культуры является непосредственная деятельность человека: природоохранная, природо-восстановительная и преобразующая.
Одним из субъектов формирования экологической культуры подрастающего поколения является педагог. Поэтому необходимо говорить о создании условий, способствующих повышению уровня экологической культуры будущих педагогов.
Формирование экологической культуры будущих педагогов возможно при выполнении следующих условий:
- «использование взаимодополняющего потенциала формального и неформального образования как источника формирования экологической культуры будущего педагога;
- взаимодействие преподавателей в рамках образовательной программы по обеспечению целевой ориентации учебных дисциплин на формирование экологической культуры будущего педагога;
- осуществление учебно-методического, информационного и диагностического сопровождения будущего педагога, направленного на развитие и диагностику уровня сформированности его экологической культуры» [1, с. 9].
Обратимся к характеристике формального и неформального образования, в условиях расширяющегося взаимодействия которых в данном исследовании рассматривается формирование экологической культуры студента. Изучение литературы позволило обобщить, что при анализе содержания понятий формального и неформального образования традицией является обращение к сравнительному подходу [10, с. 127]. Если выделить ключевые слова - ассоциации, через которые определяются данные понятия, то, оставаясь в рамках традиционного сравнения, получим следующее:
- формальное образование - стандартизированное, структурированное, фундаментальное, институализированное, системное, организованное, иерархизированное, формализованное, нормированное по времени получения и др.;
- неформальное образование - вариативное, инициативное, гибкое, добровольное, локальное и др. [1, с. 15].
Изучение литературы показало, что «формальное образование подразумевает обязательные требования, каковыми являются: существование в обществе учреждений, осуществляющих процесс обучения; государственный образовательный стандарт, который определяет требования к результатам образования, структуре и условиям реализации основных образовательных программ; образовательный процесс, завершающийся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; культурные стандарты, идеология и политические установки в области образования» [1, с. 58].
Неформальное образование в общем виде понимается, как организованная деятельность за пределами установленной формальной системы, направленная на расширение образовательного пространства, отвечающего разноплановым профессиональным интересам, личностным запросам и ожиданиям будущего педагога [7, 15].
Формирование экологической культуры в условиях формального образования осуществлялось посредством:
- включения дисциплин экологической направленности «Экология и общество», «Социальная экология», «Основы экологической культуры» в учебный план направления подготовки «Педагогическое образование»;
- наполнения экологическим содержанием дисциплин профессиональной подготовки: педагогики, профессиональной этики педагога, специальной педагогики и психологии и др., способствующие накоплению экологических знаний, построению отношений человека с природой, обществом, формированию ответственности за будущее человечества и природы, развитию активной жизненной позиции в сфере улучшения экологической ситуации;
- использования на занятиях интерактивных методов обучения: веб-квеста, решения кейсов и анализа конкретных ситуаций, мозгового штурма, деловых игр и т.д., которые содействуют повышению интереса к пониманию и осмыслению будущими педагогами экологических проблем, поиску эффективных путей их решения и осознанного выбора действий в социоприродной среде.
Усиление возможностей формального образования в формировании экологической культуры осуществлялось за счет неформального образования через включение будущего педагога в:
- максимально разнообразные виды экологоориентированной деятельности - природоохранную, природовосстановительную, творческо-сози-дательную и др.;
- исследовательскую, проектную, грантовую деятельности; волонтер-ство, экологические квесты; социально-педагогические практики; площад-
ки социальной активности; краткосрочные программы и курсы; олимпиады, конференции; творческие объединения (кружки, секции, студии) и др.
Интересный опыт выстраивания неформального образования в процессе формирования экологической культуры будущих педагогов накоплен в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» и образовательных организациях г. Тобольска, г. Сургута.
Коллективом студентов и молодых преподавателей ТПИ им. Д.И. Менделеева разработаны проекты:
- «Recycling life» (возвращение отходов в круговорот жизни), где привлечено внимание к бумажной и пластмассовой продукции как источнику вторичного использования. В рамках данного проекта студенты, а также обучающиеся образовательных организаций г. Тобольска приняли участие в акции по сбору бумаги, которая далее вывезена на завод по изготовлению туалетной бумаги;
- проект «EcoLounge», направленный на формирование экологической культуры и умения бережного отношения к природной среде.
Экологические проекты СурГПУ «Мир, в котором мы живем!» и «Сказочный мир природы» реализованы кафедрой педагогического и специального образования и педагогическим отрядом «Синий шар» в образовательных организациях г. Сургута. Формой реализации была выбрана квест-игра как познавательное и интересное приключение непосредственно в социопри-родной среде или в искусственно созданной среде в образовательной организации.
Одним из активно внедряемых движений среди молодежи является волонтёрство, поэтому в российских образовательных организациях созданы природоохранные волонтерские движения, занимающиеся озеленением общественных мест, организацией и проведением экологических акций, экологических квестов и др. [2]. Так, волонтерский отряд «Свеча» (ТПИ им. Д.И. Менделеева) совместно с обучающимися школ г. Тобольска ежегодно проводит акции: «Сдай батарейку - спаси ежика», направленную на формирование бережного отношения к почве и к жителям лесных массивов. Волонтерский отряд «Астра» (СурГПУ) провели акции «Сделаем мир чище», «Сделай доброе дело», в рамках кураторского проекта 3Д организована акция «День синички» и др.
Исследование уровня экологической культуры будущих педагогов проводилось в период с октября 2017 г. по декабрь 2018 г. Всего в исследовании приняло участие 85 студентов направления подготовки «Педагогическое образование» Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет». Исследование экологической культуры осуществлялось нами по когнитивному и мотивационному компонентам. Для исследования были использованы следующие методики:
- «Коэффициент уровня экологических знаний» (А.В. Усова) [13], направленная на диагностику уровня экологических знаний;
- Натурафил» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) [3], направленная на диагностику интенсивности субъективного отношения к природе;
- «Альтернатива» (С.Д. Дерябо) [3], направленная на изучение ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами.
Результаты исследования уровня экологических знаний по методике «Коэффициент уровня экологических знаний» представлены на рисунке 1, в котором прослеживается прирост респондентов с высоким уровнем экологических знаний на 13% (с 13% до 2б%), средним уровнем - на 12% (с 52% до 64%) и уменьшение количества респондентов с низким уровнем - на 25% (с 35% до 10%).
Рис. 1. Результаты исследования уровня экологических знаний у будущих педагогов по методике «Коэффициент уровня экологических знаний» (А.В. Усова) (констатирующий и контрольный этапы, %)
Полученные результаты свидетельствуют о значимости и действенности экологических знаний в решении экологических проблем, создании условий для реализации возможностей каждому человеку в экологически благополучной среде, формирования экологического сознания.
Результаты исследования уровня субъективного отношения к природе по методике «Натурафил» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования субъективного отношения к природе у будущих педагогов по методике «Натурафил» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина) (констатирующий и контрольный этапы, %)
Из рисунка видно, что высокий уровень интенсивности субъективного отношения к природе повысился на 10% (с 11% до 21%), средний уровень - на 15% (с 55% до 70%), тогда как показатели уровня ниже среднего уменьшились - на 12,5% (с 22,2% до 9,7%) и низкого уровня - на 25% (с 34% до 9%). Выраженность интенсивности субъективного отношения говорит об эстетическом и этическом освоении объектов природы, о выраженности эмпатии, о познавательной активности, готовности к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами и о поступках личности, обусловленных отношением к природе.
По методике «Альтернатива» (С.Д. Дерябо) определен ведущий тип мотивации будущих педагогов. Когнитивный тип мотивации (природа воспринимается как объект изучения) повысился с 30% до 35%, практический (природа воспринимается как объект действенности) - с 28% до 33%, эстетический - с 20% до 23% и прагматический (природа воспринимается как объект пользы, источник какого-либо материального продукта) уменьшился с 22% до 9% (рис. 3).
40
35
35
33
20
30
25
10
15
0
5
Прагматический Практический Когнитивный Эстетический
■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап
Рис. 3. Результаты исследования ведущего типа мотивации у будущих педагогов по методике «Альтернатива» (С.Д. Дерябо) (констатирующий и контрольный этапы, %)
Для респондентов с когнитивным типом взаимодействие с природой основано на познании окружающей природы и функций самой природы, с практическим - полученные знания активно используются в деятельности, с эстетическим - восприятие природы как ценности и прагматическим - прослеживается потребительский подход к природе.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет определить:
- экологическую культуру интегральной характеристикой и неотъемлемым качеством личности будущего педагога;
- взаимодополняющий потенциал формального и неформального образования в вузе как одно из условий формирования экологической культуры будущего педагога.
1. Гибадуллина Ю.М. Развитие ролевой позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2016. 308 с.
2. Гибадуллина Ю.М., Доронина Н.А., Ниязова А.А. Волонтёрство в социально-педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие. Тобольск, 2015. 211 с.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс: Даугавпилский педагогический университет, 1991. 191 с.
4. Игнатова В.А. Экологическая культура / М-во образования Рос. Федерации, Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. 210 с.
5. Лосев А.В. Социальная экология / под ред. В.И. Жукова. М.: Владос, 1998. 312 с.
6. Мухамедшина Л.М. О сущности и содержании понятия «экологическая культура» // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 1. С. 83-87.
7. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и информального образования: монография / под ред. М.В. Рыжа-кова, В.А. Горского, Г.Ф. Суворовой. Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. 308 с.
8. Ниязова А.А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 18 с.
9. Ниязова, А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-3. С. 630-634. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=30323 (дата обращения: 24.03.2019).
Литература
10. Писарева С.А. Инновационные процессы в образовании: развитие в ситуациях взаимосвязи теории и практики // Проблемы педагогической иннова-тики в профессиональном образовании. СПб.: Экспресс, 2014. С. 127-130.
11. Ситаров В.А. Социальная экология. М.: Академия, 2000. 280 с.
12. Сосунова И.А. Экологическая культура как основа образования для устойчивого развития // Вестник Международной академии наук. № 2. 2008. С. 33-40.
13. Усова А.В. Теория и практика развивающего обучения / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Факел, 1998. 31 с.
14. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2018. 217 с.
15. Tamasova V The conception of formal, non-formal andinformal education in Slovakia // Neformalno obrazovanje i informalno ucenje odraslih, P. 27-28. URL: www.andragosko.hr/Zbornik/1_poglavlje/Tomasova.pdf.
References
1. Gibadullina Y.M. Development of the role position of the future teacher in the educational process of the University: Ph.D. of Education Thesis. Omsk, 2016. 308 p.
2. Gibadullina Y.M., Doronina N.A., Niyazova A.A. Volunteering in social-pedagogic activity. Tobolsk, 2015. 211 p.
3. Deryabo S.D., Jasvin VA. Ecological diagnostics. Daugavpils: Daugavpils pedagogical University, 1991. 191 p.
4. Ignatova VA. The Environmental culture. Tobolsk: publishing house of the Tobolsk pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev, 2002. 210 p.
5. Losev A.V Social ecology / ed. by VI. Zhukov. Moscow: Vlados, 1998. 312 p.
6. Mukhametshina L.M. On the essence and content of the concept of "ecological culture", Primary school plus before and after. 2012, N 1, pp. 83-87 (in Russian).
7. Scientific bases of interaction and continuity of formal, informal and informal education: Monograph / ed. M.V Ryzhakov, V.A. Gorsky, G.F. Suvorova. Ufa: Publishing house of IRO RB, 2012. 308 p.
8. Niayzova A.A. Humanitarian direction of education in the process of ecological literacy: Abstract of dissertation Ph.D. of Education. Ekaterinburg 2003. 18 p.
9. Niyazova A.A. Formation of ecological culture of the student as a component of professional education, Fundamental research. 2012, N 9-3, pp. 630-634. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30323 (date accessed: 24.03.2019).
10. Pisareva S.A. Innovative processes in education: development in situations of interconnection between theory and practice, Problems of pedagogical innovation in professional education. SPb.: Express, 2014, pp. 127-130.
11. Sitarov VA. Social ecology: Student manual for teachers training universities. Moscow Academy, 2000. 280 p.
12. Sosunova I.A. Ecological culture as a basis of education for sustainable development. Bulletin of the International Academy of Sciences. 2008, N 2, pp. 33-40.
13. Usova A.V Theory and practice of developmental learning. Chelyabinsk, 1998. 31 p.
14. Fayrushina S.M. Formation of ecological culture of students of pedagogical universities in the study of natural Sciences: Ph.D. of Education Thesis. Kazan, 2018. 217 p.
15. Tamasova V The conception of formal, non-formal and informal education in Slovakia, Neformalnoobrazovanje i informalnou obrazovaniye v Slovakii, Neformalno obrazovanje i informalno ucenje odraslih. P. 27-28. www.andragosko.hr/ Zbornik/1_poglavlje/Tomasova.pdf.