ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК: 332.021
О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ю. М. Гибадуллина, Т. А. Бурнатова1
В статье определена значимость формирования экологической культуры военнослужащих, раскрыты сущность и содержание экологического воспитания, экологического образования и экологического просвещения военнослужащих, представлен перечень экологических проблем, непосредственно связанных с военной деятельностью, обозначены стратегические варианты решения экологических проблем, выделены специфические социальные технологии, применяемые в военно-социальной работе.
Ключевые слова: экология, культура, экологическая культура, военная экологическая система, военный объект, военно-социальная работа, технология, социальная технология.
Острые экологические проблемы современности требуют определенного решения от человечества, где значимым направлением становится развитие экологической культуры у каждого человека, которая является самоценностью по сохранению окружающей среды.
Формирование экологической культуры у военнослужащих является очень сложным и трудоёмким процессом. Военные объекты, расположенные на территории частей, являются прямыми источниками загрязнения природы. Неправильное использование таких объектов приводит к развитию проблем экологии. Загрязнение окружающей среды может происходить во время проведения учений или боевых действий. После проведения таких мероприятий наносится значительный ущерб, который влияет не только на жизнедеятельность военнослужащих, но и всего человечества в целом. Следовательно, особое внимание должно уделяться формированию бережного взаимодействия военнослужащих с природными объектами в ходе решения поставленных боевых задач и организации здорового образа жизни.
1 Гибадуллина Юлия Маратовна — кандидат педагогических наук, кафедра педагогики, психологии и социального образования, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал ТюмГУ)
Бурнатова Татьяна Андреевна — магистрант, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
Одной из главных проблем современного общества является защита окружающей среды. В процессе анализа литературы выявлены следующие экологические проблемы: уничтожение естественной флоры и фауны; загрязнение подсистем биосферы; сокращение лесов и эрозионная опасность; снижение плодородия почв; уменьшение генетического разнообразия как естественной, так и культурной фауны; развитие крупномасштабных (в границах бассейнов рек) негативных, гидрологических, гидрогеологических и инженерно-геологических процессов; возможность влияния на биосферные (климатические) процессы преобразования энергии и круговоротов веществ; постоянное увеличение потребления материальных и энергетических ресурсов; а также количества отходов производства и потребления; последствия возникновений чрезвычайных ситуаций, техногенных аварий и катастроф [4, 26].
Решение экологических проблем связано с формированием экологического сознания и экологической культуры. Банъковская С. П. выделяет два стратегических варианта решения экологических проблем: первый подход — технологический реформизм, не затрагивающий по существу социальные институты, второй подход — «глубокие социальные изменения», под которыми подразумевают «смену системы ценностей», трансформацию мировоззрения, перестройку сознания, «революцию в умах» [2, с. 45].
Для понимания сущности понятия «экологическая культура» обратимся к исходным понятиям «экология» и «культура».
Понятие «экология» — это наука о доме, о месте проживания и обитания»; о взаимодействии между средой обитания и живущими в ней живыми организмами [17, е. 10].
Говоря о понятии «культура» следует отметить, что оно является наиболее распространённым и может использоваться как в научном, так и в практическом плане. Так, А. В. Костина отмечает, что «культура — это определённый способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей, и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» [9, с. 22].
Для сохранения своей среды обитания человечество должно сформировать в себе навыки сохранения окружающей среды и решения экологических проблем. Природа должна стать для каждого самоценностью, идеалом, к которому все стремятся, следовательно, следует формировать экологическую культуру, которая поможет человеку овладеть своей внутренней природой, обозначить нормы и запреты, регулирующие человеческую деятельность [10].
Из вышесказанного следует, что «экологическая культура» — это:
- способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. На основе данного определения можно сделать вывод, что человек с несформированной экологической культурой, владея
определёнными знаниями о проблемах экологии, применить их в своей деятельности не сможет (В. И. Панов) [16];
- часть общей экологической культуры третьего тысячелетия, которая проявляется в системе ценностных ориентаций, духовной направленности и складывается из множества составляющих. В структуре её понятийной матрицы оказываются ограничено вписанными экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, научные и ненаучные знания, умения и навыки экологически обоснованной деятельности, способы познания, нормы и требования экологического и нравственного императивов, гражданская и экологическая ответственность» (В. А. Игнатова) [6].
Е. Л. Яковлева, О. В. Григорьева, Е. В. Байбакова выделили функции экологической культуры:
- гносеологическая (познавательная) функция экологической культуры, определяющая критерий познания, связанный с овладением природы с помощью человеческих способностей и уровнем развития «человеческого» в самом человеке;
- информационная функция определяется процессом возникновения у человека особой небиологической формы потребности хранения информации и способов её передачи;
- эвристическая функция экологической культуры связана с поиском новых видов технологий по сохранению окружающей среды;
- адаптационная функция — процесс приспособления человека к окружающей среде. Отличительной особенностью данной функции является приспособление человеком природы к себе. Только при осознании законов природы позволит создать окружающую среду, удовлетворяющую базовые потребности человека;
- коммуникативная функция связана с процессом формирования экологической культуры посредством человеческого общения. Развитие экологоориентированной деятельности основано на общих ценностях, объединяющих людей, создает условия для овладения знаниями и совместного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
- интегративная функция экологической культуры — процесс объединения народов, социальных групп, государств для защиты и охраны окружающей среды;
- функция социализации — процесс вхождения индивидов в социум, овладение социальным опытом, знаниями и ценностями, нормами поведения, соответствующими данному типу общества, социальной группе;
- аксиологическая (ценностная) функция акцентирует внимание на процессе накопления в культуре ценностей, связанных с природой, и их влияние на экологическое поведение людей;
- эстетическая функция экологической культуры формирует способности людей получать удовлетворение от процесса взаимодействия с природой;
- гуманистическая функция заключается во взаимодействии человека и природы. В исследовании А. А. Ниязовой выделен экологический гуманизм как мировоззрение, в основе которого лежит целостное представление о природе, обществе, человеке, организация их рациональных взаимоотношений, не разрушающих сущностных свойств ни человека, ни общества, ни окружающей его среды [11, е. 42].
Проблема отношения человека к окружающей и социоприродной среде актуализирует процесс формирования экологической культуры и приобщение человека к природе. Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека, следовательно, в процессе её формирования огромное значение имеет образовательная среда. Дошкольные, общеобразовательные и образовательные учреждения дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм дают лишь основы экологического знания, а учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов соответствующего профиля, обеспечивают полное представление о проблемах экологии.
Следовательно, необходимо выделить компоненты экологической культуры. Согласно исследованиям А. А. Ниязовой, компонентами экологической культуры являются: система экологических знаний; культура чувств; экологические убеждения; экологически обоснованная деятельность [11, с. 39].
Результатом формирования экологической культуры должны явиться набор приобретённых знаний в отношении природы, ценностей и действий, ориентированных экологически позитивно [1].
В рамках формирования экологической культуры происходит привитие экологических ценностей, важные для сохранения природы. Экологическая культура строится на том, чтобы человечество осознало важность проблем экологии, научилось нести ответственность за свои поступки по отношению к окружающей среде и сохранило её для будущих поколений [12].
Набором экологических знаний должны обладать и военнослужащие, так как их вид деятельности тесно соприкасается с окружающей социоприродной средой. Любое воинское формирование следует рассматривать как специфическую экологическую систему. Элементами такой системы являются личный состав подразделения и окружающая среда пунктов дислокации войск. Отличительными факторами деятельности специфической экологической системы являются приоритет боевой подготовки и боевых действий, что несовместимо с мероприятиями по охране окружающей среды.
В. К. Шатунов определяет понятие «военная экологическая система» как природно-антропогенную (нарушенную) систему, включающую личный состав, вооружение и военную технику, военные объекты войск и сил и окружающую их среду в районах и пунктах постоянной или временной дислокации и выполнения учебных, боевых и других задач [19].
Под «военным объектом» понимаются войска, находящиеся в районах дислокации, сосредоточения, на марше, на исходных огневых и стартовых позициях, аэродромы, военно-морские базы, военные корабли и транспорты, пункты управления, узлы связи, радиотехнические системы обнаружения наведения и управления оружием, органы тыла, предприятия, учреждения, и организации Вооруженных Сил, и других войск, а также иные объекты, являющиеся местом их военной деятельности [19].
В. К. Шатунов выделил источники загрязнения окружающей среды на военных объектах: объекты коммунально-бытового назначения; объекты обеспечения жизнедеятельности; районы и места боевой подготовки; вооружение и военная техника [19, с. 117].
Основной причиной загрязнения окружающей природы можно считать низкий уровень сформированности экологической культуры военнослужащих, проявляющийся в их профессиональной деятельности, в нарушении природоохранных требований, установленных законодательно.
Для защиты природоохранных объектов от вредного воздействия со стороны профессиональной деятельности Вооружённых Сил России существует проект федерального закона «Об экологической культуре», в котором сказано, что военнослужащие должны иметь высокий уровень:
- «экологического образования» (непрерывный процесс обучения и воспитания, самообразования военнослужащегопо формированию экологических ценностей, положительного отношения к природе, овладение природоохранных знаний) [15];
- «экологического воспитания» (способ воздействия на процесс экологического мышления с помощью необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, определением роли и места человека в организации природоохранных действий) [3].
Выделим основные направления экологического воспитания военнослужащих. О. Ю. Ефремов выделяет следующие направления: во-первых, разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения, во-вторых, вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих [3].
Основными задачами экологического воспитания военнослужащих выступают:
1. Образовательная — процесс формирования системы знаний о состоянии экологии, её проблемах и способах их решения;
2. Воспитательная — процесс формирования экологически целесообразного поведения и положительного отношения к состоянию здоровья;
3. Развивающая — процесс развития интеллектуальных и практических способностей по улучшению состояния экологии;
4. Процесс развития стремления по активной деятельности в сфере охраны окружающей среды: во-первых, интеллектуальное стремление (способность анализировать состояние экологии), во-вторых, эмоциональное стремление (природа — самоценность), в-третьих, нравственное стремление (ответственное отношение к природе) [20].
- «экологического просвещения» (процесс распространения экологических знаний и навыков взаимодействия с окружающей природой, целью которыхявляется формирование в военной среде основ экологической культуры) [13].
При сохранении окружающей среды, от вредоносного влияния военно-профессиональной деятельности, следует обратить внимание на количество законодательных актов (ФЗ «Об охране окружающей среды»), которые требуют от военнослужащих полного подчинения статьям закона.
Зачастую на охраняемых природных объектах располагаются воинские части и подразделения, функционирующие на данной территории. Законодательством о природном и культурном наследии, а также в области охраны окружающей среды установлен нормативно-правовой режим по охране и сохранении экологии.
В. К. Шатунов обозначил требования по эксплуатации военных объектов:
- соблюдение правил при использовании военных технологий, природных ресурсов для оздоровления природы.
- соблюдение правил и норм качества при организации экологически безопасных технологий, а также проведение природоохранных и природовосстановительных мероприятий;
- установление санитарных зон и сооружений по очистке животноводческих подсобных хозяйств с целью удаления вредоносного воздействия от военно-профессиональной деятельности;
- составление экологического паспорта, разработанным на основании приказа Министра обороны 1990 г. № 120 для внесения в него экологических проблем воинской части и способов их решения;
- соблюдение установленных норм обращения с радиоактивными веществами и исключение большого количества выбросов вредоносных веществ в окружающую среду;
- запрещение применения токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду;
- запрещение применения и разведения биологических объектов, несвойственных природе данного региона, а также запрещение превышения установленных уровней биологического воздействия;
- запрещение превышения нормативов допустимых физических воздействий: уровней производственного и транспортного шума, допустимых
вибраций, напряженности электромагнитных полей и иных показателей вредного физического воздействия [19, с. 131].
Таким образом, экологическая культура для военнослужащих должна являться не только наследуемым опытом в процессе жизнедеятельности человека, но и активным двигателем для улучшения состояния окружающей среды, для благополучного здоровья и развития людей, в частности самих военнослужащих.
Социальная работа является одним из видов деятельности, обеспечивающей защищённость военно-профессиональной сферы, имеющей огромное количество острых проблем.
В. М. Корякин определяет «военно-социальную работу» как специфически новый вид деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц, который осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти и общественными объединениями. При осуществлении видов деятельности военно-социальной работы создаются благоприятные социальные условия для более эффективного решения военно-профессиональных задач [8].
При решении проблем, возникающих в военно-социальной сфере, существуют различные социальные технологии, способствующие реализации поставленных задач перед социальной работой.
Обратимся к содержанию понятия «технология». В. М. Шепель определяет понятие «технология» как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [18]. Следовательно, социальные технологии — это:
- постоянное или регулярное воспроизводство каких-либо функций, свойств, связей или отношений, определенную потенциальную готовность к новому, что связано с включением в технологию профессионалов, преследующих определенные цели (Т. Ю. Клинух) [7];
- инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получением оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках (В. Н. Иванов и В. И. Патрушев) [5].
А. Е. Депеченко связывает воздействие социальных технологий на объект с уровнем общественных систем. В связи с этим он разделяет социальные технологии на 3 группы:
1. Технологии макросистем (макротехнологией), включающие в себя региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы;
2. Технологии мезосистем (мезо технологии) — технологии уровня города, насаленного пункта, крупного трудового коллектива;
3. Технологии микросистем (микротехнологии), включающие небольшое объединение людей. Общественные процессы на микроуровне включают технологические процедуры самоорганизации, обеспечивающие рациональные использования личностного потенциала [18].
В военно-социальной работе применяются общие технологии, характерные для работы с другими категориями населения и специфические технологии, характерные для работы с военнослужащими и членами их семей. К специфическим социальным технологиям по работе с военнослужащими и членами их семей относятся: социальная работа с участниками боевых действий и вооруженных конфликтов, с семьями военнослужащих, военнослужащими-женщинами, увольняющимися с военной службы, по приему и вводу в строй молодых военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и их адаптация, военно-социальная работа по приему и вводу в строй молодых офицеров — выпускников военных вузов, с военнослужащими, имеющими связи с криминальной субкультурой, технологии профилактики негативных социальных явлений в воинских коллективах (выявление нарушений уставных правил взаимоотношений в воинских коллективах, их профилактика и коррекция), по реабилитации различных категорий военнослужащих, по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма, суицида.
Обращая внимание на перечень социальных технологий, затрагивающих различные виды деятельности военнослужащих трудно не заметить отсутствие технологий по экологизации военно-социальной среды.
2017 год — год экологии в России, направленный на решение следующих задач: во-первых, совершенствование законодательной базы в сфере экологического образования, во-вторых, улучшение общих экологических показателей в стране, в-третьих, обеспечение экологической безопасности страны, в-четвертых, привлечение граждан к сохранению природных ресурсов страны, в-четвёртых, развитие экологической ответственности всех слоёв общества [14].
Исходя из представленных задач, формирование экологической культуры военнослужащих, включает:
1. Экологическое просвещение, включающее комплекс экологических знаний о взаимосвязи военно-профессиональной деятельности и окружающей природы;
2. Экологическую деятельность, способствующую приобретению и распространению экологических знаний, повышению мотивации населения, в том числе военнослужащих, к решению экологических проблем;
3. Экологическое сознание, направленное на определение деятельности человека в природе, на решение экологических проблем в процессе военно-профессиональной деятельности;
4. Экологические ценности, позволяющие определить природу как самоценность, которая должна сохраняться и развиваться на протяжении всей жизни военнослужащего, а также передаваться членам семьи и сослуживцам.
Таким образом, экологическая культура для военнослужащих должна являться не только наследуемым опытом в процессе жизнедеятельности человека,
но и активным двигателем для улучшения состояния окружающей среды, для благополучного здоровья и развития людей, в частности самих военнослужащих.
Литература
1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: пер. с англ. /Ж. Аттали. — М.: Международные отношения, 2009. — 136 с.
2. Банъковская С.П. Инвайронментальная социология / С.П. Банъковская. — Рига: Зинатне, 1991. — 130 с.
3. Военная педагогика: учебник для вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008. — 640 с.
4. Горелов А. А. Экология: учеб.пособие / А.А. Горелов. — М.: Центр, 2002. —
240 с.
5. Иванов В. И., Патрушев В.И. Социальные технологии: курс лекций /В.И. Иванов, В.И. Патрушев. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2004. — 432 с.
6. Игнатова В. А. Экологическая культура: учеб.пособие / В.А. Игнатова. — Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. — 212 с.
7. Клинух Т. Ю. Социальные технологии: диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности // Социальные технологии: вопросы теории и практики.
— М.: Ростов-н/Д., 1992. — 112 с.
8. Корякин В. М. Теория и практика военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: учеб.-метод. Пособие / В.М. Корякин. — М.: ГУВР ВС РФ, 1999. — 136 с.
9. Костина А. В. Культурология: учебник / А.В. Костина. — М.: КНОРУС, 2008.
— 336 с.
10. Культурология. Теория культуры: учеб.пособие для вузов / А.П. Садохин., Т.Г. Грушевицкая. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 365 с.
11. Ниязова А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.
— Екатеринбург, 2003. — 179 с.
12. Ниязова А. А. Социальная экология: учеб.-метод. пособие / А.А. Ниязова.
— Тобольск, 2012. — 192 с.
13. Об экологической культуре [Электронный ресурс]: проект федерального закона от 13.07.2000 № 90060840-3. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=9544
14. О Годе экологии в Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ecoyear.ru/about/
15. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 30.04.2012 утв. Президентом РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/
16. Панов В. И. Состояние и проблемы экологической психологии [Текст] // Психологическая наука и образование. — 1998. — №1. — С. 17.
17. Романов С. М. Экология: учеб.пособие / С.М. Романова и [и др.]; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. — Казань: Изд-во КНИТУ, 2014. — 372 с.
18. Социальная работа: сборник студ. работ / Отв. редактор, доктор социологических наук, профессор Г.Ф. Ушамирская. — М.: Студенческая наука, 2012. — 2507 с.
19. Шатунов В. К. Экологическая подготовка: учеб.пособие для солдат и сержантов / В.К. Шатунов. — М.: Воениздат, 2003. — 112 с.
20. Экологическая педагогика: учеб.пособие / А.А. Ниязова, Ю.М. Гибадуллина. — Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. — 95с.
21. Яковлева, Е. Л. Экологическая культура / Е.Л. Яковлева, О.В. Григорьева, Е.В. Байбакова; под ред. Е.Л. Яковлевой, О.В. Григорьевой; Институт экономики, управления и права (г. Казань). — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. — 192 с.
ON THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF MILITARY SERVANTS IN THE PROCESS OF SOCIAL WORK
Gibadullina Y. M., Burnatova T.A.
Gibadullina Yulia Maratovna — candidate of pedagogical sciences, Chair of Pedagogy, Psychology and Social Tobolsk State Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev Tyumen State University Branch
Burnatova Tatyana Andreevna — master student, FGBOU VO «Kurgan State University»
Abstract. The article defines the significance of forming the ecological culture of servicemen, reveals the essence and content of environmental education, environmental education and environmental education of servicemen, presents a list of environmental problems directly related to military activities, identifies strategic options for solving environmental problems, identifies specific social technologies used in military social work.
Keywords: ecology, culture, ecological culture, military ecological system, military object, military social work, technology, social technology.
References
1. Attali Zh. Na poroge novogo tysjacheletija: per. s angl. /Zh. Attali. — M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 2009. — 136 s.
2. Ban#kovskaja S.P. Invajronmental'naja sociologija / S.P. Ban#kovskaja. — Riga: Zinatne, 1991. — 130 s.
3. Voennaja pedagogika: uchebnik dlja vuzov / Pod red. O. Ju. Efremova. — SPb.: Piter, 2008. — 640 s.
4. Gorelov A.A. Jekologija: ucheb.posobie / A.A. Gorelov. — M.: Centr, 2002. —
240 s.
5. Ivanov V.I., Patrushev V.I. Social'nye tehnologii: kurs lekcij /V.l. Ivanov, V.I. Patrushev. — M.: Izd-vo MGSU «Sojuz», 2004. — 432 s.
6. Ignatova V.A. Jekologicheskaja kul'tura: ucheb.posobie / V.A. Ignatova. — Tobol'sk: Izd-vo TGPI im. D.I. Mendeleeva, 2002. — 212 s.
7. Klinuh T.Ju. Social'nye tehnologii: dialektika reproduktivnoj i produktivnoj dejatel'nosti // Social'nye tehnologii: voprosy teorii i praktiki. — M.: Rostov-n/D., 1992. — 112 s.
8. Korjakin V.M. Teorija i praktika voenno-social'noj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: ucheb.-metod. Posobie / V.M. Korjakin. — M.: GUVR VS RF, 1999. — 136 s.
9. Kostina A.V. Kul'turologija: uchebnik / A.V. Kostina. — M.: KNORUS, 2008. —
336 s.
10. Kul'turologija. Teorija kul'tury: ucheb.posobie dlja vuzov / A.P. Sadohin., T.G. Grushevickaja. — M.: JuNITI-DANA, 2004. — 365 s.
11. Nijazova A.A. Vospitanie gumanisticheskoj napravlennosti lichnosti uchashhihsja v processe jekologicheskogo obrazovanija: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01.
— Ekaterinburg, 2003. — 179 c.
12. Nijazova A.A. Social'naja jekologija: ucheb.-metod. posobie / A.A. Nijazova. — Tobol'sk, 2012. — 192 s.
13. Ob jekologicheskoj kul'ture [Jelektronnyj resurs]: proekt federal'nogo zakona ot 13.07.2000 № 90060840-3. — Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=9544
14. O Gode jekologii v Rossijskoj Federacii. — [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://ecoyear.ru/about/
15. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda ot 30.04.2012 utv. Prezidentom RF [Jelektronnyj resurs].
— Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/
16. Panov V.I. Sostojanie i problemy jekologicheskoj psihologii [Tekst] // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. — 1998. — №1. — S. 17.
17. Romanov S.M. Jekologija: ucheb.posobie / S.M. Romanova i [i dr.]; M-vo obraz. i nauki Rossii, Kazan. nac. issled. tehnol. un-t. — Kazan': Izd-vo KNITU, 2014. — 372 s.
18. Social'naja rabota: sbornik stud. rabot / Otv. redaktor, doktor sociologicheskih nauk, professor G.F. Ushamirskaja. — M.: Studencheskaja nauka, 2012. — 2507 s.
19. Shatunov V.K. Jekologicheskaja podgotovka: ucheb.posobie dlja soldat i serzhantov / V.K. Shatunov. — M.: Voenizdat, 2003. — 112 s.
20. Jekologicheskaja pedagogika: ucheb.posobie / A.A. Nijazova, Ju.M. Gibadullina.
— Tobol'sk: TGSPA im. D.I. Mendeleeva, 2013. — 95s.
21. Jakovleva, E.L. Jekologicheskaja kul'tura / E.L. Jakovleva, O.V. Grigor'eva, E.V. Bajbakova; pod red. E.L. Jakovlevoj, O.V. Grigor'evoj; Institut jekonomiki, upravlenija i prava (g. Kazan'). — Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta jekonomiki, upravlenija i prava, 2014. — 192 s.