УДК 373.7 ББК 74.47
И.В. Гордеева
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ
В статье рассматривается проблема формирования экологических компетенций в процессе профессионального обучения студентов колледжа Уральского государственного экономического университета. Результаты проведенного после изучения экологической дисциплины анкетирования показывают, что не все компоненты экологической компетенции усвоены учащимися в равной мере, - когнитивный компонент превалирует над мотивационно-ценностным и практико-деятельностным.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, компоненты экологической компетенции, учащиеся колледжа.
I.V. Gordeeva
FORMING ECOLOGICAL COMPETENCES OF COLLEGE STUDENTS: ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES
The present article is dedicated to the challenge of forming ecological competences in the process of professional training of students at the College of Ural State University of Economics. The result of a survey conducted after studying a certain ecological discipline revealed that not all components of ecological competence have been learned equally, for example the cognitive component prevails over the motivational-value and the practice-activity components.
Key words: ecological culture, ecological education, components of ecological competency, college students.
Стратегия цивилизационного развития, провозглашенная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро и получившая название стратегии «sustainable development», подразумевает постепенный переход человечества от противостояния с окружающей средой, сопровождающегося перманентной деградацией последней в результате усиления антропогенного прессинга, к максимально возможной гармонизации взаимоотношений «природа-социум» в интересах не только настоящего, но и будущих поколений граждан всех государств, существующих на планете Земля. Переход к «sustainable development» (устойчивому развитию) подразумевает использование максимально возможного спектра механизмов, включая юридические (систему экологического и природоресурсного законодательства), экономические, технологические и культурные, в том числе воспитание уважительного и бережного отношения к природной среде и ее компонентам. Как
известно, 2017 год провозглашен в Российской Федерации годом экологии, что подчеркивает как актуальность для жителей нашего государства всех глобальных экологических проблем, стоящих пред современным человечеством, так и необходимость совершенствования системы непрерывного экологического образования, целью которого является «формирование социально активной личности с высокой экологической культурой и обладающей чувством ответственности за свое поведение» [9].
Многочисленные дискуссии показывают, что вплоть до настоящего времени в педагогических исследованиях понятие «экологическая культура» не получило однозначного определения. Так, по мнению А.А. Ниязовой, экологическая культура личности подразумевает сформированное экологическое мировоззрение, систему знаний о природе и практическую деятельность, способствующую гармоничному развитию природы и социума
[7]. В.А. Игнатова основной акцент перемещает на экологическое сознание, гуманистические идеи, убеждения и принципы, а также нормы и требования экологического и нравственного императивов, отдавая тем самым приоритет морально-этическому компоненту [5]. В то же время А.Н. Захлебный уделяет основное внимание активно-деятельностной составляющей, утверждая экологическую культуру как «обладание навыками и умениями решать социально-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей» [4]. И.Д. Зверев, в свою очередь, отводит первоочередную роль когнитивной компоненте, подразумевая под экологической культурой «овладение системой научных знаний о природе и ее взаимодействии с обществом, выработку понимания необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой» [цит. по 8]. Обобщая все, сказанное выше, можно заключить, что экологическая культура личности представляет собой сложное синерге-тическое единство трех компонентов -когнитивного (экологические знания), морально-этического (экологическое мышление) и деятельностного (экологически оправданное поведение) [10].
Все это определяет необходимость внедрения системы всестороннего экологического образования и воспитания на основе междисциплинарного подхода на всех уровнях обучения как в средних, так и в высших учебных заведениях. Международная программа по образованию в области окружающей среды (environmental learning) впервые была принята ЮНЕСКО в 70-е гг. ХХ в. и в настоящее время активно реализуется в той или иной форме в большинстве развитых государств. Согласно данной программе, основными особенностями образования
для устойчивого развития являются непрерывность (lifelong learning), практическая направленность, междисципли-нарность и неформальность [11]. В то же время признается, что программа экологического образования и воспитания в каждой конкретной стране должна разрабатываться с учетом национальной специфики, включая экономические, социальные, исторические и географические особенности региона.
В отечественной педагогике проблема экологического образования и воспитания разработана достаточно подробно, включая принципы, цели, задачи, формы организации и методику формирования экологических знаний, умений и навыков у учащихся средней и высшей школы [1-3]. Результатом экологического образования является формирование разнообразных общекультурных и профессиональных компетенций [6]. Д.С. Ермаков предлагает судить об уровне сформированности экологической компетенции по пяти базовым компонентам - ценностно-смысловому, мотива-ционному, когнитивному, практически-деятельностному и эмоционально-волевому [4]. Обобщенная характеристика всех этих компонентов представлена в табл. 1. В то же время ряд авторов выделяет трехкомпонентную модель экологической компетенции, включающую: мотивационно-ценностный (личностный) блок - экологически ориентированные мотивы и эколого-эстетические ценности; когнитивный (интеллектуальный) - знания современного учения о биосфере и ноосфере, основных экологических законов и принципов; практико-деятельностный - реализация и освоение видов экологической деятельности, готовность реализовать свою позицию [3; 7].
ф
vis
о ^
с
-О I-
го
!б Ss.
to
Ф ^
rö *
4 ф
с; с; о
К
О X
5 ^
го
т >.
X
ф
Ü3
с
о
табл. 1. основные компоненты экологической компетенции (по Д.с. Ермакову)
^
о ф
т
S !_ о с; о
m
х
го
CÜ
о
О
В
Компонент Содержание компонента Значение компонента
1 2 3
Мотивационный Сочетание интересов и потребностей, побуждающих к осуществлению экологической деятельности (потребности безопасности, познавательные, мировоззренческие, эстетические потребности и пр.) Самоактуализация и реализация своего внутреннего потенциала, в том числе через экологическую деятельность
1 2 3
Когнитивный Формирование системы экологических знаний, способов мышления, служащих основой для экологической деятельности Основа для понимания целостной экологической картины мира, осознание роли и места человека в биосфере
Практически-деятельностный Умение практически применять экологические знания при выявлении, решении и предупреждении экологических проблем Формирование рациональных процедур решения экологических проблем, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и собственному здоровью
Эмоционально-волевой Сознательное (бессознательное) единение человека с природой, радость от ощущения гармонии с природой Фактор регуляции поведения человека по отношению к природе и его активности
Ценностно-смысловой Понимание смысла экологической деятельности, убежденность в собственной причастности к охране среды обитания Системообразующий фактор экологической компетенции, способствующий трансформации личностных ценностей в ценностные ориентации и смыслы
В колледже Уральского государственного экономического университета экологическое образования и воспитание учащихся осуществляется в рамках дисциплин «Экология» и «Экологические основы природопользования», изучаемых соответственно на первом и втором курсе. В процессе изучения курсов экологических дисциплин учащиеся вовлекаются не только в образовательную, но и в научно-исследовательскую деятельность, что способствует повышению интереса к конкретным темам и, в конечном итоге, лучшей усвояемости предмета в целом. В результате освоения курса дисциплины, изучаемой с применением как традиционных, так и интерактивных методов организации занятий у студентов формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции: умение принимать решения и оценивать их последствия для окружающей среды, способность использовать современные методы управления для решения экологических задач, готовность нести ответственность за возможные последствия своей профессиональной деятельности в условиях конкретной экологической ситуации, способность к обеспечению охраны окружающей среды, жизни и здоровья людей и пр.
Общемировой практикой является проведение анонимных опросов учащихся до, во время или после завершения изучения курса конкретной дисциплины с целью выявления базового уровня знаний, а также оценки итоговой сформированное™ компетенций. Аналогичное исследование было проведено среди учащихся второго курса колледжа УрГЭУ после завершения изучения дисциплины «Экологические основы природопользования». Методика исследования заключалась в следующем: респондентам были предложены анкеты, включавшие 11 вопросов, которые условно можно было объединить в три блока - мотивационно-ценностный (например, «Задумывались ли Вы когда-либо об экологических проблемах?»), когнитивный («Как бы Вы могли охарактеризовать экологическую ситуацию на Урале?») и практико-деятельностный («Намерены ли Вы в своей будущей деятельности выделять деньги на охрану окружающей среды?»). К каждому вопросу предлагалось несколько вариантов ответов, из которых опрашиваемые могли выбрать только один или несколько, в зависимости от вида задания. После обработки анкет делалось итоговое заключение об уровне сформированности основных компонен-
тов экологической компетенции - «Низкий», «Средний» или «Высокий». Например, если в ответ на вышеупомянутый вопрос «Задумывались ли Вы ранее об экологических проблемах?» учащийся выбирал вариант «Да, очень часто» - уровень сформированности считался высоким, если «Изредка» - средним, «Эта
проблема меня не волнует» - низким. Всего в анонимном исследовании приняли участие 136 учащихся в возрасте 1722 лет. Общий вывод об экологической компетентности обучаемых был сделан на основании статистической обработки и усреднения данных по всей выборке, представленных в табл. 2.
табл. 2. Анализ сформированности экологической компетенции у учащихся колледжа УргэУ (по данным анкетирования)
Компонент экологической компетенции Уровень сформированности (% ответов)
высокий средний низкий
Мотивационно-ценностный 28,6 71,4 0
Когнитивный 83,3 9,5 2,4
Практико-деятельностный 0 73,8 26,2
Анализ отраженных в табл. 2 данных показывает, что в результате изучения профессиональной экологической дисциплины в наибольшей степени был сформирован когнитивный блок экологической компетентности, представленный знаниями о свойствах и законах развития природных экосистем и биосферы в целом. В частности, при ответе на вопрос «Что Вы думаете о наличии глобального экологического кризиса?» 71,2% опрошенных выбрали вариант, что «Кризис приближается и необходимо принимать все усилия по его предотвращению». Примечательно, что только 2,4% участников анкетирования отдали предпочтение утверждению «Экологического кризиса не существует». Таким образом, можно заключить, что одна из целей изучения дисциплины «Экологические основы природопользования», а именно выработка у учащихся системы целостных знаний об общих свойствах и закономерностях функционирования природных систем и последствиях антропогенного воздействия на биосферные процессы, была достигнута. В то же время обращает на себя внимание недостаточно высокий уровень сформирован-ности мотивационно-личностного компонента экологической компетентности: несмотря на наличие знаний об экологических процессах, студенты не демон-
стрируют в полной мере восприятия природы как ценности, их знания и чувства в некотором роде «десинхронизированы». Например, 74,7% проанкетированных утверждали, что задумывались об экологических проблемах «Изредка», в то время как число тех, кого по-настоящему волнует данная проблема, почти в три раза меньше. Однако примечательно, что ни один из учащихся не выбрал вариант «Эта проблема меня не волнует», что может служить поводом для осторожного оптимизма. Кроме того, 57,3% студентов утверждают, что экологическая обстановка в той или иной стране зависит от уровня сознательности граждан данного государства, 54,7% отдают предпочтение личному вкладу владельцев крупных промышленных предприятий, 25,1% отмечали также важную роль в решении экологических проблем руководства страны и конкретного региона. Таким образом, важная роль гражданского общества, а также уровня правовой и духовной культуры для улучшения или нормализации экологической ситуации признается большинством учащихся, хотя пассивность и ожидание внешнего решения всех проблем также остается достаточно высокой, что отчасти объясняется особенностями национального менталитета.
Оценка сформированности практико-деятельностного компонента экологиче-
ф
£
о ^
с
.0
н га
!б &
со ф
^
га *
ч ф
с; ^
о ^
к
о X
го
т >.
X
ф
й с
о
X
го ш о
о 0
ской компетенции как «Среднего» является более проблематичной, так как в данном случае анализировалось желание совершить деятельность на благо природы, а не его реализация. В целом, 73,8% опрошенных указали, что готовы в дальнейшем выделять деньги на природоохранные мероприятия при условии достаточно высоких доходов и 26,2% признались, что не намерены этого делать ни при каких обстоятельствах. Таким образом, здесь наблюдается некоторый диссонанс с результатами предыдущего блока, когда большинство учащихся признало важность личностного участия в природоохранных мероприятиях (впрочем, участие может не ограничиваться рамками только финансовых инвестиций). Однако следует отметить, что поскольку подобные исследования осуществляются в колледже УрГЭУ уже на протяжении пяти лет, то результаты позволяют зафиксировать тенденцию к росту числа
тех, кто выражает готовность в дальнейшем финансировать природоохранные мероприятия.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в процессе изучения дисциплины «Экологические основыприродопользования» экологическая компетенция учащихся формируется недостаточно, так как различные компоненты (блоки) данной компетенции усваиваются неравномерно. Наиболее успешно формируется когнитивный компонент, то есть уровень экологических знаний достаточен. В то же время формирование мотивационно-ценностного и практико-деятельностного компонентов, как свидетельствуют результаты опроса, требует дальнейшей корректировки программы с переносом акцента с образовательной задачи на воспитательную при использовании как традиционных, так и инновационных методов и технологий обучения.
Библиографический список
1. Антишина, А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов [Текст] / А.В. Антишина, А.В. Долматов // Человек и образование. - 2014. -№ 1(38).- С. 45-50.
2. Ахмедов, М.А. Экологическая культура личности специалиста [Текст] / М.А. Ахмедов, Р.Р. Ах-медбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2010. -№ 4.- С. 6-10.
3. Беспалова, Л.А. Формирование экологической компетентности у старшеклассников средствами учебника по экологии [Текст] / Л.А. Беспалова, Г.С. Камерилова // Современные проблемы науки и образования.- 2012.- № 6. - С. 373-374.
4. Ермаков, Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования [Текст] / Д.С. Ермаков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 86-91.
5. Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст] / В.А. Игнатова.- Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. - 212 с.
6. Моисеева, Л.В. Формирование экологической компетентности младших школьников [Текст] / Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. - С. 203-210.
7. Ниязова, А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования [Текст] / А.А. Ниязова // Фундаментальные исследования.- 2012. - № 9. -С. 630-634.
8. Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст] / Н.В. Пахомова, А. Эндерс, К. Рихтер.-
ш
£ СПб.: Питер, 2003.- 544 с.
ä 9. Садыкова, Э.Ф. Формирование экологических компетенций в процессе подготовки будущих
педагогов [Текст] / Э.Ф. Садыкова, А.А. Ниязова // Фундаментальные исследования. - 2014. -
Ш
^ № 11. - С. 2066-2069.
10. Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения [Текст] / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 91-98.
11. Эрдынеева, К.Г. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности [Текст] / К.Г Эрдынеева, Э.Б. Кадашникова / / Успехи современного естествознания. - 2009. -№ 1. - С. 59-62.
References
1. Antishina A.V., Dolmatov A.V. Developing ecological competence and ecological culture in the process of students' education. Chelovek I obrazovaniye, 2014. №1 (38). P. 45-50. [in Russian].
2. Akhmedov M.A., Akhmedbekova R.R. Ecological culture of specialist personality. Izvestiya Dagestan-skogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2010. №4. P. 6-10. [in Russian].
3. Bespalova L.A., Kamerilova G.S. Forming ecological competency of high-school pupils by using ecology schoolbook. Sovremennyjeproblemy nauki i obrazovaniya, 2012. №6. P. 373-374. [in Russian].
4. Yermakov D.S. The ecological competence of pupils: the content, structure and features of formation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2008. №1. P. 86-91 [in Russian].
5. Ignatova V.A. Ecological culture. Tobol'sk: TGPI after D.I. Mendeleev, 2002. P. 212. [in Russian].
6. Moiseeva L.V., Nikitina Ju.G. Formation of ecological competence of primary school pupils. Pedagog-icheskoje obrazobanije v Rossii, 2011. №2. P. 203-210. [in Russian].
7. Nijazova A.A. Forming student's ecological culture as a component of professional education. Fun-damentalnyje issledovanija, 2012. №9. P. 630-634. [in Russian].
8. Pakhomova N.V., Anders A., Richter K. Ecological management. Saint-Petersburg: Peter, 2003. P. 544. [in Russian].
9. Sadykova E.F., Nijazova A.A. Formation of ecological competences in the teacher-training process. Fundamentalnyje issledovanija, 2014. №11. P. 2066-2069. [in Russian].
10. Shakhmardanov Z.A. Ecological education, enlightenment and upbringing of people. Izvestiya Dag-estanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2008. №3. P. 91-98. [in Russian].
11. Erdyneeva K.G., Kadashnikova E.B. Ecological competence as a phenomenon of pedagogical reality. Uspekhi sovremennogoyestestvoznaniya, 2009. №1. P. 59-62. [in Russian].
сведения об авторе: гордеева Ирина викторовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры физики и химии, Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about author: Gordeeva irina viktorovna,
Candidate of Science (Biology),
Associate Professor,
Department of Physics and Chemistry,
Ural State University of Economics,
Ekaterinburg, Russia.
E-mail: [email protected]
ф
£ о
с
.0 I-
го
!б Ss.
to Ф
rö *
ч ф
с; ç
о
К О X s
го
т >.
X
ф
Ü3
с
s о
X
го
CÛ
о
о
в