Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / PRESCHOOL / ENVIRONMENTAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джегистаева Лариса Исаевна

В статье представлен анализ и выявлена сущность понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование» и «экологическая культура». Выявлены цели, принципы и задачи экологического воспитания будущих педагогов дошкольного образования. Обозначены направления деятельности педагогов по экологическому воспитания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article presents an analysis and reveals the essence of the concepts of “environmental education”, “environmental education” and “environmental culture”. The goals, principles and tasks of environmental education of future preschool teachers are identified. The directions of the activities of teachers on environmental education of preschool children are outlined.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК: 37.00

старший преподаватель Джегистаева Лариса Исаевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ и выявлена сущность понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование» и «экологическая культура». Выявлены цели, принципы и задачи экологического воспитания будущих педагогов дошкольного образования. Обозначены направления деятельности педагогов по экологическому воспитания дошкольников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, профессиональная подготовка, дошкольное учреждение, экологическая культура.

Annotation. The article presents an analysis and reveals the essence of the concepts of "environmental education", "environmental education" and "environmental culture". The goals, principles and tasks of environmental education of future preschool teachers are identified. The directions of the activities of teachers on environmental education of preschool children are outlined.

Keywords: environmental education, environmental education, vocational training, preschool, environmental culture.

Введение. Среди важнейших проблем современности, затрагивающих интересы всего человечества и каждого из нас, особое место занимают экологические. Здесь масштабность надвигающихся бедствий такова, что грозит перерасти в катастрофу. Все это актуализирует задачу развития экологического воспитания человечества. Сегодня проблема экологического воспитания разрабатывается разными специалистами: социологами и педагогами, экологами и психологами, методистами и биологами и др.

Изложение основного материала статьи. Изучение психолого-педагогической литературы выявило неоднозначность трактовок сущности, структуры и функции экологического воспитания. Дискуссионным является вопрос об определении содержания понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Большинство исследователей (Г.Б. Барышникова, Н.В. Гатих, Н.Ю. Соловьева и др.) [2, 4, 10] экологическое воспитание рассматривают в качестве составляющей экологического образования. Следовательно, в данном понимании понятие «образование» они считают более общим, чем «воспитание». Существует и такая точка зрения, когда экологическое образование признается как таковое, и в этом случае считается, что воспитание может быть только природоохранительным. Так, Ш.Ш. Хамзина [13] видит его как целенаправленный процесс формирования ответственного отношения обучающихся к окружающей природной среде во всех видах общественно-трудовой деятельности и общения с природой. А отсюда общая цель экологического образования, по мнению автора, заключается в формировании системы научных знаний, ценность ориентаций, взглядов и убеждений, которые обеспечивают становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах их деятельности. Аналогичной позиции придерживается и Н.М. Владимиров [3]. Характеризуя состояние проблемы как неудовлетворительное, она разрабатывает основные направления совершенствования содержания и структуры экологического воспитания в современной концепции.

Цели, принципы и задачи экологического воспитания при подготовке педагога раскрывает А.В. Керимова [5]. По его мнению, ядро этой системы составляют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный. Автором выделяются пять уровней экологической образованности: от уровня заинтерисованности - ознакомления - озабоченности -убежденности - до уровня активного действия.

«Экологическое воспитание», как считает Т.П. Кучай [6], понятие новое и потому в педагогической и методической литературе освещено слабо. Данный процесс, по мнению автора, предполагает «формирование всесторонне развитой личности, понимающей зависимость человека от общества, природы, необходимость сохранения и улучшения последней, умеющей ценить прекрасное в окружающем мире и обладающей чувством гражданской ответственности перед современниками и будущими поколениями».

Целью экологического воспитания, по мнению Г.Б. Барышниковой, В.П. Соломина, Н.Д. Андреевой и др. [2, 11], должно выступать формирование у обучающихся ответственного отношения к природе. При этом особую значимость занимает вопрос о целесообразности изучения объекта экологического воздействия. Только в этом случае «вся система экологического воспитания направлена на формирование экологических параметров личности. В процессе воспитательного воздействия целесообразно иметь характеристики уровня экологической культуры личности. Это позволяет подобрать необходимые методы и формы экологического воспитания и применять их более эффективно».

С позиции социальной философии, экологическое воспитание понимается как процесс систематического, целенаправленного и основанного на научно-материалистическом мировоззрении воздействия на человека с целью развития у него определенных систем чувств, способностей, навыков, представлений понятий и взглядов, необходимых для сознательного отношения к природе, рационального использования и охраны ее ресурсов в интересах всего общества и человека (Т.П. Кучай, Л.А. Саенко, Ш.Ш. Шамзина и др.) [6, 8, 13]. В энциклопедическом словаре экологическое воспитание определено как формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Как отмечают С.В. Бобрышов, Е.Г. Шаронова и др. [1, 12], экологическое воспитание - это социально-педагогический процесс, направленный на осмысление человеком знаний научных основ природопользования, на приобретение необходимых убеждений и навыков, нравственных принципов и выработку активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это целенаправленное формирование у людей биологического стиля мышления необходимых экологических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологизации материальной и духовной деятельности

общества в осуществлении мероприятий по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов.

По мнению В.П. Соломина и Н.Д. Андреевой [11], в системе экологического воспитания будущего педагога необходимо решить две основные задачи: 1) воспитывать убеждение (готовность) в необходимости соблюдать экологические нормы и правила в личном поведении и деятельности; 2) формировать жизненную позицию в решении экологических проблем, в личной деятельности нетерпимо относиться к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Исходя из выше обозначенного, понимания экологического образования, можно описать такими категориями, как «сознание - мышление - знание - деятельность», а базисными категориями, отражающими экологическое воспитание, в этом случае будут такие понятия, как «ценности - отношение - поведение -деятельность». Таким образом, экологическое образование нацелено на понимание и осмысление причинно-следственных связей в системе «природа - человек - общество», что в каждом конкретном случае позволяет регулировать взаимосвязь общества, человека и природы. Здесь можно сказать, что результатом экологического образования являются не только экологические знания, но и определенный стиль мышления -экологический. Экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно-нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры будущих педагогов, в основе которой лежит ответственное отношение к природной среде, есть не что иное, как общественная и личная ценность.

Экологическое воспитание является фундаментом, на котором формируется экологическая культура личности педагога. Изучение педагогической литературы позволило выявить неоднозначность понимания экологической культуры. В большинстве публикаций она понимается как система знаний человека о закономерностях взаимодействий природы и общества, перешедших в его убеждения, ценностные интересы и определяющих его практическую деятельность в социоприродной среде. Так, например, Е.Г. Шаронова [12] считает, что уровень экологической культуры характеризуется усвоением научных знаний, сформированностью убеждений, эпическими и эстетическими чувствами, практической деятельностью. По мнению Н.Ю. Соловьевой [10], экологическая культура есть динамическое единство экологических знаний, положительного отношения к этим знаниям и реальной деятельности человека в окружающей среде.

В системе подготовке педагога особое внимание следует уделить их будущей деятельности. Мы в этом плане придерживаемся, мнения Л.А. Саенко и Е.И. Зритневой [9] о том, что воспитание экологической культуры не может ограничиваться системой чисто практических мероприятий, т.е. формированием умений и навыков. И хотя практические навыки общественно-полезной природоохранительной деятельности в жизни будущего педагога ДО необходимы и формировать такие навыки нужно, проблема здесь состоит в том, чтобы эти умения и навыки были осмыслены и передавались воспитанникам дошкольных учреждений.

Как уже отмечалась ранее, для нашего исследования особый интерес представляла концепция экологического воспитания педагогов, разработанная Б.Т. Лихачевым, Н.С. Дежниковой, И.В. Цветковой и др. (в дисс. Н.М. Владимирова) [3]. Здесь под экологическим воспитанием ученые понимают систему специальных знаний и усвоение способов деятельности, ориентированных на совместимость с природой. Такая культура строится на эмоциональной отзывчивости и чувстве ответственности личности за состояние окружающей среды, стремлении жить в созвучии с нею, строгом соблюдении личностью правовых законов.

Б.Т. Лихачев трактует экологическую культуру педагога как новое психическое образование, органично связанное с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами. Исходным в этой концепции, по мнению Н.С. Дежниковой, является понимание экологии как способа нового видения мира и себя в нем. Ведущая идея заключается в том, что эффективность экологического воспитания детей во многом определяется состоянием экологической культуры педагога.

В.П. Соломин и Н.Д. Андреева [11] считают, что экологическое воспитание педагога ДО, в плане экологической культуры, протекает успешно тогда, когда его «технология одновременно направлена на такие сферы личностного развития, как познавательную, повышающую экологическую грамотность студента; эмоциональную, обогащающую их чувственный опыт; деятельностную, стимулирующую их экологическую инициативность».

В педагогической литературе появились публикации, которые рассматривают проблемы нравственного отношения к природе [7, 9]. Так, например, по мнению А.В. Керимовой [5], задача педагога ДО заключается, прежде всего, в воспитании ребенка, в стремлении помочь ему познать себя, установить правильные отношения с природным и социальным окружением. Основой построения экологического воспитания следует считать принцип: «думать глобально, действовать локально». Данный принцип предполагает переход от простого к сложному. Воспитание нового отношения к миру, формирование элементов экологической культуры у детей начинается с наиболее простого и доступного - своего дома и соответственно образа жизни. Большое значение в экологическом воспитании молодого поколения придается формированию эмоционального отношения к экологическим проблемам. У детей необходимо воспитать чувство единства со всем миром, стимулировать изменение модели поведения: переход к простому образу жизни, снижению уровня потребностей и запросов. Необходим любой прямой контакт с природой, причем акцент необходимо делать на экономической целесообразности природоохранного поведения.

Выводы. Цель экологического воспитания педагога ДО ученые видят в том, чтобы способствовать развитию новой экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности, за сохранение ее качественных параметров в процессе усвоения знаний, отношений, ценностных ориентации, а также умений принимать решения и разрешать экологические проблемы. Педагоги ДО должны способствовать формированию у дошкольников разносторонней экологической культуры, что признается международным педагогическим сообществом важнейшим результатом деятельности образовательных учреждений в настоящий период.

Таким образом, в рамках новой педагогики, основной целью экологического воспитания педагога на первое место выдвигается развитие экологически культурной личности. В настоящее время в России экологическое образование официально принято, как одно из приоритетных направлений совершенствования природоохранительной политики. Это закреплено Конституцией РФ «Об охране окружающей природной среды», «О Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», законом РФ «Об образовании». Также в целях преодоления в сознании людей потребительских мотивов в отношении к природе и ее ресурсам Правительством РФ было принято специальное постановление от «О мерах по улучшению экологического образования населения». Эти документы обеспечивают правовую

базу работы педагога по экологическому образованию и воспитанию воспитанников ДОУ.

Литература:

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 16-22.

2. Барышникова Г.Б. Моделирование системы экологического образования студентов направления «педагогика» (бакалавриат) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 277-281.

3. Владимиров Н.М. Формирование готовности будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: Дис.... канд. пед. наук. - Сургут, 2004. - 239 с.

4. Гатих Н.В. Экологическое образование и воспитание студентов педагогического колледжа // Образование. Карьера. Общество. 2011. № 1 (30). С. 57-59.

5. Керимова А.В. К вопросу подготовки будущих учителей к экологическому образованию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 71-73.

6. Кучай Т.П. Осуществление экологического воспитания учеников - главная мировая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2 (2). С. 81-84.

7. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 1. С. 93-97.

8. Саенко Л.А. Формирование образа педагога-профессионала в вузе / Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций. Материалы первой Международной конференции. Под научн. ред. проф. Е.А. Петровой. - Москва: Академия имиджелогии, 2014. С. 193-196.

9. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 70-71.

10. Соловьева Н.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 1999. - 183 с.

11. Соломин В.П., Андреева Н.Д. Экологизация профессиональной подготовки студентов как насущная проблема высшего педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 21.

12. Шаронова Е.Г. Социально-экологическое воспитание будущего учителя в воспитательной системе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 185.

13. Хамзина Ш.Ш. Постдипломное образование как фактор развития непрерывного экологического образования // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 9-1 (14). С. 92-94.

Педагогика

УДК: 378.09

кандидат педагогических наук Дубинин Дмитрий Юрьевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕЛКОВОГО ТРЕНАЖЕРА «СКАТТ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ УИС

Аннотация. В статье отражены результаты исследования определения эффективности использования стрелковых тренажерных комплексов «СКАТТ» в процессе обучения для формирований умений в выполнении прицельного выстрела, основы стрельбы из стрелкового оружия, раскрываются аспекты теоретической и методической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, основные положения организации занятий по огневой подготовке, правила ведения огня, применяется специальная терминология.

Ключевые слова: боевая стрельба, огневая подготовка, стрелковый тренажер «СКАТТ», обучение, оружие, тренировка, уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article reflects the results of studies determining the effectiveness of the use of shooting simulators «SCUTT» in the learning process for groups of abilities in the performance of aimed shot, the basics of shooting from small arms, the disclosed aspects of theoretical and methodological training of employees of criminally-Executive system, the main provisions of the organization of classes for fire training, rules of fire, use special terminology.

Keywords: combat shooting, fire training, shooting simulator «SCUTT», training, weapons, training, criminal Executive system.

Введение. Боевая стрельба - это сложно-координационная деятельность, в которой достижение успеха зависит не только от мастерства сотрудника, технической оснащенности, но и от психологической подготовки.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет определенные требования к человеку, с учетом его типологических особенностей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность и т.п. нервных процессов), к анализаторам (тактильной чувствительности, вестибулярной устойчивости и др.), к уровню развития физических качеств (выносливость, быстрота, ловкость и др.). Особые требования к развитию этих качеств повышаются, когда дело касается деятельности сотрудников УИС, которым приходится применять огнестрельное оружие. Несоответствие уровня подготовки требованиям практической деятельности порождает психологические барьеры при применении мер стрелкового оружия.

От особенностей подготовки сотрудников УИС по правовой и огневой подготовке зависит качество принимаемых решений оперативно-служебных задач личным составом.

Таким образом, огневая подготовка сотрудников УИС является ключевым моментом в процессе обучения.

К первоочередным задачам проведения занятий по огневой подготовке относятся:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.