Научная статья на тему 'Исследование зарубежных педагогических тенденций в экологическом образовании будущих учителей'

Исследование зарубежных педагогических тенденций в экологическом образовании будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ВЫСШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL OUTLOOK / FUTURE TEACHERS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Совгира С. В.

В статье проведен анализ психолого-педагогических исследований, в которых рассматриваются проблемы экологического образования зарубежных стран. Исследованы достижения и недостатки осуществления экологического образования в исследуемых странах. Приведены перспективные направления развития данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Совгира С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование зарубежных педагогических тенденций в экологическом образовании будущих учителей»

С.В. Совгира

профессор кафедры химии и экологии, д.п.н., Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины

S. V. Sovhira

professor of the department of chemistry and ecology, Umansky State Pedagogical University Named Tbichyrni Paul, Ph.D.

(eco-lab-udpu@yandex. ua)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье проведен анализ психолого-педагогических исследований, в которых рассматриваются проблемы экологического образования зарубежных стран. Исследованы достижения и недостатки осуществления экологического образования в исследуемых странах. Приведены перспективные направления развития данной проблемы.

Annotation. In the article the analysis of psychological and educational research, in which the problems of environmental education in foreign countries. Studied the achievements and shortcomings of the implementation of environmental education in the countries surveyed. Shows Promising directions of this problem.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое мировоззрение, будущие учителя, высшие педагогические учебные заведения.

Keywords: environmental education, environmental outlook, future teachers, higher educational institutions.

На современном этапе развития экологического кризиса усилилось внимание к экологическому мировоззрению и необходимости его формирования в будущего учителя в процессе экологического образования. Но опыт его целенаправленного и систематического формирования в высших педагогических учебных заведениях еще не нашел широкого распространения. Существует значительный пробел между программными требованиями и фактическим знаниями, соответствующими взглядами и убеждениями студентов, между необходимостью формирования экологического мировоззрения в будущего учителя и академическими возможностями высших учебных заведений, не обеспечивается единство аудиторной и внеаудиторной деятельности, учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы студентов, теоретических знаний и практических действий. Незначительное внимание уделяется природоохранной работе как одному из условий сохранения окружающей среды.

Практика показывает, что недостаточные знания, несформированность взглядов на проблему взаимодействия человека и природы приводят к равнодушному, эгоистическому отношению студентов к использованию природных ресурсов, сохранению окружающей природы, что является недопустимым для профессиональной деятельности будущих педагогов, которые должны формировать в своих воспитанников чувство собственной ответственности за сохранение окружающей среды.

Большое значение для преодоления противоречий имеет совершенствование мировоззренческих аспектов в решении этих проблем, что связано с социальными, образовательными и экологическими факторами. Сложность ситуации, по определению А. Степанюк, заключается в том, что «... императивы действуют лишь в обществе с соответствующим мировоззрением и экологическим сознанием. Поэтому формирование мировоззрения, которое позволило бы строить отношения с другими жителями Земли на основании современного понимания природы, является чрезвычайно актуальной задачей, тесно связанной с сознанием людей, уровнем их образованности и воспитанно-

сти, с приоритетами их нравственных ценностей, которые сформировались в современном обществе» [10, с.6].

В заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе прямо указывается, что успехи многих мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, возможны при условии постоянного и планомерного экологического воспитания [8, с.132].

Эти вопросы стали предметом широкого обсуждения на Международном симпозиуме по вопросам просвещения в области окружающей среды (Белгород, 1975), общая концепция экологического образования была представлена на Межправительственной конференцией по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) [7, с.5-30].

В общем докладе конференции отмечалось, что образование по проблемам окружающей среды должно быть включенным в границы системы формального образования на всех его уровнях с целью обеспечения необходимых знаний и навыков. Подчеркивалось, что конечная цель экологического образования - показать населению возможность понимания сложного характера окружающей среды и необходимости осуществления своей деятельности и развития с целью согласования с окружающей средой [6, с.10].

На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 2002) было провозглашено Десятилетие образования для устойчивого развития ООН, начиная с 2005 года [13, с.28].

Как видим, экологическому образованию будущих учителей уделяется чрезвычайное внимание в связи с основной миссией: сохранить человечество от экологической катастрофы, восстановить нарушенный баланс между обществом и природой. Сложность ситуации в том, что подобные императивы действуют лишь в обществе с соответствующим мировоззрением. Но современные кризисные явления образования, связанные с преобразованием мировоззренческих позиций общества, тормозят поиск путей решения проблемы сбалансирования отношений в звене «человек - природа».

Сейчас экологическое образование существенно требует учета основных национальных и зарубежных эколого-педагогических тенденций, принципов и подходов к формированию гармоничных отношений между человеком и природой.

В области экологического образования за рубежом проведен ряд исследований. Одним из первых ученых зарубежный опыт экологического образования рассматривал Е. Турдикулов в диссертационном исследовании «Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла (физические аспекты экологического образования)» (1982). Исследователь анализирует состояние экологического образования в Болгарии, Германии, Польши, Чехии, Дании, Великобритании, Франции, Мексике, Венесуэле, Кении, Индии, Пакистане, США, что дало ему возможность сделать следующее обобщение: «Почти все страны большое внимание уделяют сегодня экологическому образованию и воспитанию молодежи, что обусловлено исключительной важностью экологических проблем для человечества и его будущего, но каждое государство решает задачи экологической подготовки будущего поколения по-разному» [11, с.63].

Специфику экологического образования в школах стран Запада изучал В. Чер-вонецкий в диссертационном исследовании «Экологическое образование в школах развитых стран мира» (1992), который показал, что дидактические методы обучения широко используются в школах стран Запада, где разработаны целые комплекты учебных пособий по различным проблемам окружающей среды [12, с.62]. Некоторые из них автор рекомендует внедрить в практику общеобразовательных школ.

Опыт Германии в области экологического образования изучен В. Ломакович в диссертационном исследовании «Экологическое образование учащихся учебных

заведений средней степени в Германии» (2004). Автор указывает, что современные новаторские концепции экологического образования Германии ориентированы на интегрированные знания и междисциплинарные связи, которые включают все сферы образовательного процесса и реального быта. В государственных документах по экологическому образованию, определяющие ее развитие в стране, первоочередное внимание уделяется формированию экологической культуры, включает в себя следующие базовые компоненты (ведущие идеи): уважительное отношение к природе, осознание экологических проблем, ответственность за принятие решений в отношении окружающей среды, создание условий для получения знаний по проблемам экологии, стимулирования активного участия личности в природоохранной деятельности и понимание необходимости экономного и рационального использования природных ресурсов. Они находят непосредственное отражение в учебно-воспитательном процессе школы [4, с.19].

О. Локшина исследует зарубежный опыт на примере Швеции, Норвегии, Нидерландов, Дании, Великобритании в статье «Развитие экологического образования в западноевропейских странах» (1999). В этой статье рассматриваются направления развития экологического образования в зарубежных странах, основанные на принципах, выработанных международным сообществом, что с каждым годом усиливает внимание к состоянию окружающей среды. Автор отмечает, что образование по проблемам окружающей среды в школах на нынешнем этапе понимается уже не только как преподавание экологических знаний в рамках отдельных предметов (географии, биологии и т.д.). Речь идет о проникновении каждой дисциплины экологическими идеями, экологизации каждого учебного предмета. В большинстве школ в пределах каждой дисциплины излагается конкретная экологическая тематика, которая входит в содержание учебной программы. Происходит также процесс установления тесной взаимосвязи и взаимозависимости между учебными предметами. На практике используется не только дисциплинарный, но и полидисциплинарный и междисциплинарный подходы в преподавании. За рубежом наблюдается тенденция экологизации учебной среды (состояния школьного здания, площадок вокруг школы) с точки зрения охраны окружающей среды. Большое внимание уделяется вопросам экономии электроэнергии, бумаги, воды [3, с.27-28].

К сожалению, констатирует исследовательница, в Украине это направление еще не получило должной поддержки и распространения. Воспитание бережливости чаще рассматривается с экономической точки зрения, а не как средство формирования экологической культуры личности и общества.

И. Костицкая в диссертационном исследовании «Проблемы экологического образования в педагогической теории и практике работы школ Украины (1970-1990 гг)» (1995) косвенно рассматривает экологическое образование в зарубежных странах и делает заключение с учетом таких прогрессивных тенденций зарубежной системы образования: соблюдение принципа междисциплинарной комплексности, взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью, концентрации экологического содержания в предметах, введения специальных тем и интегрированных курсов, сочетания аудиторных занятий с внеаудиторной работой, всех видов и форм работы [1, с.95].

Исследование Т. Кучай обусловлено сущностными характеристиками тенденций обострения социальных и, прежде всего, экологических проблем, негативными изменениями отношение современного общества к окружающей среде, вызванными сложными социально-экономическими условиями, что в конечном итоге вызывает необходимость повышения эффективности подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию молодежи. Приоритетное значение в решении этой проблемы автор отводит перспективным путям успешного обновления системы экологического образования будущих учителей Украины на основании сочетания достижений украинской педаго-

гической науки и зарубежного опыта Британской системы образования, которая является образцом внедрения инновационных технологий [2].

Формирование экологической культуры в британских школах рассматривала В. Марченко в статье «Приоритеты и проблемы естественно-научного образования на рубеже III тысячелетия» (2000), в которой показала, что этот процесс начинается с младших классов, когда отмечается развитие экологически целесообразных положительных чувств по отношению к окружающей среде, но не исключена и практическая деятельность детей по охране окружающей среды. Перед старшеклассниками стоят более сложные и важные задачи, от них ожидают глобального экологического мышления и более масштабных природоохранных действий [5].

Европейский опыт неформального экологическоого образования, приобрел актуальность в странах Европы в конце 60-х - начале 70-х годов и почти сразу стал неотъемлемой составляющей учебных планов школ этих стран, который изучал Г. Пусто-вит [9, с.29].

Анализ работ исследователей, изучавших зарубежный опыт экологического образования и воспитания показал, что за рубежом определяются основные тенденции, которые обобщенны О. Локшиной по следующим направлениям:

1) акцентирование внимания на формировании системы экологических представлений. Ученики знакомятся с объектами и явлениями природы, ухаживают за животными и растениями живого уголка. В старших классах характерна направленность на философские аспекты взаимодействия общества и природы, а также углубление и расширение знаний эволюционного, обобщающего характера;

2) формирование бережного отношения к природе. При таком подходе учебно-воспитательный процесс ориентируется на привлечение личности в различные виды деятельности, которые влияют на субъективное отношение к окружающей среде;

3) акцентирование внимания на формировании прежде всего стратегии и технологии взаимодействия человека с природой. Идет ориентация на включение личности в такое взаимодействие с природой, которое дает возможность усвоения адекватных экологических стратегий, приобретений необходимых для их реализации. Ориентация на экологические проблемы конкретной местности, а не на охрану природу «вообще» дает положительные результаты. Центральными в экологическом образовании зарубежных стран являются методы обучения в малых группах, «проекты» и деятельностное обучение [3, с.28].

Ученые И. Костицкая, О. Локшина, В. Ломакович, В. Марченко, Г. Пустовит, В. Червонецький и др., освещающие специфику направлений и методов экологического образования в мировом аспекте, единодушно пришли к выводу, что простое перенесение материалов для использования во всех странах не может способствовать развитию экологического образования в других, что зависит от уровня развития образования и социально-экологических проблем в каждой отдельно взятой стране. Кроме того, все исследования касаются исключительно школьного экологического образования.

Результаты изучения проблем экологического образования будущих учителей в аспекте психолого-педагогических исследований показали, что в проанализированных научных доработках проблема экологического образования, в частности формирование экологического мировоззрения будущих педагогов, осуществление природоохранной деятельности в высших педагогических учебных заведениях, освещение технологии проведения лекций, лабораторно-практических и семинарских занятий, самостоятельной и научно-исследовательской работы, разнообразие экологической тематики и сочетание ее с эколого-педагогической решается вскользь. Возникает настоятельная потребность в комплексном, системном исследовании этой проблемы в высших педагогических учебных заведениях, соответственно наполнив учебно-воспитательный процесс экологическим содержанием. Учитывая, что активные методы применяются в конкрет-

ных исследованиях в соответствии с их спецификой, необходимо отобрать и внедрить в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений инновационные методы, способствующие целенаправленному формированию экологического мировоззрения будущих учителей. Учебно-полевым практикам, которые имеют специфику организации и проведения посвящена значительная часть научных работ, поэтому необходимо провести исследование в направлении комплексного проведения учебно-полевых практик, учитывая специфику различных факультетов. Концептуальное направление экологической подготовки будущих учителей в высших учебных заведениях за рубежом в научной литературе до настоящего времени не рассматривалось.

В общем, более эффективным является поддержание внутригосударственного развития образовательных материалов и программ в соответствующей стране. В этом случае действует один из основных принципов экологического образования - региональный.

Список источников:

1. Костицька 1.М. Проблеми еколопчно! освгги в педагопчнш теори i практищ роботи шкш Украши (1970-1990 рр): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Костицька 1нна Микола'1'вна. - Кшв, 1995. - 198 с.

2. Кучай Т.П. Пщготовка майбутшх учшешв в ушверситетах Велико! Британп до еколопчного виховання учшв : автореф. дис. на здобуття наук.ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01 „Загальна педагопка та iсторiя педагопки" / Т.П. Кучай. - К., 2010.20 с.

3. Локшина О.1. Розвиток еколопчно! освгти в захiдноeвропейських крашах / О.1. Локшина // Бiологiя i хiмiя в школi. - 1999. - № 6. - С. 18-21.

4. Ломакович В.Я. Еколопчна освгга учшв навчальних закладiв середнього сту-пеня в Нiмеччинi: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.01 „Загальна педагопка та iсторiя педагопки" / В.Я. Ломакович. - К., 2004. - 23 с.

5. Марченко В.И. Приоритеты и проблемы естественно-научного образования на рубеже III тысячелетия / В.И. Марченко, Т.В. Овчинникова // Наука и образование на пороге III тысячелетия = The Science and Education on the Threshold of the 3rd Millennium : Тезисы докладов Международного конгресса, (Минск, 3-6 октября 2000г). : в 2-х кн., Кн. 2. / Венецианский офис ЮНЕСКО, НАН Беларуси, Мин-во обр-я республики Беларусь. - Минск, 2000. - С.66-67.

6. Общий доклад // Охрана окружающей среды: проблемы просвещения; пер. с франц. Т.К. Черемухиной, С.К. Розова. - М. : Прогресс, 1983. - С.7-29.

7. Охрана окружающей среды: проблемы просвещения: сборник; пер с фр. Т.К. Черемухиной, С.К. Розова; ред. и послесл. А.Г. Воронова. - М.: Прогресс, 1983. - 352 с.

8. Природоохранительное просвещение: сборник / [Митрюшкин К.П., Шапошников Л.К., Коровкина О.Г. и др.]. - М. : Знание, 1980.- 170 с.

9. Пустовгт Г.П.Свропейський досвщ неформально! еколопчно! освгти / Г.П. Пу-стовгт // Бюлопя i хiмiя в школ1 - 2000. - №2. - С.28-31.

10. Степанюк А.В. Про свгшглядш орieнтири сучасно! молодi / А.В. Степанюк // Шлях освгти. - 2002. - №1. - С.6-9.

11. Турдикулов Э. А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла (физические аспекты экологического образования): дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / Турдикулов Эшбай Атакулович. - Ташкент, 1982. - 355 с.

12. Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира: Вопросы истории и практики / В.В. Червонецкий. - М.: Центр „Экология и образование", 1992. - 96с.

13. 5-та Пан-европейська конференщя мЫс^в Довкшля для Свропи: матерiали

та документи. - К.: Вид-во Блщ-Принт, 2004. - 541, [1] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.