УДК37.091.212:5]:37.041:502
О.Я. Власюк (Национальный университет «Киево-Могилянская академия») Тел: (044) 425 31 24; e-mail: [email protected]
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Показана актуальность готовности к экологическому самообразованию студентов естественнонаучных специальностей. Представлена совокупность методов активного обучения для формирования у студентов готовности к экологическому самообразованию, а также эффективность их применения. Раскрыты особенности проведения педагогического эксперимента на формирование готовности к экологическому самообразованию у студентов естественнонаучных специальностей.
Ключевые слова: экологическое самообразование, компоненты готовности к экологическому самообразованию, активные технологии обучения, педагогический эксперимент.
Развитие современной научной мысли направлено к междисциплинарным исследованиям, которые включают интеграцию знаний различных отраслей науки. Это вполне оправдано с точки зрения экологической системы. Ведь в природе не встречаются отдельно естественные науки (экология, химия, физика, биология) или социальные (педагогика, политология, социология), они интегрированы и обычно функционируют как единое целое. Человек склонен вычленять каждый элемент отдельно, и только исследуя его, способен понять окружающий мир. Как следствие такого подхода, часто теряется синергия всей системы, становится затруднённым понимание взаимовоздействий. Поэтому возникает необходимость комплексного изучения дисциплин, а в ряде случаев - взаимной интеграции.
Мы сосредоточим внимание на экологическом самообразовании, соединяя результаты научных исследования педагогики и экологии. В современном обществе благодаря новым конструктивным или технологическим решениям становится возможным снижение потребления ресурсов в производственной сфере или вообще отказ от них. Как известно, именно снижение потребления, а также антропогенного воздействия на окружающую среду выступает одной из главных задач экологии. Развитие такого типа поведения способствует формированию экологического сознания общества, повышению его экологической культуры, развитию самоорганизованности.
Большое значение имеет государственное регулирование и поддержка научных исследований в области экологического образования, а также повышение информированности учащихся и уже готовых специалистов о возможностях экологического самообразования. Сегодня в Украине приняты соответствующие стратегические документы, регулирующие процесс
формирования экологической культуры общества через реформирование образовательной системы. Концептуальные положения подготовки специалистов в вузах Украины базируются на основе Закона Украины «О высшем образовании», Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы, правительственного документа «Стратегия и современные тенденции развития университетского образования Украины в контексте европейского пространства высшего образования на период до 2020 года», «Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» и др. В соответствии с «Программой экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.» [3], а также с Законом Украины «Про стратегию государственной экологической политики Украины на период до 2020 года» [2] в современной системе высшего образования Украины приоритетным заданием выбрана комплексная модернизация научно-образовательной сферы. Повсеместно применяются инновационные педагогические технологии, происходит активизация учебного процесса в целом, имеющая целью обеспечивать современного специалиста культурой эффективной профессиональной деятельности, умениями приобретать новые знания и применять их в своей практике, готовностью к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию и в конечном счёте к самосовершенствованию.
Цель нашей статьи - описание педагогического эксперимента, осуществлённого нами для изучения вопроса формирования готовности студентов к экологическому самообразованию в процессе их профессиональной подготовки.
Анализируя европейский опыт реализации концепции экологического самообразования, можно выделить в нём характерные черты: активность и самостоятельность студентов в профессиональной подготовке, научность учебных материалов, связь теории с практикой, межкультурная коммуникация для решения проблем в едином экологическом пространстве, применения интернет-технологий, кооперированное обучение.
Важнейшие принципы экологического самообразования в определенной степени применяются и в украинской высшей школе, однако еще требуют более детального исследования и комплексного внедрения. В целом, применение основных принципов экологического образования, способствует разработке организационных форм, методов и средств формирования готовности к экологическому самообразованию студентов естественнонаучных специальностей в процессе их профессиональной подготовки в вузах Украины.
Часто самообразованию предоставляется роль мотивационного фактора самосовершенствования и профессионального роста личности после получения профессионального образования в университете.
Следует отметить, что экологическое самообразование - это междисциплинарный термин, означающий процесс получения будущими специалистами новых знаний, умений и навыков в экологической отрасли как на аудиторных занятиях, так и во внеурочное время. Будущие специалисты естественнонаучных специальностей нуждаются в развитии своей профессиональной компетентности, что наиболее эффективно может
осуществляться путем формирования у них готовности к экологическому самообразованию во время приобретения профессионального образования в университете.
Именно система высшего образования оказывает наиболее сильное влияние на развитие личности молодёжи и, как результат, формирование экологически ответственного общества. Поэтому предметом нашего исследования послужило экологическое самообразование именно студентов. Многие учёные [1; 8; 9; 11] в своих работах подчёркивают необходимость овладения студентами культурою самообразования, которая в будущем позволят самостоятельно, без помощи преподавателя развивать и совершенствовать свой профессионализм.
Принципы экологического образования [10; 13; 15] тесно связаны с современными тенденциями в реформировании высшего образования. Часто практикуется переход всей университетской системы на принципы устойчивого развития [13-15]. Формирование зеленого кампуса, строительство экологически эффективных зданий, переход на энергосберегающие технологии, использование органической еды, ресайклинг бумажных ресурсов, электронное документоведение. Такой подход мы наблюдаем во многих современных университетах [15], где наглядно показывается практическое применение изложенных теорий и концепций.
В итоговых материалах, разработанных на Межгосударственной конференции в Тбилиси 1997 г., экологическое образование рассматривается прежде всего, как процесс воспитания населения Земли в осознании и заботе об окружающей среде и взаимозависимых вопросах, а также таким, что владеет знаниями, навыками, отношением, мотивацией и ответственностью самостоятельно и вместе работать над решением текущих проблем и предупреждать появление новых. [17, с. 7] Экологическое образование -комплексная наука, характеризующаяся рядом особенностей, включающих и субъектную составляющую:
• изучение и решение проблем окружающей среды включает общественную составляющую;
• экологическое образование базируется на знании социальных, экономических и экологических систем;
• экологическое образование включает эмоциональную сферу: отношения, ценности и саморазвитие есть необходимыми условиями для развития самодостаточного общества;
• экологическое образование даёт возможность сформировать у будущих специалистов навыки решения экологических проблем: активное слушание, публичное выступление, убедительный стиль изложения, графическое оформление; планирование исследований, работа в библиотеке, проведение интервью, анализ данных; управление, принятие решений, сотрудничество.
Как видно из основных характеристик, экологическое образование имеет выраженную субъектную направленность. Студент проходит путь от объекта
обучения до активного участника процесса. Экологическое образование предусматривает не просто перетекание знаний от преподавателя к студенту, а самостоятельное усвоение знаний последним.
Самообразование, как необходимый компонент профессионализма будущих специалистов, рассматривалось в научных трудах А. Алексюка, Л. Долговой, В. Козакова, Дж. Равена, В. Свистун, Г. Селевка, Н. Солдатенко, А. Фортунатова, Т. Шамовой, В. Ягупова. Среди молодых украинских ученых, которые исследовали проблему формирования готовности будущих специалистов к определённого виду деятельности, наиболее известны О. Бойко (2005), О. Керницкий (2004), О. Малыхин (2000), М. Рогозина (2005), Н. Терещенко (2000). И всё же, вопрос формирования готовности будущих специалистов к экологическому самообразованию остаётся открытым. Чтобы проследить, каким образом процесс учебы в университете может способствовать развитию таких качеств личности, как саморазвитие, самоорганизация, самостоятельность, любознательность, способность решать экологические задачи, мы специально разработали и провели педагогический эксперимент.
Базируясь на современных исследованиях проблемы готовности к самообразовательной деятельности [5-7], а также публикациях по экологической педагогике [1; 8-10; 12-15], нам удалось проследить многогранность качества готовности к экологическому самообразованию. Оно состоит в первую очередь в интегрированности психологических и профессиональных характеристик личности. Таким образом готовность к экологическому самообразованию проявляется в активно-деятельном состоянии, в способности к эффективной познавательной деятельности и формируется с помощью самооценки, саморазвития, самоопределения, самообучения и самовоспитания в экологической сфере.
Рассматривая готовность к экологическому самообразованию будущих специалистов-экологов в целом, следует выделить такие структурные компоненты как мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, оценивающе-корректирующий и субъектный. Формирование каждого компонента готовности студентов к экологическому самообразованию отражается в овладении ими определёнными знаниями, умениями, навыками, профессионально важными качествами. Так, мотивационный компонент обеспечивает высокую степень заинтересованности, осознание необходимости и важности своей деятельности, постоянное стремление к приобретению новых знаний и усовершенствованию своих профессиональных и специальных способностей. Формирование когнитивного компонента готовности к экологическому самообразованию предусматривает овладение студентом базовыми теоретическими и практическими знаниями, глубокой осведомлённостью в экологической проблематике, отслеживание специализированных данных и инновационных технологий, а также знание того, как можно пополнять и совершенствовать свои экологические знания и способности. Операционально-деятельностный компонент включает специальные учебно-познавательные навыки, умения и способности, лежащих
в основе самообразовательной деятельности. Формирование оценивающе-корректирующего компонента позволяет объективно оценить поставленные задачи перед своим самообразованием, чтобы найти их успешное решение, а также осуществлять рефлексию и саморефлексию своих учебно-познавательных действий.
Субъектный компонент - один из самых важных, студент переходит из роли объекта учебного процесса в роль его субъекта, беря на себя больше ответственности за обретённые знания, самосовершенствуясь и саморазвиваясь в процессе деятельности. Этот компонент указывает на определяющую роль личности в самообразовательной деятельности. Ведь изменение стиля жизни, поведения и профессиональной деятельности оказывает наибольшее влияние на уровень антропогенного воздействия на окружающую среду. И действительно, учёные Латвийского университета [13, с. 278] исследовали изменение модели поведения и формирование экологической сознательности человека (табл. 1).
Таблица 1
Классификация процесса осознанного поведения
Индивидуальный процесс (убеждённость, личные потребности, индивидуализм) Социальный процесс (нерешительность, социальные потребности, эгалитарные ценности)
Когнитивный (высокий уровень мотивации, низкий контроль поведения) рассудительность; реакция на возможный выбор поведения, «за» и «против»; альтернативы оценивания Социальное сравнение; пребывание под чужим влиянием
Бихевиоризм (низкий уровень мотивации, высокий контроль поведения) повторяемость; регулярное позитивное повторение одиночного опыта; привычка имитация; люди автоматически копируют поведение других, следуя их нормам или примеру
Соответственно, педагогу приходится подбирать нужный метод или педагогическую технологию для достижения поставленной цели. Специально разрабатываются целые системы обучения. Среди важных методов, способствующих формированию готовности к экологическому самообразованию, следует назвать суггестопедию, систему обучения, способствующую развитию в учащихся внутреннего чувства свободы и самодисциплины [16]. Основной акцент в суггестопедии делается на освобождение потенциальных возможностей индивида. Происходит обращение ко всему комплексу возможностей человека: усиливаются эмоциональные реакции и мотивация, интерес и установки вследствии релаксации становятся
более активными. Система суггестопедического обучения, разработанная Г. К. Лозановым [16], базируется на трёх принципах:
1. удовлетворении, релаксации и сконцентрированной психорелаксации;
2. единства сознательного и несознательного;
3. обеспечение обязательной обратной связи между педагогом и учащимся с целью контроля полноты усвоения учебной информации.
Таким образом, прослеживается превалирующее использование индивидуальных способностей учащегося, тренировка его психологических качеств (первые два принципа). Лишь на третьей стадии происходит помощь и контроль со стороны педагога. Суггестопедическое обучение является прекрасным примером работы самообразовательных процессов во время аудиторных занятий. В начале, под руководством преподавателя, учащийся старается самостоятельно воспринять и усвоить материал, и лишь после этого получает обратную связь от преподавателя, для рефлексии и укрепления знаний.
Логическим продолжением наших теоретических поисков и проверкой их достоверности является педагогический эксперимент, представленный в этой работе. Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих специалистов к экологическому самообразованию был проведен в период 2009-2011 учебных годов. В этом эксперименте принимали участие студенты естественнонаучных специальностей пяти разных университетов Украины, а именно: Житомирский государственный технологический университет (ЖДТУ), Житомирский национальный агроэкологический университет (ЖНАУ), Киевский национальный университет строительства и архитектуры (КНУСА), Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» (НТУУ «КПИ») и Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА) (табл. 2).
Таблица 2
Распределение студентов в контрольных и экспериментальных
группах
Количество студентов
ВУЗ Контрольная группа Экспериментальная группа
III курс IV курс III курс IV курс
ЖДТУ 51 60
ЖНАЕУ 106 91
КНУБА 21 24
НТУУ «КПИ» 21 16
НаУКМА 35 20
Общее количество
студентов, принявших участие в педагогическом 127 107 107 104
эксперименте
Всего студентов__234__211
Целевой группой нашего исследования стали студенты специальности 6.040106 «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование». Для проведения основной части исследования (констатирующего и формирующего экспериментов) мы задействовали студентов 3-4 курсов, но в пилотных исследованиях принимали участие также студенты начальных курсов и магистры. Мы считаем, что именно студенты 3-4 курсов наиболее репрезентативны для проведения исследования показателей формирования готовности к экологическому самообразованию, так как они уже имеют базовые профессиональные знания и более осознанно подходят к формированию своих профессиональных навыков, чем студенты начальных курсов. У магистров зачастую уже происходит выбор более узкой специализации обучения, и они уже более осознанны в своём выборе.
Исходя из результатов пилотных исследований, мы определили, что у студентов экологической специальности существует потребность в формировании мотивационной, психологической и когнитивной составляющих готовности к экологическому самообразованию. Изучая опыт современных педагогических технологий, которые используются в ведущих зарубежных и украинских университетах [11-15], а также учитывая особенности нашей аудитории студентов, мы разработали дидактическую модель [4, с. 151-163], способствующую формированию у студентов-экологов готовности к экологическому самообразованию.
Основу нашей дидактической модели составило теоретическое изучение категории «экологическое самообразование» и выделение в ней структурных компонентов, о которых упоминалось выше.
Показательным оказался факт активного участия всех без исключения студентов группы при выполнении ими заданий интерактивного характера. В каждом учебном заведении, где мы проводили занятия со студентами, преподаватели, присутствующие в аудитории отмечали полную вовлеченность студенческого коллектива при выполнении и презентации заданий, активное обсуждение и высказывание новых идей решения даже среди обычно пассивных студентов, с невысоким уровнем знаний. Становится очевидным, что методы активного обучения способствуют мотивации учащихся, повышают их вовлечённость в процесс обучения, усиливают интерес к предмету.
Нам удалось проследить результаты применяемой педагогической технологии также благодаря начальному и конечному тестированию групп студентов, принимавших участие в эксперименте.
Большое количество современных педагогических методов [11-15], адаптированных нами к экологической тематике, было использование на аудиторных занятиях. Среди них такие как: кейс-стади (Case study), работа в маленьких группах и обучение в команде (Student Team Learning - STL), обучающее сотрудничество (Cooperative Learning), SWOT-анализ, анализ заинтересованных сторон (Stakeholder Analysis), «Круглый Робин» (Round Robin), метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно и др. интерактивные
техники.
Результирующее тестирование тех же групп студентов показало повышение уровня их готовности к экологическому самообразованию по сравнению с контрольными группами. По оценке преподавателей, студенты с которыми мы проводили занятия, стали более осознанно понимать причины экологического кризиса в Украине и мире, проявляли интерес к самостоятельному поиску дополнительной информации при подготовке заданий, научились самостоятельно решать сложные экологические ситуации и выражали готовность к самостоятельному профессиональному росту, научились анализировать и моделировать различные экологические ситуации, приобрели умения решать различные отраслевые проблемные задачи, научились эффективно пользоваться экологическим законодательством и другими нормативно-правовыми документами, стали готовы планировать и осуществлять различные экологические мероприятия, научились использовать современные информационные технологии с целью решения экологических проблем, имеют сформированную гражданскую позицию относительно охраны окружающей среды.
Таблица 4
Сравнительные результаты знаний студентов в начале и в конце педагогического эксперимента
Ответы студентов
Уровень знаний с экологии Начало эксперимента (%) Завершение эксперимента (%)
III курс IV курс III курс IV курс
Низкий 51 60
Средний 106 91
Достаточный 21 24
Высокий 21 16
НаУКМА 35 20
Общее количество студентов,
принявших участие в педагогическом 127 107 107 104
эксперименте
Ожидаемые результаты в основном соответствовали реальным, полученным в ходе эксперимента. В статье показано, что особое значение имеет активизация учебно-познавательной деятельности студентов для способствования формированию у них готовности к экологическому самообразованию и непосредственному развитию экологической культуры.
Литература
1. Дшманор Д., Мейра М. Визначення еколопчно!' освгги [Електронний ресурс] // Визначення еколопчно!' освгги : [сайт]. URL:
h ttp: //col l ecti ons.i nfocoll ecti on s. org/ukedu/uk/d/Js5131u/ (дата звернення: 10.05.2014).
2. Реформа системи освгги. Програма економiчних реформ Украши на 2010— 2014 роки [Електронний ресурс] // Президент Украши : [сайт]. URL: http://www.president.gov.ua/docs/Programa reform FINAL 1.pdf (дата звернення: 10.05.2014).
3. Закон Украши «Про основш засади (стратегш) державно!' еколопчно!' полггики Украши на перiод до 2020 року» // Вщомосп Верховно! Ради Украши (ВВР). 2011. № 26. С. 218; те саме [Електронный ресурс] // Верховна Рада Украши : [сайт]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2818-17 (дата звернення: 10.05.2014).
4. Власюк О.Я. Екологiчна самоосвта як фактор професiйного розвитку // Основи психологи та педагопки. Киев: Видавництво ТОВ «НВП ШТЕРСЕРВ1С», 2011. С. 151-163.
5. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев: ИСДО, 1993. 336 с.
6. Гавриш 1.В. Теоретико-методолопчш основи формування готовност майбутшх учшешв до iнновацiйноi професшно!' дiяльностi : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. Харьков, 2006. 475 с.
7. Бойко О.В. Формування готовност до управлшсько!' дiяльностi у майбутшх магiстрiв вшськово-сощального управлiння : автореф. дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.04. Ки!'в, 2005. 22 с.
8. Педагопчна майстершсть: хрестомапя: [навч. посiб.] / [упоряд. I. А. Зязюн, Н. Г. Базилевич, Т. Г. Дмитренко та ш.]; за ред. I. А. Зязюна. Киев: Вища шк., 2006. 606 с.
9. Фрейре П. Педагопка свободи: етика, демократ i громадянська мужнiсть / пер. з англ. О. Дем'янчука. Киев: КМ Академiя, 2004. 124 с.
10. Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. М.: [б.и.], 1992. 93 с.
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 96 с. (Б-ка журнала "Директор школы")
12. Barkley E.F., Cross K.P., Major C.H. Collaborative Learning Techniques: a handbook for college faculty. San Francisco: Published by Jossey-Bass, 2005. 303 p.
13. Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Environment and Sustainable Development. Riga: Academic Press of University of Latvia, 2010. 300 p.
14. Corcoran P.B., Wals A.E.J. Higher Education and the Challenge of Sustainability: problematic, promise, and practice. The Netherlands: Kluwer academic publishers, 2004. 355 p.
15. Elliott J. Environmental education in Europe: innovation, marginalization or assimilation. Paris: OESD, 1991. P. 19-36.
16. Власова О.1. Педагопчна психолопя: навч. пошбник. Киев: Либщь, 2005. 400 с.
ryMaHurapHbie BeflOMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro
№ 2(10), M№Hb 2014 r
17. Intergovernmental Conference on Environmental Education: Tbilisi (USSR): 14-26 Oktober 1977: final report / Unesco. 101 p.
O. Vlasyuk
THE READINESS OF ECOLOGICAL SELF-EDUCATION AMONG NATURAL SCIENCE STUDENTS: DESCRIPTION OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT.
It is shown the urgency of the readiness of ecological self-education for natural science students. A set of innovation pedagogical technologies and its practical effectiveness are presented in the article. Main features of the pedagogical experiment on the formation of environmental readiness for self-education are describe.
Keywords: ecological self-education, the components of ecological self-education, active learning technologies, pedagogical experiment.