Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕЛКОВОГО ТРЕНАЖЕРА "СКАТТ" НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ УИС'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕЛКОВОГО ТРЕНАЖЕРА "СКАТТ" НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВАЯ СТРЕЛЬБА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕЛКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР "СКАТТ" / ОБУЧЕНИЕ / ОРУЖИЕ / ТРЕНИРОВКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / COMBAT SHOOTING / FIRE TRAINING / SHOOTING SIMULATOR "SCUTT" / TRAINING / WEAPONS / CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубинин Дмитрий Юрьевич

В статье отражены результаты исследования определения эффективности использования стрелковых тренажерных комплексов «СКАТТ» в процессе обучения для формирований умений в выполнении прицельного выстрела, основы стрельбы из стрелкового оружия, раскрываются аспекты теоретической и методической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, основные положения организации занятий по огневой подготовке, правила ведения огня, применяется специальная терминология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубинин Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE SKATT SHOOT TRAINING SIMULATOR AT THE FIRE TRAINING LESSONS WITH UIS EMPLOYEES

The article reflects the results of studies determining the effectiveness of the use of shooting simulators «SCUTT» in the learning process for groups of abilities in the performance of aimed shot, the basics of shooting from small arms, the disclosed aspects of theoretical and methodological training of employees of criminally-Executive system, the main provisions of the organization of classes for fire training, rules of fire, use special terminology.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕЛКОВОГО ТРЕНАЖЕРА "СКАТТ" НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ УИС»

базу работы педагога по экологическому образованию и воспитанию воспитанников ДОУ.

Литература:

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 16-22.

2. Барышникова Г.Б. Моделирование системы экологического образования студентов направления «педагогика» (бакалавриат) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 277-281.

3. Владимиров Н.М. Формирование готовности будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: Дис.... канд. пед. наук. - Сургут, 2004. - 239 с.

4. Гатих Н.В. Экологическое образование и воспитание студентов педагогического колледжа // Образование. Карьера. Общество. 2011. № 1 (30). С. 57-59.

5. Керимова А.В. К вопросу подготовки будущих учителей к экологическому образованию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 71-73.

6. Кучай Т.П. Осуществление экологического воспитания учеников - главная мировая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2 (2). С. 81-84.

7. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 1. С. 93-97.

8. Саенко Л.А. Формирование образа педагога-профессионала в вузе / Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций. Материалы первой Международной конференции. Под научн. ред. проф. Е.А. Петровой. - Москва: Академия имиджелогии, 2014. С. 193-196.

9. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 70-71.

10. Соловьева Н.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 1999. - 183 с.

11. Соломин В.П., Андреева Н.Д. Экологизация профессиональной подготовки студентов как насущная проблема высшего педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 21.

12. Шаронова Е.Г. Социально-экологическое воспитание будущего учителя в воспитательной системе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 185.

13. Хамзина Ш.Ш. Постдипломное образование как фактор развития непрерывного экологического образования // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 9-1 (14). С. 92-94.

Педагогика

УДК: 378.09

кандидат педагогических наук Дубинин Дмитрий Юрьевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕЛКОВОГО ТРЕНАЖЕРА «СКАТТ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ УИС

Аннотация. В статье отражены результаты исследования определения эффективности использования стрелковых тренажерных комплексов «СКАТТ» в процессе обучения для формирований умений в выполнении прицельного выстрела, основы стрельбы из стрелкового оружия, раскрываются аспекты теоретической и методической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, основные положения организации занятий по огневой подготовке, правила ведения огня, применяется специальная терминология.

Ключевые слова: боевая стрельба, огневая подготовка, стрелковый тренажер «СКАТТ», обучение, оружие, тренировка, уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article reflects the results of studies determining the effectiveness of the use of shooting simulators «SCUTT» in the learning process for groups of abilities in the performance of aimed shot, the basics of shooting from small arms, the disclosed aspects of theoretical and methodological training of employees of criminally-Executive system, the main provisions of the organization of classes for fire training, rules of fire, use special terminology.

Keywords: combat shooting, fire training, shooting simulator «SCUTT», training, weapons, training, criminal Executive system.

Введение. Боевая стрельба - это сложно-координационная деятельность, в которой достижение успеха зависит не только от мастерства сотрудника, технической оснащенности, но и от психологической подготовки.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет определенные требования к человеку, с учетом его типологических особенностей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность и т.п. нервных процессов), к анализаторам (тактильной чувствительности, вестибулярной устойчивости и др.), к уровню развития физических качеств (выносливость, быстрота, ловкость и др.). Особые требования к развитию этих качеств повышаются, когда дело касается деятельности сотрудников УИС, которым приходится применять огнестрельное оружие. Несоответствие уровня подготовки требованиям практической деятельности порождает психологические барьеры при применении мер стрелкового оружия.

От особенностей подготовки сотрудников УИС по правовой и огневой подготовке зависит качество принимаемых решений оперативно-служебных задач личным составом.

Таким образом, огневая подготовка сотрудников УИС является ключевым моментом в процессе обучения.

К первоочередным задачам проведения занятий по огневой подготовке относятся:

- обучение сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам для результативного выполнения поставленных служебно-боевых задач;

- адаптация личного состава к экстремальным условиям службы в подразделении;

- целенаправленное и методичное развитие и совершенствование специальной, боевой и физической готовности сотрудников к различным нестандартным условиям несения службы.

Изложение основного материала статьи. В статье раскрывается эффективность использования стрелковых тренажерных комплексов в процессе обучения для формирований умений в выполнении прицельного выстрела, основы стрельбы из стрелкового оружия, раскрываются аспекты теоретической и методической подготовки сотрудников, основные положения организации занятий по огневой подготовке, правила ведения огня, применяется специальная терминология.

Для работы с тренажером стрелок закрепляет на оружии датчик, который постоянно с высокой точностью следит за перемещениями оружия относительно мишени.

Информация от датчика поступает в компьютер, где преобразуется программой «СКАТТ» и отображается в виде траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени. Момент выстрела фиксируется на экране в виде пробоины. Вся информация о прицеливании и координаты пробоины сохраняются в памяти компьютера для следующего анализа.

Таким образом, возникает эффект обратной связи, когда стрелок может выявить свои ошибки. Допущенные во время прицеливания в момент выстрела.

В основе конструкции тренажеров «СКАТТ» лежит принцип определения координат при помощи инфракрасного излучателя, размещенного в корпусе электронной мишени, и приемника инфракрасного излучения, закрепляемого на оружии. Данные с приемника (сенсора) поступают в вычислительный блок тренажера, который преобразует их для последующей передачи в персональный компьютер. Попадая в компьютер, данные обрабатываются программой «СКАТТ», которая отображает их на экране монитора в виде траектории прицеливания и расположения пробоины на мишени.

Применение тренажера позволяет сократить время объяснения техники выполнения выстрела и повышает эффективность обучения слушателей. Преподаватель в режиме реального времени может наблюдать весь процесс производства выстрела каждым обучаемым.

На экране монитора компьютера отображается траектория прицеливания. Контроль правильности прицеливания позволяет своевременно влиять на качество выстрела, не допуская возникновения ошибки у обучаемых.

Технические средства обучения - комплекс светотехнических и звуковых учебных пособий и аппаратуры, используемый для активизации процесса обучения. Существуют оборудованные комплексами технических средств обучения автоматизированные аудитории (классы). Технические средства обучения увеличивают наглядность обучения, делают доступным к восприятию материал, который при обычных методах обучения не может быть продемонстрирован, повышают темп обучения, создают условия для осуществления исследовательского метода преподавания и индивидуализации процесса обучения.

Систематические занятия по огневой подготовке ставят целью полноценное развитие и закрепление ранее изученного материала. Освоение техники стрельбы происходит в процессе овладения специальными знаниями, умениями, навыками и совершенствования их. Таким образом, обучение и тренировка составляют две стороны единого педагогического процесса.

Занятие на стрелковом тренажере можно отнести к «технической» тренировке, т.е. это тренировка без патронов. Тренировка без патронов - высокорезультативная форма подготовки, она не может быть заменена другой формой работы, в том числе и практической стрельбой. «Техническая» тренировка необходима стрелкам всех уровней подготовленности. С ее помощью решаются следующие задачи:

- развитие силовой выносливости руки;

- совершенствование устойчивости оружия;

- развитие личного контроля;

- разучивание управления спуском;

- управление вниманием;

- отработка согласованности действий в комплексном выполнении выстрела.

Тренировка без патронов должна занимать большую часть времени на занятии. Именно при такой тренировке формируются временные нервные связи, которые в дальнейшем определяют наличие устойчивого условного рефлекса на внешние раздражители. На начальном этапе обучения тренировке без патрона следует уделять особое внимание с целью выработки правильных первичных навыков стрельбы. Однако тренировка вхолостую не теряет своего значения с ростом мастерства. Как показывает практика, стрелки более высокой квалификации большую часть времени на тренировке уделяют именно работе без патрона.

В учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать общепедагогические принципы и методы, присущие процессу обучения технике стрельбы. Принцип наглядности имеет непосредственное отношение к процессу обучения. Наглядность ускоряет создание представлений и тем самым облегчает процесс усвоения. Через зрительный анализатор в процессе работы на тренажёре «СКАТТ» видна объективная картина качества выполнения элементов прицеливания, спуска курка и т.д. Принцип систематичности заключается в необходимости изложения материала в определенной последовательности. Бессистемное и хаотичное преподнесение материала замедляет ход обучения и делает его малоинтересным и скучным.

В обучении стрельбе из пистолета, со сложным содержанием элементов, важно построить процесс обучения таким образом, чтобы изучить элементы техники стрельбы их правильное выполнение, а потом осваивать их и совершенствовать, используя учебное оружие и тренажер , «СКАТТ» как на практических занятиях, так и во время самоподготовки. При этом тренажер , позволяет оценить степень выполнения отдельных элементов не только преподавателю, но и обучаемому. Принцип непрерывности заключается в систематическом использовании на всех занятиях по огневой подготовке полученных знаний и умений, что позволяет укрепить двигательные навыки и мышечную память.

Из многих методов, которые могут быть рекомендованы для проведения занятий по различным разделам огневой подготовки, руководитель занятий сам разбирает в соответствии со своими знаниями, особенностями обучаемых и другими условиями те приемы и методы, которые смогут обеспечить наилучшую подготовку

личного состава. Отдавая предпочтение тем или иным приемам, руководитель занятий должен помнить, что нет и не может быть универсального метода обучения.

Разнообразие в методах и приемах преподавания - необходимое условие успешного обучения. Основным методом начального обучения является целостно-раздельный. Сущность его заключается в следующем: в начале стрелок знакомится с техникой стрельбы в целом, потом разучивает отдельные элементы техники и затем вновь изучает технику стрельбы в целом на более качественном уровне с учетом приобретенного опыта.

В обучении стрельбе из пистолета широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы), методы обеспечения наглядности (наглядные методы), практическое упражнение и тренировка.

В огневой подготовке применяются следующие словесные методы:

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме.

Описание - это способ создания у занимающихся представления о действии.

Объяснение - метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например, понятий, правил мер безопасности и т.д.

Разбор , - форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения двигательного задания, где намечаются пути дальнейшей работы по устранению выявленных ошибок и совершенствованию достигнутого.

2. Метод непосредственной наглядности. Предназначен , для создания у обучаемых правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений инструктором (преподавателем) всегда должен , сочетаться с методами использования слова.

3. Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.

4. Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия с оружием;

2) медленное и быстрое выполнение элемента в целом и по частям с использованием оружия, а также упражнений для проверки правильного его выполнения;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия с оружием.

Практическое упражнение - это многократное сознательное выполнение обучаемыми приема (действия)

с оружием. Особым видом метода практического упражнения является тренировка. Тренировка применяется уже после освоения обучаемыми практического приема (действия) с целью доведения выполнения приема до автоматизма и выработки у обучаемых практических навыков.

Выполнение меткого выстрела требует от стрелка строго определённых действий. Все эти действия: изготовка, прицеливание, задержка дыхания, нажатие на спусковой крючок, составляют основу техники стрельбы, являются обязательными элементами и находятся в тесной взаимосвязи. При изучении отдельного элемента техники выстрела должна соблюдаться определенная последовательность: ознакомление, практическое разучивание, закрепление и совершенствование элемента.

В обучении технике стрельбы из пистолета можно выделить три этапа:

Первый этап - изучение хватки пистолета отдельно от изготовки, изготовки для стрельбы, управления дыханием, собственно прицеливание (совмещение прицельных приспособлений), и последующее наведение и удержание оружия на мишени.

Второй этап - обучение управлению спуском отдельно от изготовки, а затем одновременно с ней.

Третий этап - освоение прицеливания и управления спуском, т.е. обучение технике выполнения прицельного выстрела в целом. Естественно, что начинающий стрелок на первых занятиях и стрельбах допускает значительное количество ошибок, и если их вовремя не исправить, они будут повторяться и могут превратиться во вредные навыки, от которых в дальнейшем трудно будет избавиться. С чем мы и сталкиваемся при проведении занятий с сотрудниками. Поэтому особое внимание следует обратить на начальную подготовку стрелка (с использованием стрелковых тренажёров «СКАТТ»), которая включает в себя навыки правильного удержания оружия, т.е. хватки, изготовки, прицеливания, обработки спуска без ограничения времени. Являясь основой меткой стрельбы, правильно выполняемые эти элементы, дают базу для совершенствования скоростной стрельбы во всех ее вариантах.

Применение стрелкового тренажера «СКАТТ» в обучении точной стрельбе, без ограничения времени на выстрел - это то, что помогает освоить технику стрельбы с исключением ошибок, допускаемых при стрельбе боевыми патронами. Обучение состоит из двух этапов:

первый этап - работа с оружием без патронов или с учебным оружием:

- обучение различным способам удержания пистолета одной и двумя руками;

- обучение различным изготовкам для стрельбы;

- обучение правильному спуску курка с боевого взвода (далее - спуск);

- обучение прицеливанию.

Первый этап обучения состоит из трех занятий. На первом занятии обучаемые должны понять, что означает правильное прицеливание, обработка спуска, а также уяснить, какие способы изготовок и хваток существуют. Поэтому перед началом выполнения упражнений преподаватель демонстрирует выстрел с одной и двух рук в целом; дает понятие «выстрела выполненного технически правильно», а затем подробно, раздельно по элементам, рассматривает выстрел:

1) «хватки» (способы удержания оружия одной рукой и двумя руками);

2) изготовки для стрельбы из положения стоя, сопровождая свои действия рассказом и объясняя, в какой ситуации предпочтительнее пользоваться той или иной хваткой и изготовкой;

3) принцип правильного прицеливания с демонстрацией его;

4) спуск курка с боевого взвода (т.е. демонстрирует положение пальца на спусковом крючке, в зависимости от индивидуальных особенностей стрелка, и работу указательного пальца при нажатии на спусковой крючок).

При этом рассказ должен . быть понятным для обучаемых, а показ действий - правильным.

На втором и третьем занятии обучаемые с помощью учебного оружия и тренажера «СКАТТ» формируют и развивают целостное представление о двигательных действиях по производству выстрела. На втором этапе обучаемые развивают умение производить правильный выстрел с помощью тренажера по условиям подготовительных упражнений (закрепляют полученные навыки на практических занятиях стрельбой боевыми патронами).

Второй этап - выполнение подготовительных упражнений с боевым оружием и патронами. В дальнейшем используя стрелковый тренажер. «СКАТТ», наряду с отработкой отдельных элементов совершенствуется техника стрельбы в целом, с одновременным развитием необходимых сотруднику физических и психических качеств. Упражнения отрабатываются до автоматизма и только в том случае, когда значительное количество холостых выстрелов перейдет в определенное качество, есть смысл переходить к стрельбе с патроном. Если же приступить к стрельбе после короткого объяснения, то эффект от таких занятий будет минимальным, а затраты на обучение не будут оправданы. Тренировка без патронов призвана выработать «чувство оружия» и твердые навыки приведения в действие всех частей и механизмов. Поэтому прежде чем приступать к стрельбе и новички, и опытные сотрудники тренируются с использованием стрелковых тренажеров. Обучаемый сам контролирует свои действия. Руководитель стрельб также может в любой момент проконтролировать выполнение упражнения и вовремя исправить допущенные ошибки. Использование стрелкового тренажера делает тренировку без патронов наглядной, понятной, интересной и результативной.

Выводы. Таким образом, преимуществами стрелкового тренажера «СКАТТ» на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются:

- безопасность в обращении, что обусловлено отсутствием боевого оружия и боеприпасов;

- многократные повторения стрелковых упражнений, что повышает интенсивность учебного процесса;

- большой объем информации о характеристиках выстрела, что обусловливает высокую эффективность формирования техники прицельного выстрела у обучаемых;

- моделирование условий, свойственных оперативно-служебной деятельности сотрудников УИС.

Литература:

1. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150 // СЗ РФ. 1969. № 51. ст. 4973.

2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Федеральный закон от 21.07.1993 № 5473-1 // СПС «Консультант Плюс».

3. Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24.

4. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169.

5. Архипов С.Н. Использование стрелкового тренажера СКАТТ на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014.

6. Гребенюк С.П. Приемы и правила стрельбы из 9-мм пистолета Макарова (ПМ) и 7,62-мм автомата Калашникова (АКМ), Рязань, 2004.

7. Торопов В.А., Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 368 с.

8. Шестаков М.П. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке: Учебно-методическое пособие, Новокузнецк, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Щипин А.И., Ковшов Н.В., Шестопалова Е.В., Дьяков Е.Ю. Огневая подготовка в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. М., 2005. 28 с.

10. Минин Р.А. Стрельба из пистолета: Учебно-методическое пособие. М., 1954.

11. Северин Н.Н., Клыкова Е.В. Некоторые аспекты совершенствования методики проведения занятий по огневой подготовке // Могилевский институт МВД, 2016.

12. Сергеев В.А. Современные технологии, применяемые в огневой подготовке // Труды академии управления МВД России, 2013.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и физической культуры Егорова Елена Николаевна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА К РАБОТЕ В КОНТЕКСТЕ

EVENT МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы организации событийного туризма («event tourism»), подготовки бакалавров, будущих менеджеров культурного туризма к данному виду деятельности, который приобретает все большую популярность; определены функции событийного туризма; представлены основные направления подготовки бакалавров.

Ключевые слова: событийный туризм, бакалавры, компетенции, функции.

Annotation. The article deals with the actual problems of the organization of event tourism ("event tourism"), training of bachelors, future managers of cultural tourism to this type of activity, which is becoming increasingly popular; the functions of event tourism are defined; the main directions of training of bachelors are presented. Keywords: event tourism, bachelors, competencies, functions

Введение. Направление подготовки будущих менеджеров туризма связано с особенностями, которые предопределяются социономической сферой их профессиональной деятельности, которая связана с системой «человек-человек». Это: учителя, менеджеры, сотрудники правоохранительных органов и др., чьи профессиональные обязанности связаны с перегрузками, необходимостью переключения с одного вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.