Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Нина Евгеньевна, Зелинская Марина Григорьевна

Цель исследования - обосновать необходимость реализации педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности. В статье раскрываются понятия «инициативность детей старшего дошкольного возраста», «волонтерская деятельность детей в дошкольной образовательной организации», выявляется педагогический потенциал волонтерской деятельности в процессе развития инициативности детей старшего дошкольного возраста, раскрываются методы и приемы развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования заключается в изучении теоретических оснований процесса развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста в волонтерской деятельности, определении комплекса педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности. В результате описаны педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности, включающие структурно-функциональную модель педагогического процесса, парциальную программу «Юные волонтеры», технологию, представленную интеграцией различных видов волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринцева Нина Евгеньевна, Зелинская Марина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INITIATIVITY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BASED ON VOLUNTEER ACTIVITY

The aim of the research is to substantiate the need for the implementation of pedagogical conditions for the development of initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity. The article reveals the notions of “initiativity of senior preschool children”, “volunteer activity of children in a preschool educational organization”, reveals the pedagogical potential of volunteer activity in the process of developing the initiativity of senior preschool children, reveals the methods and techniques for developing initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity in a preschool educational organization. The scientific originality of the research lies in studying the theoretical foundations of the process of developing initiativity in senior preschool children in volunteer activity, determining the complex of pedagogical conditions for the development of initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity. As a result, the pedagogical conditions for the development of initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity are described, including a structural and functional model of the pedagogical process, the “Young Volunteers” partial program, the technology represented by the integration of various types of volunteer activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Е Л Ь С Т

4 гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 6. С. 938-943 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 938-943

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности

Татаринцева Н. Е., Зелинская М. Г.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость реализации педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности. В статье раскрываются понятия «инициативность детей старшего дошкольного возраста», «волонтерская деятельность детей в дошкольной образовательной организации», выявляется педагогический потенциал волонтерской деятельности в процессе развития инициативности детей старшего дошкольного возраста, раскрываются методы и приемы развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования заключается в изучении теоретических оснований процесса развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста в волонтерской деятельности, определении комплекса педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности. В результате описаны педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности, включающие структурно-функциональную модель педагогического процесса, парциальную программу «Юные волонтеры», технологию, представленную интеграцией различных видов волонтерской деятельности.

EN

Development of Initiativity in Senior Preschool Children Based on Volunteer Activity

Tatarintseva N. E., Zelinskaya M. G.

Abstract. The aim of the research is to substantiate the need for the implementation of pedagogical conditions for the development of initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity. The article reveals the notions of "initiativity of senior preschool children", "volunteer activity of children in a preschool educational organization", reveals the pedagogical potential of volunteer activity in the process of developing the initiativity of senior preschool children, reveals the methods and techniques for developing initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity in a preschool educational organization. The scientific originality of the research lies in studying the theoretical foundations of the process of developing initiativity in senior preschool children in volunteer activity, determining the complex of pedagogical conditions for the development of initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity. As a result, the pedagogical conditions for the development of initiativity in senior preschool children on the basis of volunteer activity are described, including a structural and functional model of the pedagogical process, the "Young Volunteers" partial program, the technology represented by the integration of various types of volunteer activity.

Введение

Актуальность исследования. Современная ситуация развития общества определяет необходимость наличия высокого уровня развития инициативности граждан, основы которой должны быть заложены в детстве. В масштабах Российской Федерации настоящая проблема актуализирована в таких документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2014). Анализ текстов нормативных документов, устанавливающих содержание отечественной системы образования, указывает, что данная проблематика («развитие инициативы», «поддержка детской инициативы», «формирование... инициативности, самостоятельности и ответственности»

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210139

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

детей и т.д.) в них встречается неоднократно. Это указывает на то, что развитие детской инициативности становится приоритетной задачей современного образования. И если ранее исследования были посвящены анализу возможностей развития инициативности в дошкольном возрасте, то теперь идет поиск путей и способов развития этого качества в дошкольном детстве, изучение и разработка необходимых педагогических условий развития инициативности у старших дошкольников.

Одним из средств развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста выступает волонтерская деятельность. Волонтерство как технология эффективной социализации дошкольников, направленная на развитие их инициативности и самостоятельности, ситуативно применяется на практике и недостаточно изучена теоретически, условия ее успешной реализации не выявлены.

Таким образом, актуальность исследования определяется:

- на социально-педагогическом уровне - возрастанием требований социального заказа к уровню развития инициативности дошкольников;

- на научно-теоретическом уровне - потребностью разработки теоретических основ развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста в волонтерской деятельности;

- на методико-технологическом уровне - отсутствием эффективного технологического аппарата развития инициативности дошкольников при осуществлении волонтерской деятельности.

Задачи данного исследования:

- раскрыть теоретические основы проблемы развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности;

- определить педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности.

Для решения данной задачи были использованы следующие методы исследования: системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы.

Теоретической базой исследования послужили работы современных исследователей Е. В. Коротаевой и А. В. Святцевой (2016), Н. А. Коротковой и П. Г. Нежнова (2003), А. Г. Николаевой (2011), А. Н. Поддьякова (2001), А. В. Святцевой и С. Б. Шухардиной (2016), раскрывающие вопросы развития инициативности у дошкольников, а также публикации отечественных ученых Л. В. Болотовой (2005), Н. П. Гришаевой (2017), О. И. Холиной (2012), в которых рассматриваются возможности волонтерской деятельности в развитии личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных организаций для совершенствования воспитательного процесса, а также в программах подготовки и переподготовки педагогов для системы дошкольного образования.

Теоретические основы проблемы развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности

Изучение теории вопроса, поднятого в научных исследованиях, свидетельствует о том, что оно рассматривалось учеными из разных областей знания: философами, социологами, психологами, педагогами. Изучение теоретических аспектов развития инициативности в психолого-педагогических исследованиях и описание практического опыта происходит в рамках аналитического (К. А. Абульханова-Славская (1991), Д. Б. Богоявленская (1983)) и системного подходов (А. И. Крупнов, Н. В. Шнайдер, С. М. Зиньковская (2011), А. С. Жарикова (2011)). При аналитическом подходе рассматриваются отдельные стороны инициативности вне их связей и отношений между собой. При изучении инициативности с позиции системного подхода данный феномен исследовался с позиции целостного единства всех компонентов, находящихся в определенных соотношениях между собой.

Современные исследователи выделяют различные виды инициативности: творческая инициативность (А. В. Святцева, С. Б. Шухардина (2016)), социальная инициативность (С. В. Тетерский (2003), А. Г. Николаева (2011)), интеллектуальная инициативность (Д. Б. Богоявленская (1983)). В качестве средств и условий развития инициативности личности рассматриваются: социокультурная деятельность (Т. С. Борисова (2009), Е. Н. Данько-ва (2008)), учебно-познавательная деятельность (А. А. Клепикова (2018)), художественно-творческая деятельность (А. С. Жарикова (2011)), проектная деятельность (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса (2008)). Согласно исследованиям ученых (Т. С. Борисова (2009), Е. В. Коротаева, А. В. Святцева (2016), Н. А. Короткова, П. Г. Неж-нов (2003)), инициативность включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный (мотив как побудительная сила, определяемый убеждениями, уровнем развития ценностно-смысловой сферы личности); информационно-когнитивный (знания как информация, способность личности предвидеть и быстро находить новые решения); эмоционально-волевой (внутреннее побуждение, выражающееся в возможности личности проявлять инициативу); регулятивно-деятельностный (осмысление своих собственных действий, желание активно действовать).

Особое значение для развития инициативности имеет старший дошкольный возраст, к концу которого инициатива проявляется более дифференцированно и разнообразно, у детей развивается самостоятельность в разных видах деятельности: исследовательской, театрализованной, трудовой и др. (Л. В. Артемова (1991), М. В. Крулехт (1996), А. Н. Подъяков (2001)). В нашем исследовании «инициативность детей старшего дошкольного возраста» рассматривается как интегративное качество, проявляющееся во внутренней готовности

личности к социально активной деятельности, включающее в себя мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, эмоционально-волевой и регулятивно-деятельностный компоненты (Та1апп1Беуа, Berdnikova, 2е1ешкауа, 2021).

Изучение проблемы развития инициативности в дошкольном возрасте представлено в научных трудах Е. Е. Кравцовой (2009), Л. Ф. Обуховой, И. А. Котляр (2010), С. А. Козловой (1998). Инициативность как свойство личности ребенка дошкольного возраста может проявляться в различных видах детской деятельности, но преимущественно выражается в общении со сверстниками, младшими дошкольниками, взрослыми, в играх, предметной деятельности, опытах, экспериментировании. Инициативный дошкольник умеет найти занятие, соответствующее собственным желаниям, новым впечатлениям. Потребность в новых эмоциях ярко проявляется при участии детей в волонтерской деятельности.

Вопросы развития инициативности в аспекте организации волонтерской деятельности поднимаются в работах О. И. Холиной (2012), изучающей процесс становления волонтерства как социального института в России, Л. В. Болотовой (2005), рассматривающей волонтерскую деятельность в социальной сфере. В нашем исследовании «волонтерская деятельность детей в дошкольной образовательной организации» понимается как добровольная, общественно-полезная, безвозмездная инициатива, направленная на оказание другим помощи социальной, культурной, экологической, спортивной направленности, совершаемая в совместной со взрослыми организованной (неорганизованной) форме в виде единичных, краткосрочных (систематических, продолжительных) действий, носящая субъектный характер (волонтерство как «со-бытие», «досуговое волонтер-ство», семейное волонтерство, онлайн-волонтерство и др.) (Tatarintseva, Berdnikova, 2е1ешкауа, 2021).

Характеризуя волонтерство как деятельность, важно подчеркнуть, что оно бывает различного содержания (социального, культурного, экологического, спортивного и т.д.) и основывается на добровольном участии в оказании помощи другим людям. Детьми дошкольного возраста волонтерство осуществляется как безвозмездная инициатива, совершаемая в совместной со взрослыми деятельности, проявляющаяся в разных видах деятельности: в заботе о представителях животного мира; в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства; благотворительности в отношении пожилых людей; помощи воспитанникам младших групп детского сада или товарищам по группе, детям с ограниченными возможностями здоровья; пропаганде здорового образа жизни и т.д. Педагогический смысл организации волонтерства в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы рассматривать его как важный элемент воспитательного процесса, как механизм социализации, процесс формирования основных качеств личности ребенка-дошкольника (Гришаева, 2017).

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «инициативность» изучается в психолого-педагогических исследованиях с позиции аналитического и системного подходов. Учеными выделяются различные виды инициативности, ее структурные компоненты, а также средства и условия развития инициативности личности. По мнению исследователей, инициативность представляет собой одно из свойств личности ребенка-дошкольника, обуславливающее процессы общения и взаимодействия с социумом. Инициативность ребенка старшего дошкольного возраста развивается на основе его потребности в новых впечатлениях, новых эмоциях и переживаниях, что особо проявляется при участии дошкольника в волонтерской деятельности, являющейся сегодня важным механизмом социализации, одним из ключевых элементов воспитательного процесса подрастающего поколения.

Педагогические условия развития инициативности у дошкольника на основе волонтерской деятельности

Содержательный анализ понятия «условие» показал, что это многозначное понятие является хорошо изученным и общенаучным. Этимология слова интерпретируется как «обстоятельство, от которого что-либо зависит; правила, установленные в какой-либо деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит» (Ожегов, 2007). Педагогическая практика обнаруживает необходимость использования комплекса условий, поскольку они взаимосвязаны и только их совокупность позволит решить поставленные задачи.

В научно-педагогической литературе, диссертационных работах по педагогике чаще других встречается описание психолого-педагогических, педагогических, дидактических, санитарно-гигиенических, научно-методических условий. В контексте нашей статьи остановимся на характеристике педагогических условий, так как они входят в методологическое обоснование научной работы, и, следовательно, обеспечивают качество научного исследования.

По мнению В. И. Андреева (1988), А. Я. Найна (2020), Н. М. Яковлевой (1991), педагогические условия характеризуются совокупностью мер педагогического воздействия и потенциала материально-пространственной среды, способствующих решению поставленных задач. Б. В. Куприянов, С. А. Дынина (2001) рассматривают педагогические условия как планомерную работу, заключающуюся в уточнении закономерностей образовательного процесса, обуславливающую возможность получения достоверных результатов научно-педагогического исследования.

Выделяют следующие виды педагогических условий по различным основаниям:

- внешние (природно-географические, производственные, общественные, средовые) и внутренние (учебно-методические, морально-психологические, гигиенические, эстетические) - по сфере воздействия;

- объективные (образовательные нормативно-правовые документы, информационные средства) и субъективные (возможности, внутренние резервы, ресурсы субъектов педагогического процесса, слаженность их действий, приоритеты и личная заинтересованность) - по характеру воздействия;

- общие (культурные, социальные, экономические, национальные) и специфические (состав воспитанников, месторасположение образовательной организации, материальные ресурсы образовательной организации, воспитательные резервы внешней среды организации, психологический климат образовательной организации).

Анализ ряда научных статей (Хушбахтов, 2015; Шилова, Задворнов, 2019) позволяет констатировать, что педагогические условия представлены как совокупностью внешних факторов (материальная среда, методы, формы, средства, педагогический потенциал), так и внутренних факторов (личностных), направленных на повышение эффективности педагогического процесса организации.

В нашем исследовании комплекс педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности включает в себя:

- структурно-функциональную модель процесса развития инициативности детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности, представленную этапами диагностического целеполагания, организационно-содержательного планирования, проектирования и реализации, рефлексии и коррекции;

- парциальную программу «Юные волонтеры», социально-педагогический контент которой обеспечивает процесс развития инициативности дошкольников в волонтерской деятельности;

- технологию развития инициативности, основанную на интеграции различных видов волонтерской деятельности («волонтерство как со-бытие», «семейное волонтерство», «виртуальное (онлайн-) волонтер-ство», «волонтерство как досуг» и др.).

Структурно-функциональная модель процесса развития инициативности у старших дошкольников на основе волонтерской деятельности отражает логику, последовательность и динамику реализации изучаемого явления и включает два направления: структурная ориентация (процесс развития инициативности у старших дошкольников имеет компоненты: целевой, содержательный, технологический, контрольно-оценочный) и функциональная ориентация, трактующаяся как общность функций воспитательного процесса, направленного на достижение цели (ценностно-смысловая, процессуально-описательная, процессуально-деятельностная, проектировочная, аналитико-диагностирующая). Предлагаемая нами структурно-функциональная модель развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности представляет собой систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования, и отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель (развитие инициативности у детей старшего дошкольного); этапы (диагностическое целеполагание, организационно-содержательное планирование, проектирование и реализация, рефлексия и коррекция); базовые компоненты (мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, эмоционально-волевой и регулятивно-деятельностный); средства (проекты и социально-педагогические ситуации); предполагаемый результат. Совокупность данных элементов обеспечивает актуализацию субъектной позиции дошкольника в волонтерской деятельности.

Содержательное ядро модели - программа «Юные волонтеры», контент которой обуславливает процесс развития инициативности дошкольников в волонтерской деятельности. Реализация данной программы представляет собой интеграцию различных видов волонтерской деятельности («волонтерство как со-бытие», «семейное волонтерство», «виртуальное (онлайн-) волонтерство», «волонтерство как досуг» и др.) и требует обеспечения психолого-педагогических условий, отвечающих требованиям ФГОС ДО, разработки инновационных технологий.

Изучался и широко использовался развивающий потенциал предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда представляла собой оборудование пространства волонтерской деятельности детского сада, в котором находились: форменная одежда волонтера (футболки, кепки с эмблемой «Я - волонтер»); почтовый ящик с просьбами о помощи; альбомы, иллюстрации, фотографии, показывающие историю развития волонтерства в России и за рубежом, детская литература, повествующая о различных видах помощи детям, взрослым, животным; технологические карты для изготовления поделок из бумаги и бросового материала; детские игрушки; боксы с атрибутами для проведения социальных, культурных, спортивных, экологических акций. Находили применение материально-технические ресурсы дошкольной организации: магнитофоны, компьютеры, мультимедийная установка, интернет-подключение, наличие необходимого инвентаря для проведения акций: социальных (изобразительный материал для изготовления поделок, литература и др.), культурных (театральные атрибуты: маски, костюмы и др.), спортивных (физкультурное оборудование, детские тренажеры и др.), экологических (инвентарь для работы в природе и др.).

Были созданы психолого-педагогические условия взаимодействия участников образовательного процесса: уважение к личности ребенка, детским видам деятельности, поддержка самостоятельности, инициативности, положительной самооценки, использование в работе методов, приемов и форм, адекватных возрасту, индивидуальным особенностям старших дошкольников. К наиболее эффективным мероприятиям следует отнести семинары-практикумы, мастер-классы, на которых педагоги и родители имели возможность освоить практические методы и приемы, способствующие развитию инициативы у дошкольников в детском саду и семье. Например, тренинги по организации коллективной и групповой деятельности с детьми разновозрастной группы («Повторяй за мной», «Вместе мы сила», «Один за всех - все за одного»), практикумы («Как смонтировать социальный ролик, рассказывавший о проблемах пожилых людей, ветеранов, малышей», «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты», «Особенности подготовки праздника для пожилых людей»). Особое внимание уделялось ознакомлению взрослых с нормативно-правовой базой волонтерства, развитию взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами («Посещение социальных партнеров», «Заключение договора о взаимовыгодном сотрудничестве»).

Технологический арсенал организации педагогической помощи ребенку формировался с позиций лич-ностно-ориентированного подхода, в основе которого лежат методы и приемы, характеризующиеся диало-гичностью, деятельностно-творческим характером, направленностью на поддержку индивидуальности и эмоционального благополучия ребенка, формирование положительной самооценки, безусловное принятие. Значительный акцент был сделан на активную позицию самого ребенка, предоставление ему права слова и свободы выбора. Воспитатель стремился формировать у дошкольников доброжелательное отношение к людям, устанавливать понятные для детей правила взаимодействия со сверстниками и окружающими, поддерживать инициативу детей. Дети стали организаторами и участниками таких мероприятий, как «Письмо с фронта», «Здоровым быть здорово», сюжетно-ролевых игр «Знаем правила движения», «Светофор - наш друг», заполняли «Книгу открытий» (в технике «лэпбук»), приобрели опыт проявления детской инициативности в условиях цифровизации дошкольного образования (Tatarintseva, Berdnikova, 2е1ешкауа, 2021).

Рефлексивное управление процессом развития инициативности позволило отметить основные этапы формирования этого качества в процессе волонтерской деятельности дошкольников: разъяснение и понимание значения тех или иных действий, прогнозирование результатов деятельности, коллективное решение задач в группе, нахождение наиболее приемлемых форм и методов работы на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, оценивание деятельности и ее коррекция.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам.

Инициативность ребенка старшего дошкольного возраста проявляется во внутренней готовности к активности в различных видах социальной деятельности, в том числе волонтерской деятельности, являющейся сегодня важнейшим элементом воспитательного процесса подрастающего поколения.

Необходимо создать педагогические условия развития инициативности старших дошкольников в волонтерской деятельности, к которым можно отнести разработку и внедрение в образовательный процесс дошкольной организации структурно-функциональной модели процесса развития инициативности детей старшего дошкольного возраста; создание парциальной программы «Юные волонтеры», содержание которой обеспечивает процесс развития инициативности дошкольников в волонтерской деятельности; разработку технологии развития инициативности, представляющую собой интеграцию различных видов волонтерской деятельности («волонтерство как со-бытие», «семейное волонтерство», «виртуальное (онлайн-) волонтерство», «волонтерство как досуг» и др.).

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в формировании компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах развития инициативности дошкольников на основе волонтерской деятельности, а также в разработке форм и методов активного включения родителей дошкольников в волонтерскую деятельность.

Финансирование | Funding

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90065.

RU

EN

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 19-313-90065.

Источники | References

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.

4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1983.

5. Болотова Л. В. Волонтерская деятельность в социальной сфере: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005.

6. Борисова Т. С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 5 (83).

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

8. Гришаева Н. П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2017.

9. Данькова Е. Н. О формировании ответственности как нравственного качества личности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 2.

10. Жарикова А. С. Соотношение инициативности и креативности личности: дисс. ... к. психол. н. М., 2011.

11. Клепикова А. А. Семьи с детьми с особенностями интеллектуального развития в России: стратегии родительского активизма // Инвалиды - инвалидность - инвалидизация: сб. тезисов научно-практической конференции. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018.

12. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.

13. Коротаева Е. В., Святцева А. В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5.

14. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: ПИ РАО, 2003.

15. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология. М.: Форум, 2009.

16. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: дисс. ... д. пед. н. СПб., 1996.

17. Крупнов А. И., Шнайдер Н. В., Зиньковская С. М. Системная диагностика и коррекция инициативности и настойчивости: учеб. пособие. Екатеринбург, 2011.

18. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета. 2001. Т. 6. Вып. 2.

19. Найн А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: Урал ГАФК, 2000.

20. Николаева А. Г. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2011.

21. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

22. Обухова Л. Ф., Котляр И. А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15. Вып. 2.

23. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. Изд-е 24-е, испр. М.: Оникс; Мир и образование, 2007.

24. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дисс. ... д. психол. н. М., 2001.

25. Святцева А. В., Шухардина С. Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3.

26. Тетерский C. B. Поддержка социальных инициатив детей и молодежи: опыт и эксперимент. М.: Маска, 2003.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.

28. Холина О. И. Институционализация волонтерства в структуру российского гражданского общества: автореф. дисс. ... к. соц. н. Краснодар, 2012.

29. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/

30. Шилова И. В., Задворнов С. А. Определение содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2. URL: http://top-technologies.ru/ru/artide/ view?id=37893

31. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991.

32. Tatarintseva N., Berdnikova N., Zelenskaya M. The Use of Digital Technologies in the Process of Organizing Volunteer Activities of Preschoolers // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. Iss. 2. DOI: 10.1051/e3sconf/ 202127312010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах I Author information

RU

Татаринцева Нина Евгеньевна1, д. пед. н., проф. Зелинская Марина Григорьевна2

1 2 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

EN

Tatarintseva Nina Evgenievna1, Dr Zelinskaya Marina Grigorievna2

1 2 Southern Federal University, Rostov-on-Don

1 [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): инициативность; дети старшего дошкольного возраста; волонтерская деятельность; педагогические условия; initiativity; senior preschool children; volunteer activity; pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.