Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ'

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ИНИЦИАТИВА / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ / ПРОДУКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / INITIATIVE / INITIATIVE CRITERIA / PRODUCTIVE INITIATIVE / PRODUCTIVE ACTIVITY / PAPER CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карих Виктория Вячеславовна, Савченко Елена Юрьевна

Цель: выявление компонентных особенностей инициативности детей старшего дошкольного возраста. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя комплекс заданий, разработанных А.Н. Атаровой, Н.А. Коротковой и ориентированных на оценку каждого из структурных компонентов инициативности детей старшего дошкольного возраста (стремления к проявлению инициативы в конкретной деятельности (эмоционально-мотивационный), способность прилагать усилия и регулировать проявления инициативности (волевой), проявления инициативности в конкретных действиях (поведенческий)) позволил нам проанализировать особенности инициативности и наметить перспективу дальнейшего ее развития, в части апробации педагогических условий. Результаты : на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрен генезис развития инициативности в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста отнесено к среднему уровню проявления инициативности: интерес к конструированию из бумаги проявляется неустойчиво; дети могут быть как активными в данном виде деятельности и самостоятельными, так и выполнять действия под руководством взрослого. В продуктивной деятельности дети не всегда удерживают цель до окончания выполнения задания, не всегда достигают нужного результата, не уделяют достаточно внимания качеству выполнения работы, также характеризуются тем, что в случае возникновения затруднений ожидают помощи от взрослого, не используют попыток самостоятельно разрешить возникшие затруднения. Анализ образовательных ресурсов среды организации дошкольного образования для развития инициативности показал ее дефицитарность, отсутствие в ней развивающих стимулов для проявления инициативности. Научная новизна : в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и условия развития инициативности детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития инициативности у современных детей старшего дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карих Виктория Вячеславовна, Савченко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INITIATIVE OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF DESIGNING FROM PAPER

Objective: to identify the component features of initiative in older preschool children. Methods: the complex of diagnostic procedures included a set of tasks developed by A. N. Atarova, N. A. Korotkova and focused on the assessment of each of the structural components of the initiative of older preschool children (the desire to show initiative in a specific activity (emotional and motivational), the ability to make efforts and regulate the manifestations of initiative (volitional), manifestations of initiative in specific actions (behavioral)) allowed us to analyze the features of initiative and outline the prospect of its further development, in terms of testing pedagogical conditions. Results: based on the analysis of psychological and pedagogical research on this problem, the Genesis of the development of initiative in older preschool age is considered. The results of the study revealed that most children of older preschool age are assigned to the average level of initiative: interest in paper construction is unstable; children can be both active in this type of activity and independent, and perform actions under the guidance of an adult. In productive activities, children do not always keep the goal until the end of the task, do not always achieve the desired result, do not pay enough attention to the quality of work, and are also characterized by the fact that in case of difficulties, they expect help from an adult, and do not use attempts to resolve the difficulties themselves. The analysis of educational resources of the environment of the organization of preschool education for the development of initiative showed its scarcity, the lack of developing incentives for the manifestation of initiative. Scientific novelty: in the article based on the use of a complex of psychological and pedagogical methods, the dynamics and conditions for the development of the initiative of modern preschool children are identified and characterized. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientifi and pedagogical activity when onsidering issues of the nature and development trends of the initiative in modern children of preschool age.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ»

Karikh Victoria Vyacheslavovna, Savchenko Elena Yurievna DEVELOPMENT OF INITIATIVE OF CHILDREN OF SENIOR ..

psychological science

УДК 159:37.015.3

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0080

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ

© 2020

SPIN: 9283-8949

AuthorlD: 336819

Карих Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Савченко Елена Юрьевна, студентка магистратуры Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: 6727167@mail.ru)

Аннотация. Цель: выявление компонентных особенностей инициативности детей старшего дошкольного возраста. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя комплекс заданий, разработанных А.Н. Атаровой, Н.А. Коротковой и ориентированных на оценку каждого из структурных компонентов инициативности детей старшего дошкольного возраста (стремления к проявлению инициативы в конкретной деятельности (эмоци-онально-мотивационный), способность прилагать усилия и регулировать проявления инициативности (волевой), проявления инициативности в конкретных действиях (поведенческий)) позволил нам проанализировать особенности инициативности и наметить перспективу дальнейшего ее развития, в части апробации педагогических условий. Результаты: на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрен генезис развития инициативности в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста отнесено к среднему уровню проявления инициативности: интерес к конструированию из бумаги проявляется неустойчиво; дети могут быть как активными в данном виде деятельности и самостоятельными, так и выполнять действия под руководством взрослого. В продуктивной деятельности дети не всегда удерживают цель до окончания выполнения задания, не всегда достигают нужного результата, не уделяют достаточно внимания качеству выполнения работы, также характеризуются тем, что в случае возникновения затруднений ожидают помощи от взрослого, не используют попыток самостоятельно разрешить возникшие затруднения. Анализ образовательных ресурсов среды организации дошкольного образования для развития инициативности показал ее дефицитарность, отсутствие в ней развивающих стимулов для проявления инициативности. Научная новизна: в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и условия развития инициативности детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития инициативности у современных детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старшие дошкольники, инициатива, инициативность, критерии инициативности; продуктивная инициативность, продуктивная деятельность, конструирование из бумаги.

DEVELOPMENT OF INITIATIVE OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF DESIGNING FROM PAPER

© 2020

Karikh Victoria Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Savchenko Elena Yurievna, undergraduate Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marx, 1, e-mail: e-mail: 6727167@mail.ru)

Abstract. Objective: to identify the component features of initiative in older preschool children. Methods: the complex of diagnostic procedures included a set of tasks developed by A. N. Atarova, N. A. Korotkova and focused on the assessment of each of the structural components of the initiative of older preschool children (the desire to show initiative in a specific activity (emotional and motivational), the ability to make efforts and regulate the manifestations of initiative (volitional), manifestations of initiative in specific actions (behavioral)) allowed us to analyze the features of initiative and outline the prospect of its further development, in terms of testing pedagogical conditions. Results: based on the analysis of psychological and pedagogical research on this problem, the Genesis of the development of initiative in older preschool age is considered. The results of the study revealed that most children of older preschool age are assigned to the average level of initiative: interest in paper construction is unstable; children can be both active in this type of activity and independent, and perform actions under the guidance of an adult. In productive activities, children do not always keep the goal until the end of the task, do not always achieve the desired result, do not pay enough attention to the quality of work, and are also characterized by the fact that in case of difficulties, they expect help from an adult, and do not use attempts to resolve the difficulties themselves. The analysis of educational resources of the environment of the organization of preschool education for the development of initiative showed its scarcity, the lack of developing incentives for the manifestation of initiative. Scientific novelty: in the article based on the use of a complex of psychological and pedagogical methods, the dynamics and conditions for the development of the initiative of modern preschool children are identified and characterized. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientifi and pedagogical activity when onsidering issues of the nature and development trends of the initiative in modern children of preschool age.

Keywords: senior preschool children, initiative, initiative, initiative criteria; productive initiative, productive activity, paper construction.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На современном этапе развития общества большое количество исследований посвящено проблемам, связанным со становлением субъектности личности, формированием её активности, инициативности и самостоятельности [1]. Это связано с повышенным вниманием к личности и возможностям личности саморазвиваться на

протяжении всей жизни.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развитие инициативности приоритетной задачей дошкольного образования (п.1.6.6.) [2, 3]. Развитие инициативности при этом является ключевой составляющей в процессе воспитания активной, самостоятельной личности ребенка.

Как отмечает К.Н. Шаповалова, предпринявшая по-

психологические науки

Карих Виктория Вячеславовна, Савченко Елена Юрьевна РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

пытку рассмотреть понятие «инициативность» в историческом аспекте, история изучения данных понятий своими корнями уходит ещё к работам таких философов как Платон и Аристотель.

В психолого-педагогической литературе проблема инициативности не является новой. Различные аспекты проблемы рассматривались в работах К.А. Абуль-хановой-Славской, Т.С. Борисовой, К.К Платоновым, С.Л. Рубинштейном, Е.А. Шанц и другими учеными. Инициативность как качество личности предметом изучения стала относительно недавно и первое упоминание об инициативности относится к работам С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова. Чаще всего инициативность рассматривается как волевое качество, это связано с подходом С.Л. Рубинштейна, который отмечал, что каждое волевое действие бывает целенаправленным и опосредуется через сознание личности, в действии человек проявляет себя и устанавливает своё отношение к другим. Все волевые качества формируются и развиваются в процессе деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

За последние десятилетия определенное количество исследований представлено по вопросам развития инициативности в дошкольном возрасте [4-10]. На протяжении дошкольного возраста инициативность активно развивается, но, при этом она имеет особенности проявления в каждом возрастном периоде дошкольного детства. Этот возраст рассматривается как сензитивный период для развития инициативности. К старшему дошкольному возрасту при условии правильно организованного воспитания и обучения дети уже достигают определенного уровня инициативности, самостоятельности в разных видах деятельности [11, 12].

Инициативность выступает как важнейший показатель развития детского интеллекта и рассматривается большинством исследователей как непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, особенно творческой. Связь инициативности с творчеством проявляется в том, что в творчестве для ребёнка характерна свобода генерирования и выражения своих идей, а также умение их реализовывать, ставить перед собой задачи, доводить начатое до конца - то, что характеризует проявление инициативности как процесса [13, 4]. Развитие инициативного поведения тесным образом связано с развитием произвольной сферы в целом. Поскольку инициативность предполагает умение ребенка, осознав свою идею или замысел, осуществить постановку цели, планирования действий, их реализацию, завершение и подведение итогов

Исследования А.В. Святцевой, С.Б. Шухардиной [9] показывают, что для проявления инициативы ребенку необходимо: понять сложившуюся обстановку в которой приходится действовать самому, правильно в ней ориентироваться и уметь оценивать; придумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, то есть разработать план действий; решиться на самостоятельное действие, на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия. В тоже время проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована пока недостаточно, малоизученными остаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей, критерии развития инициативности в детских видах деятельности [14-19].

Развитие инициативности невозможно вне деятельности. Разные виды деятельности способствуют развитию инициативы, в связи, с чем Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов [20] выделяют познавательную, коммуникативную, творческую и другие виды инициативы. Большим потенциалом в этом плане обладает конструирование из бумаги.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает особое место (Л.А. Парамонова). Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т. п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Методика конструирования построена на наглядном и подробном объяснении процесса. В результате у детей часто формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

В тоже время мы сталкиваемся с тем, что в практике дошкольного образования этот аспект проблемы является изученным недостаточно.

Понятие «инициативность» является тесным образом взаимосвязанным с понятием «инициатива», в связи, с чем в целом ряде исследований (В.В. Алексеева [21], Т.С. Борисова [22], М.С. Говоров [23], И.Э. Плотниек [24], К.Н. Шаповалова [25] и др.) предпринимается попытка соотнести данные понятия с целью уточнения характеристик каждого из них.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить следующие противоречия между:

- необходимостью реализации в практике дошкольного образования задач, связанных с развитием инициативности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы, как на теоретическом, так и на практическом уровне;

- возможностями развития инициативности дошкольников посредством конструирования из бумаги и недостаточной изученностью особенностей организации работы по развитию инициативности в данном виде деятельности;

- потребностью выделения педагогических условий развития инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги и их неразработанностью.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему нашего исследования: можно ли использовать конструирование из бумаги для развития инициативности детей старшего дошкольного возраста?

Цель: выявить компонентные особенности инициативности детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения, раскрывающие сущность инициативности (Е.А. Погодина, Т.С. Борисова, М.С. Говоров); теоретические положения об особенностях развития инициативности в дошкольном возрасте (А.В. Святцева); идеи художественной дидактики о создании конструктивного образа (Н.А. Короткова, Л.А. Парамонова); положения, об особенностях конструирования как вида деятельности в дошкольном возрасте (Л.В. Куцакова, М.В. Нагибина, Т.С. Комарова).

Постановка задания. Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности инициативности детей старшего дошкольного возраста и определить ресурсные возможности педагогических условий ее развития.

3. Апробировать педагогические условия, способствующие развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги и оценить их эффективность.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; эмпирические методы: диагностические, методы качественного и количественного анализа результатов, методы матема-

Karikh Victoria Vyacheslavovna, Savchenko Elena Yurievna DEVELOPMENT OF INITIATIVE OF CHILDREN OF SENIOR ..

psychological science

тической статистики.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «инициатива» и «инициативность» являются взаимосвязанными понятиями потому, что инициатива определяет начало процесса деятельности, а инициативность, представляя собой качество личности, выражается в постоянстве состояний, предрасположенности и устойчивость стремлений к деятельности с одной стороны, и как качество, которое обеспечивает процесс его завершения, характеризующийся побуждением к новому, к опережению наличной стимуляции, с другой (Т.С. Борисова).

Итак, инициативность в своей работе мы будем рассматривать как инициативность представляет собой интегрированное свойство личности, которое отражает её способность проявлять активность в деятельности, характеризует положительное отношение к деятельности, умение самостоятельно принимать решения, действовать за пределами поставленной задачи.

В структуре инициативности Т.С. Борисова выделяет следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный, интеллектуальный, мотивационный, волевой, эмоциональный, поведенческий, деятельностный и рефлексивно-оценочный [22].

В дошкольном возрасте у детей не проявляются ярко все компоненты инициативности, которые можно выделить у взрослого, поэтому мы рассмотрим три компонента: когнитивный, волевой и поведенческий, поскольку в психике ребенка еще находятся в процессе формирования все сферы и дифференциация проявлений инициативности по разным сферам затруднена, но есть возможность проанализировать осознанные на уровне стремления к проявлению инициативы в конкретной деятельности (эмоционально-мотивационный), способность прилагать волевые усилия и регулировать проявления инициативности (волевой), проявления инициативности в конкретных действиях (поведенческий).

Старший дошкольный возраст рассматривается учеными как сензитивный период для развития инициативности (А.А. Люблинская, А.Н. Красникова, Т.Н. Маликова, В.Г. Маралов, В.С. Мухина, А.К. Осницкий, Е.О. Смирнова и др.). Предпосылками развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста являются: развитие произвольности как способности управлять свои поведением и осознанно проявлять инициативу; мотивационной сферы в которой формируется соподчинение мотивов и одни мотивы становятся доминирующими; развитие самосознания и рефлексии, способствующие осознанию своих знаний, умений и развитию потребности в их проявлении; развитие мышления, что является основой для планирования действий, оценки результата; обогащение опыта детей, развитие навыков в разных видах деятельности.

Анализ литературы показал, что для проявления инициативы ребенку дошкольного возраста необходимо понять сложившуюся обстановку в которой приходится действовать самому; правильно в ней ориентироваться и уметь оценивать; придумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, то есть разработать план действий; решиться на самостоятельное действие, на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия (А.В. Святцевой, С.Б. Шухардиной). В тоже время проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована пока недостаточно, малоизученными остаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей, критерии развития инициативности в детских видах деятельности.

В своем исследовании Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, учитывая специфику детей дошкольного возраста выделяют познавательную, коммуникативную, творческую и продуктивную виды инициативности [6].

Большим потенциалом для развития продуктивной

инициативности, учитывая специфику нашего предмета исследования, обладает конструирование из бумаги.

Термин «конструирование», как указывает Л.А. Парамонова происходит от латинского слова и означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок различных частей, предметов и элементов. Конструирование, как процесс характеризуется двумя взаимосвязанными этапами - этапом создания замысла и этапом его исполнения.

М.В. Крулехт считает, что конструирование из бумаги дает много свободы творчества. Отдельные детали любой формы можно вырезать, но при том необходимо четко представлять окончательный результат. Каждая из техник конструирования из бумаги может использоваться в работе с дошкольниками. Процесс обучения техникам конструирования из бумаги сочетает в себе игру, труд и обучение в единое.

Л.В. Куцаковой выделяется два основных вида конструирования из бумаги - техническое и художественное. Техническое бумажное конструирование предполагает отображение реально существующих объектов и придуманных объектов по ассоциации с разными образами - например, здания с крышей, окнами, дверью и т.д. Художественное конструирование из бумаги связано с созданием оригинальных эстетических образов.

Средствами выразительности при работе с бумагой выступают: силуэт, фактура, цвет, объем. Если при аппликации изображение является плоскостным и основными приемами работы с бумагой являются вырезание силуэтов, отщипывание, наложение на фон, закрепление. При конструировании из бумаги на первый план выступает объем, который достигается складыванием, скрепление отдельных элементов, сминанием.

На первом этапе нашего эмпирического исследования в рамках разрешения данного комплекса противоречий мы изучили комплекс организационно-педагогических условий, а также особенности сформированности инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс диагностических методик, таких как «Изготовление бабочки в технике оригами», «Выбери, что будешь делать», карта оценки инициативности (А.Н. Атарова, Н.А. Короткова), позволил нам проанализировать особенности инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Из 54 детей старшего дошкольного возраста, условно разделенные нами на контрольную и экспериментальную группы - по 27 детей, на этапе констатирующего эксперимента: 18% детей экспериментальной группы и 22% детей контрольной группы имеют высокий уровень; 48% детей экспериментальной группы и 52% детей контрольной группы имеют средний уровень; 34% детей экспериментальной группы и 26% детей контрольной группы - низкий инициативности.

Так, дошкольники со средним уровнем эмоциональ-но-мотивационного компонента не были настолько активны, они говорили о том, что им интересно конструирование из бумаги, но не относили его к предпочитаемым видам деятельности. В ходе беседы не проявляли открытой инициативы к показу для взрослого того, что они умеют делать. Так, «Мне что-то нравится делать из бумаги, говорил в беседе Костя Н., но не всегда, у меня не получается ровно складывать и красиво вырезать».

Дошкольники, отнесенные к среднему уровню волевого компонента, отличались тем, что выбирали поделку, которую будут изготавливать не сразу, некоторое время оценивали поделки, в том числе и с точки зрения сложности их выполнения, только после этого делали свой выбор в пользу одной из предлагаемых поделок. Дошкольники формулировали цель своей деятельности на основе сделанного выбора, но могли не удержать поставленную цель до конца выполнения задания, конечный результат фиксировали, настойчивость, целеустремленность и упорство проявляли не всегда, иногда работа полностью не была завершена. К примеру, Дима

психологические науки

Карих Виктория Вячеславовна, Савченко Елена Юрьевна РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

П. выполнял поделку только под руководством взрослого, отвлекался часто, не оценивал результат.

Старшие дошкольники, у которых поведенческий компонент инициативности сформирован на среднем уровне, проявляли желание действовать самостоятельно, но преимущественно в тех сферах и видах деятельности, которые были им наиболее интересны, в остальных видах деятельности и действиях они опирались на взрослого, который осуществлял за их деятельностью. Занять себя они могли менее продолжительное время, чем старшие дошкольники с высоким уровнем поведенческого компонента, не всегда им хватало настойчивости, целеустремленности в достижении поставленной цели. Так, Данил А. инициативность проявлял в двигательной деятельности, а в других видах деятельности являлся не инициатором, а в большей степени исполнителем.

Полученные данные является теоретико-прикладным аспектом доказательства сензитивности изучаемого нами возраста в развитии инициативности.

Гуманитарная экспертиза «Центров конструирования» показала, что данные центры полностью соответствуют принципам организации предметно-пространственной среды, но содержат недостаточное количество материала и оборудования для развертывания продуктивной деятельности детей на основе их представлений о конструировании и архитектуре родного города.

Из 27 педагогов ДОО на этапе констатирующего эксперимента 41% имеют базовый уровень профессиональной готовности; 24% - повышенный уровень профессиональной готовности и 35% - критический уровень готовности к развитию инициативности старших дошкольников.

Анкетирование 54 родителей детей старшего дошкольного возраста, условно разделенные нами на контрольную и экспериментальную группы - по 27 человек в каждой, на этапе констатирующего эксперимента позволило проанализировать их когнитивную готовность в вопросах развития инициативности у детей. Так, 18% родителей экспериментальной группы и 22% родителей контрольной группы имеют повышенный уровень; 48% родителей экспериментальной группы и 52% родителей контрольной группы имеют базовый уровень и 34% родителей экспериментальной группы и 26% родителей контрольной группы имеют критический уровень когнитивную готовность в вопросах развития инициативности у детей.

В рамках формирующего этапа исследования нами была выстроена последовательная работа по развитию инициативности старших дошкольников в процессе конструирования из бумаги.

Особенностями реализации содержания являются следующие принципы: конструктивного взаимодействия с детьми (педагог направляет детей, помогает сориентироваться в ситуации, использует доброжелательную форму общения, создает условия для усвоения новых знаний); доступности заданий в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей; проблемности (в процессе работы создаются проблемные ситуации побуждающие к проявлению инициативности в процессе решения проблемы); оптимальности нагрузки (соответствие образовательной деятельности по продолжительности нормам для детей данного возраста); поддержки детского творчества (педагог поддерживает проявление инициативы детей в самостоятельном создании различных образов, объектов); поддержки выбора (педагог создает условия для возможности выбора детьми материалов, формы сотрудничества с целью поддержки инициативы в процессе конструирования из бумаги).

Организацию образовательной деятельности мы осуществляли на основе использования групповой формы работы в сочетании с индивидуальной формой работы. В рамках образовательной деятельности дети осуществляли как взаимодействие друг с другом и с педагогом

по созданию коллективной работы, так и выполняли в соответствии с темой конструирование индивидуально.

Формирующий этап исследования включал три последовательных этапа. Подготовительный. Цель: воспитывать у детей интерес к конструированию как продуктивной деятельности, учить выделять средства выразительности и связывать их с художественным образом. Первоначально мы обогатили «Центра конструирования» необходимыми материалами, инструментами, технологическими картами для обогащения субъектного опыта и поддержания у детей старшего дошкольного интереса к конструированию из бумаги как продуктивной деятельности и потребности в самостоятельных инициативных действиях. Основной. Цель: развивать у детей компоненты инициативности, используя различные формы и техники конструирования из бумаги. На данном этапе при реализации разработанной нами системы совместно-образовательной деятельности в триаде «педагог - ребенок - родитель» мы целенаправленно развивали инициативность у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги через использование задач проблемного характера. Решение этих задач требовало от них не только «прямого» переноса знакомых способов в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования. Взаимодействие между участниками образовательного процесса на этом этапе достигалось также на основе применения рабочей тетради для детей, содержащей задания по развитию компонентов инициативности детей и методическом сопровождении участников образовательного процесса (педагогов, родителей) в вопросах развития инициативности старших дошкольников. Заключительный. Цель: создавать условия для проявления инициативности детьми старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги по собственному замыслу, при последующем использовании продуктов деятельности детей в сюжетно-ролевых играх, оформлении художественно-эстетической среды группы.

Для подтверждения логических выводов об эффективности проведенной экспериментальной работе со старшими дошкольниками был проведен контрольный этап исследования по методике констатирующего. Исходя из полученных данных констатирующего и контрольного экспериментов, был сделан вывод о наличии количественно-качественной динамики инициативности детей экспериментальной группы в отличие от контрольной. В экспериментальной группе низкий уровень стал 0%, на высоком уровне показали по 66% детей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Полученные данные исследования позволили нам определить особенности компонентов инициативности детей старшего дошкольного возраста (эмоционально-мотивационный, волевой, поведенческий) и экспериментально проверить в формирующем этапе исследования педагогические условия развития инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги: 1. систему совместно-образовательной деятельности в триаде «педагог-ребенок-родитель», направленной на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги с использованием рабочей тетради; 2. актуализацию интереса детей к конструированию из бумаги и потребности в самостоятельных инициативных действиях через обогащение «Центра конструирования» в группе детского сада; 3. методическое сопровождение участников образовательного процесса (педагогов, родителей) в вопросах развития инициативности старших дошкольников.

В заключение хочется отметить, проведённая нами работа не претендует на окончательное решение проблемы. В качестве перспективных исследовательских идей можно рассматривать такие, как дальнейшее исследование инициативности с детьми среднего дошкольного

Karikh Victoria Vyacheslavovna, Savchenko Elena Yurievna psychological

DEVELOPMENT OF INITIATIVE OF CHILDREN OF SENIOR ... science

возраста, в других видов продуктивной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зайцева О.Ю. Формирование субъектной позиции ребенка в контексте социокультурного компонента образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 4.

- С. 63.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Режим доступа: https:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Датаобращения 20.02.2020).

3. Токарева Т.А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования // Ped.Rev.. 2016. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-soderzhaniya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-novogo-federalnogo-gosudarstvennogo-standarta-doshkolnogo (дата обращения: 18.02.2020).

4. Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» 2019. Том11. No1. С. 12—26.

5. Смирнова Е.О.Условия формирования и поддержки детской инициативности в детском саду// Детский сад: теория и практика. 2016. No 6. С. 18—31.

6. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. No5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.01.2020.)

7. Фельдштейн Д.И.Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. No 1. С. 45—54.

8. Шойимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 831-834. - URL https://moluch.ru/ archive/65/10656/ (дата обращения: 23.01.2020).

9. Шухардина С.Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста //Педагогическое образование в России. - 2016.

- №3. — С. 23-25.

10. Нечаева, Н.В. Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ/Н.В. Нечаева. — https://www.herzen.spb.ru (дата обращения: 12.01.2020).

11. Монина Г.Б.Технология формирования у детей 6—7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». СПб.: «ДЕТСТВО—ПРЕСС», 2017. 176 с.

12. Верещагина Т.Ю. К вопросу инициативности и целепола-гания детей дошкольного // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы 1УМеждунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 100-102.

13. Price-Mitchell M.How Kids Learn to Take Initiative and Overcome Challenges // Roots of Action. URL: https://www.rootsofaction.com/take-initiative-kids (дата обращения: 15.01.2020)

14. Маликова Т.Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. 2016. №17. С. 132-134.

15. Верещагина Т.Ю. К вопросу инициативности и целепола-гания детей дошкольного // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы !УМеждунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 100-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Красникова А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей // Сборник материалов VМеждународной научно-практической конференции: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2015. - С. 153-156.

17. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.

18. Дыбина О.В. Педагогические условия формирования у старших дошкольников творческих умений в процессе ознакомления со связями природного и рукотворного мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 232-236.

19. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

20. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. — М.: Линка—Пресс - 2014. — 64 с.

21. Алексеева В.В. Психологические особенности инициативности старших школьников и студентов : автореферат дисс ... канд. псих. наук /В.В. Алексеева.- Москва, 2011.- 27 с.

22. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. - 2011.-Выпуск 1 (103).-С. 131-136.

23. Говоров М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: авторефертдис....канд. психол. наук /М.С. Говоров. — М. 1992. -26 с.

24. Плотниек И.Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника : дисс. ... канд. пед. наук / И.Э. Плотниек.

- Рига, 2007. — 310 с.

25. Шаповалова К.Н. Основные подходы к рассмотрению понятия «Инициативность» в историческом аспекте / К.Н. Шаповалова

// Преподаватель XXI век. 2012. №1. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-rassmotreniyu-ponyatiya-initsiativnost-v-istoricheskom-aspekte (Дата обращения 20.02.2020).

Статья поступила в редакцию 29.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.