Научная статья на тему 'Развитие инициативности детей дошкольного возраста'

Развитие инициативности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7319
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна, Святцева Анастасия Вячеславовна

Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться в документах, отражающих магистральные направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование… инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том, что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования на данном этапе заключается в методическом обосновании развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста как актуальной проблемы исследования. Задачи исследования: 1) определить трактовку понятия инициативности, соответствующую возрастным особенностям старших дошкольников; 2) обозначить этапы (компоненты), способствующие развитию инициативы в процессе детской деятельности; 3) подобрать диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс формирования и развития детской инициативности; 4) обозначить основы психологопедагогического сопровождения, необходимого для инициативности старших дошкольников. Кратко охарактеризуем каждую из задач. 1. Инициатива, согласно толкового словаря С.И. Ожегова, раскрывается как «по-чин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость … руководящая роль в каких-нибудь действиях» (Ожегов С. И., 1997, с. 247). На основании сопоставительного анализа трудов К. А. Абульхановой-Славской, Т.С. Борисовой, Г.Б. Мониной и др. можно дать обобщенное определение инициативности, понимаемой как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. 2. В вышеприведенном определении инициативности просматривается структура деятельности в целом, в том числе характеризующая и детскую деятельность через последовательные компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Рассмотрим эти компоненты инициативности относительно детей старшего до-школьного возраста. Мотивационный компонент детской инициативности, характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой; направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное, соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности. Деятельность детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной деятельности; способность описать последовательность своих действий; понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности. Поведенческий компонент инициативности. Среди значимых характеристик инициативной личности отмечают ее самостоятельность, волевое начало, часто связано со свойствами темперамента. Так, ребенок холерического типа с увлечением начинает дело, но часто быстро теряет интерес к начатому делу; в то же время флегматики, будучи неторопливыми в начале работы, терпеливо доводят дело до конца (Ковальчук Я. И., 1985, с. 25). И все эти аспекты нужно учитывать при организации работы с детьми в детском саду. Тем не менее, выделим характеристики поведенческого компонента инициативности: модальность отношения к делу; самостоятельность и творческая активность в процессе выполнения «деловой» задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатого дела. Рефлексивный компонент инициативности. В старшем дошкольном возрасте рефлексивность реализуется как осознание и спонтанная оценка ребенком собственных действий. К основным характеристикам рефлексивного компонента инициативности следует отнести: умение ребенка сформулировать цель деятельности; выйти за рамки изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого; проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле. Так, мы не только определили компоненты (и этапы проявления) детской инициативности, но и в целом определили критерии, позволяющие отслеживать степень проявления инициативности у детей. 3. Поскольку изучаемое качество определено как «интегративное», постольку очевидно, что для диагностики потребуется комплекс соответствующих методик. Анализ теории и практики показал, что продуктивным решением этой задачи является диагностическое сопровождение, включающее: а) наблюдение, фиксируемое в специальном протоколе, за ребенком дошкольного возраста до начала деятельности, в ее процессе и завершении; б) диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»; в) опросник для воспитателя и родителя (так называемый балансовый метод) по оценке инициативности ребенка, позволяющий выявить зоны опоры и риска по исследуемому качеству. Такой комплексный подход позволят не только наиболее объективно установить степень проявления исследуемого качества в процессе выполнения деятельности, но также наметить и психолого-педагогическую стратегию тактику в развитии инициативности старшего дошкольника. 4. Это подводит нас к решению четвертой задачи, связанной с характеристикой психолого-педагогического сопровождения со стороны взрослого в процессе развития инициативности дошкольников. Основными установками такого сопровождения, на наш взгляд, являются: • учет индивидуальных особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих приемов, методов, способствующих развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т.д.) • актуализация инициативности и активности самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во взаимодействии; • предоставление возможности ребенку проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях; • открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять помощь и пр.; • систематичность и последовательность в построении и реализации траектории развития, нацеленной на развитие инициативности дошкольника. Построенные траектории развития инициативности ребенка с учетом полученных данных на диагностическом, а также вышеизложенных установок действительно могут обеспечить необходимые условия для воспитания детей, прописанные в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования: признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (Приказ Минобрнауки России, 2013) и т.д. Таким образом, предложенное методическое обоснование позволяет не только обозначить значимость развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, но и наметить практикоориентированные пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна, Святцева Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инициативности детей дошкольного возраста»

Развитие инициативности детей дошкольного возраста

Коротаева Евгения Владиславовна, Святцева Анастасия Вячеславовна

ФГБОУ ВПО УрГПУ, г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

инициатива, инициативность, развитие инициативности, системно-деятельностный подход

Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться в документах, отражающих магистральные направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование... инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том, что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования на данном этапе заключается в методическом обосновании развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста как актуальной проблемы исследования. Задачи исследования: 1) определить трактовку понятия инициативности, соответствующую возрастным особенностям старших дошкольников; 2) обозначить этапы (компоненты), способствующие развитию инициативы в процессе детской деятельности; 3) подобрать диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс формирования и развития детской инициативности; 4) обозначить основы психолого-педагогического сопровождения, необходимого для инициативности старших дошкольников. Кратко охарактеризуем каждую из задач. 1. Инициатива, согласно толкового словаря С.И. Ожегова, раскрывается как «по-чин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость ... руководящая роль в каких-нибудь действиях» (Ожегов С. И., 1997, с. 247). На основании сопоставительного анализа трудов К. А. Абульхановой-Славской, Т.С. Борисовой, Г.Б. Мониной и др. можно дать обобщенное определение инициативности, понимаемой как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. 2. В вышеприведенном определении инициативности просматривается структура деятельности в целом, в том числе характеризующая и детскую деятельность через последовательные компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Рассмотрим эти компоненты инициативности относительно детей старшего до-школьного возраста. Мотивационный компонент детской инициативности, характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой; направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное, соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности. Деятельность детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной деятельности; способность описать последовательность своих действий; понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности. Поведенческий компонент инициативности. Среди значимых характеристик инициативной личности отмечают ее самостоятельность, волевое начало, часто связано со свойствами темперамента. Так, ребенок холерического типа с увлечением начинает дело, но часто быстро теряет интерес к начатому делу; в то же время флегматики, будучи неторопливыми в начале работы, терпеливо доводят дело до конца (Ковальчук Я. И., 1985, с.

25). И все эти аспекты нужно учитывать при организации работы с детьми в детском саду. Тем не менее, выделим характеристики поведенческого компонента инициативности: модальность отношения к делу; самостоятельность и творческая активность в процессе выполнения «деловой» задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатого дела. Рефлексивный компонент инициативности. В старшем дошкольном возрасте рефлексивность реализуется как осознание и спонтанная оценка ребенком собственных действий. К основным характеристикам рефлексивного компонента инициативности следует отнести: умение ребенка сформулировать цель деятельности; выйти за рамки изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого; проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле. Так, мы не только определили компоненты (и этапы проявления) детской инициативности, но и в целом определили критерии, позволяющие отслеживать степень проявления инициативности у детей. 3. Поскольку изучаемое качество определено как «интегративное», постольку очевидно, что для диагностики потребуется комплекс соответствующих методик. Анализ теории и практики показал, что продуктивным решением этой задачи является диагностическое сопровождение, включающее: а) наблюдение, фиксируемое в специальном протоколе, за ребенком дошкольного возраста до начала деятельности, в ее процессе и завершении; б) диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»; в) опросник для воспитателя и родителя (так называемый балансовый метод) по оценке инициативности ребенка, позволяющий выявить зоны опоры и риска по исследуемому качеству. Такой комплексный подход позволят не только наиболее объективно установить степень проявления исследуемого качества в процессе выполнения деятельности, но также наметить и психолого-педагогическую стратегию тактику в развитии инициативности старшего дошкольника. 4. Это подводит нас к решению четвертой задачи, связанной с характеристикой психолого-педагогического сопровождения со стороны взрослого в процессе развития инициативности дошкольников. Основными установками такого сопровождения, на наш взгляд, являются: • учет индивидуальных особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих приемов, методов, способствующих развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т.д.) • актуализация инициативности и активности самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во взаимодействии; • предоставление возможности ребенку проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях; • открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять помощь и пр.; • систематичность и последовательность в построении и реализации траектории развития, нацеленной на развитие инициативности дошкольника. Построенные траектории развития инициативности ребенка с учетом полученных данных на диагностическом, а также вышеизложенных установок действительно могут обеспечить необходимые условия для воспитания детей, прописанные в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования: признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (Приказ Минобрнауки России, 2013) и т.д. Таким образом, предложенное методическое обоснование позволяет не только обозначить значимость развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, но и наметить практикоориентированные пути ее решения.

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/(дата обращения 22.01. 2016).

2. Ковальчук Я. И. 1985. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - 2-е изд. доп. М.: Просвещение.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. 1997. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник.

4. Урунтаева Г.А. 1997. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред.ивысш. пед. учебн. заведений - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.