Lysogorova Lyudmila Vasilyevna, Saldaeva Evgenia Nikolaevna TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL .
pedagogical sciences
UDC 373.24
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Лысогорова Людмила Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, заведующий кафедрой начального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Блюхера, 25, e-mail: lasogorova@gmail.com) Салдаева Евгения Николаевна, воспитатель СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского (443095, Россия, Подбельск, ул. Куйбышевская, д.128, кв.20 e-mail: saldatka@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматривается решение проблемы формирования инициативности и самостоятельности дошкольников путем организации соответствующей деятельности. ФГОС ДО указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативности и самостоятельности ребенка через различные виды деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами предусматриваются социальные и психологические характеристики личности ребенка: способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений, а также способность проявлять инициативность и самостоятельность. В настоящее время не существует четких теоретических обоснований и целенаправленной практической деятельности по формированию инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности. Мы предположили, что если организованная образовательная деятельность будет осуществляться с применением инновационных образовательных технологий, то это будет являться условием формирования инициативности и самостоятельности старших дошкольников. В процессе внедрения данной технологии, была разработана адаптированная форма информационного источника как элемента предметно-пространственной развивающей среды - информационная карта, которая позволяет поддержать инициативность и самостоятельность дошкольников при получении нового знания.
Ключевые слова: дошкольники, инициативность, самостоятельность дошкольника, организация деятельности дошкольника, информационные карты.
TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY WITH PRESCHOOL CHILDREN, AIMED AT FORMATION OF INITIATIVITY AND INDEPENDENCE
© 2018
Lysogorova Lyudmila Vasilyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education, Head of the Department of Primary Education Samara State University of Social Sciences and Education (443090, Russia, Samara, Blucher Street, 25, e-mail: lasogorova@gmail.com) Saldaeva Evgenia Nikolaevna, educator JV "Kindergarten Sun" GBOUSOSHthem. N.S. Dorovsky (443095, Russia, Podbelsk, Kuybyshevskaya St., d.128, kv.20, e-mail: saldatka@mail.ru)
Abstract. The article discusses the solution to the problem of forming initiative and independence of preschoolers by organizing relevant activities. GEF DL indicates that one of the basic principles of preschool education is to support the initiative and independence of the child through various activities. At the stage of completion of preschool education, the targets set out the social and psychological characteristics of the child's personality: able to choose his occupation, participants in joint activities; the child is capable of volitional efforts; trying to independently invent explanations for the phenomena of nature and the actions of people; able to make their own decisions, as well as the ability to show initiative and independence. At present, there are no clear theoretical justifications and purposeful practical activity on the formation of initiative and independence in children of senior preschool age in the conditions of organized educational activities. We assumed that if organized educational activity will be carried out with the use of innovative educational technologies, this will be a condition for the formation of initiative and independence of older preschoolers. In the process of introducing this technology, an adapted form of the information source was developed as an element of the object-spatial developing environment - an information map that allows you to maintain the initiative and independence of preschoolers in obtaining new knowledge.
Keywords: preschoolers, initiative, preschooler independence, organization of preschooler activities, information cards.
Проблема формирования инициативности и самостоятельности была и остается в педагогической науке в ряду актуальных. Ею занимались мыслители античности, философы Возрождения, педагоги-новаторы Нового времени.
Исследования психологов А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна доказывают важность формирования основ инициативности, самостоятельности и творчества именно в дошкольном детстве, так как данный период является сензитивным для становления этих качеств.
Так в современных нормативных документах РФ декларируется социальный заказ государства системе образования: воспитание активного, инициативного человека, готового принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
ФГОС ДО указывает, что одним из основных прин-
ципов дошкольного образования является поддержка инициативности и самостоятельности ребенка через различные виды деятельности. А на этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами предусматриваются социальные и психологические характеристики личности ребенка: способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений, а также способность проявлять инициативность и самостоятельность. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Инициативность можно рассматривать как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными
педагогически науки
Лысогорова Людмила Васильевна, Салдаева Евгения Николаевна ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
знаниями (представлениями) о ходе ее выполнения, соответствующими репродуктивными и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. Соответственно под «инициативой» следует понимать высокий уровень активности, проявляющийся в стремлении к начинанию какого-либо дела и способности к самостоятельным осознанным действиям во взятой на себя роли. Инициативную личность можно рассматривать как социально активную, способную брать на себя руководящую роль, ответственность и самостоятельно добиваться поставленной цели [1-13].
Инициатива и самостоятельность детей дошкольного возраста проявляется в свободной деятельности по их выбору и интересам.
Самостоятельность с точки зрения этимологии слова, может быть определена как «сам» и «стоять», «самость», «независимость». В толковом словаре Д.Н. Ушакова самостоятельность определяется как независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - это обобщенное свойство личности, структурными компонентами которого являются: стремление к самостоятельному принятию решений, планирование своей деятельности, реализация задуманного и получение результата, самоконтроль и ответственность.
Но, по мнению В.Г. Маралова практика показывает, что «...на словах декларируется важность и значимость развития инициативности личности, а на деле — акцент делается на формирование исполнительности. Это обусловлено тем, что проявляемая ребенком спонтанная инициатива, связанная с его сиюминутными желаниями, блокируется взрослыми с помощью запретов, ограничений и других мер...» [14]
Изучив опыт работы педагогов дошкольных образовательных организаций, было выявлено, что проблеме формирования инициативности и самостоятельности дошкольников уделяется внимание, но в настоящее время не существует четких теоретических обоснований и целенаправленной практической деятельности по формированию инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности.
Мы предположили, что если организованная образовательная деятельность будет осуществляться с применением инновационных образовательных технологий, то это будет являться условием формирования инициативности и самостоятельности старших дошкольников.
Для проведения организованной образовательной деятельности в подготовительной группе общеразви-вающей направленности СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ с. Подбельск воспитателями были подобраны современные образовательные технологии, направленные на формирование инициативности и самостоятельности.
Организованная образовательная деятельность планировалась и проводилась в соответствии с принципами, требованиями и структурой технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон [15]. Данная технология дает возможность управлять образовательной ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира и предполагает построение образовательной ситуации в виде игры, где ребенок, находясь в своем игровом пространстве и стремясь к своей «детской» игровой цели, не подозревает, что педагог ведет его к познавательной «взрослой» цели.
«Приобретение знаний с затруднением» является основным обязательным компонентом технологии «Ситуация». Данная технология предлагает три способа самостоятельного получения нового знания для преодоления затруднения: спросить у того, кто знает, придумать самому, посмотреть в книге, интернете или другом информационном источнике. Последний способ мог бы быть более эффективным, если бы соответствовал возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В
процессе внедрения данной технологии, была разработана адаптированная форма информационного источника как элемента предметно-пространственной развивающей среды - информационная карта, которая позволяет поддержать инициативность и самостоятельность дошкольников при получении нового знания.
В рамках тематического планирования были разработаны информационные карты по всем темам, которые были широко использованы в организованной деятельности детей в рамках образовательной области «Познавательное развитие», и разработана система занятий с применением информационных карт.
Для темы «Обитатели леса» были составлены информационные карты для изучения животных: бурого медведя, барсука, ежа, кабана, оленя, лося, белки, бобра, зайца, волка, лисы и выдры. Во время проведения организованной образовательной деятельности дети получают игровое задание, в выполнении которого испытывают затруднение, они понимают, что им недостает знаний. Для получения нового знания воспитанники самостоятельно обращаются к информационным картам и получают необходимую им информацию.
Например, в рамках игрового сюжета каждый ребенок получает роль того или иного животного и должен отправиться на обед в лесную столовую, в которой находится три комнаты - комната для хищников, травоядных и всеядных животных. У детей возникает затруднение, кто-то не знает способ питания своего животного, кто-то не уверен в точности своих знаний. Дети отправляются к информационным картам, которые находятся в определенном месте групповой комнаты в течение всей недели, пока изучается данная тема, и находят необходимую им информацию, например, внешний облик и отличительные признаки животного, место его обитания, характер питания, приспособленность к окружающей среде, образ его жизни. Затруднение преодолено, дети получили новое знание, игровая ситуация продолжается. Пример информационной карты представлен на рисунке.
Рисунок 1 - Информационная карта «Лось»
Необходимым условием развития ребенка является его систематическое включение в творческую (поисковую деятельность). Данная технология позволяет это сделать.
Для определения уровня сформированности инициативности и самостоятельности детей подготовительной к школе группы в начале и в конце года нами были выбраны следующие диагностические методы и методики:
1. Методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой;
2. Карта проявлений инициативности А.М. Щетининой;
3. Методика «Особенности проявления воли дошкольников» Р.М. Геворкян;
4. Анкета для родителей «Выявление уровня сфор-мированности инициативности, самостоятельности дошкольников» Г.Б. Мониной [16].
Проведен сравнительный анализ полученных резуль-
Научен вектор на Балканите. 2018. № 1
65
Lysogorova Lyudmila Vasilyevna, Saldaeva Evgenia Nikolaevna TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL .
pedagogical sciences
татов, который показал, что уровень инициативности и самостоятельности старших дошкольников достоверно повысился, что говорит о подтверждении выдвинутого предположения. Организованная образовательная деятельность с использованием инновационных образовательных технологий является условием формирования инициативности и самостоятельности старших дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Святцева А.В., Шухардина С.Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста//Педагогическое образование в России. — 2016. —№ 3, с. 88-93
2. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.
3. Татаринцева Н.Е., Масесьянц Е.П. Педагогические условия формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях человека //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 258-262.
4. Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 16-20.
5. ГалееваЕ.В., ГалкинаИ.А. Психологические и психолигнгвисти-ческие аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 53-55.
6. Буланова Д.Д. Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 95-96.
7. Федоров А.Л., Еник О.А. Применение систем автоматизированного проектирования для формирования пространственного мышления у старших дошкольников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 172-174.
8. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168174.
9. Галкина И.А., Теплых Е.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 211-213.
10. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.
11. Репринцева Г.А., Серых Л.В. Субъектно-событийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 142-145.
12. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3 (4). С. 5-7.
13. Интернет-ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/- ФГОСДО.
14. Маралов В.Г. Детская инициативность: особенности проявлений, виды, пути формирования / /Детский сад: теория и практика. — 2016. —№ 6, с. 6-17
15. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»// Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-де-ятельностной педагогики, 2014.—383 с.
16. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 176 с.