Развитие инициативности в старшем дошкольном возрасте
Кричевцова Екатерина Игоревна,
аспирант, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
В данной статье автор раскрывает сущность, содержание, этапы, условия реализации Программы развития инициативности детей старшего дошкольного возраста, которая была разработана и апробирована в ходе эмпирического исследования особенностей инициативности и ее развития в старшем дошкольном возрасте. Представлен разработанный критериально-диагностический аппарат для оценки уровня проявления инициативности детьми старшего дошкольного возраста, включающий комплекс диагностических методик, шкал оценки, уровневые характеристики и методику его использования. Автором описаны выявленные в ходе исследования факторы, влияющие на проявления инициативности (типологические особенности, стиль общения педагога, условия развивающей предметно-пространственной среды), предложены методики для развития инициативности (подбираемые с учетом индивидуальных особенностей воспитанников) и пролонгированной поддержки детской инициативы (работа с художественными произведениями, «Малыши-малышам», «Фабрика конфет», «План на день»).
Ключевые слова: инициативность, инициатива, программа развития, этапы, психолого-педагогические условия.
о с
CJ
см см
Сегодня совершенно очевидно, что для дальнейшего экономического и социального роста, прорывов в различных сферах жизни общества нам необходимы инициативные люди, способные претворить в жизнь самые смелые замыслы. Эти требования социального заказа находят свое отражение в современной педагогической парадигме, в т.ч. на уровне законодательства: инициативность - одни из целевых ориентиров дошкольного детства [1]. В практике современного педагога дошкольной образовательной организации необходимо применения инновационных методов и форм работы с детьми, способствующими развитию их инициативности.
При этом, согласно опросам педагогов дошкольных образовательных организаций, они, не обладая достаточным уровнем компетентности в данном вопросе, сталкиваются с отсутствием необходимой методической базы для организации работы по развитию детской инициативности. Поэтому важно провести научно-исследовательскую работу, результат которой поможет определить сущность, структуру, содержание, этапы развития инициативности детей старшего дошкольного возраста.
На основании анализа современных психолого-педагогических воззрений на предмет детской инициативности было сформулировано следующее определение инициативности детей старшего дошкольного возраста: способность ребенка проявлять проактивную позицию, которая выражается в самостоятельности принятия решений, целеполагании, планировании и организации собственной деятельности [2].
Наблюдение за деятельностью детей позволили охарактеризовать инициированное ребенком действие. На первом этапе ребенок анализирует наличную ситуацию, определяет, что его в ней не устраивает. Живой интерес ребенка к происходящему, его деятельностная позиция - один из первых признаков проявления инициативности. На втором этапе ребенок формулирует для себя цель и намерение, трансформируя свою неудовлетворенность текущей ситуацией в реальный план действий по ее исправлению в соответствие со своими интересами, потребностями, желаниями. На третьем этапе, сформировав намерение, ребенок реализует деятельность по осуществлению своего плана. Его действия конструктивны и созидательны; возникающие трудности он преодолевает, исходя из задуманного; проявляет волю для достижения результата; корректирует свои действия при необходимости. Этим характеризуется четвертый этап. На заключительном, пятом, этапе ребенок получает соответствующий его за-
мыслу результат. Для реализации каждого из указанных этапов ребенку необходимо обладать такими личностными качествами и способностями, как заинтересованность, самостоятельность при принятии решений, воля и произвольность поведения, коммуникативность и креативность, оценка. Их мы относим к компонентам инициативности [3].
Для определения уровня проявления инициативности был разработан критериально-диагностический аппарат и подобраны соответствующие методики для изучения характера проявления каждого компонента. В данный комплекс вошли такие методики, как:
• «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе» (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов) для оценки заинтересованности, самостоятельности и коммуникабельности детей,
• «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян) для оценки произвольности ребенка и способности доводить начатое до результата,
• «Творческое мышление» (П. Торренс) для оценки креативности и нестандартности мышления воспитанников, умения находить необычные пути решения проблемных ситуаций,
• «Лесенка» (В.Г. Щур) для определения степени уверенности ребенка в собственных силах и оценки своих достижений.
Полученные в ходе эксперимента данные вносились в специально разработанные протоколы наблюдений. Проявление каждой из содержательных характеристик того или иного показателя оценивалось максимально в 5 баллов. Итоговые баллы суммировались и соотносились с описывающей уровень проявления инициативности диагностической шкалой, построенной исходя из этапа, до которого ребенок доводит инициированное действие.
Данные эксперимента позволили разделить выборку из 200 детей в возрасте 5-7 лет на 5 групп по уровню проявления инициативности. Высокий уровень инициативности, характеризующийся реализацией всех этапов инициированного ребенком действия, высокой результативностью запланированного, произвольностью, конструктивностью и креативностью в решении проблем, демонстрируют 6% дошкольников. Вдвое больше детей (12%) демонстрируют уровень проявления инициативности выше среднего: они проявляют дея-тельностную позицию, планируют свою деятельность, но часто не получают должного результата, столкнувшись с некоторыми трудностями при реализации плана. Больше половины детей (53%) реализуют инициированное действие не полностью, только приступив к его выполнению, не имея достаточного уровня произвольности поведения, чтобы двигаться дальше. Они часто теряют интерес к происходящему, отвлекаются, переключаются на другую деятельность, так и не достигнув результата, в т.ч. под влиянием сверстников, подчиняясь их мнению. Четверть детей (25%) проявляют
инициативность на уровне ниже среднего. Причина, по которой они не могут реализовать все этапы инициированного действия в том, что они не знают, как достичь результата, какими средствами, с использованием каких ресурсов. Они испытывают трудности с планированием деятельности. Группу детей с низким уровнем проявления инициативности (4%) составляют дошкольники, демонстрирующие отстраненность, вялость, пассивность. Они предпочитают общение со взрослым активным играм со сверстниками, строго следуют инструкциям и образцам, им требуется постоянное одобрение и поддержка взрослого.
Полученные данные свидетельствуют о том, что выявлен большой процент детей 5-7 лет, в недостаточной мере проявляющих свою инициативность. Данный факт противоречит требованиям ФГОС ДО, согласно которому инициативность является одним из принципов дошкольного образования, его задачей, находит свое отражение в требованиях, необходимых для реализации образовательной программы и целевых ориентирах развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования. В этой связи крайне важно определить факторы, влияющие на столь низкие показатели проявления инициативности детьми старшего дошкольного возраста, условия и инструменты, способствующие развитию инициативности.
Экспериментально было установлено, что на уровень проявления инициативности детей старшего дошкольного возраста оказывают влияние следующие факторы:
1. индивидуальные особенности (темперамент) ребенка (методика Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Ти-таренко). Этап, до которого ребенок доводит инициированное действие, зависит от его типологических особенностей. Дети-меланхолики редко являются инициаторами, они испытывают сложности уже на первых этапах инициированного действия. Чтобы его осуществлять, им необходимо постоянная поддержка и одобрение взрослого. Флегматики испытывают сложности в нестандартных ситуациях, предпочитают реализацию знакомых и понятных им действий. Они обладают достаточной компетентностью для того, чтобы спланировать свою деятельность и организовать ее, волей, чтобы получить результат. Однако при вмешательстве какого-либо внешнего фактора не доводят инициированное действие до конца. Дети-холерики легко инициируют действие, однако, в силу своей импульсивности, часто переключаются с одного занятия на другое, не получая должного результата. Дети-сангвиники с большей частотой проявляют инициативность на высоком уровне. Их деятельность спланирована, логична, доведена до завершения.
2. условия развивающей предметно-пространственной среды, в которой протекает деятельность детей старшего дошкольного возраста (Шкалы ECERS). Как показал анализ собранных данных и их статистическая обработка,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
см см
чем больше потенциальных возможностей для организации свободной деятельности (игровой, продуктивной, экспериментальной и др.) заключается в окружающей среде, тем чаще дети проявляют свою инициативность. Установлено, что в случае, если созданные условия развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении в полной мере отвечает условиям развития инициативности дошкольников, более 1/3 детей проявляют инициативность на высоком уровне и выше среднего. Дети с низким уровнем инициативности в данных условиях отсутствуют. При этом в случае, если дети не обладают возможностью активно организовывать свою деятельность, более половины детей проявляют инициативность на низком уровне и ниже среднего. 3. стиль общения педагога с воспитанниками в условиях дошкольной образовательной организации (методика определения стиля общения Р.В. Овчаровой). Наблюдение за взаимодействием педагога и воспитанников позволило установить и подтвердить средствами математической зависимости следующую закономерность: демократический стиль поведения педагога с дошкольниками способствует развитию детской инициативности и проявлению их де-ятельностной позиции. При условии следования педагога авторитарному или либеральному стилю поведения создаваемые психолого-педагогические условия в незначительной степени способствуют проявлению детской инициативы.
В целом низкий уровень проявления инициативности детьми старшего дошкольного возраста также связан с недостаточной компетентностью педагогов и родителей в вопросе развития детской инициативности. Это было подтверждено результатами опроса педагогов (20 человек) и родителей (180 человек), с целью определения их знаний, представлений и педагогической позиции по изучаемому вопросу. Было установлено, что, несмотря на то, что и родители, и педагоги осознают значимость и необходимость развития инициативности у детей для их полноценного личностного становления, взрослые не обладают необходимым эффективным инструментарием для организации психолого-педагогических условий, способствующих развитию инициативности у дошкольников. Гиперопека родителями в домашних условиях и жесткая регламентированность образовательного процесса в дошкольной образовательной организации не дают детям возможность в полной мере раскрыть свой потенциал в части познавательной, социальной, творческой инициативности.
Комплексный анализ теоретических обоснований и эмпирические данных убедил нас в необходимости разработки и апробации Программы развития инициативности детей старшего дошкольного возраста. При этом мы принимали во внимание структуру инициированного ребенком действия, типологические особенности детей, психолого-
педагогические условия, необходимые для развития инициативности, а также пролонгированную поддержку инициативы дошкольников.
С целью развития инициативности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций рекомендуется использование Программы развития инициативности. Процесс разработки и реализации Программы развития инициативности детей старшего дошкольного возраста привержен следующим принципам:
• научно-практическая обоснованность содержания Программы, использование достижений классической и современной научной мысли;
• подкрепление содержания Программы результатами и выводами на основе проведения наблюдений, опросов, бесед, диагностики;
• опережающий характер просветительской работы педагогов и родителей воспитанников;
• учет индивидуальных особенностей при построении маршрута развития инициативности воспитанников, гуманистический характер применяемых методов, позитивное взаимодействие с дошкольниками;
• активная, деятельностная, направленная на результат позиция всех участников педагогического процесса.
Программа содержит критериально-диагностический аппарат для выявления уровня инициативности дошкольников, рекомендации по созданию необходимых для проявления инициативности психолого-педагогических условий и повышению компетентности педагогов и родителей воспитанников в данном вопросе, описание индивидуальных и групповых формы работы с дошкольниками, подобранные с учетом их типологических особенностей, способствующих развитию компонентов инициативности, и методики пролонгированной поддержки инициативы дошкольников.
Результативность Программы развития инициативности детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией комплекса этапов. К ним относится:
1. Диагностический этап. Включает в себя:
• проведение диагностики уровня проявления инициативности на основе наблюдения за деятельностью воспитанников в условиях эксперимента с применением комплекса методик для определения уровней заинтересованности, самостоятельности при принятии решений, произвольности и воли, коммуникабельности, креативности и способности к оценке (таблица 1), а также типологических особенностей (темперамента) ребенка (по методике Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко);
• проведение диагностики уровня соответствия развивающей предметно-пространственной среды проявлению детской инициативности по адаптированной методике, разработанной на основе Шкал ECERS;
• определение стиля общения педагога с воспитанниками по методике Р.В. Овчаровой;
Таблица 1. Определение уровня инициативности
Окончание
Критерий Показатели Методика
Заинтересованность Проактивная позиция ребенка, отношение к изменениям вокруг него, желание изучить, исследовать новый объект, включиться в новую деятельность Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов («Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе»)(адаптиро-вано автором)
Самостоятельность при принятии решений Способность ребенка организовать собственную деятельность и деятельность сверстников, отношение к процессу деятельности Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов («Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе») (адаптировано автором)
Произвольность и воля Способность ребенка творчески преодолевать трудности, доводить начатое до желаемого результата Р.М. Геворкян («Особенности проявления воли дошкольников») (адаптировано автором)
Коммуникабельность Способность ребенка бесконфликтно решать возможные конфликтные ситуации, доносить до сверстников и взрослых свою точку зрения Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов («Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе») (адаптировано автором)
Креативность Способность ребенка творчески относиться к деятельности, ее результату, следование образцу, результату деятельности других П. Торренс («Творческое мышление») (адаптировано автором)
Оценка Способность ребенка соотносить желаемый результат с полученным, доверять своим желаниям В.Г. Щур («Лесенка») (адаптировано автором)
2. Организационный этап. Позволяет на основании данных, полученных на диагностическом этапе составить план индивидуальной работы с воспитанниками по развитию инициативности. Программа содержит более 50 игр и упражнений, направленных на развитие отдельных компонентов инициативности. Исходя из уровня проявления инициативности и типологических особенностей, педагог может использовать рекомендованные упражнения или же подобрать свои (таблица 2).
Таблица 2. Разработка индивидуального маршрута развития инициативности детей старшего дошкольного возраста
Меланхолик Флегматик Холерик Сангвиник
В Самооценка, Самооценка Поддержка Поддержка
креативность
ВС Коммуни- Коммуни- Коммуни- Креатив-
кативность, катвность, кативность, ность, са-
самооценка, самооценка воля мооценка
креативность
Меланхолик Флегматик Холерик Сангвиник
С Коммуни- Креативность, Креатив- Комму-
кативность, коммуника- ность, ком- никатив-
самооценка, тивность, са- муникатив- ность, кре-
креативность мооценка ность, воля ативность,
самооцен-
ка
НС Самостоя- Самостоя- Самостоя- Воля, ком-
тельность, тельность, тельность, муникатив-
коммуни- креативность, креатив- ность, кре-
кативность, коммуника- ность, ком- ативность,
самооценка, тивность, са- муникатив- самооцен-
креативность мооценка ность, воля ка
Н Воля, са- Воля, само- Самооценка, Самостоя-
мостоя- стоятель- самостоя- тельность,
тельность, ность, кре- тельность, воля, ком-
коммуни- ативность, креатив- муникатив-
кативность, коммуника- ность, ком- ность, кре-
самооценка, тивность, са- муникатив- ативность,
креативность мооценка ность, воля самооценка
3. Консультационный этап. Направлен на повышение компетенции педагогов и родителей воспитанников по вопросу создания психолого-педагогических условий, способствующих развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста. Данный этап осуществляется в двух направлениях:
• повышение компетентности педагогов посредством обучения принципам и методам диагностики уровня инициативности дошкольников, современным методам развития инициативности и поддержки инициативы, требованиям к созданию психолого-педагогических условий, способствующих развитию инициативности, а также организации просветительской работы с родителями воспитанников п вопросу развития детской инициативности;
• повышение компетентности родителей воспитанников посредством работы, организованной на принципах обязательности, избирательности, углубленности, нацеленная на ознакомление их с психолого-педагогическими и типологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, сущности детской инициативности, ее компонентов, критериев, эффективных инструментах развития различных видов инициативности в домашних условиях в различных формах (практические мастер-классы, тренинги, открытые просмотры, веби-нары и др.).
4. Деятельностный этап. Подразумевает посредственную работу по развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста на основании индивидуальных маршрутов, построенных на организационном этапе, и всех необходимых знаний, полученных на консультационном этапе. Важно отметить, что на развитие инициативности невозможно выделить отдельное занятие. Однако педагогу как в процессе непосредственной образовательной де-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
ятельности, так и в свободной деятельности детей необходимо создавать условия, в которых воспитанники могли бы проявить свою инициативность, реализовывать задуманное, проявлять коммуникативные навыки, предлагать решение проблем. Особое внимание следует уделять индивидуальной и групповой работе с детьми по развитию отдельных компонентов инициативности и созданию требуемых психолого-педагогических условий в части:
• психологического климата с приверженностью демократическому стилю общения (выстраивание взаимоотношений на основе сотрудничества и принятия деятельностной позиции ребенка, следование интересам и начинаниям воспитанников, создание ситуации успеха, недирективная помощь методом коучинг-подхода);
• условий развивающей предметно-пространственной среды, которые должны обеспечивать насыщение пространства материалами для различных видов продуктивной, творческой, игровой деятельности; удобство при осуществлении деятельности, свободного объединения в группы по своему усмотрению; мобильность и трансформируемость при необходимости; соответствие интересам и индивидуальным особенностям воспитанников; периодическую модификацию и актуализацию пространства.
5. Парастатический этап. Он нацелен на пролонгированную поддержку детской инициативы, его задача - предотвратить угасание детских инициатив путем сохранения требуемых психолого-педагогических условий и использования методик, способствующих созданию игровых ситуаций, в которых ребенку необходимо проявить свою инициативу. При этом рекомендовано использование таких методик, как:
• «Малыши-малышам» (основана на технологии взаимообучения) - спланированная, организованная, подготовленная деятельность старших дошкольников по передаче информации по определенной тематике младшим сверстникам. Предполагается самостоятельный выбор темы дошкольниками, поиск необходимой информации, ее обработка, подбор материалов, планирование деятельности, репетиция мероприятия и его проведение, рефлексия по итогу проведения мероприятия,
• «План на день» (основана на технологии тайм-менеджемента для детей М. Лукашевой), согласно которой ребенок выбирает деятельность по своему усмотрению в начале дня, учитывая доступные временные ресурсы и желания сверстников, организует выбранный вид деятельности и получает результат;
• методика работы с художественной литературой (основана на технологии сказкотерапии), подразумевающая обсуждение с ребенком в процессе или по итогу ознакомления с литературным произведением над поступками героев, их мотивами, выбранными для достиже-
ния цели ресурсами; размышление дошкольника на предмет того, как бы он поступил на месте героя, к каким результатам и последствиям это могло бы привести, какие шаги и ресурсы ему бы потребовались; • игра «Фабрика конфет» (основана на игровой технологии, технологиях проблемного обучения), в процессе которой дети сталкиваются с различными проблемами и затруднениями и должны предложить пути их решения. Анализ результатов использования Программы развития инициативности детей старшего дошкольного возраста позволяет констатировать ее результативность. Так, по окончанию эксперимента была проведена повторная диагностика уровня проявления инициативности у детей старшего дошкольного возраста, вошедших в экспериментальную группу (100 человек). Отмечается увеличение количества дошкольников, проявляющих инициативность на высоком уровне и выше среднего на 24 и 30 человек соответственно. Установлено уменьшение числа детей старшего дошкольного возраста, которые проявляют инициативность на среднем уровне и ниже среднего в 2,5 раза. Дошкольники с низким уровнем проявления инициативы в экспериментальной группе не выявлены. Сравнение данных результатов с результатами повторной диагностики воспитанников контрольной группы (100 человек) и их анализ с использованием и-критерия Манна-Уитни для независимых выборок говорит о высокой результативности разработанной Программы развития инициативности детей старшего дошкольного возраста: дети стали более инициативными, что выражается в большей самостоятельности, произвольности поведения, развитии креативности и критического мышления, активностью. Разработанная Программа может быть рекомендована к использованию в дошкольных образовательных организациях, а также для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросе развития детской инициативности.
Проведенное в рамках данной научно-исследовательской работы исследование не исчерпывает всего перечня проблем по рассматриваемой теме. Перспективными направлениями для дальнейшего изучения могут стать такие вопросы, как инициативность детей младшего дошкольного возраста; влияние уровня инициативности на готовность к школьному обучению, на успешность на первом году школьного обучения; зависимость между уровнем инициативности родителей и детей.
Литература
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] -
Консультант Плюс. - Режим доступа: URL: (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/) (дата обращения: 06.07.2019)
2. Кричевцова Е.И. Особенности проявления инициативности детьми старшего дошкольного возраста // XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. - 569 с. - С. 505-507.
3. Толкачева Г.Н., Кричевцова Е.И. Инициативность как целевой ориентир дошкольного детства// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2019. - № 5. - С. 4-10.
CHILDREN'S INITIATIVE IN THE HISTORICAL CONTEXT: ESSENCE, CONDITIONS, METHODS
Krichevtsova E.I.
Moscow Pedagogical State University
In this article, the author reveals the essence, content, stages, conditions for the implementation of the Program for the Iitiativeness' Development in Senior Preschool Children, which was developed and tested in the course of an empirical study of the characteristics of initiativeness and its development of senior preschoolers. The developed criterion-diagnostic apparatus for assessing the level of ini-
tiative manifestation by children of senior preschool age is presented, including a set of diagnostic techniques, assessment scales, level characteristics and methods of its use. The author describes the factors identified in the course of the study that affect the manifestations of imitativeness (typological features, the teacher's communication style, the conditions of the developing subject-spatial environment), proposed methods for the development of imitativeness (selected taking into account the individual characteristics of pupils) and prolonged support of children's initiative (work with artistic works, «Toddlers-babies», «Candy Factory», «Plan for the day»).
Keywords: imitativeness, initiative, program, stages, psychological and pedagogical conditions.
References
1. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 10/17/2013 No. 1155 (as amended on 01/21/2019) "On approval of the federal state educational standard for preschool education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 11/14/2013 No. 30384) [Electronic resource] - Consultant Plus. - Access mode: URL: (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/) (date accessed: 06.07.2019)
2. Krichevtsova E.I. Features of the manifestation of initiative by children of senior preschool age // XVIII All-Russian scientific and practical conference of young researchers in education. - M .: FGBOU VO MGPPU, 2019. - 569 p. - S. 505-507
3. Tolkacheva G.N., Krichevtsova E.I. Initiative as a target of preschool childhood // Preschool child. Methodology and practice of education and training. - 2019. - No. 5. - S. 4-10.