УДК 37.047
© Чопик О. А., Липатова С. Н., Баютова О. Е., 2021
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Статья посвящена организации волонтерской деятельности курсантов и студентов, направленной на развитие экологической культуры детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на развитие экологической культуры детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ОВЗ, формирование представлений о знаковых культурно-исторических местах малой родины, развитие социальных навыков и социальную адаптацию детей и подростков.
Ключевые слова: развитие волонтерского движения; социальная адаптация и интеграция; краеведение; экологическая культура; студенты и курсанты.
© Chopik O. A., Lipatova S. N., Bayutova O. E., 2021
ATTRACTING STUDENTS AND COURSANTS TO VOLUNTEER ACTIVITIES ON DEVELOPING THE ECOLOGICAL CULTURE OF CHILDREN IN HARD LIFE SITUATIONS
The article was devoted to organizing the volunteer activities of cadets and students aimed at developing the ecological culture of children in difficult situations. A set of measures aimed at developing the ecological culture of children left without p arental care and children with HIA, forming ideas about landmark cultural and historical places of a small homeland, developing social skills and social adaptation of children and adolescents was considered.
Key words: development of the volunteer movement; social adaptation and integration; regional studies; ecological culture; students and cadets.
Экологическая культура и туризм экологическая грамотность и турист-
сегодня рассматривается как инстру- ская активность россиян остается по-
менты социализации личности в об- ниженной.
щество. Одним из приоритетных По данным Всероссийского центра
направлений Стратегии развития ту- изучения общественного мнения, в
ризма в Российской Федерации на пе- среднем лишь 45 % жителей страны в
риод до 2035 г. от 20.09.2019 № 2129- последние 5 лет отдыхали в регионе,
р является экологический туризм, пе- отличном от региона проживания.
ред которым сегодня стоят значитель- Существенную роль Стратегия отво-
ные вызовы и задачи, а их решение дит усилению социальной роли эколо-
требует современных подходов [4]. В гии и туризма, увеличению доступно-
этом же документе отмечается, что сти услуг туризма, отдыха и оздоров-
ления для разных категорий населения, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ОВЗ [4].
По статистике, в Кемеровской области более 85 % детских домов, школ-интернатов, центров социального обеспечения и обслуживания населения в связи с изменением условий перевоза учащихся и пандемией, введенными ограничениями по распространению COVID-19 не могут в полной мере участвовать в массовых мероприятиях, в том числе экологической направленности и пользоваться экскурсионными услугами экотуризма [2].
При опросе воспитанников детских домов и школ-интернатов студентами Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета в 2020 г. выявлен достаточно низкий уровень знаний о значимых экологических и культурно-исторических объектах Кемеровской области — Кузбасс (12 % опрошенных показали высокий уровень, 46 % — средний, 52 % — низкий).
Для решения обозначенных проблем авторами был разработан проект «Подготовка студентов вузов и учащейся молодежи в "Школе вожатых эко-волонтеров Кузбасса" и их привлечение к работе, направленной на развитие экологической культуры детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Данный проект был поддержан комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка, КРОО «Федерация спортивного туризма», договорами о сотрудничестве с ФКОУ ВО Кузбасский ин-
ститут ФСИН России, Новокузнецким институтом (филиалом) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».
Проект включает комплекс мероприятий, направленных на развитие экологическое культуры детей и подростков целевой группы, формирование у них представления о знаковых культурно-исторических местах малой родины путем участия эко-волонтеров в проекте в качестве наставников и экскурсоводов, что будет способствовать их успешной социальной адаптации и расширению социальных навыков детей и подростков целевой группы.
Волонтерство и добровольчество — тренд современного мира, а эко-волонтерство — одно из важнейших направлений работы общества [3].
Социальная значимость проекта обусловлена необходимостью решения следующих проблем: с одной стороны, возможности путешествовать, знакомиться с малой родиной у воспитанников детских домов и школ-интернатов ограничены; дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ОВЗ в условиях пандемии СОУГО-19 еще более подверглись социальным ограничениям, они не могут участвовать в массовых мероприятиях, а некоторые ограничиваются стенами социального учреждения; это влияет на их социальную адаптацию и снижает их культурный уровень; с другой стороны, данная категория детей и подростков больше других нуждаются в общении, в реализации своего потенциала, в раскрытии способностей; путешествия, посещение культурно-исторических мест, пребывание
на природе являются эффективным методом реабилитации и интеграции в общество данных категорий детей и подростков.
Целевая группа проекта охватывает детей, оставшиеся без попечения родителей, детей с ОВЗ, курсантов, студентов вузов и учащуюся молодежь. Проект реализуется с 1 марта 2021 г. по 1 марта 2022 г.
Основные целевые ориентиры проекта включают подготовку актива эко-волонтеров из числа курсантов, студентов вузов и учащейся молодежи для привлечения их к развитию экологической культуры детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ОВЗ в условиях пандемии COVID-19 на территории Кемеровской области — Кузбасса, а также развитие социальных навыков и социальную адаптацию детей и подростков целевой группы проекта средствами экотуриз-ма и экскурсионной деятельности.
При реализации проекта планируется решение следующих задач:
1. Реализация мероприятий подготовительного этапа по информированию СМИ о проекте, разработка программ, локальных актов, методических материалов, подбор привлеченных специалистов и волонтеров.
2. Создание и организация работы «Школы вожатых эко-волонтеров Кузбасса», направленной на формирование навыков развития экологической культуры детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ОВЗ в условиях пандемии СОУГО-19.
3. Работа эко-волонтеров со сформированными группами воспитанников детских домов и школ-интернатов по развитию экологической культуры,
в том числе с использованием дистанционных форм взаимодействия в условия пандемии COVID-19.
4. Проведение экологического фестиваля «ЭКОфест Кузбасса» для участников проекта и семинара для руководителей волонтерских организаций по теме «Новые технологии развития экологической культуры детей в условия пандемии COVГО-19» с участием представителей региона.
5. Мониторинг и менторское сопровождение участников целевой аудитории и выпускников эко-волонтеров по итогам реализации проекта.
6. Создание методических кейсов по материалам проекта для дальнейшего использования при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми с ОВЗ.
Цели и задачи определяют содержание деятельности по реализации проекта.
Старт проекта начинается с проведения PR-акций по информированию курсантов, студентов, учащейся молодежи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о начале реализации проекта (пресс-релизы в СМИ), подготовки раздаточного материала, проведения круглого стола по презентации проекта.
Одним из ведущих этапов реализации проекта является создание и организация работы «Школы вожатых эко-волонтеров Кузбасса» для желающих курсантов, студентов и учащейся молодежи и осуществление обучения по разделам: формирование практических навыков коммуникации, социального проектирования и моделирования, фандрайзинга, проектного
менеджмента в области экологической культуры и туризма.
В процессе обучения волонтерами будут разработаны туристические и экскурсионные маршруты по культурно-историческим местам Кузбасса с учетом введенных ограничений по распространению COVID-19, а также виртуальные экскурсии с обязательным размещением их на созданном интернет-портале.
По окончании обучения в «Школе вожатых эко-волонтеров Кузбасса» волонтеры организуют экологические, профоринетационные экскурсии,
экотуристские мероприятия для участников проекта целевой группы с учетом требований по профилактике распространения COVID-19.
С целью расширения охвата детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотрено проведение виртуальных экскурсий и участие в проекте в онлайн-формате.
Реализация проекта предполагает проведение пяти публичных мероприятий для волонтеров и других участников проекта: Слет юных эко-волонтеров; конкурс на лучшую экологическую или профориентационную экскурсию; конкурс проектов «Кузбасс в экомаршрутах», посвященный 300-летию Кузбасса, хакатон идеального виртуального экомаршрута.
Завершится проект масштабным итоговым мероприятием — экологическим фестивалем «ЭКОфест Кузбасса», который будет проведен с учетом действующих санитарно-
эпидемиологических мер, где эко-волонтеры предоставят отчеты о проделанной работе, пройдет награжде-
ние участников по итогам реализации проекта.
С методической позиции для трансляции педагогического опыта, разработанные экологические, профо-риентационные экскурсии и маршруты будут «упакованы» в методический кейс, а также будут подготовлены методические рекомендации по сопровождению экологических и иных мероприятий экотуризма и организации развития экологической культуры для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ОВЗ.
Реализация проекта будет способствовать получению качественных результатов. Создание необходимых организационных условий для развития эковолонтерства на территории Кемеровской области — Кузбасса, в том числе через оказание методологической поддержки формирования и развития площадок волонтерской активности. Эко-волонтеры получат не только практические навыки коммуникации, социального проектирования и моделирования, фандрайзинга, проектного менеджмента в области экологической культуры и туризма, но также смогут получить возможность выбора направления профессиональной подготовки. Волонтерская практика позволит эко-волонтерам попробовать себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки лидерства и исполнительской деятельности. В экологических практиках волонтеры смогут получить возможности самовыражения, осознать свою уникальность и индивидуальность, почувствовать себя лидерами. У участников целевой группы будут сформированы представления об эко-
логических и культурно-исторических ной на развитие экологическом куль-
объектах Кемеровской области — туры детей, оставшихся без попечения
Кузбасса, сформированы социальные родителей, и детей с ОВЗ в условиях
навыки взаимодействия и расширены пандемии COVID-19» стал победите-
возможности социальной адаптации. лем конкурса на предоставление гран-
Проект «Подготовка студентов ву- тов Президента Российской Федера-
зов и учащейся молодежи в "Школе ции на развитие гражданского обще-
вожатых эко-волонтеров Кузбасса" и ства в 2021 г. их привлечение к работе, направлен-
Литература
1. Верещак, Ю. В. Мир экологического волонтерства. — Москва : ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. — 90 с.
2. Показатели статистики социальной сферы по Кемеровской области [Электронный ресурс]. — URL: http://kemerovostat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statisti cs/sphere/ (дата обращения: 19.02.2021).
3. Регламент взаимодействия с социальными некоммерческими организациями, добровольческими (волонтерскими) объединениями департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области [Электронный ресурс]. — URL: http://kuzbasseco.ru/volontery/ (дата обращения: 19.02.2021).
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года утверждена распоряжением от 20 сентября 2019 г. № 212 9-р [Электронный ресурс]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/strategiya_razvitiya_turizma_v_ rossiyskoy_federacii_na_period_do_2035_goda_utverzhdena_rasporyazheniem_ot _20_sentyabrya_2019_g_2129_r.html (дата обращения: 19.02.2021).
Сведения об авторах
Ольга Артуровна Чопик: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected] Светлана Николаевна Липатова: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), заместитель директора по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected] Олеся Евгеньевна Баютова: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), руководитель центра научно-методической работы. E-mail: [email protected]
Information about authors
Olga A. Chopik: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, doctor of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
Svetlana N. Lipatova: Municipal autonomous institution of additional education "Children's and Youth Center "Orion" (Novokuznetsk, Russia), deputy director for academic affairs, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
Olesya E. Byutova: Municipal autonomous institution of additional education "Children's and Youth Center "Orion" (Novokuznetsk, Russia), head of the center for scientific and methodological work. E-mail: [email protected]