Научная статья на тему 'Промежуточные итоги реализации мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации'

Промежуточные итоги реализации мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промежуточные итоги реализации мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации»

промежуточные итоги реализации

мероприятий комплекса мер по подготовке

детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации

н. В. Осипова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

С мая 2018 года департаментом образования и науки Кемеровской области совместно с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования реализуется Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области на 2018-2019 годы. Его цель — формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации. Комплекс мер предусматривает реализацию 27 мероприятий, 7 из которых проводятся при финансовом содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выполнение мероприятий в 2018 году позволило сформировать нормативно-организационную основу региональных систем подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатного сопровождения.

В 2019 году деятельность по реализации мероприятий продолжилась. В 33 организациях для детей-сирот утверждены локальные документы и продолжается реализация программ подготовки к самостоятельной жизни и программ постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот. Рассмотрим особенности этих программ на при-

мере нескольких организаций.

В МКОУ «Детский дом № 1» Мариин-ского района реализуется программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни «Азбука самостоятельной жизни». Воспитанники проживают в двух разновозрастных группах, называемых «семьями». Средняя наполняемость «семей» — 7-8 человек. Дополнительные программы воспитания определяют цели, задачи, содержание и результаты деятельности и развития воспитанников и коллектива детского дома по конкретным направлениям. В то же время все они взаимосвязаны, т. к. подчиняются главной цели и в совокупности решают задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и их социализации. Дополнительные программы воспитания: «Азбука права», «Азбука семейной жизни», «Азбука «Уютный дом своими руками», «Азбука личности «Познай себя и других», «Азбука профессий», «Азбука общения», «Азбука здоровья».

Программа комплекса мер постинтернатного сопровождения выпускников детского дома МКОУ ДС ДД «Росток» г. Анжеро-Судженска включает два направления «Выпускник» (реализация программы «Наставник», организация работы совета выпускников, привлечение

«ОБРАЗОВАнИЕ. карьера. общество» № 4 (63) 2019

11

выпускников к волонтерской деятельности, проживание выпускников в тренировочной квартире (социальной гостинице)) и «Педагог» (заключение договоров о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями, разработка индивидуальных планов постинтернатного сопровождения, проведение мониторинга постинтернатной адаптации выпускников).

Программа подготовки воспитанников, обучающихся в 8-9-х классах к самостоятельной жизни «Мое надежное будущее» МКОУ «Детский дом № 1» г. Гурьевска позволяет в условиях детского дома при активном взаимодействии отдела постинтернатного сопровождения выпускников с социальными партнерами организовывать работу по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Программа состоит из разделов «Мой выбор» и «Жизненный путь», каждый из которых включает пять модулей. Модульное построение программы позволяет осуществлять комплексный подход к изучению материала по различным направлениям организации жизнедеятельности и способствует формированию у воспитанников необходимых социально значимых навыков и личностных качеств.

ГБУ КО «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» реализует программу подготовки к самостоятельной жизни «ШАГ за ШАГОМ», которая предполагает изучение следующих модулей: правовая грамотность (18 часов), экономическая грамотность (18 часов), подготовка к выбору профессии (36 часов), здоровый образ жизни (18 часов), ведение домашнего хозяйства (72 часа). Целенаправленно работая с воспитанниками по всем модулям программы, специалисты способствуют адаптации воспитанников к изменяющимся экономическим и социокультурным условиям и их самореализации; осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своих интересов и способностей; творческому решению задач в различных жизненных ситуациях; получению знаний о своих правах и обязанностях, формированию умения применять знания в различных жизненных ситуациях и адекватной оценки в соответствии с нормами морали и права, собственных поступков, поступков окружающих, друзей, сверстников; сохранению и развитию системы семейных и социальных ценностей.

Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни МКОУ «Детский дом № 1» г. Ленинска-Кузнецкого состоит из четырех разделов: «Духовно-нравственные ценности семьи», «Домашняя экономика», «Семейное общение», «Социальное здоровье». Программа рассчитана

на три года обучения и предусматривает проведение занятий раз в неделю, общее количество часов — 85. Программа рассчитана на детей в возрасте от 13-18 лет. В результате освоения программы воспитанники получают знания о формировании семейного уклада, традиций, обычаях, обрядах русской православной культуры, нравственных нормах брака, компонентах социального здоровья; приобретают опыт продуктивного поведения при решении проблемных ситуаций в семье, опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы, навыки ведения семейного бюджета, выполнения основных бытовых обязанностей. Для реализации программы используется методы: эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение материала. Формы работы: беседы, дискуссия, диспут, практикум, ролевая игра, консультация, экскурсия, устный журнал, круглый стол, деловая игра, викторина, сочинение, реферат, тестирование, социальная экскурсия, заседание-проект, анкетирование, правовая игра, кроссворд.

Целью программы сопровождения и адаптации выпускников «Становление» МКОУ «Детский дом № 1» г. Гурьевска является организация постинтернатного сопровождения и адаптации в течение двух лет после выпуска из детского дома в процессе получения выпускниками профессионального образования. В рамках программы: назначаются специалисты детского дома, ответственные за наставническую деятельность; устанавливаются контакты специалистов детского дома с кураторами профессиональных образовательных организаций; выстраивается взаимодействие с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения преемственности в работе по формированию у выпускников необходимых социальных компетенций, развитию навыков самостоятельной жизни в постинтернатный период; прове-дится диагностика выпускников на основе критериев и показателей, отражающих результат постинтернатной адаптации воспитанников; разрабатываются индивидуальные планы постинтернатного сопровождения выпускников, методическое обеспечение процесса постинтернатного сопровождения выпускников. За каждым выпускником закрепляется наставник из числа работников детского дома. Между наставником и выпускником заключается договор о постинтернатном сопровождении, разрабатывается индивидуальный план сопровождения выпускника. Педагог-психолог проводит диагностику постинтернатной адаптации выпускников. Оценивается уровень пост-

12

«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019

интернатной адаптации обучающихся исходя из критериев и показателей: высокий, средний, низкий. На основе проведенной диагностики педагог-психолог формирует группы выпускников в соответствии с уровнем их постинтернатной адаптации. При организации постинтернатного сопровождения важен учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников детских домов. С профессиональной образовательной организацией заключается договор о сотрудничестве. Наставники знакомят выпускников с профессиональными образовательными организациями, оказывают помощь социальному педагогу в заселении выпускников в общежитие. На этом же этапе организовывается взаимодействие с кураторами, психологами, социальными педагогами, которые будут работать с выпускниками в профессиональной образовательной организации.

Реализуются программы учебного самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе шести тренировочных квартир: МКОУ «Детский дом-школа № 95» г. Новокузнецка, МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга», МКОУ «Детский дом № 6 «Огонек» г. Прокопьевска, МКОУ «Детский дом «Росток» г. Анжеро-Судженска, ГБУ КО «Мысков-ский дом-интернат для умственно отсталых детей», ГБУ КО «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Занятия по программам направлены на отработку и закрепление навыков самостоятельного проживания, самообслуживания в тренировочной квартире; формирование сознательного и ответственного отношения к принятию жизненно важных решений; закрепление навыков целеполагания и планирования в различных сферах жизни; формирование позитивных моделей межличностного общения в условиях самостоятельного проживания. Модульное построение программ позволяет осуществлять комплексный подход к освоению основных навыков самостоятельного ведения домашнего хозяйства и способствует формированию у воспитанников необходимых социально-бытовых умений и навыков.

Программа предполагает освоение следующих модулей: санитарная гигиена, режим дня, организация питания, опрятный внешний вид, здоровый образ жизни, правильное распределение времени труда и отдыха, совместное проживание с другими воспитанниками. Педагог-психолог организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит входящую и итоговую диагностику готовности воспитан-

ников к самостоятельной жизни (до и после заселения в тренировочную квартиру). Тьютор отслеживает самостоятельное проживание воспитанника в тренировочной квартире, фиксирует в журнале «сильные» и «слабые» стороны проживания выпускника, определяет по анкете социально-бытовых навыков уровень его готовности к самостоятельной жизни. Тьютор совместно с воспитанником составляет индивидуальный план проживания в тренировочной квартире с учетом результатов входящей диагностики. Заселение воспитанников в тренировочную квартиру производится на срок и в порядке, определенным положением о тренировочной квартире образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончании проживания воспитанника в тренировочной квартире тьютором и педагогом-психологом проводится мониторинг готовности воспитанника к самостоятельной жизни.

Реализация программ позволяет формировать и закрепить (на уровне практики) у воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жизненные, социальные и коммуникативные умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни. В процессе самостоятельного учебного проживания в тренировочной квартире у воспитанников формируются следующие жизненные умения и навыки: навыки самообслуживания, приготовления пищи, соблюдения санитарно-гигиенических норм, ухода за одеждой и обувью, совершения мелких покупок, взаимодействия с объектами социальной инфраструктуры, распределение имеющихся ресурсов (денежных, материальных, временных и т. д.); умение строить эффективную коммуникацию с окружающими, соблюдать социальные нормы; готовность принимать самостоятельные решения, способность делать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях; умение осуществлять самооценку и самоанализ своих действий; способность предвидеть последствия своих действий и готовность принимать на себя ответственность за эти действия, готовность соблюдать принятые на себя обязательства, умение самостоятельно планировать свои дальнейшие действия.

В ноябре 2019 года в Кемеровской области откроются еще шесть тренировочных квартир: МБОУ «Детский дом № 2» г. Кемерово, МКОУ «Детский дом-школа № 95» г. Новокузнецка, МКОУ «Детский дом «Ровесник» г. Новокузнецка, МКУ «Детский дом № 7 «Дружба» г. Прокопьевска, МКОУ «Верх-Чебулинский районный детский дом», МКОУ «Надежда» Юргин-

«ОБРАЗОВАнИЕ. КАРЬЕРА. общество» № 4 (63) 2019

13

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

ского района. Готовятся помещения 10 тренировочных квартир, которые будут оборудованы в 2019-2020 гг. в детских домах, в том числе за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для подготовки и сопровождения семей во всех муниципалитетах области работают школы приемных родителей, 10 из них — это специально созданные службы по подготовке и сопровождению замещающих семей. При детских домах функционируют 23 школы приемных родителей. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждена постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 28 сентября 2012 г. № 386 «Об утверждении порядка и программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей». Программа состоит из лекций, семинаров-тренингов и индивидуальных консультаций (62,5 часа). С 2018 года в рамках деятельности школ приемных родителей по желанию граждан осуществляется психологическое обследование семьи. В 2018 году 974 гражданина прошли подготовку в школах приемных родителей, из них 571 прошли также и психологическое обследование.

Разработаны положения и начата деятельность служб постинтернатной адаптации в 21 организации: МКУ «Детский дом «Росток» г. Анжеро-Судженска, МКУ «Детский дом «Родник» города Белово», МКУ «Детский дом «Надежда» города Белово», МБОУ «Детский дом № 1» г. Кемерово, МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки № 27», МКУ детский дом «Гвоздика», МКОУ «Детский дом «Радуга», МКОУ «Детский дом № 1» Ленинск-Кузнецкого городского округа, МКУ «Детский дом «Остров надежды» г. Новокузнецка, МКУ «Детский дом «Ровесник» г. Новокузнецка, МКОУ «Специальная школа-интернат № 66», МКУ «Детский дом № 2 «Виктория» г. Прокопьевска, МКУ «Детский дом № 6 «Огонек» г. Прокопьевска, МКУ «Детский дом № 7 «Дружба» г. Прокопьевска, МКОУ «Детский дом № 1» г. Гурьев-ска, МКОУ «Детский дом № 1» Мариинского района, МКУ «Севский детский дом» Прокопьевского района, МКОУ «Окуневский детский дом «Мечта» Промышленновского района, МКУ «Детский дом «Островок» Топкинского района, МКОУ «Детский дом «Ласточкино гнездышко» Тяжинского района, МКОУ «Яйский детский дом «Колокольчик» Яйского района.

Служба постинтернатной адаптации реализует следующие задачи: обеспечение индивиду-

ального комплексного постинтернатного сопровождения выпускников в процессе их социализации в обществе; оказание выпускнику социальной, педагогической, психологической, юридической помощи в решении трудных жизненных ситуаций, в том числе трудоустройстве и трудовой адаптации, в определении трудностей личностного характера, решении проблем жизнеустройства; взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с образовательными организациями, учреждениями и предприятиями, в которых обучаются или трудятся выпускники, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, общественными объединениями для эффективного постинтернатного сопровождения выпускников; ведение учета выпускников, обратившихся за помощью, анализ их проблем и потребностей; осуществление мониторинга постинтернатного сопровождения.

Советы выпускников действуют в 11 организациях для детей-сирот: МКУ «Детский дом «Надежда» города Белово, МБОУ «Детский дом № 1» г. Кемерово, МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки № 27», МКОУ «Специальная школа-интернат № 66», МКОУ «Детский дом-школа № 95» г. Новокузнецка, МКУ «Центр содействия семейному устройству «Радуга», МКОУ «Детский дом № 1» г. Гурьев-ска, МКУ «Детский дом «Островок» Топкинского района; МКУ «Детский дом «Родник» Топкинского района, МКУ «Детский дом «Надежда» Юргинского района, МКОУ «Яйский детский дом «Колокольчик» Яйского района. Советы выпускников объединяют выпускников, педагогов, социальных партнеров для организации совместной деятельности по развитию взаимодействия, успешному развитию каждого выпускника, созданию условий для оказания помощи и поддержки выпускникам в период постинтернатной адаптации. Совет предполагает встречи выпускников с воспитанниками детского дома, совместные творческие проекты, создание благоприятных условий для объединения выпускников в целях обмена положительным опытом.

Реализуется план мероприятий для воспитанников детских домов по повышению культуры здоровья, активизации и вовлечению в социально значимую деятельность воспитанников. Проводятся тренинги «Командообразование», «Основы ведения домашнего хозяйства», «Управление эмоциями». Воспитанники организаций для детей-сирот приняли участие в различных мероприятиях локального и городского уровней.

14

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБщЕСТВО» №4 (63) 2019

Проекты: «Дети и ветераны МЧС», «300 лет Кузбассу» (МКОУ «Детский дом № 1» г. Ленинска-Кузнецкого); «Ступени роста», «Мы — выпускники» (МКОУ «Детский дом № 5 «Единство»); «Наставничество как средство социализации воспитанников детского дома», цикл занятий «Социум», социальный проект «Мои университеты», социальный проект «Дорогой открытий» (МКОУ «Детский дом-школа № 95»); «Бабушка по переписке» (ГБУ КО «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»).

Конкурсы: городской смотр-конкурс отрядов правоохранительной направленности (МКУ «Детский дом «Остров надежды»); конкурс «История России в стихах» (МКОУ «Детский дом» г. Осинники); областной конкурс на знание государственной символики России и Кемеровской области, IX Городской конкурс краеведческих находок, посвященный 300-летию Кузбасса, Всероссийский детско-юношеский конкурс фильмов «Светлые моменты», «Нет срока давности у дружбы» (МКУ «Детский дом № 7 «Дружба»); Всероссийский экологический конкурс «На старт, эко-отряд РДШ» (МКОУ «Детский дом-школа № 95»).

Школы актива, профильные смены: школа актива «Шаг вперед», профильная смена «Гражданская активность» (МКУ «Детский дом «Островок»); городская школа актива «РШД — время действовать!», городская школа актива для лидеров ДЮО ОУ «Вектор успеха», городская школа актива «Задай вектор школе» (МКОУ «Детский дом-школа № 95»).

Кроме того, воспитанники детского дома «Родник» города Белово приняли участие в акции «Мы за здоровый образ жизни», МКУ «Детский дом «Остров надежды» — посетили занятия по финансовой грамотности, которые провели специалисты Сибирского главного управления ЦБ РФ. В МКУ «Детский дом № 7 «Дружба» дети-сироты приняли участие в мероприятии «Всероссийская Вахта Памяти — 2019» (разведывательно-поисковые работы в Орловской области), правовом часе со старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Кемеровской области и специалистом Управления по вопросам защиты семьи и детства департамента образования и науки Кемеровской области, а также во флешмобе «Моя Родина — Россия!». В ГБУ КО «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» состоялся лекторий «Ты — гражданин!». Воспитанники МКУ «Детский дом «Островок» участвовали в викторине «Прошлое, настоящее, буду-

щее нашей страны», «Твои права и обязанности» — юридическая консультация УОиП Администрации г. Новокузнецка.

Реализуется волонтерская деятельность. В МКУ «Детский дом «Ровесник» прошла акция «От сердца к сердцу» — мероприятия, направленные на оказание помощи ветеранам труда детского дома «Ровесник». Каждая группа детского дома помогает одному ветерану. Приглашают на праздники, готовят поздравительные открытки и подарки, сами приезжают в гости. Акция направлена на оказание практической помощи ветеранам в решении бытовых и досу-говых проблем, на реализацию потребности ветеранов в общении и передаче жизненного опыта молодежи. А у детей формируется уважительное отношение к старшему поколению, воспитывается патриотизм.

Проводится совместная волонтерская акция воспитанников МКУ «Детский дом «Остров надежды» и молодежного клуба «Призвание» Спасо-Преображенского кафедрального собора «Спешите делать добро!». В рождество участники молодежного клуба «Призвание» Спасо-Преображенского кафедрального собора вместе со старшеклассниками передали подарки в детский хоспис — ребята детского дома собрали в подарок сладости и игрушки для детей.

В МКУ «Детский дом № 7 «Дружба» действует волонтерский отряд «Агентство добрых дел». Ребята из отряда организовали акцию к Международному женскому дню — поздравили пожилых людей с женским праздником, провели обучающий урок «Понятный Интернет». Волонтеры посещали пожилых людей и обучали их современным технологиям, работе с ноутбуком, телефонами, имеющими выход в Интернет, для бесплатного общения в социальных сетях или через скайп с родственниками и знакомыми в других городах. Провели акцию «Никто не забыт, ничто не забыто!» — уборка территории рядом с памятниками погибшим воинам, обелисками.

Выполнение мероприятий комплекса мер в 2019 году формирует организационную структуру и учебно-методическую основу по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, что позволяет охватить более 80 % детей всех целевых групп работой по подготовке к самостоятельной жизни. Мероприятия комплекса мер будут способствовать формированию навыков самостоятельного проживания и успешной социальной адаптации детей-сирот.

«образование. КАРЬЕРА. общество» № 4 (63) 2019

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.