Научная статья на тему 'Реализация системы кураторства в профессиональной образовательной организации. Плюсы и минусы'

Реализация системы кураторства в профессиональной образовательной организации. Плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация системы кураторства в профессиональной образовательной организации. Плюсы и минусы»

Полноценную работу с воспитанниками, проживающими в тренировочной квартире, осуществляют специалисты детского дома: куратор тренировочной квартиры; социальный педагог — специалист, отвечающий за непосредственное социально-педагогическое сопровождение; воспитатель, отвечающий за навыки самостоятельного проживания; педагог-психолог, который ведет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.

Программа сопровождаемого проживания в тренировочной квартире реализуется по трем основным направлениям: «Самообслуживание», «Самоорганизация», «Саморегуляция».

Деятельность тренировочной квартиры носит учебно-практический характер и направлена на актуализацию имеющихся у воспитанников бытовых и социальных навыков, формирование у них активной и ответственной позиции по отношению к собственной жизни — субъектной позиции.

В тренировочной квартире имеют право проживать воспитанники детского дома в возрасте 16-18 лет за один-два года до выпуска. Основанием для проживания в тренировочной квартире является личное желание воспитанника, выраженное в письменной форме, и разработка индивидуального плана проживания в соответствии с утвержденной программой. При совместном проживании воспитанников в тренировоч-

ной квартире учитывается их психологическая совместимость, сходство индивидуальных планов проживания.

Учебное самостоятельное проживание воспитанников в тренировочной квартире включает три этапа:

1) адаптационный этап — двухдневное проживание;

2) обучающий этап — трехдневное проживание;

3) основной этап — недельное проживание.

Указанная программа позволяет сформировать и закрепить у воспитанников МКУ «Детский дом № 7 «Дружба» жизненные, социальные и коммуникативные умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни. В ходе самостоятельного учебного проживания в тренировочной квартире воспитанники приобретают следующие жизненные умения и навыки: владение навыками самообслуживания, приготовление пищи, уход за одеждой и обувью, распределение имеющихся ресурсов (денежных, материальных, временных и т. д.), готовность принимать самостоятельные решения, умение самостоятельно планировать свои дальнейшие действия.

Результат учебного самостоятельного проживания в тренировочной квартире — постепенный переход воспитанников на полное самообслуживание, самостоятельное приготовление пищи, самоорганизацию.

реализация системы кураторства в профессиональной образовательной организации.

плюсы и минусы

Е. В. Пряникова, социальный педагог Кузнецкого металлургического техникума М. Г. Коновалова, преподаватель

Приказом № 2217 от 12.12.2018 департамента образования и науки Кемеровской области было утверждено примерное положение по реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — выпускники), в период их обучения в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО). Цель — создание региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализация Комплекса мер по раз-

Е. В. Пряникова М. Г. Коновалова

витию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области на 2018-2019 годы.

Для решения поставленных целей в Кузнецком металлургическом техникуме были разработаны:

• положение об организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с признаками дезадаптации в период их обучения;

• положение о деятельности куратора постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с признаками дезадаптации в период их обучения.

Особое внимание хотелось бы уделить внедрению кураторства в профессиональные образовательные организации. С 2018 по 2019 годы наша образовательная организация является участником реализации комплекса мер в части внедрения системы кураторства выпускников организации для детей-сирот с признаками дезадаптации.

Куратор постинтернатного сопровождения — это педагогический работник ПОО, который осуществляет индивидуальное сопровождение выпускников в период их обучения в ПОО в соответствии с функциональными обязанностями. Целью деятельности куратора является обеспечение индивидуальной всесторонней поддержки выпускников на этапе получения образования и профессии в ПОО. Куратор в ходе реализации своей деятельности решает следующие задачи:

• стать для выпускников социально значимым лицом, установить с ними доверительные отношения, оказывать помощь выпускникам в преодолении трудных жизненных ситуаций для снижения риска социальной дезадаптации;

• стремиться сократить время социальной адаптации выпускников в профессиональной образовательной организации, способствовать развитию у них чувства ответственности, самостоятельности, умения принимать обдуманные решения, укреплять веру в собственные силы подростков, создавать для них ситуации успеха, поддерживать положительные изменения.

В 2018/19 учебном году в нашей ПОО было назначено четыре куратора для шести выпуск-

ников организации для детей-сирот с признаками дезадаптации. В ходе работы с выпускниками кураторы отмечали, что у некоторых из них повысилась посещаемость занятий, появилась мотивация к обучению и стремление устранить академическую задолженность. Однако часть выпускников, несмотря на неоднократные беседы с ними, не поменяли своих взглядов и по-прежнему не проявляли интереса к обучению.

Также кураторы отметили, что те студенты, с которыми были налажены доверительные отношения, показали хорошие результаты. Те же студенты, которые были не заинтересованы в дальнейшем продолжении обучения и не шли на контакт с куратором, игнорируя все попытки им помочь, были отчислены из техникума в конце 2018/19 учебного года в связи с невыполнением обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

В начале 2019/2020 учебного года было назначено три куратора для трех выпускников организации для детей-сирот с признаками дезадаптации. Все курируемые выпускники продолжают обучение в нашем техникуме, каждый куратор составил индивидуальный план работы с каждым выпускником.

Сама система постинтернатного сопровождения выпускников направлена на защиту их прав и интересов, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности к самостоятельному принятию решений, навыков реализации решений и осознания ответственности за принятое решение.

Задача куратора постинтернатного сопровождения, таким образом, заключается в мотивации обучающегося на успешное обучение в техникуме и освоение выбранной специальности. Особое внимание следует уделять изучению личности выпускника, его психологических особенностей и интеллектуального потенциала. Важно выстроить доверительные отношения между куратором и выпускником. Куратор помогает выпускнику выстраивать дружеские взаимоотношения с одногруппниками, соседями по общежитию, друзьями, родственниками, взаимодействовать с педагогами техникума. Куратор знакомит выпускника с требованиями устава, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и иными локальными нормативными актами по вопросам образовательной деятельности, с мерами социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Куратор также содействует росту познавательной активности, помогает в образовательной деятельности и самостоятельной подготовке к занятиям. Совместно с выпускником ежемесячно анализирует результаты образовательной деятельности. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей и интересов выпускников через участие их в работе кружков, клубов, секций, объединений. Принимает участие в формировании у выпускников

Программа постинтернатного сопровождения поможет достичь следующих результатов к моменту выпуска обучающегося из техникума:

• успешная социализация и профессиональная самореализация выпускников профессиональной образовательной организации;

• сформированное позитивное отношение выпускника к полученной профессии и ответственный подход к трудовой деятельности;

навыков здорового образа жизни, культуры здоровья и безопасного образа жизни, в профилактике курения, употребления алкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ. Куратор способствует формированию активной гражданской позиции, законопослушного поведения, подготовке к семейной жизни, выработке у выпускников ответственного отношения к браку, семейным ценностям, родительским обязанностям.

• сформированное умение принимать обдуманные решения, быть самостоятельным;

• сформированный навык культуры здорового и безопасного образа жизни.

Главная задача специалиста постинтернатной службы профессиональной организации — это успешная социально-профессиональная адаптация выпускника детского дома или учреждения сиротского типа к условиям современного общества, освоение им профессии (специальности) и дальнейшее трудоустройство.

Преимущества кураторства Проблемы Перспективы развития системы кураторства в ПОО

У выпускника появляется значимый взрослый, который помогает в решении проблем Не всегда получается выстроить доверительные отношения между выпускником и куратором Дать возможность выпускнику самостоятельно выбрать себе куратора

Повышаются успеваемость выпускника и посещаемость занятий Успеваемость и посещаемость не повышаются Повысить успеваемость всех курируемых выпускников и посещаемость занятий

У выпускника формируется положительная динамика в образовательной деятельности Отсутствие у выпускника положительной динамики в образовательной деятельности Отсутствие академической задолженности

Реализация творческого потенциала выпускника во внеучебной деятельности Отсутствие развития творческого потенциала у выпускника Развития творческого потенциала выпускника

Формируется положительное отношение к труду, выбранной профессии Формирование потребительского отношения к жизни, отсутствие мотивации к самостоятельной трудовой деятельности Трудоустройство по специальности

Формирование здорового образа жизни Табакокурение, употребление алкоголя и психотропных, наркотических веществ выпускниками Формирование положительных привычек (занятие спортом, формирование навыков правильного питания и т. д.)

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (63) 2019

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.