Научная статья на тему 'Реализация мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни'

Реализация мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

н. В. Осипова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Забота о детях является приоритетным направлением государственной политики. Значительное внимание на федеральном и региональном уровнях уделяется детям, нуждающимся в особой заботе государства, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В Кемеровской области 2018 году на учете состояло 15 440 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большинство из них воспитываются в опекунских и приемных семьях. За счет активного развития семейного устройства и проводимых в регионе мероприятий по профилактике социального сиротства за последние годы значительно сократилось число воспитанников в организациях для детей-сирот. Это повлекло за собой сокращение сети детских домов. Количество воспитанников в детских домах сократилось за этот период более чем в два раза: 2015 год — 2634 человек, на сегодняшний день — 1293 ребенка. Сокращается и количество выпускников организаций для детей-сирот. Более 80 % из них продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. В настоящее время региональная система подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот находится на стадии формирования. Выработаны общие подходы в отношении детей целевых групп, создаются нормативно-правовая, организационная, кадровая, учебно-методическая основы деятельности. Статистика последних лет показала, что в организациях для детей-сирот остаются дети подросткового возраста, в том числе с признаками дезадаптации, которым сложнее найти замещающую семью. В связи с этим задача подготовки их к самостоятельной жизни становится все более актуальной. Для завершения формирования региональной системы департамент образова-

ния и науки Кемеровской области совместно с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования разработал Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, детей из замещающих семей на территории Кемеровской области на 2018-2019 годы.

Целью комплекса мер является формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации.

Комплекс мер направлен на четыре целевые группы: воспитанники организаций для детей-сирот за 1-2 года до выхода из организаций; выпускники организаций для детей-сирот, в том числе с признаками дезадаптации, в первые два года самостоятельной жизни; дети подросткового возраста в первый год жизни в замещающих семьях; несовершеннолетние матери из числа воспитанниц и выпускниц организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В апреле 2018 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Москва), проводил конкурсный отбор комплексов мер субъектов РФ. Комплекс мер Кемеровской области вошел в число победителей и получил финансовую поддержку Фонда в 2018-2019 гг. в размере 7,5 миллионов рублей. Контроль реализации комплекса мер осуществляет департамент образования и науки Кемеровской области. Координатором и организатором мероприятий является Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. В 2018 году в рамках реализации комплекса мер было проведено 22 мероприятия по 12 направлениям.

Создан региональный ресурсный центр социализации детей-сирот. Деятельность центра реализуется в соответствии с положением. В работе центра принимают участие сотрудники

структурных подразделений института: центр профориентации и постинтернатного сопровождения; научно-аналитический центр; центр международной, информационной и издательской деятельности; региональный центр содействия некоммерческим организациям социальной сферы. В департаменте образования и науки 11 октября 2018 года проведено региональное межведомственное мероприятие, определившее старт комплекса мер. Создана рабочая группа по обеспечению реализации комплекса мер.

Разработано и утверждено распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области на 2018-2019 годы» от 08.11.2018 № 512.

Разработан и утвержден медиаплан, включающий размещение информации на официальных сайтах организаций-исполнителей, освещение в средствах массовой информации, представление на мероприятиях.

Разработана методика и проведен мониторинг реализации мероприятий комплекса мер и достижения запланированных показателей.

За 2018 год разработаны и утверждены две региональные модульные программы: примерная модульная программа подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни; программа постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. На основе модульных программ в 33 организациях для детей-сирот утверждены локальные программы. В ходе занятий по программам воспитанники приобретают знания о способах сохранения собственного здоровья, своих правах и обязанностях, возможностях выбора профессии с учетом потребностей региона, а также своих интересах и способностях. Реализуя программу постинтернатного сопровождения, педагоги проводят беседы, встречи со студентами из числа детей-сирот в период их обучения в техникумах и оказывают содействие в решении проблем выпускникам в социальной адаптации в образовательной организации. За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретена компьютерная техника, реабилитационное оборудование, диагностические методики

в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для апробации региональных программ на базе семи детских домов.

Разработана и утверждена типовая программа учебного самостоятельного проживания. На основе типовой программы в организациях для детей-сирот разрабатываются и обновляются локальные программы учебного самостоятельного проживания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время программы реализуются на базе четырех тренировочных квартир (МКОУ «Детский дом-школа № 95», г. Новокузнецк; МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга», г. Юрга; МКОУ «Детский дом № 6 «Огонек»; МКОУ «Детский дом «Росток», г. Анжеро-Судженск). В результате реализации индивидуальных программ учебного самостоятельного проживания воспитанники отрабатывают навыки приготовления пищи, соблюдения санитарно-гигиенических норм, ухода за одеждой и обувью, самообслуживания, целеполагания и планирования в различных сферах жизни. За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретена мебель, бытовая техника, телеаппаратура, компьютерная техника, оргтехника, спальные принадлежности, посуда и кухонный инвентарь для оборудования шести тренировочных квартир в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: (МБОУ «Детский дом № 2», г. Кемерово; МКОУ «Детский дом-школа № 95», г. Новокузнецк; МКОУ «Детский дом «Ровесник», г. Новокузнецк; МКУ «Детский дом № 7 «Дружба», г. Прокопьевск; МКОУ «Верх-Чебулинский районный детский дом»; МКОУ «Надежда», Юргин-ский р-н). Педагогические работники разрабатывают программы и график самостоятельного проживания воспитанников в тренировочных квартирах.

Реализованы мероприятия регионального плана профориентационной работы в 2018 году, в которых приняли участие дети целевых групп (единые дни профориентации, День выбора рабочей профессии, выездные профориентационные мероприятия). Воспитанники организаций для детей-сирот, обучающиеся в 8-9-х классах, прошли профессиональные пробы в техникумах. Например, в Новокузнецке воспитанники прошли профпробы: «Графический дизайнер», «Педагог-организатор», «Машинист локомотива», «Архитектура», «Строительство и эксплуатация зданий

и сооружений», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Повар», «Кондитер», «Официант» и др.

Разработаны и утверждены документы по реализации системы кураторства над выпускниками организаций для детей-сирот, обучающихся в профессиональных образовательных организациях: примерное положение о постинтернатном сопровождении в профессиональной образовательной организации; примерное положение о деятельности куратора; примерные функциональные обязанности куратора; примерный алгоритм деятельности куратора. Определены 10 базовых техникумов, где внедряется система кураторства выпускников организаций для детей-сирот. Реализован курс повышения квалификации для кураторов.

Разработано и утверждено положение о службе постинтернатного сопровождения. Определены семь ведущих организаций, на базе которых пройдет апробация организационной основы региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот: МБОУ «Детский дом № 2» г. Кемерово; МКОУ «Детский дом-школа № 95», «Дом детства»; МКОУ «Детский дом» Осинниковского городского округа; МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Юргинского городского округа; МКОУ «Детский дом № 1» Ленинск-Кузнецкого городского округа; МКОУ «Детский дом № 5 «Единство» г. Междуреченска; МКОУ «Детский дом «Росток».

Основной целью деятельности службы постинтернатной адаптации является оказание содействия успешной социализации, адаптации и самореализации выпускников в обществе.

Разработано положение о совете выпускников и определены организации для детей-сирот, на базе которых создаются советы выпускников. Разрабатываются документы по совету выпускников на основе примерного положения в восьми детских домах, в которых действуют советы. Совет предполагает встречи выпускников с воспитанниками детского дома, реализацию совместных творческих проектов, создание благоприятных условий для объединения выпускников в целях обмена положительным опытом.

Реализуется план мероприятий для воспитанников детских домов по повышению культуры здоровья, активизации и вовлечению воспитанников в социально значимую деятельность. За счет средств Фонда под-

держки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, привлечены специалисты некоммерческих организаций и проведены тренинги по темам: «Антистресс», «Профилактика употребления ПАВ». Реализуется план мероприятий волонтерской деятельности. Например, воспитанники МКУ «Детский дом «Надежда» города Белово провели акцию «Дарить тепло и радость людям». В МКОУ «Детский дом-школа № 95» реализуют проект волонтерской деятельности «Учимся вместе — учимся друг у друга!». Волонтеры МКОУ ДС «ДД «Росток» проводили акции: «Твори добро», «Чистый город».

Разработано и утверждено положение о наставничестве в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведено обучение наставников совместно с некоммерческой организацией «Мое будущее». В настоящее время в апробации материалов принимают участие 46 пар «воспитанник — наставник» и 42 пары «выпускник — наставник». Наставниками являются педагогические работники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организовано обучение руководителей и специалистов организаций для детей-сирот в Ставрополе, Курске, Калуге. Педагогические работники, прошедшие стажировку, организовали обучение по обмену опытом для специалистов из детских домов в феврале — апреле 2019 года. Все утвержденные документы в 2018 году по реализации комплекса мер размещены на сайте Кузбасского регионального института развития профессионального образования в разделе «Деятельность», «Региональный ресурсный центр».

Выполнение мероприятий комплекса мер в 2018 году позволило создать нормативно-организационную основу региональных систем подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни; систему постинтернатного сопровождения. Формируется система эффективного кадрового, методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти, учреждений и повышения профессиональных компетенций руководителей и специалистов, занятых в деятельности по социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей. В 2019 году деятельность по реализации данных мероприятий будет продолжена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.