вместных профориентационных программ и планов, «сквозных» профориентационных технологий практикоориентированного характера (профессиональные пробы). Такой механизм разработан КРИРПО в рамках федеральной экспериментальной площадки и апробирован в Ленинск-Кузнецком городском округе. Считаем, что организация и проведение профессиональных проб, чемпионатов, конкурсов, мастер-классов, Единых областных дней профориентации, семинаров-практикумов и других практикоориентированных мероприятий способствует созданию профориентаци-онной среды в муниципалитете и регионе, расширению ее информационного пространства, приобщению к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля
(учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, мастеров производственного обучения и др.), взаимодействию «разработчиков», «внедренцев» и «пользователей» процесса сопровождения профессионального самоопределения, привлечению внимания широкой общественности к профориентационной проблематике.
1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев.— М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. — 38 с.
2. Пряжникова Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряж-никова, Н. С. Пряжников. — Москва: Академия, 2010. — 496 с.
роль профессионального самоопределения в социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Прокопьевск
Социально-экономические преобразования и формирование свободных рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности и новых профессий, появление конкуренции на рынке труда требуют изменений в сфере профессиональной подготовки молодежи. Современные социально-экономические условия актуализировали проблемы социализации и профессионального самоопределения личностиж. Особенно это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано с тем, что существует тенденция к частой смене работы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, значительная часть которых либо не работает совсем, либо работает не по приобретенной профессии или специальности.
В исследованиях А. Ю. Живага выявлено, что происходящие в стране реформы и социально-материальное расслоение общества порождают неуверенность в своих силах у молодежи,
приводят к социальному инфантилизму, неумению и нежеланию брать на себя ответственность в выборе профессии и самоопределении в жизни [1].
Из этого следует, что сегодня необходимо пересмотреть роль профессионального самоопределения в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработать новые подходы по содействию профессиональному самоопределению, которое будет способствовать подготовке инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов.
Выбирая профессию, выпускник учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет свое социальное положение, дальнейший жизненный путь, усваивает определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Самоопределение личности — это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Одним из аспектов этого акта выступает профессиональное самоопределение как совокупность действий, совершаемых личностью в связи с подготовкой к выбору профессии как будущего жизненного пути, непосредственно связанного с социализацией личности [2].
Социализация (от лат. во^аИв — общественный) — это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Цели и задачи социализации — помочь личности преодолеть проблемы, адаптироваться через получение новых знаний к новым общественным отношениям, научиться ориентироваться в новой обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Своевременное самостоятельное профессиональное самоопределение является одним из основных условий успешной социализации, так как выбор будущей профессии способствует формированию уровня социального положения в обществе и зрелости личности [3].
Успешность социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от форм и характера содействия их профессиональному самоопределению.
Опыт работы по сопровождению профессионального самоопределения показывает, что со-
знательный выбор профессии детьми-сиротами рассматривается как процесс выработки и принятия решения. Процесс принятия решения выбора профессии состоит из нескольких этапов. Решение приступить к выбору профессии, возникновение проблемы — первый этап. Второй этап связан с решением вопроса о том, кто поможет в разрешении поставленной проблемы. На этой стадии определяется круг компетентных лиц, которым можно доверить право принимать решение. Третий этап — это сбор информации, отражающий существенные моменты конкретной ситуации выбора. На четвертом этапе формируется представление о профессии, создается концепция видения проблемы. Далее следует поиск вариантов решений, их оценка и, наконец, выбор оптимального решения.
Социализация проходит в виде освоения определенных социальных ролей и достижения социального статуса. Социальный статус характеризуется уровнем профессионального престижа, включением в структуру управления и уровнем доходов.
Таким образом, составной частью социализации в современных условиях является ориентация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на целесообразность получения именно тех профессий, которые могут быть востребованы на рынке труда.
В Прокопьевском городском округе 1512 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них в детских домах воспитываются 533 человека, в профессиональных образовательных организациях обучаются 400 человек. Во всех образовательных организациях и учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеется положительный опыт системной работы в области сопровождения профессионального самоопределения и социализации личности. На территории Прокопьевского городского округа функционируют три учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и МКОУ «Основная общеобразовательная школа-интернат № 1» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) с ограниченными возможностями здоровья, а также шесть профессиональных образовательных организаций, где обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Все перечисленные организации реализуют программы по постинтернатному сопровождению и содействию соци-
альной адаптации, где основным аспектом является формирование профессионального самоопределения.
Программы направлены на организацию поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для успешной социализации и интеграции их в общество. Реализация программ предполагает постинтернатное сопровождение воспитанников 8-10-х классов и социальную адаптацию выпускников 9-11-х классов до достижения ими возраста 23 лет.
Например, в МКОУ «Специальный (коррек-ционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» с 2011 года реализуется программа по социальной адаптации выпускников детского дома «Выпускник». Для того чтобы выпускник детского дома успешно адаптировался и социализировался в обществе, программа предусматривает его медико-психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее наиболее эффективно применять теоретические, практические знания, умения и навыки, полученные воспитанником во время проживания в детском доме. Такое сопровождение служит переходной формой из мира детского дома во внешний мир, помогает найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни, создает среду общения, положительные ценностные представления, обеспечивает успешность и «запас» положительного опыта. Главная идея программы состоит в помощи по преодолению трудностей и проблем, возникающих перед выпускником в профессиональном самоопределении и социализации. Работа педагогов осуществляется с опорой на самостоятельность и стремление выпускника справиться с жизненными проблемами собственными силами. Целью программы является содействие успешной социальной адаптации выпускников детского дома.
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), «Детский дом № 7 «Дружба» в течение трех лет реализует программу «Дорога в будущее», целью которой является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в обществе. Содержание данной программы также включает мероприятия, направленные на формирование профессионального самоопределения воспитанников.
Успешность выпускника детского дома в жизни зависит в первую очередь от него самого. Необходимо создать условия для того, чтобы воспитанники осознали это как можно раньше, и тогда выпускники детского дома будут выходить не потребителями со сложившейся установкой «мне все должны», а личностью с активной жизненной позицией, сильной волей, гражданами, ответственными за свое поведение, успешными профессионалами. Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), «Детский дом № 2 «Виктория» создает такие условия, реализуя программу социализации выпускников «Мы вместе». Данная программа нацелена на содействие развитию личности воспитанника, формированию социальной активности и компетентности, профессиональному самоопределению и самореализации в обществе.
Учитывая специфику сельской местности, отдаленность территории, ограниченность выбора сфер деятельности, особый подход к проблеме социализации и профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализует Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Михайловский детский дом» Прокопьевско-го района с помощью программы «Шаг в будущее». Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.
Представленные программы характеризуются использованием профессиональных проб и социальных практик, которые проводятся как на территории учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и на базах профессиональных образовательных организаций в контексте социального партнерства. Именно данные формы работы активизируют профессиональный выбор и позволяют примерить на себя различные социальные и профессиональные роли.
Профессиональные образовательные организации, выступая в качестве социальных партнеров учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуют также ряд программ постинтернатного сопровождения с профориентационной направленностью как для своих обучающихся из числа детей-сирот, так и в рамках сотрудничества для детей-сирот детских домов.
Прокопьевский промышленно-экономи-ческий техникум в целях создания системы действенной профориентации обучающихся из числа детей-сирот, способствующей формированию у данной группы детей профессионального самоопределения в соответствии с желаниями,способностями,индивидуальны-ми особенностями каждой личности уже в течение трех лет, в рамках программы постинтернатного сопровождения реализует блок «Мое самоопределение». Профориентацион-ное направление представляет собой модульную систему, в которой обозначена не только работа с детьми-сиротами, обучающимися в профессиональных образовательных организациях, но и в контексте сотрудничества с детьми-сиротами, находящимися в детских домах. Данный блок направлен на выработку у подрастающего человека готовности и способности решать свои проблемы, делать жизненный выбор, опираясь на подлинные ценности, искать самостоятельно и с помощью взрослого наставника способы построения перспектив и реализации планов, пытаться ответить на вопросы: кто я? как живу, почему так поступаю? чего хочу от жизни, от себя, от других людей? куда двигаться дальше? Он реализуется по модулям: мотивацион-ный «Хочу учиться»; коррекционно-развива-ющий «Я — профессионал»; практико-ориен-тированный «Подготовка к действиям на рынке труда». Все модули взаимосвязаны между собой и способствуют полноценной реализации поставленных целей и задач. Обучающиеся техникума проводят мастер-классы, профессиональные пробы для детей-сирот, находящихся в детских домах: «Эксклюзив-оформление блюд», «Экспресс-прическа», «Работа в программе Photoshop» и т. д.
Организация и проведение профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций позволяет решить проблему привлечения детей-сирот к освоению рабочих профессий, что в свою очередь создает условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у детей-сирот формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии. В свою очередь у обучающихся профессиональных образовательных организаций развиваются способности к организации собственной деятельно-
сти, способности ставить и выполнять различные профессиональные задачи, оценивать их эффективность и качество. Дети-сироты на мастер-классе не наблюдатели, а участники, поэтому и говорят, что мастер-класс «не показывается им», а проводится с ними. Суть мастер-класса состоит в передаче от мастера (обучающегося профессиональной образовательной организации) старшекласснику действующей технологии, также происходит практическое знакомство с технологией профессиональной деятельности, в том числе с авторскими наработками мастера.
Программу постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Путевка в жизнь», реализуют Прокопьевский строительный техникум и Прокопьевский транспортный техникум. Целью программ является содействие социальной адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, формированию самостоятельной, зрелой личности выпускников техникума. Программа направлена на оказание педагогической поддержки в обучении и профессиональном самоопределении, организации индивидуального подхода в учебной деятельности выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование и развитие у них жизненно важных ценностных установок, социальных умений и навыков. В контексте сотрудничества в профориентационном направлении данных профессиональных образовательных организаций и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны и реализуются проф-ориентационные проекты волонтерского движения, направленные на переоценку ценностей, развитие мотивации обучения и профессиональной направленности детей-сирот, находящихся в детских домах. Для них организуются дни открытых дверей, встречи с выпускниками из числа детей-сирот, успешно реализовавшими себя как в учебной деятельности, так и в профессиональной.
В результате реализации данных программ выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осознанно подходят к выбору профессии и впоследствии успешно обучаются ей. А многие обучающиеся из числа детей-сирот профессиональных образовательных организаций создают свой собственный бизнес в таких сферах, как парикмахерское искусство, фермерское хозяйство, торговля, юриспруденция и др., что го-
ворит не только об их успешном профессиональном самоопределении, но и об успешности их социализации в обществе.
Таким образом, профессиональное самоопределение играет важную роль в социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социализация выпускников при осознанном, успешном профессиональном самоопределении в условиях рыночной экономики, учета специфики рынка труда региона становится более планомерной и целенаправленной, что выражается в самостоятельном планировании дальнейших действий по реализации профес-
сиональных намерений и интеграции в общество.
1. Живага А. Ю. Теоретико-методологические особенности исследования системы профессиональной ориентации молодежи // Социология власти. — 2007. — № 2.— С. 78-80.
2. Зудилова Л. В. Педагогическое сопровождение социализации студентов колледжа // СПО. — 2009.— № 3. — С. 30-39.
3. Ковалева Л. Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры : дис. ... канд. пед. наук. — Томск, 2000. — С. 174-177.
разработка и реализация программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Н. В. Осипова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы», Письмами Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-369 «О направлении рекомендаций» и от 18 июня 2013 г. № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 № 610 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» одной из приоритетных задач социализации детей-сирот является сопровождение социальной адаптации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как в условиях детского дома, так и профессиональной образовательной организации. Необходимым является обеспечение взаимодействия и согласованности всех субъектов сопровождения для решения проблем выбора профессии, профессионального обучения, трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Субъектами сопровождения выступают дети-сироты и педагогические коллективы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных органи-
заций. Взаимодействие субъектов сопровождения осуществляется на уровне:
— коллективов (совместные педсоветы, семинары, дискуссии по проблемам сиротства, профессиональной подготовки подростков и их трудоустройства);
— отдельных групп педагогов и специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных организаций (педагогические консилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сиротам, совместные психолого-педагогические службы);
— отдельных педагогов и специалистов (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий, например психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы, руководителем детского дома и представителем администрации образовательной организации).
При взаимодействии решаются задачи правовой, экономической и педагогической под-