Научная статья на тему 'Организация самостоятельного проживания воспитанников детского дома в тренировочной квартире'

Организация самостоятельного проживания воспитанников детского дома в тренировочной квартире Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17195
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельного проживания воспитанников детского дома в тренировочной квартире»

других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

В целях развития навыков эффективного взаимодействия, для успешной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством проведения тренинга «Командо-образование» воспитанников детских домов познакомили со способами эффективного взаимодействия в команде, преимуществами командной работы; сформировали установку личной ответственности за результат в командной работе; отработали навыки сотрудничества, принятия ограничений и использования сильных сторон каждого участника команды.

Результатом проделанной работы стала положительная динамика показателей развития малых команд детских домов. На стадию «Мерцающий маяк», характеризующуюся взаимопомощью, желанием трудиться сообща, помогать друг другу, дружить перешли 60 % команд.

Стадии развития команды «Алый парус» (символ устремленности вперед, дружеской верности, долга, принципа «Один за всех и все за одного») достигли 10 %% команд, отличающихся дружеским участием и заинтересованностью делами друг друга, которые сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи, к которым идут за советом, обраща-

ются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в команде, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

И 30 %% команд детских домов достигли стадии развития команды «Мягкая глина».

Таким образом, работа над командообразо-ванием среди детей-сирот необходима, так как коллективные отношения будут складываться на протяжении всей жизни, а их особенности в свою очередь оказывают влияние на психологический комфорт личности и способности успешной социализации.

Полученные результаты систематической тренинговой работы с детьми-сиротами позволяют сделать вывод о том, что подготовка к самостоятельной жизни достаточна эффективна и способствует приобретению опыта и отработке навыков эффективного взаимодействия в обществе и в последующем успешной социализации детей-сирот в обществе.

1. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. — Режим доступа: http://old.portalopen.ru/to_texts/id_121/, свободный.

2. Семья Г. В. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, С. А. Левин, А. И. Панов. — М., 2009. —140 с.

организация самостоятельного проживания

воспитанников детского дома

в тренировочной квартире

Ю. В. Валикова, педагог-психолог МКУ «Детский дом № 7 «Дружба», г. Прокопьевск

Выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. При этом взрослые люди, которые могли бы помочь и поддержать их в начале самостоятельного жизненного пути, часто отсутствуют.

Жизненный опыт выпускников детских домов очень мал, у большинства отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни. В детском доме о ребенке заботились, обеспечивали его всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции ребенка ста-

новится «субъектным». Он сам должен обеспечивать себе условия для нормальной жизнедеятельности, выпускнику впервые самостоятельно предстоит выстроить и организовать свое жизненное пространство.

Возникающие трудности и неспособность

успешно адаптироваться к новым для него условиям приводят к тому, что выпускник вовлекается в девиантный и асоциальный образ жизни. Выпускники детских домов, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Жизнь воспитанников детского дома, лишенных родительского внимания и любви, в условиях государственного учреждения приводит к нарушению взаимодействия с социальной средой.

В связи с этим актуальными становятся подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее сопровождение воспитанников, покидающих стены детского дома, в начале их самостоятельной жизни.

В октябре 2018 года в рамках реализации Комплекса мер делегация из Кемеровской области приняла участие в работе стажировочной площадки на базе ГКУ «Санаторный детский дом № 12» г. Ставрополя. Цель стажировочной площадки — распространение эффективной социальной практики, новых технологий и методов работы по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, а также сопровождению детей в первые годы жизни в замещающей семье.

Программа стажировки включает три модуля:

1) подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни (два года до выпуска);

2) подготовка воспитанников к проживанию в замещающей семье и сопровождение ребенка в период адаптации в замещающей семье;

3) особенности сопровождения ребенка в замещающей семье в сельской местности (посещение опорных площадок).

Все направления работы стажировочной площадки были признаны экспертами актуальными, а особый интерес вызвал модуль «Этапы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни», в рамках которого педагогические работники детского дома № 7 познакомились с опытом работы Ставропольского детского дома по следующим направлениям:

— актуальность, критерии и этапы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни (два года до выпуска);

— технологическое содержание подготовки воспитанников к самостоятельной жизни — представлены проекты «Семейные ценности», «Образовательный туризм», «Школа правовых

знаний», программа «Финансовая грамотность», дорожная карта «Путь в профессию» и пр.;

— социальная карта воспитанника-выпускника;

— роль персонального и группового наставничества в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;

— социальная квартира — индикатор готовности подростков к самостоятельной жизни.

Нам, педагогам из Прокопьевска, была представлена презентация дополнительной общераз-вивающей программы «Путь к успеху» по подготовке воспитанников ГКУ «Санаторный детский дом № 12» г. Ставрополя к самостоятельной жизни. Целью программы обозначено формирование у воспитанников высокого уровня социальной готовности к жизни в обществе. Данная программа предлагает современные подходы к формированию полноценной, социально активной личности, толерантной, способной к адекватной оценке ситуации, к предвидению последствий своих действий, с чувством собственного достоинства, уважающей себя и окружающих.

Интерес к данному модулю был вызван тем, что МКУ «Детский дом № 7 «Дружба» г. Прокопьевска вошел в число организаций для детей-сирот, которые в рамках реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, детей из замещающих семей на территории Кемеровской области на 2018-2019 годы и при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации нашли возможность оборудовать тренировочную квартиру.

Тренировочная квартира оборудована в детском доме для подготовки воспитанников к дальнейшей жизни вне учреждения с учетом индивидуальных возможностей и реальных условий, удовлетворяющих в первую очередь личные интересы и потребности воспитанников.

С помощью тренировочной квартиры решаются задачи:

— создание условий, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников;

— получение опыта самостоятельного проживания, постепенное приучение воспитанников к полной самостоятельности;

— обеспечение развития жизненных навыков, необходимых для самостоятельного проживания воспитанников.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Полноценную работу с воспитанниками, проживающими в тренировочной квартире, осуществляют специалисты детского дома: куратор тренировочной квартиры; социальный педагог — специалист, отвечающий за непосредственное социально-педагогическое сопровождение; воспитатель, отвечающий за навыки самостоятельного проживания; педагог-психолог, который ведет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.

Программа сопровождаемого проживания в тренировочной квартире реализуется по трем основным направлениям: «Самообслуживание», «Самоорганизация», «Саморегуляция».

Деятельность тренировочной квартиры носит учебно-практический характер и направлена на актуализацию имеющихся у воспитанников бытовых и социальных навыков, формирование у них активной и ответственной позиции по отношению к собственной жизни — субъектной позиции.

В тренировочной квартире имеют право проживать воспитанники детского дома в возрасте 16-18 лет за один-два года до выпуска. Основанием для проживания в тренировочной квартире является личное желание воспитанника, выраженное в письменной форме, и разработка индивидуального плана проживания в соответствии с утвержденной программой. При совместном проживании воспитанников в тренировоч-

ной квартире учитывается их психологическая совместимость, сходство индивидуальных планов проживания.

Учебное самостоятельное проживание воспитанников в тренировочной квартире включает три этапа:

1) адаптационный этап — двухдневное проживание;

2) обучающий этап — трехдневное проживание;

3) основной этап — недельное проживание.

Указанная программа позволяет сформировать и закрепить у воспитанников МКУ «Детский дом № 7 «Дружба» жизненные, социальные и коммуникативные умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни. В ходе самостоятельного учебного проживания в тренировочной квартире воспитанники приобретают следующие жизненные умения и навыки: владение навыками самообслуживания, приготовление пищи, уход за одеждой и обувью, распределение имеющихся ресурсов (денежных, материальных, временных и т. д.), готовность принимать самостоятельные решения, умение самостоятельно планировать свои дальнейшие действия.

Результат учебного самостоятельного проживания в тренировочной квартире — постепенный переход воспитанников на полное самообслуживание, самостоятельное приготовление пищи, самоорганизацию.

реализация системы кураторства в профессиональной образовательной организации.

плюсы и минусы

Е. В. Пряникова, социальный педагог Кузнецкого металлургического техникума М. Г. Коновалова, преподаватель

Приказом № 2217 от 12.12.2018 департамента образования и науки Кемеровской области было утверждено примерное положение по реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — выпускники), в период их обучения в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО). Цель — создание региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализация Комплекса мер по раз-

Е. В. Пряникова М. Г. Коновалова

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №4 (63) 2019

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.