Научная статья на тему 'Особенности подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни'

Особенности подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козырева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни»

профориентация

особенности подготовки детей-сирот

к самостоятельной жизни

н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института профессионального образования, г. Киселевск

В настоящее время система пребывания детей-сирот в детских домах имеет ряд особенностей, которые затрудняют социальную адаптацию их к обществу. Отсутствие личного пространства, вынужденное пребывание в коллективе сверстников, зачастую отсутствие доверительного близкого общения, примитивность взаимодействия с взрослыми, которая ограничивается задачами овладения бытовыми навыками, контролем дисциплины, стихийное формирование чувства группового эгоцентризма — все это приводит детей-сирот к социальному инфантилизму, неумению и нежеланию брать на себя ответственность в выборе и неуверенности в своем будущем. Исходя из этого, дети-сироты нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов, содействующих подготовке их к самостоятельной жизни, а это значит, что сегодня необходимо пересмотреть направления данной работы.

Как показывают исследования, дети-сироты должны обладать следующими навыками самостоятельной жизни: уход за собой, эффективное взаимодействие, общение в кругу сверстников и вне детского дома, уверенность в себе, умение проявлять дружбу и любовь [2, с. 33].

В целях содействия социальной адаптации детей-сирот и подготовки их к самостоятельной жизни в рамках реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области на 2018-2019 годы в детских домах региона проводились тренинги по различным направлениям подготовки их к самостоятельной жизни: эмоциональная эффективность в общении, командообразование, основы ведения домашнего хозяйства и др.

В тренингах приняли участие 75 детей-сирот в возрасте 14-18 лет из шести детских домов Киселевского, Прокопьевского ГО и Прокопьевского муниципального района. На начальном этапе тренингов проводилась диагностика эмоционального самочувствия детей-сирот — участников тренинга.

Согласно полученным результатам, большинство респондентов (80 %) не уверены в своем

будущем, испытывают сомнения относительно реализации собственных планов, у некоторых из них выражены тревожность и страх в общении. Организованный и проведенный тренинг «Управление эмоциями» позволил вывить типы эмоциональных помех и изучить эмоциональную эффективность в общении. Значительная часть работы по содействию управлению эмоциями детей-сирот старшего возраста выстраивалась исходя из понимания феномена эмоциональной устойчивости как интегративного качества личности, способствующего успешному осуществлению деятельности в различных условиях.

Для получения обоснованных результатов использовалась методика диагностики помех (барьеров) в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко, направленная на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и типа эмоциональных помех. Среди эмоциональных барьеров В. В. Бойко выделяет пять подгрупп: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Участникам тренинга предлагалось прочитать каждое суждение и ответить на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.

Согласно полученным результатам опроса, для 50 %% респондентов характерно наличие существенных помех в установлении эмоциональных контактов, 20 %% опрошенных свойственно неумение управлять эмоциями, дозировать их, также у данных участников тренинга выражено доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Уровни эмоциональной эффективности в общении детей-сирот распределились следующим образом. Второй уровень (3-5 баллов) — 20 %%: эмоции обычно не мешают общаться с партнерами; третий уровень

подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

(6-8 баллов) — 20 %: имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; четвертый уровень (9-12 баллов) — 40 %: эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; пятый уровень (13 и более баллов) — 20 °%: эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми. Респондентов первого уровня (0-2 баллов), где испытуемые плохо видят себя со стороны либо в своих ответах, не выявлено. В результате проведенного тренинга «Управление эмоциями» при повторном опросе по методике диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике уровня эмоциональной эффективности в общении среди детей-сирот старшего возраста. Снизился показатель количества респондентов пятого уровня на 15 °% и четвертого уровня на 20 °%, в свою очередь увеличилась доля опрошенных второго уровня на 20 %.

Вместе с тем, как показывают исследования многих психологов, старший подростковый возраст наиболее сензитивен к развитию эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и самоконтроля. Все это облегчает процесс повышения эмоциональной устойчивости. Поэтому данная работа и поиск условий развития эмоциональной устойчивости подростков именно в этот период представляется наиболее целесообразной.

Анализ работы по развитию малой команды из числа детей-сирот детских домов Киселевского, Прокопьевского городских округов, Про-копьевского муниципального района позволил отметить, что основная работа с детьми-сиротами строилась с позиции формирования способностей действовать в команде, поскольку отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества способствуют успешной социализации в обществе.

В процессе тренинга «Командообразова-ние» для получения первоначальных и итоговых результатов диагностики уровня развития малой команды и выявления проблем управления использовался тест Л. И. Уманского, А. Н. Лутошкина.

Согласно инструкции теста, респондентам предлагалось оценить 26 утверждений, которые охватывают разные стороны взаимоотношений в команде, на основании одного из четырех вариантов соответствия: утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей команде; утверждение в общем

характерно для нашей команды; утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей команде; утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей команде (у нас все наоборот). Далее, обобщив ответы всех членов команды, определили уровень ее развития, а также сравнили между собой различные группы.

Дифференцированный количественный подсчет и сопоставление буквенных знаков в разных детских домах показал, что команда, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу со средним и низким уровнем развития малой команды.

По опыту диагностики и оценки динамики малых команд полученным количественным данным соответствуют следующие уровни командного развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин): коллектив «Горящий факел», автономия «Алый парус», кооперация «Мерцающий маяк», ассоциация «Мягкая глина», диффузная команда «Песчаная россыпь».

Следует отметить, что 70 °% команд детских домов находятся на стадии развития команды «Мягкая глина», т. е. на данной ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования более авторитетных воспитанников. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что воспитанники всегда внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

К стадии развития команды по типу «Песчаная россыпь» принадлежат 30 % команд детских домов, где отдельные группы специально организованы или возникли по воле обстоятельств. Вроде, все вместе, а в то же время каждый участник сам по себе, отсутствует «сцепление» между воспитанниками. Они не стремятся пойти друг другу навстречу, не желают находить общие интересы, общий язык. Также отсутствует стержень, авторитетный центр, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение воспитанников, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому или сам нуждается во внимании

подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

В целях развития навыков эффективного взаимодействия, для успешной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством проведения тренинга «Командо-образование» воспитанников детских домов познакомили со способами эффективного взаимодействия в команде, преимуществами командной работы; сформировали установку личной ответственности за результат в командной работе; отработали навыки сотрудничества, принятия ограничений и использования сильных сторон каждого участника команды.

Результатом проделанной работы стала положительная динамика показателей развития малых команд детских домов. На стадию «Мерцающий маяк», характеризующуюся взаимопомощью, желанием трудиться сообща, помогать друг другу, дружить перешли 60 °% команд.

Стадии развития команды «Алый парус» (символ устремленности вперед, дружеской верности, долга, принципа «Один за всех и все за одного») достигли 10 °% команд, отличающихся дружеским участием и заинтересованностью делами друг друга, которые сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи, к которым идут за советом, обраща-

ются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в команде, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

И 30 °% команд детских домов достигли стадии развития команды «Мягкая глина».

Таким образом, работа над командообразо-ванием среди детей-сирот необходима, так как коллективные отношения будут складываться на протяжении всей жизни, а их особенности в свою очередь оказывают влияние на психологический комфорт личности и способности успешной социализации.

Полученные результаты систематической тренинговой работы с детьми-сиротами позволяют сделать вывод о том, что подготовка к самостоятельной жизни достаточна эффективна и способствует приобретению опыта и отработке навыков эффективного взаимодействия в обществе и в последующем успешной социализации детей-сирот в обществе.

1. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. — Режим доступа: http://old.portalopen.ru/to_texts/id_121/, свободный.

2. Семья Г. В. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, С. А. Левин, А. И. Панов. — М., 2009. —140 с.

организация самостоятельного проживания

воспитанников детского дома

в тренировочной квартире

Ю. В. Валикова, педагог-психолог МКУ «Детский дом № 7 «Дружба», г. Прокопьевск

Выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. При этом взрослые люди, которые могли бы помочь и поддержать их в начале самостоятельного жизненного пути, часто отсутствуют.

Жизненный опыт выпускников детских домов очень мал, у большинства отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни. В детском доме о ребенке заботились, обеспечивали его всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции ребенка ста-

новится «субъектным». Он сам должен обеспечивать себе условия для нормальной жизнедеятельности, выпускнику впервые самостоятельно предстоит выстроить и организовать свое жизненное пространство.

Возникающие трудности и неспособность

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (63) 2019

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.