реализация КОМПЛЕКСА МЕР ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕй-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛьНОй ЖИЗНИ
н. Л. Токмакова, тьютор Центра содействия семейному устройству детей «Радуга» Е. Р. Саломатова, социальный педагог
Целью Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников является формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их успешной социальной адаптации. Одна из задач комплекса мер — совершенствовать и распространять региональную практику, эффективные технологии и методики работы по подготовке воспитанников организаций детей-сирот к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот.
В рамках реализации комплекса мер утверждены локальные документы, специалисты прошли курсы повышения квалификации на профессиональных стажировочных площадках на базе Центра социально-психологической помощи г. Кирова и на базе благотворительного фонда «Счастливые дети» г. Красноярска. Отремонтированы помещения, разработана программа учебного самостоятельного проживания воспитанников центра содействия семейному устройству детей «Радуга». Координатором и организатором мероприятий является Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Для воспитанников данной категории характерны: недостаточно развитый социальный интеллект, иждивенчество, отсутствие навыков планирования, нестабильная (завышенная или заниженная) самооценка, неадекватность уровня притязаний. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, ведет к отсутствию готовности перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.
Решением задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни на этапе выпуска из организации для детей-сирот стала адаптационная тренировочная квартира, в которой воспитанники живут самостоятельно, отрабатывая на практике социально-бытовые и коммуникативные навыки. Большая роль в этом процессе отводится тьютору, который осуществляет
Шш 1
Щ** т К
^ м
'/к
н. Л. Токмакова Е. Р. Саломатова
их сопровождение на протяжении всего тренировочного периода самостоятельного проживания.
Тренировочная квартира играет роль своеобразного социального адаптера: с одной стороны, она изменяет социальные условия, а с другой — формирует у воспитанника навыки, необходимые для адаптации к социуму. Она предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее знаний, умений и навыков, перехода на качественно новый уровень подготовки, который характеризуется способностью решать реальные жизненные задачи.
Программа отличается тем, что позволяет в условиях учебного самостоятельного проживания в тренировочной квартире при активном участии всех служб организации для детей-сирот наладить работу по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Данная программа помогает выявить слабые и сильные стороны воспитанников для дальнейшей корректировки работы перед выпуском. Проживание в тренировочной квартире направлено на создание условий, в том числе жилищных, для овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны. Жизненные навыки, обеспечивающие самостоятельное проживание, условно можно разделить на три сферы: самообслуживание, самоорганизация, саморегуляция.
При проживании в квартире проявляются жизненные умения и навыки воспитанников: навыки самообслуживания, приготовления пищи, соблюдения санитарно-гигиенических норм,
22
«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019
ухода за одеждой и обувью, распределения имеющихся ресурсов (материальных, временных и т. д.), умения строить эффективную коммуникацию с окружающими, в повседневной жизни соблюдать социальные нормы, готовность принимать самостоятельные решения, способность делать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях, умение осуществлять самооценку и самоанализ своих действий, способность предвидеть последствия своих действий и готовность принимать на себя ответственность за эти действия, готовность соблюдать принятые на себя обязательства, умение самостоятельно планировать свои дальнейшие действия.
Тренировочная квартира представляет собой модель жилого помещения, состоящего из зон: прихожая/гардеробная, гостиная, спальня, кухня, санитарная комната. В ней созданы все условия для комфортного обучения, проживания и адаптации. Данная квартира обеспечивает безопасность воспитанников, соответствует потребностям и физическим возможностям подростков. Тренировочная квартира оборудована современной мебелью, бытовой техникой и приборами, посудой.
Из опыта работы можно отметить, что при первичном заселении возникают трудности по всем модулям данной программы. Самым сложным
для воспитанников является первичный подготовительный и завершающий периоды. Это связано с тем, что воспитаннику предлагается пройти психологическую диагностику, направленную на определение уровня готовности выпускников к самостоятельной жизни. Они должны составить меню и произвести расчет продуктов, а также соблюдать правила содержания квартиры в чистоте и порядке, подготовить квартиру к сдаче по всем предъявляемым требованиям.
При заселении воспитанникам объясняются инструкции и даются советы по использованию бытовых приборов и оборудования, проводится инструктаж по технике безопасности.
Особое внимание уделяется выстраиванию комфортного межличностного общения и соблюдению правил конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поэтому на протяжении всего периода с воспитанниками ведется работа без вмешательства в действия и решения самого воспитанника. По завершении проживания проводится итоговая диагностика, позволяющая определить качество полученных воспитанником знаний, сформированных умений и навыков. Данная программа дает возможность воспитаннику реализовать свой потенциал и готовит к жизни в новых условиях после выпуска, снижает риск ухудшения качества жизни.
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
М. П. Куркова, социальный педагог МКУ «Детский дом «Островок», Топкинский район
О проблемах, которые волнуют детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности сегодня говорится много
и на разных уровнях. Выпускники детских домов, даже получившие профессиональное образование, — это особый контингент, требующий пристального внимания. Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться к самостоятельной жизни. После выхода из учреждения выпускники не способны решать
многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности:
• с устройством на работу — не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе;
• получением жилья — теряют жилье, становясь жертвами мошенников.
Не умеют:
— общаться с взрослыми;
— обустроить свой быт;
— составлять и соблюдать бюджет;
— отстаивать свои юридические права.
А также испытывают трудности в создании полноценной семьи.
Порой предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы они чувствовали себя эмоционально и психологически защищенными. Поэ-
«ОБРАЗОВАнИЕ. карьера. общество» № 4 (63) 2019
23