Научная статья на тему 'Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в рамках программы "шаг за шагом"'

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в рамках программы "шаг за шагом" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в рамках программы "шаг за шагом"»

подготовка воспитанников детского дома

к самостоятельной жизни

в рамках программы «шаг за шагом»

н. В. Корякина, социальный педагог Верх-Чебулинского районного детского дома

Одним из важнейших личностных качеств современной молодежи является самостоятельность. Самостоятельность помогает современному человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться к условиям социума. Это особенно важно для воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как им во взрослой жизни приходится рассчитывать только на себя.

Наблюдение за постинтернатным жизнеустройством выпускников показало, что, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, сохраняется низкий уровень адаптации воспитанников интернатных учреждений к обществу. У них некорректно сформирована модель семьи, искажены механизмы дружеских и интимных отношений, практически не развита трудовая мотивация, а низкие адаптивные возможности воспитанников не способствуют достижению ими высоких статусных позиций в обществе, что в дальнейшем оказывает негативное влияние на уровень и качество их жизни.

Необходимость организации профессиональной помощи воспитанникам-выпускникам детских домов в успешной адаптации к социуму и обусловила разработку программы подготовки воспитанников МКОУ «Верх-Чебулинский районный детский дом» к самостоятельной жизни «Шаг за шагом». Учитывая все принципы разработки данной программы, педагоги последовательно выстраивают свою работу, направленную на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основной целью программы является формирование у воспитанников детского дома высокого уровня социальной готовности к жизни в обществе.

Содержание программы представлено тремя блоками. Первый блок — это подготовка воспитанников к самостоятельному проживанию (в условиях детского дома). Второй блок — выпуск из детского дома и адаптация к новым условиям в рамках относительной самостоятельности (обучение в профессио-

нальной образовательной организации). Третий блок — трудоустройство (завершение процесса адаптации к новым условиям и самостоятельное устройство в жизни).

Первый блок представлен следующими модулями: «Домоводство», «Семейное воспитание», «Правовое воспитание», «Финансовая грамотность», «Профориентация», «ЗОЖ».

Весь курс обучения построен таким образом, что, кроме развития и коррекции практических навыков, детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению их кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию.

Одной из важнейших основ программы является дифференцированный подход, основанный на психофизических особенностях развития воспитанников детского дома, уровне их знаний и умений. В группе воспитываются дети разных возрастов, занятия проводятся по подгруппам, что в свою очередь способствует более качественному усвоению воспитанниками того или иного материала.

В процессе занятий используются методы самостоятельной работы, которая не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность. Самостоятельная работа включает поиск материалов и исследование по заданным темам, оформление их в рефераты, проектные работы.

В этом году в детском доме открыта тренировочная квартира, которая, по нашему мнению, может оказать огромную помощь будущим выпускникам, чтобы самоутвердиться, почувствовать себя независимым, способным самостоятельно вести домашнее хозяйство и бюджет.

Тренировочная квартира играет роль своеобразного социального тренажера: с одной стороны, она изменяет социальные условия, а с другой — развивает у воспитанника навыки,

42

«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019

необходимые для адаптации к обществу. Она предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и проверки полученных ранее знаний, умений и навыков, перехода на качественно новый уровень подготовки, способствует самостоятельному решению реальных жизненных задач.

В тренировочной квартире созданы условия, в том числе жилищные, для овладения подростками навыками, необходимыми для самостоятельного проживания на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны взрослых. Жизненные навыки, обеспечивающие самостоятельное проживание, условно можно разделить на три сферы: самообслуживание, самоорганизацию, саморегуляцию. Заселение воспитанников в тренировочную квартиру производится на срок и в порядке, определенными Положением о тренировочной квартире нашего детского дома. По окончании проживания воспитанника в тренировочной квартире педагог-наставник и педагог-психолог проводят мониторинг готовности воспитанника к самостоятельной жизни.

Еще одним важным направлением в работе по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни является трудоустройство несовершеннолетних воспитанников детского дома, достигших 14-летнего возраста. Трудоустройство направлено на решение задач по содействию в профессиональном самоопределении подростков, привлечение к общественно полезному труду, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Большую помощь в работе по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни оказывает проводимая в летний период экономическая игра «Труд и бизнес». В это время детский дом превращается в маленькое государство со своими законами, президентом, правительством, денежной валютой. Игра становится как бы подведением итогов работы педагогического коллектива по подготовке детей к самостоятельной жизни. Она дает возможность увидеть все пробелы в знаниях детей, поставить новые задачи и наметить пути решения в системе подготовки воспитанников.

В последнее время актуальность приобретает волонтерская деятельность. Очень важно научить воспитанников на данном этапе не только принимать блага, но и уметь отдавать тепло своей души людям, которые нуждаются в помощи.

Большое внимание уделяется работе по профессиональному самоопределению воспитанни-

ков, которая включает несколько направлений. Основными видами деятельности являются: диагностическая и консультативная. Использование различных форм и методов помогает в определении профессиональных интересов. Педагогами разработаны такие проекты, как «Профдорожка», «Путь в профессию».

Особое место в этом блоке занимает дополнительное образование детей, которое представлено кружками, занятиями в творческих мастерских, студиях, работающими как в детском доме, так и в образовательных учреждениях дополнительного образования.

Система дополнительного образования направлена на то, чтобы жизнь воспитанников стала для них интересной и полезной, отвечала запросам каждого ребенка и готовила его к самостоятельной жизни. И если дополнительное образование станет для выпускника необходимостью, потребностью, то он не будет бесцельно проводить время в клубах и асоциальных компаниях, а будет ощущать значимость своего вклада в жизнь общества и стремиться к успешности.

Значимое место в воспитании выпускников занимает правовое воспитание и профилактика правонарушений и преступлений среди подростков, формирование ЗОЖ, приобщение воспитанников к решению проблем сохранения и укрепления своего здоровья, решаемых в процессе социализации.

Второй блок «Выпуск из детского дома и адаптация к новым условиям относительной самостоятельности» представлен модулем «Наставничество».

Модуль «Наставничество» включает в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую помощь выпускникам детского дома и состоит из трех этапов.

Первый этап — организационный. Из числа специалистов детского дома назначаются ответственные за наставническую деятельность, причем ответственными назначаются люди, особо значимые для воспитанников-выпускников. Между наставником и выпускником заключается договор о постинтернатном сопровождении и разрабатывается индивидуальный план сопровождения выпускника. Устанавливаются контакты со специалистами профессиональных образовательных организаций. Такое сотрудничество детского дома и образовательного учреждения необходимо для обеспечения преемственности в работе по формированию у выпускников необходимых социальных компетенций, развитию навыков самостоятель-

«ОБРАЗОВАнИЕ. карьера. общество» № 4 (63) 2019

43

ной жизни в постинтернатный период. Проводится диагностика постинтернатной адаптации выпускников на основе предложенных критериев и показателей. Разрабатываются индивидуальные планы постинтернатного сопровождения и методическое обеспечение процесса постинтернатного сопровождения выпускников.

Цель наставников — познакомить специалистов профессиональных образовательных организаций с психологическими особенностями выпускников детского дома, их способностями к учебной деятельности, рассказать об их увлечениях, чтобы максимально помочь им с постинтернатной адаптацией.

На втором этапе (основном) проводятся системная диагностика и коррекция постинтернатной адаптации выпускников во время их обучения в профессиональной образовательной организации, у них развивается позитивное отношение к профессии и трудовой деятельности в условиях современного мира. Осуществляется комплекс мер, направленных на реализацию прав и социальных гарантий выпускников.

Основной этап включает совместное проведение мероприятий профессиональной образовательной организацией с детским домом. Наставник наблюдает за адаптацией выпускника и по результатам диагностики определяется с формами работы: воспитательные беседы с выпускником, обучение правильному распределению денежных средств, правилам бесконфликтного общения.

Важную роль играют экскурсии, организованные наставником либо совместно с профессиональной образовательной организацией. Это могут быть экскурсии на предполагаемое место работы будущего выпускника профессиональной образовательной организации, в учреждения социальной сферы (больница, служба опеки, отдел соцзащиты, паспортный стол, центр занятости и т. д.), чтобы выпускник знал, куда ему обратиться в случае возникновения проблем. Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует профессиональному росту студентов. Выпускника привлекают к культурно-массовым мероприятиям детского дома, к волонтерской деятельности, приглашают на традиционные праздники в детский дом. Таким образом у воспитанников выпускников формируются социальный опыт, опыт общения в социально значимой среде, они успешно адаптируются к новым условиям.

Третий этап, заключительный, предполагает проведение мониторинга результативности постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников в условиях профессиональной образовательной организации на основании проведенной диагностики уровня постинтернатной адаптации выпускников.

Третий блок «Трудоустройство (завершение процесса адаптации к новым условиям и самостоятельное устройство в жизни)» раскрывает одну из сложнейших проблем в процессе постинтернатной социализации. Наши выпускники, имеющие плохую успеваемость, испытывают дополнительные трудности в трудоустройстве, так как работодатели предъявляют достаточно высокие требования к интеллектуальному уровню рабочих. В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, они не умеют общаться с взрослыми, обустраивать свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже незначительными суммами.

При организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов необходимы поддержка и развитие индивидуальности воспитанников, учет соблюдения и согласования личных образовательных профессиональных интересов и жизненных планов воспитанников, вариативность и гибкость в индивидуальной деятельности воспитанников, обеспечение субъектной позиции воспитанников, оптимистическая стратегия и непрерывность, системность, преемственность сопровождения, взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников. Все принципы постинтернатного сопровождения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Специалистам, педагогам, психологам важно учитывать и реализовы-вать их на всех этапах сопровождения.

Таким образом, специфика постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ «Верх-Чебулинский районный детский дом» подразумевает индивидуальный подход к каждому выпускнику, постоянный контроль постинтернатной адаптации.

44

«образование. КАРЬЕРА. общество» №4 (63) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.