Научная статья на тему 'Социально-профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере МБУ "детский дом № 2", г. Кемерово)'

Социально-профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере МБУ "детский дом № 2", г. Кемерово) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере МБУ "детский дом № 2", г. Кемерово)»

подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

— знанию своих прав и обязанностей, умению применять знания в различных жизненных ситуациях;

— адекватной оценке в соответствии с нормами морали и права, собственных поступков, поступков окружающих, друзей, сверстников.

1. Гордиевская Е. О., Старобина Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот. — Калининград, 2014. — 96 с.

2. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот. — Калининград, 2010.

социально-профессиональная

адаптация детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

(на примере мбу «детский дом № 2», г. кемерово)

О. А. Кузнецова, куратор отделения подготовки к самостоятельной жизни учебной тренировочной квартиры МБУ «Детский дом № 2»

В настоящее время одним из критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Ребенок, который воспитывается в семье, гармонично адаптируется к обществу, учится соизмерять свои потребности с возможностями, определять приоритетные направления жизнедеятельности и способы достижения поставленных целей.

Современная политика государства направлена на подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешному решению социально-экономических задач, что будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе.

Сегодня такое личностное качество, как самостоятельность, помогает человеку успешно проявлять себя в разнообразных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться к социуму и целенаправленно развиться как личность. Это особенно важно для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать на свои силы. Недостаточно сформированный уровень социальной компетентности воспитанников детских домов после выхода в самостоятельную жизнь затрудняет процесс адаптации.

Рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома эти дети будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем, не приходится. Стопроцентной готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания,

но такую неподготовленность обычно компенсируют родители, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.

В связи с этим возникла необходимость создания комплексной системы подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни и сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Так, в детском доме № 2 г. Кемерово социально-профессиональная адаптация воспитанников и выпускников носит непрерывный и комплексный характер. В детском доме создан и функционирует центр профориентации, социально-профессионального самоопределения воспитанников и постинтернатного сопровождения выпускников «УСПЕХ», который является структурным подразделением детского дома.

В структуру центра включены:

• отделение профориентации и содействия социально-профессиональному самоопределению воспитанников;

• отделение подготовки к самостоятельной жизни воспитанников в условиях учебной тренировочной квартиры;

• отделение постинтернатной адаптации выпускников.

Целевыми группами, с которыми работает центр, являются:

— воспитанники детского дома (6-16 лет). К ним относятся дети-сироты; дети, оставшиеся

- профориентация -

без попечения родителей; дети, временно помещенные в учреждение по заявлению законных представителей и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

— родители и члены семей воспитанников (в том числе замещающих);

— выпускники детского дома (16-23 лет), обратившиеся за помощью. В исключительных случаях трудной жизненной ситуации (конфликты и жестокое обращение в семье (приемной, опекунской), отсутствие места для проживания в общежитии (студентам в период обучения в СПО), иные неблагоприятные ситуации) помощь может предоставляться несовершеннолетним одиноким матерям с малолетними детьми;

— педагоги детского дома.

Отделение профориентации и содействия социально-профессиональному самоопределению воспитанников осуществляет работу по профориентации с воспитанниками детского дома. Одной из основных задач является привлечение социальных партнеров, опыт и возможности которых способны расширить круг представлений подростков о мире профессий, характере и особенностях трудового процесса, осуществлении конкретных операций в определенных видах труда. В детском доме заключены договоры о сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями профессионального образования г. Кемерово (Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг, Кемеровский педагогический техникум, Губернаторский техникум народных промыслов, Кемеровский профессионально технический техникум и др.).

Подписаны договоры о совместной работе со студенческими отрядами КемГУКИ, КемГУ КемТИПП, Советом ветеранов, Электротранспортной компанией, библиотеками города, центрами дополнительного образования и др.

В целях содействия социально-профессиональному самоопределению выпускников на базе Губернаторского техникума народных промыслов во время каникул проходят профессиональные пробы по направлениям «Парикмахер», «Мастер по художественной обработке дерева». Прошла апробация сети профориен-тационных мастерских по профессиям «художественный оформитель», «дизайн», «конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «озеленитель».

На базе детского дома также организовано проведение профессиональных проб по различным направлениям. Профессиональными пробами охвачены такие профессии, как швея, мед-

сестра, педагог дошкольного образования, столяр, плотник, социальный педагог, повар, секретарь-делопроизводитель, педагог дополнительного образования, водитель, автомеханик.

Для проведения теоретических занятий предусмотрено программно-методическое обеспечение, которое является основой для проведения занятий по профориентации специалистами и воспитателями детского дома: программа «Я осваиваю профессии», «Профессии в жизни», «Дорога в жизнь», авторские пособия «Помоги себе сам», «Твой путь к успешной карьере».

В течение учебного года проходят встречи с успешными выпускниками. Организованы экскурсии на ведущие предприятия города («Почта России», «Ростелеком», ГТРК «Кузбасс», ОАО «Азот», АО «Кемеровская электротранспортная компания», ОАО «Кемерово-хлеб», хладокомбинат, «Кузбассразрезуголь», «Тойота Центр» и др.).

Воспитанники детского дома участвуют в конкурсах сочинений «Что я думаю о профессиональном будущем», «Мое профессиональное будущее». Учащиеся младших классов принимают активное участие в конкурсах рисунков «Радуга профессий», «Моя любимая профессия».

С будущими выпускниками проводятся индивидуальные беседы и групповые консультации на темы «Особенности приема в образовательные организации», «Важность успешного обучения в школе», «Куда пойти учиться в Кемерове» «Твой выбор, твой успех», «Хочу, могу, надо» и др.

Отделение подготовки к самостоятельной жизни воспитанников в условиях учебной тренировочной квартиры играет, пожалуй, одну из главных ролей в социально-профессиональной адаптации воспитанников — будущих выпускников.

Целью деятельности отделения подготовки к самостоятельной жизни в условиях учебной тренировочной квартиры является подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни, формирование у них универсальных и социально-бытовых умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей и реальных условий, удовлетворяющих в первую очередь личные интересы и потребности воспитанников.

Полноценную работу с воспитанниками в рамках деятельности отделения подготовки к самостоятельной жизни в условиях учебной тренировочной квартиры осуществляют разные специалисты.

Куратор (тьютор) отделения подготовки к самостоятельной жизни в условиях учебной тренировочной квартиры отвечает за работу

учебной тренировочной квартиры, совместно с педагогом-психологом проводит мониторинг (педагогическую диагностику) и оценку индивидуальных достижений воспитанников.

По мере необходимости привлекаются специалисты (психолог, социальный педагог), которые способствуют формированию у воспитанников (8-й класс обучения в СОШ) и будущих выпускников (9-й класс обучения в СОШ) навыков социального взаимодействия и толерантного общения с людьми, консультируют по интересующим их вопросам (правам, обязанностям и пр.), оказывают психолого-социальную помощь.

Для реализации плана работы квартиры и учебно-тематического плана программы «Я — самостоятельный человек!» привлекаются воспитатели детского дома. Сотрудники пищеблока, центра лечебно-оздоровительной работы (ЛОР), инструкторы по труду детского дома помогают в организации и контроле питания, выполнении требований сангигиены и ЗОЖ.

А также для реализации плана работы квартиры и учебно-тематического плана программы «Я — самостоятельный человек!» привлекаются волонтеры, добровольцы, члены НКО и другие представители системы межведомственного взаимодействия по социализации и адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кемерово.

В учебной тренировочной квартире воспитанники живут самостоятельно, отрабатывая на практике социально-бытовые и коммуникативные навыки. Большая роль в этом процессе отводится педагогам-наставникам, которые осуществляют их сопровождение на протяжении всего тренировочного периода.

Учебная тренировочная квартира — своеобразный социальный адаптер: с одной стороны, она изменяет социальные условия, а с другой — формирует у воспитанника навыки, необходимые для адаптации к социуму. Она предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее знаний, умений и навыков, перехода на качественно новый уровень подготовки, который характеризуется способностью решать реальные жизненные задачи.

Отделение постинтернатной адаптации осуществляет постинтернатное сопровождение выпускников детского дома, обратившихся за помощью, в возрасте от 16 до 23 лет. В исключительных случаях (трудная жизненная ситуация, конфликты и жестокое обраще-

- профориентация -

ние в семье (приемной, опекунской), отсутствие места в общежитии в период обучения в СПО, иные неблагоприятные ситуации) помощь может предоставляться несовершеннолетним одиноким матерям с малолетними детьми. Сопровождение может оказываться с проживанием и питанием в детском доме либо без проживания, питания в учреждении — по обращениям выпускников по конкретным видам помощи. Срок проживания устанавливается индивидуально, в зависимости от жизненной ситуации и видов помощи, необходимых выпускнику.

Отделение постинтернатной адаптации выполняет следующие задачи:

— обеспечение индивидуального комплексного постинтернатного сопровождения выпускников в процессе их социализации в обществе;

— оказание выпускнику социальной, педагогической, психологической, юридической помощи в решении трудных жизненных ситуаций, в том числе трудоустройстве и трудовой адаптации, в определении трудностей личностного характера, решении проблем жизнеустройства;

— взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с образовательными учреждениями, учреждениями и предприятиями, в которых обучаются или трудятся выпускники, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, общественными объединениями для эффективного постинтернатного сопровождения выпускников;

— ведение учета выпускников, обратившихся за помощью, анализ их проблем и потребностей;

— осуществление мониторинга, реализации постинтернатного сопровождения выпускников, определение наиболее эффективных форм и методов.

В состав отдела постинтернатной адаптации входят специалисты — штатные сотрудники детского дома, привлекаемые к работе службы по мере необходимости (социальный педагог, педагог-психолог, юрист). За каждым выпускником закреплены наставники из числа педагогов детского дома.

В заключение хочется еще раз отметить, что социально-профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна носить непрерывный и комплексный характер — от начального этапа профориентации до постинтернатного сопровождения — для того, чтобы качественно подготовить воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

30

«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.